Экс-мэр Киева Александр Омельченко решил снова побороться за булаву киевского градоначальника. О проблемах развития столицы и о своем видении их разрешения кандидат рассказал в интервью КиевVласть.
– Александр Александрович, вы неоднократно заявляли о недостатках нынешней системы власти – отсутствии районных советов, к примеру. Объясните подробнее, в чем основные принципиальные проблемы столичной вертикали?
У нас в стране есть закон о столице городе Киеве. Когда я был мэром, этот закон выполнялся в полном объеме и обеспечивал кадровый баланс в столице. Избранный киевлянами мэр согласно этому закону назначался и главой исполнительной власти Киева. Таким образом, формировался исполнительный комитет, куда входили заместители городского головы, которых назначала сессия Киевсовета, и заместители председателя КГГА, которые назначались указом президента по согласованию с Кабмином.
В городе было сначала 14, а после реорганизации – 10 районных советов. Там также была исполнительная власть, подконтрольная районным депутатам. Это была система динамичного и комплексного управления Киевом через главные управления городского хозяйства и управления районного хозяйства. Таким образом, замыкалась вертикаль: Киевсовет – райсоветы, киевская администрация – районные администрации, городские главные управления – районные управления.
– В результате, власть все равно сосредотачивалась в руках практически одного человека. К чему это привело – отлично показали “времена Черновецкого”.
– Люди Черновецкого понятия не имели, как управлять мегаполисом. У этой команды были совсем другие, всем известные понятия и принципы. В результате политических манипуляций столицей на уровне закона были разведены полномочия мэра и главы администрации: законно избранный мэр был практически отстранен от власти, а районные советы – ликвидированы. Власть оказалась жестко централизована и сосредоточена в руках главы столичной государственной администрации Попова, который работал напрямую с главами райадминистраций, также назначенными президентом.
Какое там местное самоуправление? Более того, ранее все средства заработанные общиной оставались в бюджете столицы. Однако в закон внесли изменения и 50% налогов начали забирать в госбюджет, где они потом успешно разворовывались. Где теперь те министры?
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
Сейчас, по закону, полномочия мэра и главы администрации все еще разведены, однако на деле продолжают совмещаться. Плюс сохранилась мзда, которую Киев по-прежнему отдает в госбюджет. Нужного количество заместителей, которое предписывает закон, чтобы охватить все сферы городского хозяйства, по не хватает. В маневре Киев ограничивает Постановление Кабмина, согласно которому градоначальнику не позволяется иметь более 5-ти замов. Очевидно, что предел компетенции команды, которая сегодня управляет столицей, ограничен в лучшем случае 100-тысячным городом, но никак не мегаполисом.
– А в чем проблема?
– Бюджет на 2015 год. Профицит в 1млрд. 900 млн. грн. А потом раз – и дефицит в три миллиарда. Но и этого мало – еще один удар: в госбюджет уходит 60 процентов заработанного столицей. Согласно новому бюджетному кодексу. А ведь были обещания, что столицу перестанут так бесцеремонно грабить. И что? Денег нет.
– Но в законе остался пункт о субвенции Киеву на выполнение представительских функций.
– Ни в прошлом году, ни в этом дотацию из госбюджета город не получил. 7-8 миллиардов гривен потеряно столицей за два последних года. О жилищных программах для молодежи вы что-то слышали? В мою бытность программа 50/50 гарантировала 350-370 квартир в год. Сегодня кто-то об этом вспоминает? Застройка – исключительно процесс обогащения одних, а не развитие мегаполиса. Бездумно, не системно, по-варварски…
И это с учетом того, что десятки тысяч киевлян, инвестировавших средства в жилье, потеряли свои деньги! Сегодня заморожено более 50 объектов строительства. А ведь капитальное строительство – уникальная сфера, которая создает десятки тысяч новых рабочих мест более чем в 30 отраслях экономики. Более того, это социально-емкий резерв, в рамках которого можно решать как бизнес задачи, так и реализовывать глобальные социальные программы.
Я и моя команда хотим заняться городской программой аренды жилья для молодежи. Хотим построить 1-1,5 млн. квадратных метров жилья за счет бюджета. 1-2-х комнатные квартиры. Аренда на три года, максимум – пять. Только после этого срока – можно выкупить в рассрочку на 5-10 лет с учетом уже осуществленных выплат. За пару лет программу можно подготовить и запустить.
– Где брать средства и землю под бюджетные дома?
– Тысячи гектаров столичной земли бездействуют в зоне промышленных предприятий! Дайте только добраться хозяину. Сколько говорим об этом, сколько планов строим, и все – в воздух.
“Хрущевкам” по 70 лет! Нужен закон и государственная программа. И я готов ее лоббировать на всех уровнях. Давайте начнем в Киеве. Давайте отработаем механизм. В “хрущевке” – 72 квартиры. В современном новострое может быть в 10 раз больше. Один (!) бюджетный дом – и программа начала работать. Отселяем людей в этот дом и сносим “хрущевки”. На их месте строим несколько высотных домов. Инфраструктура – есть, сети – есть, инвестор – придет. Было бы желание.