Доработанный ко второму чтению в Верховной Раде (ВР) проект закона о государственном бюджете на 2021 год, по сравнению с первым чтением, не стал более социально направленным. Он по-прежнему ориентирован на власть. Некоторые расходы на органы власти остались прежними (но увеличенными по сравнению с 2020 годом, как, например, траты на Офис президента). Финансирование судов не изменилось. Но в правительстве Дениса Шмыгаля (на фото) урезали образование, Пенсионный фонд, Госфонд регионального развития. Рекордно увеличено содержание Офиса генерального прокурора, зато деньги сняли с Нацгвардии и Нацполиции. А финансирование государственных инвестиционных проектов в доработанном проекте бюджета на следующий год вообще свели к нулю. Что же касается того, откуда брать деньги в доходную часть общегосударственной казны, – предложено больше занимать извне, попутно расширяя базу налогообложения (например, за счет лицензий на азартные игры).
Об этом KV стало известно из карточки законопроекта №4000 “О государственном бюджете Украины на 2021 год”.
Ко второму чтению Кабмин Дениса Шмыгаля, рассмотрев депутатские предложения и исходя из соображений Минфина, пересмотрел ключевые показатели проекта государственного бюджета на 2021 год.
“В соответствии со статьей 158 Закона Украины “О Регламенте Верховной Рады Украины” и с учетом пункта 2 постановления Верховной Рады Украины от 5 ноября 2020 № 980-IX “О выводах и предложениях к проекту Закона Украины о Государственном бюджете Украины на 2021 год” подаем проект Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2021 год”, подготовленный ко второму чтению”, – говорится в представлении Кабмина от 26 ноября с.г.
Как информировала KV, с учетом предоставления и возвращения кредитов в бюджет его доходы составят 1 трлн 100 млрд 668 млн 363,2 тыс. гривен (плюс 20 млрд 938 млн 527,3 тыс. гривен к первому чтению), а расходы – 1 трлн 347 млрд 303 млн 863,2 тыс. гривен (минус 2 млрд 779 млн 972,7 тыс. гривен от первого чтения). Предельный объем дефицита госбюджета составит 246 млрд 635 млн 500 тыс. гривен (на 23 млрд 718 млн 500 тыс. гривен меньше, чем планировалось изначально).
Налоговые поступления
Как и в первом чтении, наибольшая ресурсная база доходов бюджета – это налоги и рента – 937 млрд 527 млн 216,5 тыс. гривен. Львиная доля тут – внутренние налоги на товары и услуги (615 млрд 395 млн гривен).
В том числе:
-
Акцизный налог на подакцизные товары (спирт, ликеро-водочная продукция, пиво и вино, сигареты, топливо, электроэнергия и т.д.) – 84 млрд 609 млн гривен (столько же планировалось собрать и согласно первому чтению);
-
Акцизный налог на ввезенные на таможенную территорию Украины подакцизные товары и продукцию (в т.ч. транспортные средства) – 62 млрд 286 млн гривен (сумма также не изменилась);
-
налог на добавленную стоимость (НДС) с произведенных в Украине товаров, работ и услуг с учетом бюджетного возмещения – 136 млрд гривен (изначально планировалось несколько меньше – 130 млрд 500 млн гривен);
-
НДС с ввезенных на таможенную территорию страны товаров – 332 млрд 500 млн гривен (сумма та же, что и в проекте к первому чтению).
В общий фонд, как ожидается, поступит 245 млрд 316 млн 75,8 тыс. гривен (в первом чтении – 244 млрд 759 млн 590,5 тыс. гривен) налогов на доходы, на прибыль и увеличение рыночной стоимости, в т.ч.:
-
налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 137 580 075,8 тыс. гривен (и это – меньше, чем закладывалось сначала – 138 млрд 859 млн 590,5 тыс. гривен);
-
налог на прибыль предприятий – 107 млрд 736 млн гривен (в отличие от НДФЛ, здесь наоборот – сумма выросла со 105 млрд 900 млн гривен по первому чтению).
Рента за использование природных ресурсов должна составить 40 млрд 584 млн 757,7 тыс. гривен (в первом чтении меньше – 40 млрд 140 млн 757,7 тыс. гривен). В основном речь идет о плате за пользование недрами общегосударственного значения – 34 млрд 204 млн 928,4 тыс. гривен (было – 33 млрд 760 млн 928,4 тыс. гривен).
Налоги на международную торговлю и внешние операции правительство прогнозирует в сумме 32 млрд 534 млн гривен (в первом чтении – 30 млрд 134 млн гривен), в т.ч.:
-
ввозная пошлина – 32 млрд 185 млн гривен (в первом чтении – 29 млрд 785 млн гривен);
-
вывозная пошлина – 349 млн гривен (в первом чтении – столько же).
Неналоговые поступления
Неналоговые поступления должны составить 141 млрд 79 млн 487,9 тыс. гривен
(в первом чтении – 129 млрд 44 млн 303,9 тыс. гривен).
В структуре этих поступлений содержатся доходы от собственной и предпринимательской деятельности 70 млрд 213 млн 157,5 тыс. гривен
(в первом чтении – 65 млрд 972 млн 725,1 тыс. гривен):
-
часть чистой прибыли государственных или коммунальных унитарных предприятий и их объединений, которая изымается в соответствующий бюджет, и дивиденды, начисленные на акции (доли) хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых есть государственная или коммунальная составляющая – 28 млрд 811 млн 832,4 тыс. гривен (в первом чтении – 24 млрд 571 млн 400 тыс. гривен);
-
средства, которые перечисляются в госбюджет Национальным банком Украины (НБУ) – 33 млрд гривен (как и в первом чтении; отметим, что народные депутаты предлагали довести эту сумму до 45 млрд гривен, но Минфин, по согласованию с НБУ, отверг это предложение);
-
плата за размещение временно свободных средств госбюджета – 124 млн 377 тыс. гривен (как и в первом чтении);
-
иные поступления – 8 млрд 276 млн 948,1 тыс. гривен (как и в первом чтении).
Собственные поступления бюджетных учреждений в проекте бюджета заложены в сумме 38 млрд 540 млн 721,7 тыс. гривен (в основном это поступления от платы за услуги, которые предоставляют бюджетные учреждения в соответствии с законодательством). По сравнению с первым чтением сумма не изменилась.
К неналоговым статьям доходов относятся также административные сборы и платежи, а также доходы от некоммерческой хозяйственной деятельности – 16 млрд 954 млн 788,2 тыс. гривен (это в полтора раза больше, чем закладывалось в первом чтении – 9 млрд 511 млн 368,2 тыс. гривен).
Самые крупные из них:
-
судебный сбор и поступления залогов в доход государства – 3 млрд 364 млн 315 тыс. гривен (столько же – в первом чтении);
-
плата за предоставление административных услуг – 9 млрд 718 млн 609,5 тыс. гривен (вчетверо больше, чем в первом чтении – 2 млрд 275 млн 189,5 тыс. гривен);
-
поступления от арендной платы за пользование целостным имущественным комплексом и другой государственной собственностью – 1 млрд 650 млн гривен (столько же – в первом чтении);
-
исполнительный сбор – 840 млн 62,8 тыс. гривен (столько же – в первом чтении);
-
средства от осуществления консульских действий – 810 млн 612,3 тыс. гривен (столько же – в первом чтении);
-
единый сбор в пунктах пропуска через государственную границу – 271 млн гривен (столько же – в первом чтении);
-
портовый сбор – 202 млн 188,6 тыс. гривен (столько же – в первом чтении).
Другие неналоговые поступления – 15 млрд 19 млн 488,9 тыс. гривен.
Доходы от операций с капиталом в следующем году оцениваются, как и в первом чтении, в 923 млн 330,9 тыс. гривен. В рамках этих операций самые большие доходы ожидаются от:
-
реализации государственных запасов (864 млн 827 тыс. гривен);
-
продажи основного капитала (51 млн 720,9 тыс. гривен).
Не претерпели ко второму чтению изменений и цифры заложенных в бюджет официальных трансфертов – 1 млрд 966 млн 331,3 тыс. гривен. Это деньги, которые поступят в общегосударственную казну от Европейского Союза, правительств иностранных государств, международных организаций и донорских учреждений.
РАСХОДЫ ГОСБЮДЖЕТА
Верховная Рада, президент, Кабинет министров
Аппарату Верховной Рады (ВР) в 2021 году Кабинет министров сначала предлагал выделить 2 млрд 288 млн 635,8 тыс. гривен, что больше уровня финансирования 2020 года (2 млрд 44 млн 774,8 тыс. гривен). Ко второму чтению сумму увеличили еще больше, почти на четверть миллиарда; таким образом Рада получит 2 млрд 535 млн 662,2 тыс. гривен.
Государственное управление делами (ГУД), к сфере которого относится множество структур и объектов, наоборот, получит меньше, чем предлагалось к первому чтению (на 130 млн) – 3 млрд 79 млн 943,4 тыс. гривен, но это все равно значительно больше, чем в 2020 году (сейчас – 2 млрд 416 млн 317,3 тыс. гривен).
При этом, часть расходов ГУД – это траты на содержание президента Владимира Зеленского и его Офиса. По сравнению с первым чтением эта строка расходов не изменилась – 1 млрд 269 млн 78,2 тыс. гривен (в 2020 г. на ОП выделено 912 млн 358,7 тыс. гривен; имеем 40-процентный рост расходов на ОП).
Почти столько же, сколько аппарат ВР, заложено на будущий год расходов на Хозяйственно-финансовый департамент Кабинета министров – 2 млрд 532 млн 266,3 тыс. гривен (в первом чтении было на 79 млн 292,1 тыс. гривен меньше; в 2020 г. департаменту полагалось более – 2 млрд 731 млн 435,3 тыс. гривен). Из этих расходов 888 млн 721,8 тысяч полагается Секретариату КМ (между первым и вторым чтением цифры не претерпели изменений, а в 2020 г. было заложено 797 млн 225,8 тыс. гривен).
Отметим, что если центральные органы власти в основном получат больше денег на свое содержание и осуществление полномочий, то регионам достанется меньше – так, в составе расходов на Министерство развития общин и территорий урезается (на 4,7 млрд) Государственный фонд регионального развития.
Суды
Государственная судебная администрация в 2021 г. может рассчитывать на 15 млрд 653 млн 162,4 тыс. гривен.В текущем году расходы составляют 15 млрд 699 млн 795,1 тыс. гривен. Между первым и вторым чтением законопроекта о госбюджете на 2021 год цифры здесь не изменились. На Верховный Суд полагается выделить 2 млрд 356 млн 807,4 тыс. гривен (2020 г. – 2 млрд 273 млн 63,4 тыс. гривен); Конституционный Суд – 318 млн 353,1 тыс. гривен (2020 г. – 314 млн 445,5 тыс. гривен); Высший антикоррупционный суд – 509 млн 980 тыс. гривен (2020 г. – 291 млн 413,5 тыс. гривен).
Оборона и разведка
Министерству обороны (МО) Кабмин сначала предлагал выделить в 2021 году 117 млрд 504 млн 702 тыс. гривен. Это немного меньше, чем в текущем году (11 млрд 631 млн 998,1 тыс. гривен). Но затем планы пересмотрели и расходы решили увеличить на 121 млн 741,4 тыс. гривен – ко второму чтению в бюджет заложено уже 117 млрд 626 млн 443,4 тыс. гривен.
Обеспечение Вооруженных сил по сравнению и с текущим годом, и с первым чтением увеличивается: с нынешних 89 млрд 72 млн 536,8 тыс. гривен – до 89 млрд 426 млн 537,6 тыс. гривен (что на 89 млн 629,8 тыс. гривен больше, чем первоначальная смета).
Затраты на вооружение (закупка нового, модернизация имеющегося) – финансирование увеличивается, хотя и незначительно (с 22 млрд 735 млн 321 тыс. гривен в 2020 году до 22 млрд 742 млн 438,5 тыс. гривен в 2021-м). Между чтениями сумма не изменилась.
К тому же, по линии Минэкономики государство выделит 2 млрд 530 млн гривен на реформирование оборонно-промышленного комплекса (сумма по сравнению с текущим годом не изменилась).
Главному управлению разведки МО предлагается выделить 4 млрд 9 млн 193,2 тыс. гривен (2020 год – 3 млрд 573 млн 805,5 тыс. гривен). Это на 17 млн больше, чем в первоначальном варианте проекта госбюджета.
Служба внешней разведки в 2021 году может рассчитывать на серьезное увеличение расходов: с нынешних 2 млрд 367 млн 30,8 тыс. гривен – до 4 млрд 10 млн 993,4 тыс. гривен (т.е. рост – более чем в полтора раза; между первым и вторым чтением разницы нет).
Правоохранители, прокуроры, силовики
Силовики и правоохранители в будущем году получат из бюджета больше, чем в текущем.
Обеспечение Службы безопасности Украины (СБУ) в 2021 году возрастет до 14 млрд 959 млн 625,1 тыс. гривен (в 2020 году – 12 млрд 181 млн 879,5 тыс. гривен). Расходы между чтениями не изменились.
Возрастет финансирование Офиса Генерального прокурора (ОГП), причем не только по сравнению с текущими расходами на ОГП, но и с первоначальными планами Минфина на счет этого ведомства. В 2020 году на него было заложено 7 млрд 565 млн 712,2 тыс. гривен. На 2021 год сначала хотели заложить 9 млрд 505 млн 142,9 тыс гривен, но затем решили, что этого мало – и ко второму чтению увеличили сумму на более чем два миллиарда – 11 млрд 539 млн 559,2 тыс. гривен.
Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), напротив, в следующем году получит меньше денег, чем в текущем – 135 млн 289,4 тыс. гривен (сейчас годовое обеспечение – 146 млн 235 тыс. гривен). Так планировалось в первом чтении, так осталось и ко второму.
Подобно ОГП, значительно (почти на миллиард) возрастет финансирование Государственного бюро расследований (ГБР). На 2021 год запланировано израсходовать на Бюро 2 млрд 484 млн 78 тыс. гривен – против нынешних 1 млрд 416 млн 535,9 тыс. гривен. Так планировалось в первом чтении, так осталось и ко второму.
В более чем полтора раза возрастает по сравнению с 2020 годом финансирование Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК). Сначала Агентству было предложено выделить из госказны 1 млрд 106 млн 867,6 тыс. гривен (бюджет с.г. предусматривает 685 млн 315,4 тыс. гривен). Ко второму чтению расходы увеличили еще больше – они составят 1 млрд 145 млн 140,9 тыс. гривен.
Траты на содержание Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) с 924 млн 138,1 тыс. гривен в 2020 году увеличиваются до 1 млрд 65 млн 797,6 тыс. гривен в 2021 году (сумму, заложенную в первом чтении, не пересматривали).
Растет, как и прежде, растет финансирование Министерства внутренних дел (МВД). На следующий год правительство хочет выделить на нужды министерства 98 млрд 303 млн 740,4 тыс. гривен (против 93 млрд 392 млн 454,7 тыс. с.г.). Между первым и вторым чтениями общие расходы увеличились “всего” на 20 млн гривен, но их внутренняя структура серьезно изменилась: на аппарат МВД выделено на 800 млн гривен больше, нежели закладывалось в первом чтении).
В том числе, возрастут расходы на Нацгвардию (13 млрд 708 млн 533,9 тыс гривен против 13 млрд 309 млн 587,5 тыс. гривен) и Нацполицию (35 млрд 497 млн 137,5 тыс. гривен против 33 млрд 636 млн 441,8 тыс. гривен). В обоих случаях ко второму чтению расходы урезали, особенно траты на Нацполицию (уменьшились, по сравнению с первым чтением на 361 млн гривен).
Медицина, образование, социалка
Ожидаемо наибольшие расходы 2021 года правительство предусмотрело в социальной сфере, а также в медицине и образовании.
Как уже отмечала KV, рассказывая об изначальных бюджетных планах Кабмина, смета Минсоцполитики практически равна бюджетам Минобразования и Минздрава вместе взятых.
Но ко второму чтению “социалка” была серьезно урезана. Всего на Минсоц изначально планировалось выделить 320 млрд 221 млн 410,7 тыс. гривен (в 2020 г. – 313 млрд 708 млн 302,6 тыс. гривен). Но расходы сократили на почти 8 млрд гривен – сниженные, они должны составить 312 млрд 382 млн 988,3 тыс. гривен.
“Минисеквестр” здесь коснулся прежде всего Пенсионного фонда в составе расходов на министерство. В 2020 году расходы на ПФ составили 202 млрд 280 млн 399,5 тыс. гривен. На следующий год сначала правительство хотело выделить 203 млрд 819 млн 411,1 тыс. гривен, но передумало – ко второму чтению сумма уменьшилась на 8,5 млрд и составила 195 млрд 319 млн 411,1 тыс. гривен.
Министерство здравоохранения, напротив, между чтениями законопроекта о бюджете, прибавило в финансовом весе (не говоря уже о текущих показателях).
В 2020 году МОЗ “стоил” государственной казне 132 млрд 590 млн гривен.
В 2021 году сначала хотели профинансировать 158 млрд 741 млн 2,6 тыс. гривен, затем расходы увеличили на рекордные почти 4 млрд гривен – сумму довели до 162 млрд 687 млн 587,3 тыс. гривен.
Из этих денег 123 млрд 832 млн 169,4 тыс. гривен будут направлены в Национальную службу здоровья (НСЗ), и почти полностью эта сумма, как и в текущем году, уйдет на программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения.
Зеркальная ситуация – с Министерством образования и науки (МОН). Здесь, наоборот, на более чем 4 млрд расходы урезали в сравнении с первым чтением. Они составят 154 млрд 565 млн 114,4 тыс. гривен (в 2020 году – 128 млрд 623 млн 143,7 тыс. гривен).
Этот объем расходов содержит образовательную субвенцию местным бюджетам. Ее, по сравнению с первым чтением, уменьшили на почти 3 млрд гривен. Она составит в итоге 99 млрд 647 млн 368,2 тыс. гривен (в 2020 г. субвенция составила 79 млрд 98 млн 895,3 тыс. гривен).
В свете урезания статей расходов на Пенсионный фонд, образовательной субвенции, Госфонда регионального развития и одновременного увеличения трат на президентский офис и прокуратуру в парламентской оппозиции неоднократно заявляли, что в таком виде за проект госбюджета-2021 голосовать нельзя.
В то же время, в Раде заявляют, что даже членов “монобольшинства” стимулируют, чтобы они голосовали за бюджет во втором чтении.
Представитель группы “За майбутне” Игорь Палица, например, в эфире программы “Право на владу” на “1+1” заявил буквально следующее (см. его речь по таймкодакм 00:59:37): “Я терпел, держал себя в руках, но больше уже не могу. Почему в провластной фракции “Слуга народа” при голосованиях за бюджет депутатам выдают по 20 тысяч долларов каждому? И это факт. Вы можете спросить, я могу привести депутатов, которые получили деньги за голосования. Откуда 4,5 миллиона долларов в провластной фракции заплатить своим депутатам за голосование за бюджет? Про это знает не только Палица, об этом говорит вся Верховная Рада”. При этом, Игорю Палице в студии было указано, что его слова в прямом эфире СМИ звучат как официальное заявление. Но сам он говорил, что обращаться с официальным заявлением в компетентные органы не намерен.
Подробнее с основными направлениями расходов госбюджета-2021 можно ознакомиться в таблице:
Читайте: Доходы и расходы Украины в 2021 году – проект госбюджетаФото: правительственный портал
Фото: правительственный портал