На “круглом столе” эксперты обсудили результаты ста дней работы мэра Киева Виталия Кличко на своей должности. Выводы не утешительны: несмотря на все предоставленные возможности существенных позитивных результатов не видно.
В течение первых 100 дней работы мэр Киева Виталий Кличко не спешил выполнять свои предвыборные обещания, четко определять приоритеты, ключевые коррупционные риски и наконец переломить критическую ситуацию с источниками поступлений в городской бюджет. Несмотря на получение всей полноты власти, при наличии контролируемого большинства в Киевсовете и назначения Кличка на должность главы КГГА, в течение 100 первых дней работы существенных изменений в работе КГГА нет, а столица продолжает страдать от старых проблем.
О том, как решить эти проблемы и достучаться до мэра дискутировали эксперты, депутаты и чиновники на круглом столе “100 дней мэра Виталия Кличко: упущенные возможности для вывода миллиардов из тени”, состоявшемся 30 сентября в информационном агентстве “Укринформ”. Организатором круглого стола выступил Фундация “Открытое общество”.
Леся Шевченко, президент Фундации “Открытое Общество” как один из координаторов инициативы “Реанимационный пакет реформ – Киев” обратила внимание на возможности, которые были в распоряжении Кличко и которые, в силу разных причин, были утрачены.
По ее словам, самой большой проблемой является непрозрачная и непубличная кадровая политика В.Кличко. Руководители подразделений КГГА с высокими коррупционными рисками несмотря на невыполнение поставленных задач при предыдущей власти, продолжают занимать руководящие должности. Фундацией была проведена независимая антикоррупционная экспертиза проекта Регламента Киевсовета. По результатам экспертизы, в проекте Регламента экспертами было обнаружено более 70 коррупционных факторов.
“Вообще не определены процедурные механизмы отчетности депутатов о своей работе перед избирателями, – заявила Леся Шевченко. – Отсутствуют также процедуры подотчетности и ответственности председателей и членов постоянных комиссий Киевсовета”.
В новой редакции Регламента Киевсовета не предусмотрены даже формальные процедуры осуществления права участия общины и реализации главного местного самоуправления – принципа народовластия. Вся работа по подготовке и принятию решений сосредоточена исключительно в рамках самого аппарата городской власти, ее органов и должностных лиц.
Иван Сикора, директор Фундации “Открытое общество”, остановился на ключевых коррупционных рисках, которые препятствуют выполнению запланированных показателей поступлений в городской бюджет и на выполнении “Дорожной карты реформирования города”, которая была разработана экспертами Фундации и передана В.Кличко в июне 2014. Этот экспертный общественный документ должен помочь сформировать эффективную бюджетную и антикоррупционную политику В.Кличко.
По мнению И.Сикоры, важно, что В.Кличко признал потери бюджета от земельных махинаций в размере 50 млрд. грн., пересмотренна нормативно-денежная оценка земли и проведен аудит части коммунальных предприятий. Однако, как и в прошлые годы, критическим является невыполнение поступлений в городской бюджет от аренды земли. А именно в земельных вопросах, по мнению Ивана Сикоры, кроются основные коррупционные риски. По состоянию на 1.09.2014 годовой план по поступлениям от аренды земли выполнен лишь на 23% и бюджет недополучил более 2,8 млрд. грн. В прошлом году план был выполнен на 52,7% и бюджет недополучил 1,7 млрд грн. И проблема, по мнению Ивана Сикоры, не в завышенных планах, а в неготовности должным образом выполнять должностные обязанности ответственными должностными лицами. До сих пор не сделано ни одного шага для просмотра профильных программ, регулирующих вопросы земельных отношений и градостроительства, не проведена оптимизации в департаментах КГГА и в коммунальных предприятиях, которые ежегодно не выполняют запланированные показатели поступлений в городской бюджет. Сейчас преимущественно в тени находятся более 75% киевской земли.
“Путем детенизация НДФЛ можно получить еще 5-10 млрд. грн., – добавил Иван Сикора, – Например, 100 млн. грн. в год НДФЛ можно было бы получить в бюджет за счет официального трудоустройства только работников МАФов которых в Киеве более 24 000”.
Значительным просчетом эксперт также считает отсутствие действенных шагов по выводу оборота коммунальных предприятий из тени. Например, согласно предварительным расчетам, только за счет надлежащего учета пассажиров и оптимизации затрат в КП “Киевский метрополитен” можно было бы отказаться от повышения платы за проезд и выйти по крайней мере на отсутствие убытков.
Иван Сикора считает, что община Киева готова помочь мэру, но для этого он должен быть открытым обществу быть готовым к предметному диалогу. “Успех спортсмена зависит от тренерского коллектива. – добавил Сикора, – Выйти на уровень высших мировых достижений В.Кличко как спортсмену в свое время удалось в значительной степени благодаря тренеру Фрицу Здунеку. Сейчас тренерским коллективом к которому стоит прислушиваться является община города в лице экспертов и общественных активистов”.
Экс-заместитель главного архитектора Киева Виктор Глеба рассказал о проблемах генерального плана Киева. Идя на выборы Виталий Кличко обещал не поддерживать Генплан-2025, однако сейчас действует прямо противоположно. Например, именно этот генплан был использован для легализации застройки “Бионика Хилл”.
“Генплан выступает средством легализации незаконных застроек. – Заявил Глеба, – Вместо компенсации вреда городу и жителям, застройщики предлагают идти по принципу “всем кому должен – прощаю”. В чьих это интересах?”
По мнению экс-чиновника, необходим компромисс между властью и обществом. Принятие решения относительно будущего развития Киева должно происходить на уровне районов, в которых проживают до 300 тыс.жителей – полноценный город. Это требует возвращения к децентрализации.
Экс-глава КГГА и председатель фракции “Батькивщина” в горсовете Владимир Бондаренко в целом согласился с оценками Фундации “Открытое общество” и предложил городской власти к ним прислушиваться. По мнению Владимира Бондаренко, нарекания вызывает кадровая политика, которая не соответствует задекларированным планам и требованиям Майдана. По его мнению, изменение управления городом будет означать возвращение в районные советы, а сегодня все делается для того, чтобы этого не допустить.
Секретарь Киевсовета Алексей Резников отметил достижения, которыми за первые 100 дней же может похвастаться киевская власть. Он заявил, что хотя критика и имеет основания, однако новая власть пытается обеспечить как прозрачность деятельности ее органов, так и соответствие деятельности процедурным нормам.
Алексей Резников отметил начало борьбы с МАФами, деятельность по учету земли и т.д.. В частности, Киевский городской совет подготовил исковые заявления и обращения в Генпрокуратуру о взыскании почти 736 млн. грн. долга за аренду земли и коммунального имущества с 132 инвесторов. “Я согласен с предыдущими выступлениями о том, что борьба с коррупцией должна быть фундаментальной основой работы киевских органов власти, – заявил Алексей Резников. – Однако следует заметить, что такая работа уже началась и активно ведется ”.
Глава постоянной комиссии Киевсовета по вопросам бюджета Андрей Странников добавил, что сегодня Киевсовет страдает не столько от давления общественности, сколько от отсутствия контроля с ее стороны. По его словам, хотя заседания комиссии является открытым для посещения, представители общественности крайне редко приходят проконтролировать ее действия и решения. Андрей Странников отметил, что единственной общественной организацией, которая наладила сотрудничество с комиссией, является Фундация “Открытое общество”, который также единственный направил свои предложения. “Я обращаюсь к Фундации “Открытое общество” с предложением сформировать Общественный совет при комиссии, – заявил Странников, – мы готовы предоставлять всю необходимую информацию и документы”.
“Мы предлагаем городской власти начать общественное обсуждение бюджета Киева на 2015 год уже в октябре, – заявил в заключение Иван Сикора, – Особенно важным является обсуждение поступлений по статьям бюджета которые являются ключевыми для киевлян: земля, паевые взносы, единый налог, детенизация НДФЛ, работа коммунальных предприятий. Со своей стороны, мы готовы предоставлять содействие и сопровождать общественные инициативы в рамках бюджетного процесса.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook