В Верховной Раде много представителей Киева и столичного региона. Некоторые из них считаются неформальными руководителями на своих округах, некоторые воюют с местными властями, некоторые умудряются жить мирно и бесконфликтно. КиевVласть начинает цикл интервью с депутатами, представляющими в парламенте столицу и Киевщину. Сегодня – разговор с Бориславом Березой, народным депутатом от 213 округа (Деснянский район Киева), зампредом комитета Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. Большинству киевлян Борислав Береза запомнился участием в выборах мэра столицы – именно он вышел во второй тур в 2015 году, вместе с Виталием Кличко.
KV: Можете в целом оценить эффективность управления Киевом командой нынешнего мэра Виталия Кличко?
Б.Б.: Сегодня можно говорить только об одном: команда мэра Кличко частично выполняет план Березы, который был мною заявлен на выборах. Это неплохо. Но главное слово – частично. Потому что они ничего не доводят до финала. Есть также масса коррупционных скандалов.
А теперь по порядку. Мы видим, как убираются МАФы – это достаточно неплохая тенденция, хотя способ борьбы очень спорный. Однако, мы видим, как на месте старых МАФов появляются новые. В чем смысл такой работы?
Следующая проблема – это стройки. Застройка города осуществляется методом точечных строек, в том числе, за счет внутридворовых территорий. Полностью отсутствует развитие инфраструктуры при таком способе строительства.
Не решена проблема с озеленением Киева. Скверы вырубаются. То, что происходит с НПП “Голосеевский” – это вообще ужасно. Если вы подъедете со стороны Выдубичей, то увидите абсолютно лысые горы, которые вырезали. Естественно, эти территории готовят под строительство. А это национальной заповедник.
Следующее – Киев погряз в сплошных пробках, транспортная инфраструктура устарела морально и физически. Есть несколько способов решения данной проблемы.
Читайте: Кличко назначил сына харьковского олигарха себе в заместители
И если строительство новых мостовых переходов и новых транспортных развязок требует больших инвестиций, то есть, например, такие инструменты борьбы с пробками, как замена на магистральных путепроводах “маршруток” полноценными автобусами.
KV: Социологическая группа “Рейтинг” выяснила, что киевляне недовольны работой коммунальных служб, ростом преступности, состоянием дорог, медициной. Если бы мэра Киева выбирали в ближайшее время, то за Вас, в соответствии с соцопросом, готовы отдать голоса 8,5% киевлян.
Б.Б.: Я видел это исследование. Я – единственный оппозиционный кандидат, который сохранил свой рейтинг на уровне 2015 года. Очень рад, что оправдал доверие киевлян.
KV: Много это или мало? Не мало, скажем так. Готовы ли Вы побороться за кресло мэра в Киеве и почему?
Б.Б.: Сейчас говорить об этом рано – буду или не буду. В 2015 году я принял решение баллотироваться в мэры, так как не видел достойных кандидатов, которым бы смог доверить свой родной город.
KV: Все-таки, поборолись бы за кресло мэра?
Б.Б.: К сожалению, Киев теряет время. Развитие у города отсутствует, а проблемы только усугубляются.
Одно уже могу сказать точно: идя на следующие выборы мэра Киева, необходимо иметь актуальную повестку и быть готовым к решительным действиям по противостоянию кулуарщине и договорнякам, которые есть сегодня в Киевсовете.
Читайте: Выборы мэра Киева 2015: второй тур. Хроника
Как? Объединяя депутатов Киевсовета не вокруг бизнес-интересов, а вокруг амбициозной задачи качественных перемен в Киеве. А позорный институт смотрящих, получивший максимальный расцвет при Януковиче, к сожалению, работающий в Киеве и сегодня, должен быть ликвидирован навсегда!
KV: А чего бы вы никогда не сделали, если бы стали мэром? Что делает Кличко, чего, по–вашему мнению, градоначальник не должен себе позволять?
Б.Б.: Например, я бы точно не стал отдыхать треть года за границей, а занимался бы управлением города. Я бы не стал отправлять кандидатов на должность главного архитектора столицы к “серому кардиналу” Киева. А организовал бы публичный и открытый конкурс на должность главного архитектора, куда бы пригласил не только украинских специалистов. Таких примеров можно приводить много.
KV: Вы – зампред комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. Оцените работу столичной власти в сфере предотвращения и противодействия коррупции. Что мешает Киеву утвердить Антикоррупционную программу? Как появление этого документа может изменить ситуацию с коррупцией в столице?
Б.Б.: В Украине существует общегосударственная Антикоррупционная доктрина. Непонятно, зачем Киеву необходима своя специальная программа? Нужно не виртуальные программы плодить, а делом заниматься.
Например, важно наладить общественный контроль решений Киевсовета. Именно поэтому мы с командой киевских активистов организовали Решительный Комитет, который займется анализом проектов решений Киевсовета. Алгоритм антикоррупционной экспертизы законопроектов отработан нашим парламентским комитетом. Попытемся масштабировать этот опыт на уровне Киева. Уверен, не один десяток коррупционных схем сломаем.
Кроме того, считаю недопустимым конфликт интересов. Например, депутат Киевсовета входит в Комиссию по вопросам градостроения, архитектуры и землепользования и при этом является директором коммунального предприятия, которое отвечает за строительство домов в Киеве.
Также мне непонятно, как депутат Киевсовета может быть главой района. В общем, городским властям нужно меньше очковтирательством заниматься, а больше – конкретными делами. Периметр коррупционной проблематики в столице – огромен!
KV: Имеет ли к Вам отношение сайт Bereza.today? Если да, то как реагируют правоохранительные органы на описанные там коррупционные схемы, например, на схемы с откатами на трамваях Pesa?
Б.Б.: Да. Имеет. Некоторое время назад ко мне обратились ребята, имеющие журналистское прошлое, которые вернулись с войны. Они захотели создать ресурс, освещающий события в Киеве и Украине, а я, как депутат, помогал бы им отправлять запросы. Я сказал: “Ребята, если вы готовы этим заниматься, то я готов вас в этом поддержать”.
И они действительно начали массу журналистских расследований. Например, история с урнами, которые были закуплены Киевом по 12 тыс. грн. Или та же история с трамваями. Но к сожалению, это не вызвало никакой реакции у киевских чиновников.
KV: То есть, вообще не последовало никакой реакции?
Б.Б.: Нет. Есть отписки. Формальные отписки.
KV: Вы направляли депутатский запрос главе КГГА Виталию Кличко с просьбой дать обоснование повышения тарифов на содержание домов и придомовых территорий в Киеве. Какие разъяснения причин и необходимости повышения тарифов предоставила мэрия? Был ли дан полный перечень услуг, которые рассчитаны в новом тарифе на услуги по содержанию домов и придомовых территорий? Насколько обосновано, на ваш взгляд, это повышение? Обращаются ли к вам киевляне с жалобами на некачественные услуги ЖЭКов, в том числе и после повышения тарифов?
Б.Б.: Начнем с того, что в Киеве ЖЭКи реформированы в управляющие компании. Относительно жалоб на высокие тарифы на коммунальные услуги, то они скорее относятся не к Киевсовету и КГГА, а к “Киевводоканалу” и “Киевэнерго”.
Меня радует, что выполняется разработанный мною план, и киевской властью начат процесс возврата энергокомплекса столицы в управление киевлянами. Потому что именно контроль энергогенерирующих компаний и энергосетей дает возможность понять реальность и обоснованность тарифов.
Читайте: КП “Киевтеплоэнерго” будет работать параллельно с ПАО “Киевэнерго”
Мои запросы в КГГА и управляющие компании касались обоснования тарификации обслуживания домов и придомовых территорий. На что мы получили формальный ответ, в котором был обозначен перечень услуг и тарифов без аргументации стоимости.
KV: Какие вопросы вас, как депутата Рады, чаще всего просят решить киевляне? Чем вы им реально помогаете?
Б.Б.: Если мы говорим о приеме граждан, то зачастую приходят люди, у которых депутат – это последняя надежда. Они приходят с проблематикой, которой должны заниматься правоохранительные органы, прокуратура, Нацполиция. Должны заниматься местные администрации и органы самоуправления. Но они просто игнорируют обращения граждан.
Встреча двух кандидатов в мэры Киева – Борислава Березы и Виталия Кличко. 2015 год
Поэтому ко мне приходят очень часто с проблемами не по моей профильной деятельности. Соответственно, приходится помогать и вмешиваться. Потому что в ситуации, когда людей постоянно футболят, когда полиция не предпринимает мер, а суды принимают неправомерные решения, когда нарушаются конституционные права граждан, вмешиваюсь я и моя юридическая служба, чтобы вернуть ситуацию в правовое русло.
KV: Летом вы делали депутатский запрос относительно законности строительства на улице Потехина в Голосеевском районе, но избраны депутатом от Деснянского района. Жители вашего округа к Вам не обращались по поводу незаконного строительства? Известно ли вам, какие строительные безобразия и конфликты происходят на вашем округе? Много ли их?
Б.Б.: У нас были моменты, когда на стройке Войцеховского на Троещине квартиры были проданы несколько раз разным людям. То есть, одни и те же квартиры были проданы по несколько раз. И, начиная с 2014 года, мы пресекли все незаконные стройки. Если у людей нет документов, если нет необходимых документов, то стройка на Троещине – недопустима.
Читайте: Наследство Войцеховского: список объектов, где лучше не покупать квартиры и офисы
То же самое было в селе Троещина. То же самое со всеми другими стройками. Как только начинались стройки и к нам обращались люди, мы сразу же пресекали все незаконное. До тех пор, пока у людей не будет полного пакета документов, никто незаконно строить на Троещине не будет!
KV: А как в целом можно остановить незаконную и хаотическую застройку в Киеве?
Б.Б.: Команда Черновецкого провела огромную, титаническую работу по изменению нормативно-разрешительной документации в области строительства. Это первая причина, которая создает возможность начинать строительство без полного пакета документов.
Читайте: Лев Парцхаладзе хочет передать контроль над стройками в частные руки
Также есть Минрегионстрой, который своим решением позволяет строительным компаниям нарушать государственные строительные нормы (ДБН). Это огромнейший источник коррупции и способ узаконить незаконное. И конечно, без политической воли добиться ощутимых перемен в области градостроительства невозможно!
KV: Сегодня столичные власти трудятся над разработкой детального плана территории (ДПТ) Троещины. По проекту общественные слушания не проводились вообще, требования местных жителей с тысячами подписей игнорируются. Обращались ли к вам жители Троещины по этому вопросу? Что вообще могут сделать граждане, когда власти игнорируют их мнение и интересы и протягивают, нарушая требования законодательства, принятие выгодной для них градостроительной документации?
Б.Б.: На предыдущих гражданских слушаниях, когда рассматривался ДПТ Троещины, нам вместе с местными активистами удалось не допустить уплотнения застройки района без развития инфраструктуры и защитить интересы жителей Троещины. ДПТ Троещины отправлено на доработку с точным сроком исполнения 1 месяц.
Читайте: Спасибко не удалось “протащить” в Киевсовете скандальный ДПТ Троещины
KV: И какие перспективы принятия этого документа? Что нужно сделать, чтобы его принять?
Б.Б.: По состоянию на сегодня, ДПТ – это инструмент борьбы против киевлян. И в том виде, в котором существует сегодня этот инструмент, он является злом для города.
KV: Как тогда заставить киевскую власть учитывать интересы граждан?
Б.Б.: Только активная гражданская позиция каждого киевлянина может изменить ситуацию. Бороться за свои права в судах, в Киевсовете, проводить разъяснительную работу с соседями и друзьями, повышая их гражданскую и правовую ответственность. И, наконец, ходить на выборы и не продавать свой голос.
KV: Вы были одним из инициаторов голосования за переименования аэропорта “Борисполь”. Ранее министр инфраструктуры Владимир Омелян также обещал вернуться к вопросу о переименовании. Действительно ли целесообразно сегодня опять поднимать вопрос о переименовании “Борисполя”? Какие вопросы, сегодня следует решить в столичном регионе в первую очередь? И какую помощь в этом могут оказать депутаты ВР, избранные по столичным округам?
Б.Б.: Дать новое название аэропорту “Борисполь” – это неплохая идея. Более того, это коммерческая идея. Нужно сделать привлекательным наш аэропорт, как это было сделано, например, с тем же аэропортом Шарля де Голля. Аэропорту дается имя определенной известной личности, – это популяризация этой личности в мире. И это достаточно важно.
Но, с другой стороны, вопрос продвижения той или иной персоналии может сталкиваться с какими-то внутренними проблемами. Когда какая-то политсила хочет добиться результатов для себя, а не страны в целом.
KV: Например? Вот вы лично как бы назвали аэропорт?
Б.Б.: Меня устраивало имя Мазепы. Очень красивая история. Более того, Мазепа – историческая личность, к которой позитивно относятся в Европе. Как известно, даже у Байрона есть произведение “Мазепа”.
Другое дело, что в Украине эту личность не популяризируют, не создают свою историю, как делают наши восточные соседи. Хотя они у нас даже воруют нашу историю и героев.
У них выходит фильм “Владимир”, они ставят князю памятник в Москве. Я не удивлюсь, если вскоре там появится памятник Ярославу Мудрому. Они называют нашу Анну Ярославну – русской принцессой.
Так вот, нет задачи отхватить чужую историю. Наша задача – просто-напросто уметь продвигать свою. И здесь с Мазепой могло бы быть очень интересно. Это – рыцарская и красивая история, которая бы могла привлечь дополнительное внимание к Украине.
KV: Но ведь внутри самой Украины к Мазепе все еще неоднозначное и спорное отношение.
Б.Б.: Поэтому нужно продвигать эту идею, доносить и рассказывать. Нужно учить. Все очень просто: чтобы о чем-то спорить, нужно знать. Зачастую, у нас все знания базируются на курсе истории, который написан в СССР.
Когда говорят: “Вот мы переименуем эту улицу, переименуем другую”, – то у меня сразу возникает встречный вопрос: “А сколько вы книг издали, чтобы просветить людей и рассказать о том, кто эти личности?”.
Процесс просвещения – не быстрый, но он требует усилий. А у нас пытаются волевым решением переучить. Точно также позже придет следующий и переименуем. Проблема в том, что нет привязки к исторической памяти. А это порождает то, что мы имеем.
Фото – Фейсбук Борислава Березы