Евро-2012 в Киеве. Дорого и сердито

Евро-2012 в Киеве. Дорого и сердито

Проведение в Киеве Евро-2012 толчком для развития туристической отрасли города явно не станет. Огромные бюджетные средства, потраченные на обустройство городской инфраструктуры,  улучшат качество жизни в столице не значительно. А шанс использовать это мероприятие для привлечения частных, в т.ч. иностранных инвестиций, чиновники успешно упустили.

 

Киев, в котором за 4 года на подготовку к  Евро-2012 уже потрачено более 5 млрд. грн., встретит гостей чемпионата отсутствием знаний иностранных языков у обслуживающего персонала во всех сферах, относительными чистотой и порядком только в центральной части города, и высокими ценами на проживание для туристов и болельщиков. К такому выводу при обсуждении темы подготовки столицы к чемпионату Европы по футболу 2012 г. 13 декабря пришло большинство участников ток-Нешоу “Киевский форум” с Реной Назаровой.


Последние штрихи 

 

Первый заместитель начальника ГУ транспорта и связи КГГА Иван Шпилевой и замначальника ГУ по вопросам подготовки и проведения финальной части чемпионата Европы 2012г. по футболу Николай Малюга заверяют, что УЕФА очень высоко оценивает работу сторличной власти по подготовке к проведению долго ожидаемого мероприятия. В следующем году, по словам городских чиновников, в Киеве останется лишь нанести последние штрихи. А именно: установить англоязычные знаки, указатели и щиты; подготовить к встрече с иностранными гостями около 6 тыс. волонтеров; обучить языкам водителей и кондукторов в наземном общественном транспорте и сотрудников метрополитена.

 

Тот факт, что столичная власть особо не торопится оснащать город указателями для иностранцев, а также размещать в полуторакилометровой  зоне вокруг НСК “Олимпийский” информационные центры для туристов, у экспертов вызывает недоумение. Все это, по словам г-на Шпилевого, появится в Киеве только весной 2012г. Вероятно, если бы не Евро-2012, у столичных чиновников даже не возникло бы мысли комплексно развивать город, как туристический центр. К тому же, наблюдатели отмечают, что в других  принимающих чемпионат городах Украины, подобная  работа уже давно проделана. С одной стороны, если делать в Киеве все это в последний момент авральными темпами, может пострадать качество, с другой — всем понятно, что иностранцы посещают столицу постоянно, и ориентироваться в городе им очень тяжело уже сегодня. “Конечно, они рассказывают об этом своим соотечественникам, которые еще раздумывают над тем, посетить ли в июне 2012г. Киев, или нет. Поэтому власть может дождаться того, что иностранных гостей на финал чемпионата прибудет в Киев не так много, как хотелось бы”,—отмечает президент Всеукраинской ассоциации болельщиков Игорь Гомонай.

 

На самом деле, в то, что столичные водители и кондуктора после прохождения экспресс курса обучения языкам смогут хоть как-то объясниться с иностранным туристом, не особо верят даже в столичной мэрии. Поэтому там еще и планируют в 2012г. выделить КП “Киевпастранс” и КП “Киевский метрополитен” по 100 тыс. грн. на приобретения разговорников для своих сотрудников. Кроме того иностранных гостей, имеющих на руках билеты на матчи чемпионата, власть задумала попросту возить в городском транспорте бесплатно, а остальным туристам  продавать 36-ти часовые проездные билеты на все виды общественного транспорта. Обучить знанию иностранных языков обещают и столичных милиционеров. По словам и.о. начальника отдела по связям с общественностью ГУ МВД в г. Киеве Владимира Дмитренко, целевые бюджетные средства на это, к сожалению, выделены не были. “Но около 1,5 тыс. городских милиционеров базовые знания английского и частично немецкого языка все равно получат. В каждом милицейском патруле будет сотрудник, способный указать иностранному гражданину дорогу и ответить на элементарные вопросы”,— уверяет г-н Дмитренко.

 

По мнению наблюдателей, толку от всего этого будет очень мало. Заставить людей, которые сегодня даже не вовремя получают свои минимальные зарплаты учить языки, не реально. А спасти имидж Украины в этом вопросе смогут только волонтеры, готовые в обмен на возможность общаться с носителями языка, бесплатно помогать власти. “Чиновникам  на сегодня нужно сосредоточиться хотя бы на подготовке этих людей. Но пока необходимые навыки в Киеве получили только 400 волонтеров, и власть достаточного внимания этому направлению не уделяет”,— говорит глава общественного Всеукраинского центра волонтеров-2012 Николай Воробьев.

 

Масштабные достижения?

 

Представители власти любят повторять, что Евро-2012 пройдет, а созданная для его достойного проведения современная инфраструктура, останется. Да, в Киеве смогли вовремя открыть НСК “Олимпийский”, рассчитанный на 70 тыс. зрителей. Но потратили на реконструкцию этого стадиона просто колоссальные деньги налогоплательщиков. В 2008 г. эти  работы оценивалось всего в 1,5 млрд. грн. Но потом смета много раз пересматривалсь, и в итоге реконструкция НСК вылилась для госбюджета в $570-585 млн. (4,5- 4,6 млрд. грн.). Для сравнения  лондонский “Арсенал” в 2006 г. построил стадион ориентировочно такой же вместимости, как наш НСК, за 390 миллионов фунтов (4,86 млрд. грн.). Но, попутно за эти же деньги англичане еще и умудрились полностью реконструировать близлежащие кварталы. Пекинский национальный стадион на 91 тыс. мест (вместительней НСК “Олимпийский. — ред.), открытый в марте 2008 года для проведения летних Олимпийских игр, стоил 3,5 миллиарда юаней (3,7 млрд. грн.).

 

Может быть, в Киеве, для того, чтобы поразить воображение гостей Евро-2012 построили много новых транспортных развязок? На эти цели из городского и государственного бюджетов за 4 года было потрачено около 1,8 млрд. грн. Но на сегодня полностью реконструированы лишь Московская площадь, бульвар Леси Украинки, да еще несколько небольших дорог и путепроводов. К моменту проведения  Евро-2012 максимум успеют завершить реконструкцию проспекта Бажана, по которому гостей чемпионата будут доставлять из аэропорта “Борисполь” и улицы Горького, где во время Евро-2012 будут парковаться автобусы с болельщиками. По Дарницкому автомобильно-железнодорожному мосту было открыто автомобильное движение в одну сторону. Но этот мостовой переход почему-то периодически продолжают закрывать на ремонт. Открытие же движения автомобилей по Подольско-Воскресенскому мостовому переходу в ближайшее время из-за перебоев с финансированием остается очень сомнительной перспективой.

 

Впрочем, эксперты справедливо отмечают, что заниматься строительством транспортных развязок и ремонтом дорог, власть обязана не только в преддверье какого-либо чемпионата. Даже если бы в КГГА просто выполняли действующий генплан развития Киева до 2020г., то новых транспортных объектов на сегодня в Киеве было бы сдано в эксплуатацию гораздо больше. К тому же дороги в Киеве к Евро-2012 капитально ремонтируют в основном только в полуторакилометровой зоне вокруг НСК “Олимпийский”. Только в этой части города более-менее серьезно власть подходит и к замене изношенных инженерных сетей, освещению улиц, ремонту и покраске фасадов жилых домов и административных зданий.

 

По мнению депутата Киеврады Анны Старостенко, это не комплексный подход, и хорошую оценку городской власти за подготовку Киева к Евро-2012 ставить не за что. “На окраинах столицы все дороги в ямах, фонарей нет. Если туристы случайно выедут из центра Киева, они, просто будут в шоке”,— уверена г-жа Старостенко. Согласен с ней и пресс-аташе Национальной сборной Украины по футболу в 2004 – 2008гг Игорь Мирошниченко. По его мнению, восторги от степени готовности Киева к проведению чемпионата по футболу со стороны президента УЕФА Мишеля Платини, могут быть объяснены только тем, что его, возили исключительно по “Потемкинским деревням” — туда, где на ремонт какой-либо дороги к определенной дате потратили особенно много денег.

 

В КГГА неустанно хвалятся и еще одним достижением. Мол, уже весной 2012г. киевляне будут перемещаться по центру города исключительно на современных крупногабаритных автобусах и троллейбусах, и полностью забудут о неудобных маршрутках. Для этого за кредитные средства, по которые еще долгие годы придется возвращать за счет городского и государственного бюджетом  (привлекать инвесторов к этому процессу власти даже не пытались, — ред.) должно быть закуплено 185 автобусов и около 250 троллейбусов. На самом деле это капля в море. Даже, чтобы достичь в обеспечении подвижным составом показателей 1991 г., автобусов и троллейбусов Киеву нужно закупить в 5-10 раз больше. А также приобрести не менее 500 новых трамваев. Так, что после проведения Евро-2012 маршрутки в Киеве все равно останутся основным видом наземного пассажирского транспорта. О чем говорить, если в КГГА до сих пор не разработали новую маршрутную Схему, от которой власти и планировали начать “плясать” в вопросе реорганизации системы городских пассажироперевозок? 

 

Иностранных туристов могут поразить бесплатной медициной

 

Довольно странно складывается ситуация и с подготовкой к проведению Евро-2012 медицинских учреждений Киева. Вместо того, чтобы финансировать капреморнты в существующих больницах, улучшать их техническое оснащение (хотя бы сделать это для больницы скорой помощи,— ред.), бюджетные средства в рамках начатого реформирования системы столичного здравоохранения тратятся зачастую на реорганизацию уже существующих поликлиник в амбулатории семейной медицины. И это при том, что если иностранный турист (не дай Бог!— ред.) случайно попадет в Киеве в обычный стационар, то сразу поймет, что он приехал куда угодно, но только не в европейскую страну. “Для реконструкции больниц меньше, чем за год  до начала чемпионата деньги выделены были. Но до сих пор не завершены тендерные процедуры по их освоению, сметы местами завышены в разы, и большинство запланированных работ до сих пор не начато”, ― рассказывает член комисии Киеврады по вопросам гомунитарной политики Алексей Давиденко. К тому же  5,5 млн. грн. из горбюджета Киева зачем-то было выделено на закупку городского мобильного госпиталя. Такие госпитали уже есть у Министерства обороны, Моз и МЧС, и, по мнению экспертов, тратиться на создание еще одного такого учреждения КГГА уж точно не следовало. О том, чтобы, как планировалось ранее, выносить из центра города, например,  туберкулезные диспансеры, разговор вообще уже сегодня не идет.

 

Город  не сад

 

Не поразит Киев иностранных гостей и шедеврами садово-паркового искусства. Времена, когда представители иностранные делегаций с восторгом отмечали, что Киев — “единственный город в парке, который они видели”, остались далеко в прошлом. Как известно, в последние годы десятки парков и скверов столицы были отданы под застройку. И даже там, где стройки из-за масштабных общественных протестов или из-за недостатка денег у инвесторов были приостановлены или не начаты, деревья все равно вырубались оперативно. На сегодня эксперты по озеленению заявляют, что лесов в городе хватает, а вот ландшафтного дизайна европейского уровня в Киеве нет вообще. Иностранных специалистов никто привлекать для решения этих задач не хочет, а КО “Киевзеленстрой” лишь ежегодно тратит десятки миллионов гривень на высадку на городских улицах деревьев, которые там не приживаются из-за отсутствия системы полива, огромного количества автомобилей и соли, высыпаемого зимой на городские улицы.

 

Казалось бы, для достойного озеленения столицы могли бы приложить немного больше усилий хотя бы за год  до проведения Евро-2012. Но нет. На одной из последних заседаний коллегий КГГА, по словам  главы ОО “Столичные инициативы” Игоря Добруцкого, киевский губернатор Александр Попов констатировал, что КО “Киевзеленстрой” в этом году не успел вовремя провести тендерные процедуры, а значит, не сможет использовать в этом году на озеленение города 21 млн. грн. По мнению Игоря Добруцкого, на эти деньги можно было бы успеть закупить и высадить в городе, к примеру, около 200 тыс. кустов роз, или других цветущих кустарников. “Но достойных образцов садово-паркового искусства на въездах в Киев или в его знаковых местах (ул. Бассейная, Оперный театр, площадь Победы, проспект Бажана, склоны на ул. Институтской и пр.) никто летом следующего года не увидит. Времени для профессионального озеленения города уже не осталось”,— с сожалением отмечает г-н Добруцкий.

 

Надежда на общежития

 

Гарантировано привлечь в большом объеме частные инвестиции столичное руководство планировалось именно под строительство гостиниц. Но и тут пошло все наперекосяк. В 2008г. были озвучены планы по строительству 58-ми новых отелей, но сегодня, уже очевидно, что к лету 2012г. в Киеве заработает только 12 новых современных объектов размещения. Впрочем, имеющегося в наличии номерного фонда, в принципе может и хватить. “На 80% условия УЕФА к наличию свободных номеров мы выполняем уже сейчас. С номерами в гостиницах категории 3*мы имеем значительный профицит, незначительный недостаток наблюдается пока только в наличии номеров в отелях категории 4*”,— рапартует начальник профильного отдела Управления туризма и курортов КГГА Дмитрий Калганов.

 

Проживать во время проведения в Киеве матчей Евро-2012 в столичных отелях будет, не дешево. Согласно размещенной на их сайтах информации, гостям столицы в этот период  придется платить в них от $237 до $1964 за койко-место. В КГГА уверяют, что во время проведения подобных мероприятий такие цены скорее правило, чем исключение, и искусственно регулировать расценки отелей никто не будет. Сколько иностранцев, привыкших к лучшему сервису, чем тот, который им смогут предложить в Киеве, устроят такие цены, остается вопросом. Особой альтернативы, впрочем, у них нет. От планов по размещению туристов в частных квартирах  в КГГА отказались (хотели в свое время создать их базу и подписать с владельцами апартаментов соответствующие договора, — ред.) на том основании, что гарантировать гостям столицы в обычном жилом фонде безопасность проживания никто не сможет.

 

Более сложной в Киеве выглядит ситуация с размещением футбольных фанатов, которые привыкли к наличию в цивилизованных городах развитой сети недорогих хостелов, в которых койко-место стоит в среднем $30-40 в сутки. Их столичная власть намерена селить в санаториях, кемпингах, и в общежитиях ВУЗов, которые только в следующем году планируется на время переоборудовать в хостелы. Т.е. времени для такой модернизации остается совсем не много. А персонал общежитий еще нужно научить обеспечивать элементарный гостиничный сервис, например, менять белье, туалетные принадлежности и пр.

 

Сети хостелов, по сути, в Киеве еще нет, а ценовая политика, как выясняется, уже существует. “На специализированных сайтах появилась информация о том, что в обычной в семиместной комнате киевского хостела планируют брать с человека за одно койко-место в сутки $237, а в шестнадцатиместном — $184. По информации тех же сайтов, даже маленькая палатка в кемпинге в районе станции метро “Житомирская” обойдется болельщику в $64. Это не реально дорого, и может отпугнуть иностранных болельщиков”,— убежден глава ОО “Экспертная рада”, журналист Андрей Капустин.

 

Неизбежные недоделки

 

Практически ни у кого не вызывает сомнений то, что городские власти к лету 2012г. не успеют навести в Киеве порядок с размещением киосков (сделать так, чтобы их было не так много, и их внешний вид радовал глаз,— ред.). Даже Схему размещения этих временных сооружений в КГГА до сих пор не разработали. Вероятно, в разрез с обещаниями городского руководства, в центре Киева не станет меньше и рекламных конструкций. За последний год, по информации Ассоциации внешней рекламы, их в исторической части города стало только на 30% больше. Также уже точно известно, что не заработает к моменту проведения в столице Евро-2012 и единая служба экстренных вызовов “112”. По словам нардепа Кирила Куликова, бюджетирование, необходимое для создания такой системы, было окончательно сорвано. Хотя в 2008г., создание этой системы считалось, чуть ли не основной задачей для обеспечения безопасности проведения Евро-2012. Остается надеяться, что достойно справиться с возложенными на нее задачами сможет хотя бы ООО “Холидей сервис” (победитель, проведенного КГГА конкурса на обслуживание фан-зоны для болельщиков на Майдане Независимоти и Крещатике, — ред.), не имевшее ранее опыта подобной деятельности.

 

Неутешительные выводы

 

То, что праздник футбола в Киеве, так или иначе, состоится, и какие-то иностранцы город посетят, факт, который уже не изменить. Промахи, допущенные при подготовке столицы к долгожданному мероприятию, восполнит традиционное гостеприимство киевлян. А посетит город в течение летнего месяца в следующем году 400 тыс., 200 тыс. или 100 тыс. иностранных гостей, покажет время. Обидно другое. Побывавшие на финале чемпионата в Киеве иностранцы вряд ли с восхищением будут рассказывать о том, какой Киев уникальный город, и рекомендовать посетить его своим знакомым, как это виделось всем в 2008г. Ничего, что могло бы удивить гостей чемпионата, в Киеве за 4 года не создали.

 

Уже совершенно ясно и то, что подготовка к Евро-2012 стала для власти нереализованным шансом для привлечения в реализацию масштабных инфраструктурных проектов частных, в т.ч. иностранных инвестиции. А именно такая задача ставилась перед чиновниками всех рангов в 2008г. Теперь в КГГА сколько угодно могут ссылаться на неожиданно грянувший финансово-экономический кризис и несовершенную законодательную базу. Но всем хорошо известно, что причина в другом. Крупный инвестор отказывается вкладывать деньги в создание социально-значимых инфраструктурных объектов в Киеве, так как его в свое время напугали огромными суммами откатов, которые в КГГА требовали за получение земли и за ускорение прохождения массы громоздких бюрократических процедур.

 

Нормальные взаимовыгодные варианты сотрудничества представители власти на всех уровнях предлагать инвесторам пока не научились. Именно поэтому экс-глава КГГА Леонид Черновецкий не построил до 2012г. за счет японцев метро на Троещину, а глава государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив фактически “завалил” переговоры по привлечению китайских инвестиций в строительство ветки современной скоростной электрички между аэропортом “Борисполь” и Киевом.

 

Автор: Дмитрий Марковский

 

 

 

 

Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
“Башта на кону”: Київрада ризикує пам'ятником архітектури заради житлової багатоповерхівки
“Башта на кону”: Київрада ризикує пам’ятником архітектури заради житлової багатоповерхівки
09:00 Столичні депутати погодили поновлення договору оренди земельної ділянки на вул. Старонаводницькій, 2-А, завдяки чому ТОВ “ЖК Старонаводницький” зможе будувати там 24-поверховий будинок з…
Київрада “зарезервувала” для підлеглих Непопа понад 13 млрд гривень на закупівлю “пільгового” житла
Київрада “зарезервувала” для підлеглих Непопа понад 13 млрд гривень на закупівлю “пільгового” житла
09:00 Столична міськрада затвердила цільову програму забезпечення житлом громадян, які потребують поліпшення житлових умов, на 2025-2027 роки. На її реалізацію передбачено більш ніж вдвічі…
Свистунову дозволили терміново освоїти 141 млн гривень на темі Генплану Києва
Свистунову дозволили терміново освоїти 141 млн гривень на темі Генплану Києва
09:00 Київрада внесла зміни до програми реалізації містобудівної політики на 2024-2025 роки, збільшивши її фінансування більше ніж удвічі – з 66,5 до 172 млн…
Banner
QlU7mDx4