Проведение в Киеве Евро-2012 толчком для развития туристической отрасли города явно не станет. Огромные бюджетные средства, потраченные на обустройство городской инфраструктуры, улучшат качество жизни в столице не значительно. А шанс использовать это мероприятие для привлечения частных, в т.ч. иностранных инвестиций, чиновники успешно упустили.
Киев, в котором за 4 года на подготовку к Евро-2012 уже потрачено более 5 млрд. грн., встретит гостей чемпионата отсутствием знаний иностранных языков у обслуживающего персонала во всех сферах, относительными чистотой и порядком только в центральной части города, и высокими ценами на проживание для туристов и болельщиков. К такому выводу при обсуждении темы подготовки столицы к чемпионату Европы по футболу 2012 г. 13 декабря пришло большинство участников ток-Нешоу “Киевский форум” с Реной Назаровой.
Последние штрихи
Первый заместитель начальника ГУ транспорта и связи КГГА Иван Шпилевой и замначальника ГУ по вопросам подготовки и проведения финальной части чемпионата Европы 2012г. по футболу Николай Малюга заверяют, что УЕФА очень высоко оценивает работу сторличной власти по подготовке к проведению долго ожидаемого мероприятия. В следующем году, по словам городских чиновников, в Киеве останется лишь нанести последние штрихи. А именно: установить англоязычные знаки, указатели и щиты; подготовить к встрече с иностранными гостями около 6 тыс. волонтеров; обучить языкам водителей и кондукторов в наземном общественном транспорте и сотрудников метрополитена.
Тот факт, что столичная власть особо не торопится оснащать город указателями для иностранцев, а также размещать в полуторакилометровой зоне вокруг НСК “Олимпийский” информационные центры для туристов, у экспертов вызывает недоумение. Все это, по словам г-на Шпилевого, появится в Киеве только весной 2012г. Вероятно, если бы не Евро-2012, у столичных чиновников даже не возникло бы мысли комплексно развивать город, как туристический центр. К тому же, наблюдатели отмечают, что в других принимающих чемпионат городах Украины, подобная работа уже давно проделана. С одной стороны, если делать в Киеве все это в последний момент авральными темпами, может пострадать качество, с другой — всем понятно, что иностранцы посещают столицу постоянно, и ориентироваться в городе им очень тяжело уже сегодня. “Конечно, они рассказывают об этом своим соотечественникам, которые еще раздумывают над тем, посетить ли в июне 2012г. Киев, или нет. Поэтому власть может дождаться того, что иностранных гостей на финал чемпионата прибудет в Киев не так много, как хотелось бы”,—отмечает президент Всеукраинской ассоциации болельщиков Игорь Гомонай.
На самом деле, в то, что столичные водители и кондуктора после прохождения экспресс курса обучения языкам смогут хоть как-то объясниться с иностранным туристом, не особо верят даже в столичной мэрии. Поэтому там еще и планируют в 2012г. выделить КП “Киевпастранс” и КП “Киевский метрополитен” по 100 тыс. грн. на приобретения разговорников для своих сотрудников. Кроме того иностранных гостей, имеющих на руках билеты на матчи чемпионата, власть задумала попросту возить в городском транспорте бесплатно, а остальным туристам продавать 36-ти часовые проездные билеты на все виды общественного транспорта. Обучить знанию иностранных языков обещают и столичных милиционеров. По словам и.о. начальника отдела по связям с общественностью ГУ МВД в г. Киеве Владимира Дмитренко, целевые бюджетные средства на это, к сожалению, выделены не были. “Но около 1,5 тыс. городских милиционеров базовые знания английского и частично немецкого языка все равно получат. В каждом милицейском патруле будет сотрудник, способный указать иностранному гражданину дорогу и ответить на элементарные вопросы”,— уверяет г-н Дмитренко.
По мнению наблюдателей, толку от всего этого будет очень мало. Заставить людей, которые сегодня даже не вовремя получают свои минимальные зарплаты учить языки, не реально. А спасти имидж Украины в этом вопросе смогут только волонтеры, готовые в обмен на возможность общаться с носителями языка, бесплатно помогать власти. “Чиновникам на сегодня нужно сосредоточиться хотя бы на подготовке этих людей. Но пока необходимые навыки в Киеве получили только 400 волонтеров, и власть достаточного внимания этому направлению не уделяет”,— говорит глава общественного Всеукраинского центра волонтеров-2012 Николай Воробьев.
Масштабные достижения?
Представители власти любят повторять, что Евро-2012 пройдет, а созданная для его достойного проведения современная инфраструктура, останется. Да, в Киеве смогли вовремя открыть НСК “Олимпийский”, рассчитанный на 70 тыс. зрителей. Но потратили на реконструкцию этого стадиона просто колоссальные деньги налогоплательщиков. В 2008 г. эти работы оценивалось всего в 1,5 млрд. грн. Но потом смета много раз пересматривалсь, и в итоге реконструкция НСК вылилась для госбюджета в $570-585 млн. (4,5- 4,6 млрд. грн.). Для сравнения лондонский “Арсенал” в 2006 г. построил стадион ориентировочно такой же вместимости, как наш НСК, за 390 миллионов фунтов (4,86 млрд. грн.). Но, попутно за эти же деньги англичане еще и умудрились полностью реконструировать близлежащие кварталы. Пекинский национальный стадион на 91 тыс. мест (вместительней НСК “Олимпийский. — ред.), открытый в марте 2008 года для проведения летних Олимпийских игр, стоил 3,5 миллиарда юаней (3,7 млрд. грн.).
Может быть, в Киеве, для того, чтобы поразить воображение гостей Евро-2012 построили много новых транспортных развязок? На эти цели из городского и государственного бюджетов за 4 года было потрачено около 1,8 млрд. грн. Но на сегодня полностью реконструированы лишь Московская площадь, бульвар Леси Украинки, да еще несколько небольших дорог и путепроводов. К моменту проведения Евро-2012 максимум успеют завершить реконструкцию проспекта Бажана, по которому гостей чемпионата будут доставлять из аэропорта “Борисполь” и улицы Горького, где во время Евро-2012 будут парковаться автобусы с болельщиками. По Дарницкому автомобильно-железнодорожному мосту было открыто автомобильное движение в одну сторону. Но этот мостовой переход почему-то периодически продолжают закрывать на ремонт. Открытие же движения автомобилей по Подольско-Воскресенскому мостовому переходу в ближайшее время из-за перебоев с финансированием остается очень сомнительной перспективой.
Впрочем, эксперты справедливо отмечают, что заниматься строительством транспортных развязок и ремонтом дорог, власть обязана не только в преддверье какого-либо чемпионата. Даже если бы в КГГА просто выполняли действующий генплан развития Киева до 2020г., то новых транспортных объектов на сегодня в Киеве было бы сдано в эксплуатацию гораздо больше. К тому же дороги в Киеве к Евро-2012 капитально ремонтируют в основном только в полуторакилометровой зоне вокруг НСК “Олимпийский”. Только в этой части города более-менее серьезно власть подходит и к замене изношенных инженерных сетей, освещению улиц, ремонту и покраске фасадов жилых домов и административных зданий.
По мнению депутата Киеврады Анны Старостенко, это не комплексный подход, и хорошую оценку городской власти за подготовку Киева к Евро-2012 ставить не за что. “На окраинах столицы все дороги в ямах, фонарей нет. Если туристы случайно выедут из центра Киева, они, просто будут в шоке”,— уверена г-жа Старостенко. Согласен с ней и пресс-аташе Национальной сборной Украины по футболу в 2004 – 2008гг Игорь Мирошниченко. По его мнению, восторги от степени готовности Киева к проведению чемпионата по футболу со стороны президента УЕФА Мишеля Платини, могут быть объяснены только тем, что его, возили исключительно по “Потемкинским деревням” — туда, где на ремонт какой-либо дороги к определенной дате потратили особенно много денег.
В КГГА неустанно хвалятся и еще одним достижением. Мол, уже весной 2012г. киевляне будут перемещаться по центру города исключительно на современных крупногабаритных автобусах и троллейбусах, и полностью забудут о неудобных маршрутках. Для этого за кредитные средства, по которые еще долгие годы придется возвращать за счет городского и государственного бюджетом (привлекать инвесторов к этому процессу власти даже не пытались, — ред.) должно быть закуплено 185 автобусов и около 250 троллейбусов. На самом деле это капля в море. Даже, чтобы достичь в обеспечении подвижным составом показателей 1991 г., автобусов и троллейбусов Киеву нужно закупить в 5-10 раз больше. А также приобрести не менее 500 новых трамваев. Так, что после проведения Евро-2012 маршрутки в Киеве все равно останутся основным видом наземного пассажирского транспорта. О чем говорить, если в КГГА до сих пор не разработали новую маршрутную Схему, от которой власти и планировали начать “плясать” в вопросе реорганизации системы городских пассажироперевозок?
Иностранных туристов могут поразить бесплатной медициной
Довольно странно складывается ситуация и с подготовкой к проведению Евро-2012 медицинских учреждений Киева. Вместо того, чтобы финансировать капреморнты в существующих больницах, улучшать их техническое оснащение (хотя бы сделать это для больницы скорой помощи,— ред.), бюджетные средства в рамках начатого реформирования системы столичного здравоохранения тратятся зачастую на реорганизацию уже существующих поликлиник в амбулатории семейной медицины. И это при том, что если иностранный турист (не дай Бог!— ред.) случайно попадет в Киеве в обычный стационар, то сразу поймет, что он приехал куда угодно, но только не в европейскую страну. “Для реконструкции больниц меньше, чем за год до начала чемпионата деньги выделены были. Но до сих пор не завершены тендерные процедуры по их освоению, сметы местами завышены в разы, и большинство запланированных работ до сих пор не начато”, ― рассказывает член комисии Киеврады по вопросам гомунитарной политики Алексей Давиденко. К тому же 5,5 млн. грн. из горбюджета Киева зачем-то было выделено на закупку городского мобильного госпиталя. Такие госпитали уже есть у Министерства обороны, Моз и МЧС, и, по мнению экспертов, тратиться на создание еще одного такого учреждения КГГА уж точно не следовало. О том, чтобы, как планировалось ранее, выносить из центра города, например, туберкулезные диспансеры, разговор вообще уже сегодня не идет.
Город не сад
Не поразит Киев иностранных гостей и шедеврами садово-паркового искусства. Времена, когда представители иностранные делегаций с восторгом отмечали, что Киев — “единственный город в парке, который они видели”, остались далеко в прошлом. Как известно, в последние годы десятки парков и скверов столицы были отданы под застройку. И даже там, где стройки из-за масштабных общественных протестов или из-за недостатка денег у инвесторов были приостановлены или не начаты, деревья все равно вырубались оперативно. На сегодня эксперты по озеленению заявляют, что лесов в городе хватает, а вот ландшафтного дизайна европейского уровня в Киеве нет вообще. Иностранных специалистов никто привлекать для решения этих задач не хочет, а КО “Киевзеленстрой” лишь ежегодно тратит десятки миллионов гривень на высадку на городских улицах деревьев, которые там не приживаются из-за отсутствия системы полива, огромного количества автомобилей и соли, высыпаемого зимой на городские улицы.
Казалось бы, для достойного озеленения столицы могли бы приложить немного больше усилий хотя бы за год до проведения Евро-2012. Но нет. На одной из последних заседаний коллегий КГГА, по словам главы ОО “Столичные инициативы” Игоря Добруцкого, киевский губернатор Александр Попов констатировал, что КО “Киевзеленстрой” в этом году не успел вовремя провести тендерные процедуры, а значит, не сможет использовать в этом году на озеленение города 21 млн. грн. По мнению Игоря Добруцкого, на эти деньги можно было бы успеть закупить и высадить в городе, к примеру, около 200 тыс. кустов роз, или других цветущих кустарников. “Но достойных образцов садово-паркового искусства на въездах в Киев или в его знаковых местах (ул. Бассейная, Оперный театр, площадь Победы, проспект Бажана, склоны на ул. Институтской и пр.) никто летом следующего года не увидит. Времени для профессионального озеленения города уже не осталось”,— с сожалением отмечает г-н Добруцкий.
Надежда на общежития
Гарантировано привлечь в большом объеме частные инвестиции столичное руководство планировалось именно под строительство гостиниц. Но и тут пошло все наперекосяк. В 2008г. были озвучены планы по строительству 58-ми новых отелей, но сегодня, уже очевидно, что к лету 2012г. в Киеве заработает только 12 новых современных объектов размещения. Впрочем, имеющегося в наличии номерного фонда, в принципе может и хватить. “На 80% условия УЕФА к наличию свободных номеров мы выполняем уже сейчас. С номерами в гостиницах категории 3*мы имеем значительный профицит, незначительный недостаток наблюдается пока только в наличии номеров в отелях категории 4*”,— рапартует начальник профильного отдела Управления туризма и курортов КГГА Дмитрий Калганов.
Проживать во время проведения в Киеве матчей Евро-2012 в столичных отелях будет, не дешево. Согласно размещенной на их сайтах информации, гостям столицы в этот период придется платить в них от $237 до $1964 за койко-место. В КГГА уверяют, что во время проведения подобных мероприятий такие цены скорее правило, чем исключение, и искусственно регулировать расценки отелей никто не будет. Сколько иностранцев, привыкших к лучшему сервису, чем тот, который им смогут предложить в Киеве, устроят такие цены, остается вопросом. Особой альтернативы, впрочем, у них нет. От планов по размещению туристов в частных квартирах в КГГА отказались (хотели в свое время создать их базу и подписать с владельцами апартаментов соответствующие договора, — ред.) на том основании, что гарантировать гостям столицы в обычном жилом фонде безопасность проживания никто не сможет.
Более сложной в Киеве выглядит ситуация с размещением футбольных фанатов, которые привыкли к наличию в цивилизованных городах развитой сети недорогих хостелов, в которых койко-место стоит в среднем $30-40 в сутки. Их столичная власть намерена селить в санаториях, кемпингах, и в общежитиях ВУЗов, которые только в следующем году планируется на время переоборудовать в хостелы. Т.е. времени для такой модернизации остается совсем не много. А персонал общежитий еще нужно научить обеспечивать элементарный гостиничный сервис, например, менять белье, туалетные принадлежности и пр.
Сети хостелов, по сути, в Киеве еще нет, а ценовая политика, как выясняется, уже существует. “На специализированных сайтах появилась информация о том, что в обычной в семиместной комнате киевского хостела планируют брать с человека за одно койко-место в сутки $237, а в шестнадцатиместном — $184. По информации тех же сайтов, даже маленькая палатка в кемпинге в районе станции метро “Житомирская” обойдется болельщику в $64. Это не реально дорого, и может отпугнуть иностранных болельщиков”,— убежден глава ОО “Экспертная рада”, журналист Андрей Капустин.
Неизбежные недоделки
Практически ни у кого не вызывает сомнений то, что городские власти к лету 2012г. не успеют навести в Киеве порядок с размещением киосков (сделать так, чтобы их было не так много, и их внешний вид радовал глаз,— ред.). Даже Схему размещения этих временных сооружений в КГГА до сих пор не разработали. Вероятно, в разрез с обещаниями городского руководства, в центре Киева не станет меньше и рекламных конструкций. За последний год, по информации Ассоциации внешней рекламы, их в исторической части города стало только на 30% больше. Также уже точно известно, что не заработает к моменту проведения в столице Евро-2012 и единая служба экстренных вызовов “112”. По словам нардепа Кирила Куликова, бюджетирование, необходимое для создания такой системы, было окончательно сорвано. Хотя в 2008г., создание этой системы считалось, чуть ли не основной задачей для обеспечения безопасности проведения Евро-2012. Остается надеяться, что достойно справиться с возложенными на нее задачами сможет хотя бы ООО “Холидей сервис” (победитель, проведенного КГГА конкурса на обслуживание фан-зоны для болельщиков на Майдане Независимоти и Крещатике, — ред.), не имевшее ранее опыта подобной деятельности.
Неутешительные выводы
То, что праздник футбола в Киеве, так или иначе, состоится, и какие-то иностранцы город посетят, факт, который уже не изменить. Промахи, допущенные при подготовке столицы к долгожданному мероприятию, восполнит традиционное гостеприимство киевлян. А посетит город в течение летнего месяца в следующем году 400 тыс., 200 тыс. или 100 тыс. иностранных гостей, покажет время. Обидно другое. Побывавшие на финале чемпионата в Киеве иностранцы вряд ли с восхищением будут рассказывать о том, какой Киев уникальный город, и рекомендовать посетить его своим знакомым, как это виделось всем в 2008г. Ничего, что могло бы удивить гостей чемпионата, в Киеве за 4 года не создали.
Уже совершенно ясно и то, что подготовка к Евро-2012 стала для власти нереализованным шансом для привлечения в реализацию масштабных инфраструктурных проектов частных, в т.ч. иностранных инвестиции. А именно такая задача ставилась перед чиновниками всех рангов в 2008г. Теперь в КГГА сколько угодно могут ссылаться на неожиданно грянувший финансово-экономический кризис и несовершенную законодательную базу. Но всем хорошо известно, что причина в другом. Крупный инвестор отказывается вкладывать деньги в создание социально-значимых инфраструктурных объектов в Киеве, так как его в свое время напугали огромными суммами откатов, которые в КГГА требовали за получение земли и за ускорение прохождения массы громоздких бюрократических процедур.
Нормальные взаимовыгодные варианты сотрудничества представители власти на всех уровнях предлагать инвесторам пока не научились. Именно поэтому экс-глава КГГА Леонид Черновецкий не построил до 2012г. за счет японцев метро на Троещину, а глава государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив фактически “завалил” переговоры по привлечению китайских инвестиций в строительство ветки современной скоростной электрички между аэропортом “Борисполь” и Киевом.
Автор: Дмитрий Марковский