Завтра, 28 января, в президентской ложе НСК “Олимпийский” состоится публичное обсуждение “закона о дезинформации” министра культуры, спорта и информации Владимира Бородянского. Обсуждение должно быть жарким, поскольку нормы законопроекта уже вызвали острую критику со стороны журналистов и ОБСЕ: создание “информационного комиссара” при Кабмине и “индекса доверия к СМИ”, помноженное на медиа-комсомол (Ассоциацию профессиональных журналистов) и космические штрафы, больше напоминает борьбу с инакомыслием, нежели намерение повысить информационную грамотность украинцев, в том числе, в войне с внешним агрессором.
Проект закона (сравнительная таблица) “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения национальной информационной безопасности и права на доступ к достоверной информации”, который приглашает обсудить Владимир Бородянский 28 января, уже вызвал шквал острой критики со стороны журналистов и активных пользователей соцсетей.
Даже представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир заявил, что борьба с дезинформацией ни в коем случае не должна осуществляться “за счет свободы СМИ и вмешательства государства в содержание СМИ и организацию журналистской деятельности в стране”.
“Более того, действующее украинское законодательство уже предусматривает механизмы противодействия общественно опасной информации”… право каждого на свободу выражения, которое закреплено в Конституции Украины и в ее обязательствах перед ОБСЕ и международными обязательствами, должно полностью соблюдаться”, – подчеркнул представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ.
КиевVласть проанализировала законопроект Бородянского.
В первую очередь, законопроект различает два понятия:
-
Недостоверная информация – неправдивые ведомости про лиц, факты, события и явления, которых не существовало вообще или которые существовали, но известия про них неполны или искажены.
-
Дезинформация – недостоверная информация, которая затрагивает общественный интерес по части национальной безопасности, территориальной целостности, суверенитета, обороноспособности Украины, права украинского народа на самоопределение, жизни и здоровья граждан, состояния окружающей среды.
Оговаривается, что оценочные суждения, в том числе, критические, сатира, пародия и недобросовестная реклама не являются дезинформацией. Здесь непонятно, почему недобросовестная реклама (например, лекарственных средств или продуктов питания) не может быть дезинформацией, хотя при этом вполне может нести угрозу жизни и здоровью граждан.
Какие именно “факты, события и явления, … которые существовали, но известия про них неполны…” из жизни лиц, несущих ответственность за “национальную безопасность, территориальную целостность, суверенитет” и пр. могут оказаться в категории “дезинформаци” – в законопроекте не сказано.
То есть можно предположить, что “дезинформацией” окажутся вообще все публикации про “государственно-частные” дела и просто личную жизнь президента Владимира Зеленского, премьера Алексея Гончарука, спикера ВР Дмитрия Разумкова и его заместителей, топов Офиса президента, руководство силовиков и армии, всех министров и членов ЦИК, верхушки силовиков, армейского руководства и пр.
Отвечать за национальную информационную безопасность, по замыслу Бородянского, будет специально созданный Уполномоченный с собственным секретариатом и серьезными полномочиями.
Комиссар по дезинформации
Поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности обращаться в суд по поводу распространения дезинформации, если нет лица, чьи права непосредственно нарушены, в Минкульте решили такое лицо “учредить” – им станет назначаемый Кабмином Уполномоченный по вопросам информации.
Предполагается, что этот человек будет креатурой Министерства культуры, Министерства юстиции или Уполномоченного ВР по правам человека. При этом, он будет иметь свой секретариат и представителей, которые не будут состоять на госслужбе.
Среди критериев подбора кандидатов на пост дезинформационного комиссара указано высшее образование, но не указано, по какой специальности. Оговаривается, что человек должен иметь опыт правозащитной деятельности или “опыт деятельности по защите информации”. Об опыте журналистской деятельности в положительном ключе – ни слова.
При этом проектом закона исключается из возможных претендентов тот, кто сотрудничал или сотрудничает начиная с 1 января 2014 года с “субъектами в сфере медиа, в отношении которых Украина в дальнейшем применила ограничительные меры (санкции) или которые исключены из Перечня программ, содержание которых отвечает требованиям Европейской конвенции о трансграничном телевидении, и ретрансляция которых на территории Украины не ограничена”.
Предлагается наделить Уполномоченного такими ключевыми полномочиями:
-
мониторить информационное пространство и реагировать на заявления (чьи заявления – неясно, – KV), касающиеся распространения дезинформации;
-
фиксировать и проверять информацию на предмет наличия признаков дезинформации;
-
обращаться к распространителям информации с заявлениями об ответе или об опровержении дезинформации;
-
обращаться в суд с исками об опровержении и предоставлении права на ответ касательно дезинформации;
-
обращаться в суд с заявлениями об ограничении доступа к информации при отсутствии исходящих данных распространителя или отсутствии реакции на его заявления;
-
обращаться в правоохранительные органы в случае наличия признаков уголовного правонарушения.
К полномочиям СБУ добавляется обязанность “содействовать Уполномоченному по вопросам информации в получении доказательств нарушения распространителями массовой информации закона Украины “Об информации”, в том числе в случаях распространения дезинформации”.
Если распространенная информация, по мнению Уполномоченного, является не полной, он может обратиться с требованием разместить ответ на эту информацию.
Получив заявление Уполномоченного о необходимости опровержения, распространитель массовой информации имеет два пути:
-
удовлетворить заявление и разместить текст опровержения с ограничением доступа к дезинформации или
-
отказать в удовлетворении заявления, но только в том случае, если у него есть подтверждение того, что распространенная информация соответствует действительности (эти доказательства нужно будет попутно предоставить) или является дословным цитированием публичных выступлений или сообщений органов власти и их должностных лиц (со ссылкой на первоисточник).
Если Уполномоченный не был удовлетворен, он (или его представители) может обратиться с тем же требованием в суд.
В суд он обратится и в том случае, если останется не удовлетворенным его требование опровергнуть “дезинформацию” и ограничить доступ к ней.
Ограничить доступ здесь – это принять меры, чтобы сделать невозможным просмотр информации, размещенной в сети Интернет на веб-сайтах или “расшаренной” в мессенджерах.
При этом, как только Уполномоченный выдал свое заявление относительно того или иного материала в Интернете, распространитель этого материала должен будет поставить на этот материал яркий маркер “Проверяется”, а в конце текста “Подано заявление Уполномоченного по вопросам информации относительно дезинформации” с гиперссылкой на само заявление.
Ограничению доступа, по законопроекту, подлежит вся информация (точнее, “дезинформация”, в терминах законопроекта), которая была опровергнута добровольно или в судебном порядке. Ее дальнейшее распространение будет запрещено. Исключение – если Уполномоченный реализовал свое право на ответ на такую, признанную недостоверной, информацию. Тогда она сможет быть размещена или распространена, но только вместе с текстом ответа Уполномоченного.
Весь оборот документов, касающихся заявлений Уполномоченного и их дальнейшей судьбы, будет осуществляться через “электронную систему доверия”. Как ее будут создавать и как она будет работать – предстоит определить Кабмину.
Тюрьма и сума: как будут наказывать за дезинформацию
Законопроект предлагает установить:
-
административную ответственность за распространение дезинформации, нарушение правил опровержения, предоставления ответа и требований прозрачности;
-
уголовную ответственность за системное и умышленное массовое распространение дезинформации.
Эту ответственность, насколько можно судить по предварительной презентации норм законопроекта, государство сможет возлагать не только на СМИ. В группе риска – и частные лица, ведущие блог или активно пользующиеся соцсетями и даже мессенджерами (об этом – ниже).
Административная ответственность – штрафы, которые присуждает суд, если удовлетворит иск Уполномоченного:
-
распространение дезинформации при условии добровольного опровержения, начиная с третьего факта нарушения за один год – штраф 1000 минимальных заработных плат (МЗП) за каждый случай нарушения (по состоянию на 2020 год это 4 млн 723 тыс. гривен при МЗП в 4723 гривны);
-
распространение дезинформации при отсутствии добровольного опровержения – 2000 МЗП (9,446 млн гривен);
Предусматриваются и штрафы стократно меньшие, но все равно немалые, за такие нарушения (тоже по решению суда):
-
неразмещение или несвоевременное размещение ответа на дезинформацию по заявлению Уполномоченного, – 20 МЗП за каждый случай нарушения (94,46 тыс. гривен);
-
размещение субъектом в сфере медиа Индекса доверия при отсутствии информации о его присвоении на веб-сайте Уполномоченного – 20 МЗП (94,46 тыс. гривен);
-
смена адреса размещения материала, относительно которого подано заявление Уполномоченного, или несохранение записи или экземпляра материала – 5 МЗП за каждый случай нарушения (23,615 тыс. Эта норма устанавливается, поскольку, по законопроекту, после появления заявления Уполномоченного по дезинформации в электронной системе доверия распространитель массовой информации в Интернете не будет иметь право изменять адрес материала (гиперссылку).
Уголовная ответственность наступает, по законопроекту, до восстановления Украиной полного контроля над ее территорией, в четырех случаях:
-
За систематическое умышленное массовое распространение заведомо недостоверных сообщений о фактах, событиях или явлениях, которое угрожает национальной безопасности, общественному порядку, территориальной целостности, суверенитету, обороноспособности Украины, праву украинского народа на самоопределение, жизни и здоровью граждан, состоянию окружающей среды – штраф от 5000 до 10000 необлагаемых минимальных доходов граждан (т.е. от 85 тыс. гривен до 170 тыс. гривен) или исправительные работы от 1 до 2 лет.
-
За те же действия, совершенные с помощью компьютерных программ, предназначенных для автоматического массового распространения информации (т.е. “ботов”) или с помощью специально организованной группы учетных записей (или средств умышленной подделки источников информации) – наказание в виде лишения свободы от 2 до 5 лет.
-
За финансирование описанных выше действий – лишение свободы от 3 до 5 лет.
-
За описанные действия, совершенные повторно или же совершенные организованной группой лиц – лишение свободы от 5 до 7 лет.
Оговаривается, что распространитель информации, полученной из официальных источников (органы государственной власти, органы местного самоуправления, отчеты, стенограммы), не несет никакой ответственности за возможную дезинформацию. При этом, в законопроекте нет ни слова об ответственности официального источника за возможное авторство дезинформации.
Впрочем, возмещение морального и материального ущерба, причиненного распространением недостоверной информации, согласно законопроекту, должно быть разделено между автором и распространителем такой информации. Если автор неизвестен (информация анонимна), ущерб должен будет возместить тот, кто ее распространил. При этом, закон прямо устанавливает обязанность ссылаться на официальные источники информации.
Отметим, принятие этой нормы на практике уже в этом году может потребовать, как минимум, внесения обоснованных изменений в расходную часть госбюджета – для обеспечения решений судов. Это касается и местных бюджетов.
Индекс доверия государства к СМИ
Авторы проекта закона также предлагают ввести так называемый “индекс доверия” к СМИ. Авторы законопроекта называют его “специальным “знаком качества”, который подтверждает соблюдение медиа принципов журналистской этики и требований относительно проверки информации”.
Индекс доверия, по законопроекту, – это показатель, призванный информировать потребителей информации про степень соблюдения СМИ и его журналистами норм законодательства и профессиональной этики журналиста (т.е. лица, “которое собирает, получает, создает, редактирует или распространяет массовую информацию”).
Этот “индекс доверия” будет присваиваться тем СМИ, которые отвечают критериям, установленным государственным Уполномоченным. Работа по оценке и присвоению “индекса доверия” в конечном итоге оплачивается за счет госбюджета. Срок действия “индекса доверия” – один год.
Эти критерии в тексте проекта закона выглядят несколько размыто и обще: достоверность распространяемой информации, соблюдение журналистами правил профессиональной этики, соблюдение требований относительно прозрачности и правил реализации права на ответ и опровержение дезинформации. При желании, все это можно свести к лояльности медиа действующей власти в лице ее Уполномоченного по вопросам информации.
Но присваивать “индекс доверия” будут на добровольных началах – все подряд медиа проверять не будут. До истечения года действия “индекса доверия”, медиа может его утратить в двух случаях:
-
если Уполномоченный не менее трех раз обращался с заявлениями об ответе или опровержении дезинформации, которые медиа не могли отклонить на законных основаниях;
-
смена бенефициарного владельца медиа или лица, которое осуществляет редакционный контроль.
“Каждый из нас журналист”
В Министерстве культуры считают, что одним из главных вызовов в информационном пространстве сегодня является “невозможность идентифицировать лицо, распространяющее массовую информацию”.
Чтобы ответить на этот вызов, в Минкульте предлагают обязать “распространителей массовой информации” размещать свои идентификационные данные в доступном для получателей информации месте.
Это может быть, к примеру, главная страница “собственного веб-сайта” или начало “собственной веб-страницы”, а также раздел с информацией о собственнике учетной записи на платформе совместного доступа к информации или сервисов обмена мгновенными сообщениями.
Обратим внимание, что речь идет именно о “собственных” сайтах или страницах. Поскольку под правительственное определение распространителя массовой информации подпадает практически любой человек, пользующийся Интернетом, даже если он не журналист, а просто “физическое или юридическое лицо, в том числе, субъект в сфере медиа, которое создает или собирает и распространяет массовую информацию”.
А поскольку “массовая информация – любая информация, доступная неограниченному или неопределенному кругу лиц” или информация, “к которой можно получить доступ любому лицу из любого места и в любое время по своему выбору” или “по согласию или разрешению распространителя такой информации”, то и распространителем ее в сегодняшних условиях может быть кто угодно.
При этом, размещать свои собственные идентификационные данные в доступном для получателей информации месте обязаны и те распространители, кои не являются субъектами в сфере медиа.
Физлица должны будут называть свои ФИО и электронные адреса, а юрлица – полное название, местонахождение, код ЕГРПОУ (при наличии), данные про регистрацию, а также контактные данные и ФИО лица, осуществляющего редакторский контроль за распространенной информацией.
В то же время, физлица, которые распространяют ссылки на материалы СМИ, содержащие, по мнению Уполномоченного, дезинформацию, освобождаются от ответственности за ее распространение.
Все это, по мнению правительства, имеет прямое отношение к тому, что “нарушение норм профессиональной этики и принципов ответственной журналистики не несет за собой ответственности и не несет репутационных рисков”, а “статус журналиста обесценивается”.
“Не каждый из вас журналист”
Вернуть цену журналистскому удостоверению Кабмин решил организационно – содействуя появлению структуры, которая должна будет следить за соблюдением норм и стандартов журналистики.
Для этого предлагается создать “единую в Украине негосударственную некоммерческую профессиональную организацию журналистов” для их самоуправления – Ассоциацию профессиональных журналистов, к учреждению которой законопроект допустит четко ограниченный круг людей – представителей:
-
Всеукраинской общественной организации (ОО) “Национальная ассоциация медиа” (*);
-
Ассоциации “Индустриальный телевизионный комитет” (**);
-
Украинской Ассоциации издателей периодической прессы (***);
-
Публичного акционерного общества (ПАО) “Национальная общественная телерадиокомпания Украины” (****);
-
Всеукраинской общественной ассоциации “Комиссия по журналистской этике”;
-
предприятий, входящих в систему государственного иновещания.
Предполагается, что на учредительном собрании утвердят Устав, создадут Совет Ассоциации и Комитет профессиональной этики. Эта новая организация должна будет разработать Кодекс профессиональной этики журналистов. Тем, кто его будет соблюдать, присвоят статус “профессионального журналиста” и выдадут пресс-карту как подтверждение этого статуса перед государством.
При этом, профессиональный журналист от “просто” журналиста будет отличаться, исходя из формального признака – принадлежности к Ассоциации. Иных критериев проект закона не предлагает.
Государство, признавая за частью журналистского сообщества этот новый “профессиональный статус”, по-новому и относиться будет к этим “профи”. Для них предусмотрен ряд преференций, например, в отношении профессионального журналиста будет введен особый порядок совершения следственных действий и предъявление подозрения.
С другой стороны, в случае угрозы журналисту или члену его семьи государством будет предоставляться им физическая охрана, а в уголовных делах, связанных с профессиональной деятельностью, бесплатная правовая помощь. Владельцам пресс-карты устанавливается ряд пенсионных и страховых льгот.
Журналист получит право отказаться от командировки в ООС/АТО и другие чрезвычайные зоны. В случае смерти журналиста (в связи с исполнением служебных обязанностей или нет – не оговаривается), его похороны в полной мере оплачивает субъект в сфере медиа (работодатель). Также работодатель должен выплатить семье усопшего материальную помощь.
Статус “журналиста” журналист может утратить, если Ассоциация признает его виновным в дисциплинарном проступке, например, нарушении стандартов профессиональной этики или невыполнении решений Ассоциации или ее региональных советов.
Законопроект устанавливает семь региональных советов журналистов:
-
Восточный, с центром в Харькове: Донецкая, Луганская, Полтавская и Харьковская области.
-
Центральный, с центром в Днепре: Днепропетровская,Запорожская и Кировоградская области.
-
Столичный, с центром в Киеве: Киев и Киевская область.
-
Южный, с центром в Одессе: Николаевская, Одесская и Херсонская области, Крым и Севастополь.
-
Северный, с центром в Черкассах: Сумская, Черниговская и Черкасская области.
-
Северо-западная, с центром в Ровно: Винницкая, Волынская, Житомирская, Ровенская и Хмельницкая области.
-
Западная, с центром во Львове: Закарпатская, ивано-Франковская, Львовская, Тернопольская и Черновицкая области.
Между съездами Ассоциацией руководит Совет журналистов, глава которого выполняет ключевые представительские и лоббистские функции, а также, на усмотрение съезда (не реже раза в год), может получать денежное вознаграждение – за счет Ассоциации.
Проект закона, разработанного министерством культуры, если он будет принят Верховной Радой (ВР), вступит в силу через месяц после его опубликования. При этом, утратит силу закон “О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов”, принятый в 1997 году. А до того, как новая Ассоциация профессиональных журналистов примет новый Кодекс профессиональной этики журналистов, действовать будет утвержденный в 2013 и действующий на конец 2019 года Кодекс этики Национального союза журналистов Украины.
Читайте: Медиа глазами “слуг народа”: только на украинском и ничего хорошего про СССР
* Громадська спілка “Національна асоціація українських медіа” (код ЄДРПОУ: 41441538)
** Асоціація “Індустріальний телевізійний комітет” (код ЄДРПОУ: 32161160)
*** Українська асоціація видавців періодичної преси (код ЄДРПОУ: 31567986)
**** Публічне акціонерне товариство “Національна суспільна телерадіокомпанія України” (код ЄДРПОУ: 23152907)
***** Всеукраїнська громадська організація “Комісія з журналістської етики” (код ЄДРПОУ: 26409287)
******* Національна спілка журналістів України (код ЄДРПОУ: 00027140)