В Украине вступил в силу Избирательный кодекс с поправками шестого президента Владимира Зеленского. Главные новшества документа касаются избрания депутатов местных советов и Верховной Рады (ВР). Кодекс предусматривает для ВР пропорциональную избирательную модель с открытыми региональными списками – избиратели будут голосовать не только за партию, а и за конкретного кандидата в списке партии. Проходной барьер в Раду остается прежним – 5%. На выборах в горсоветы (с численностью населения более 90 тыс. граждан) также предусмотрено голосование за партийные списки с возможностью поддержать конкретного кандидата по округу. “Мажоритарка” останется только на выборах в сельсоветы, районные и городские советы “малых” городов (до 90 тыс. населения). Залог за участие в выборах мэра Киева выше, чем за участие в выборах президента. При этом, механизм выборов президента, за исключением детализации некоторых механизмов, не претерпел существенных изменений.
1 января с.г. в Украине вступил в силу Избирательный кодекс (закон №396-IX), который был принят ВР 19 декабря 2019 года с предложениями президента Владимира Зеленского (№0978 от 13 сентября 2019 года) 330 народными депутатами. 27 декабря 2019 года Кодекс был подписан президентом и 28 декабря опубликован в парламентской газете “Голос Украины” (№251 (7257).
Напомним, ранее Избирательный кодекс был принят летом 2019 года ВР VIII созыва, но он был ветирован Зеленским. По его мнению, в Кодексе под видом открытых избирательных списков на выборах ВР на самом деле были прописаны закрытые списки, которые давали возможность руководствам партий торговать мандатами.
Впрочем, даже в правящей партии “Слуга народа” признали, что Избирательный кодекс, принятый с поправками президента, не решил проблему возможной торговли местами в списке. Но, вероятно, эти недостатки будут устранены в текущем году – путем принятия поправок в принятый Избирательный кодекс.
Сегодня Избирательный кодекс охватывает почти всю избирательную сферу, кроме деятельности Центральной избирательной комиссии (ЦИК) и Госреестра избирателей, которые регламентируются отдельными законами. В Кодексе идет речь о правилах проведения выборов президента, ВР и местных выборов.
КиевVласть проанализировала документ и сделала его максимально подробное описание.
Выборы президента
Как сказано в ИК, президент избирается гражданами путем тайного голосования по мажоритарной системе абсолютного большинства. Это значит, что президент считается избранным, если наберет более половины голосов избирателей – как минимум 50% плюс 1 голос. Если же кандидат, набравший больше всего голосов, не преодолеет 50%-процентную планку, проводится повторное голосование (“второй тур”).
Президентом может быть избран гражданин, которому на день выборов исполнилось 35 лет, и который проживает в Украине на протяжении последних десяти лет. Гражданин считается проживающим в Украине, “если его разовый выезд за границу по частным делам не превышал 90 дней, а срок пребывания за пределами Украины каждого годового периода в течение последних десяти лет перед днем голосования … не превышал 183 дня”. Не является нарушением требования о проживании в Украине выезд лица за границу в служебную командировку, на учебу, в отпуск, на лечение.
Один и тот же гражданин не может избираться президентом на более, чем два срока. При этом, гражданин, который дважды подряд избирался на пост президента, больше не может выдвигаться на этот пост. При этом в ИК не уточняется – может ли тот самый человек претендовать снова на президентский пост, если избирался не два срока подряд, а “с перерывом”. Это открывает поле для толкований.
Выборы президента могут быть очередными, внеочередными и повторными:
-
очередные проходят в связи с истечением конституционного срока полномочий президента, ВР их назначает на последнее воскресенье марта пятого года полномочий действующего президента;
-
внеочередные – ввиду принятого постановления об этом ВР, назначаются на последнее воскресенье 90-дневного срока со дня их назначения Радой).
Повторные выборы президента по той же процедуре, что и внеочередные, могут назначаться в пяти случаях:
-
если в избирательный бюллетень для голосования было включено не более двух кандидатов на пост президента Украины, и ни один из них не был избран;
-
если после окончания срока регистрации кандидатов на президента не зарегистрировано ни одного кандидата;
-
если все кандидаты на пост президента, включенные в избирательный бюллетень, до дня выборов или до дня повторного голосования сняли свои кандидатуры;
-
если выборы президента Украины признаны несостоявшимися;
-
если лицо после его избрания не получило мандат в порядке и в срок, установленные Конституцией и избирательным Кодексом.
Во всех случаях выборы президента проводятся в едином общегосударственном округе. Для их организации и проведения используются территориальные избирательные округа (ТИК), созданные ЦИК на постоянной основе).
В Избирательном Кодексе детально прописываются разнообразные процедуры, связанные с подготовкой и проведением президентских выборов – от создания избиркомов и обеспечения их работы до нюансов открытия, наполнения и использования избирательных фондов кандидатов на пост главы государства.
Кандидаты в президенты могут быть самовыдвиженцами и выдвиженцами партий. В последнем случае, кандидат не обязательно должен быть членом партии. В обоих случаях кандидат должен внести денежный залог государству – либо с партийного счета, либо со своего личного. Его размер – 650 минимальных зарплат, установленных в размере по состоянию на начало избирательного процесса.
ЦИК заканчивает регистрацию кандидатов в президенты за 50 дней до дня голосования. Комиссия не зарегистрирует кандидата, если он неправильно подал документы или указал в них неправдивые или неполные данные.
Среди оснований для отказа в регистрации значится установление ЦИК наличия в предвыборной программе кандидата положений, “направленных на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, разжигания межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательства на права и свободы человека, здоровье населения”.
Еще одно основание не допустить гражданина к президентским выборам в качестве кандидата – если его выдвигает партия, которая пропагандирует коммунистический или национал-социалистический режимы.
В Кодексе присутствует предохранитель от “кандидатов-клонов”. ЦИК не зарегистрирует кандидата, если решит, что желающий стать кандидатом в президенты преследует цель ввести избирателей в заблуждение, чтобы воспрепятствовать “свободному формированию ими своей воли”.
Из окончательной редакции Кодекса убрали норму, что без решения суда ЦИК сможет отказывать в регистрации кандидатом, если получит от СБУ “сигнал” (“обоснованное обращение”) про “осуществление лицом, выдвинутым кандидатом на пост президента Украины, сепаратистской, террористической, диверсионной или разведывательно-подрывной деятельности или иных действий, направленных на нарушение неприкосновенности государственной границы Украины, против основ национальной безопасности, мира, безопасности человечества и международного правопорядка”.
Кодекс предписывает проведение теледебатов между кандидатами в президенты при повторном голосовании (во втором туре). Дебаты проводит Национальная общественная телерадиокомпания Украины (НОТУ) за счет госбюджета. Если один из кандидатов отказался от теледебатов или по каким-то причинам не может принять участие в них, тогда эфирное время отдается его сопернику.
Также телеорганизации имеют право проводить собственные дебаты – за счет средств избирательных фондов кандидатов.
Фамилии кандидатов в президенты располагаются в бюллетене для голосования в алфавитном порядке. Если кандидат на протяжение десяти лет до дня голосования менял фамилию (или имя), то по решению ЦИК в бюллетене указывается прежнее ФИО.
Если кто-то из кандидатов выбыл из избирательной гонки, а бюллетени уже отпечатаны и перепечатать их уже не успевают, то кроме проставления отметки “Выбыл” в бюллетене, в сам день голосования при выдаче бюллетеня члены комиссии должны будут обращать внимание на этот факт каждого избирателя.
Как и раньше, голосование в день выборов проводится с 8:00 до 20:00 по киевскому времени (на зарубежных избирательных участках – по местному времени).
Избиратель должен голосовать самостоятельно и не раскрывать тайны своего голосования (прямо запрещено даже фотографировать в кабинке. Напомним, кандидат в президенты Владимир Зеленский в 2019 году нарушил эту норму и был оштрафован.
Гражданам, которые в силу физического состояния не могут заполнить бюллетень или опустить его в урну, предоставлена возможность воспользоваться сторонней помощью, но не члена избиркома или наблюдателей.
Если избиратель по ошибке проголосовал не за того кандидата, он сможет в обмен на испорченный бюллетень получить другой и проголосовать еще раз – но только один раз.
Избирателям, которые по возрасту, инвалидности или состоянию здоровья (со справкой из больницы) не способны передвигаться самостоятельно, участковая избирательная комиссия (УИК) предоставляет возможность голосования по месту пребывания такого избирателя. При включении гражданина в выписку из списка избирателей для голосования по месту пребывания члены УИК обязаны проверить факт временной неспособности избирателя передвигаться самостоятельно. В случае неподтверждения факта временной неспособности избирателя передвигаться самостоятельно, УИК отказывает в предоставлении этому избирателю возможности голосовать по месту пребывания.
Одновременно с выборами президента нельзя проводить всеукраинский референдум. Если одновременно с выборами президента проводятся местные выборы, после закрытия избирательных участков сначала подсчитывают голоса на президентских, а после этого – местных выборах.
Заседание избиркома, на котором подсчитывают голоса, начинается сразу после завершения процесса голосования, и не может прерываться, пока не будет составлен протокол о результатах.
Если в избирательных урнах будет выявлено бюллетеней на 10% от количества избирателей на участке больше, комиссия может признать голосование на участке недействительным.
В границах территориального избирательного округа итоги голосования устанавливает окружная избирательная комиссия (ОИК), в общегосударственном – ЦИК. В Кодексе пошагово прописывается механизм установления результатов выборов.
ЦИК должен установить результаты президентских выборов за 10 дней, но не позднее чем на третий день после получения всех протоколов окружкомов и зарубежного избирательного округа.
При этом, ЦИК должна установить результаты выборов, вне зависимости от того, на скольких избирательных участках (округах), на которых (или в границах которых) голосование не было организовано и проведено.
Избранным считается кандидат в президенты, получивший на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в выборах принимают участие два кандидата и ни один из них не набрал более половины голосов, ЦИК обращается в ВР с представлением о назначении повторных президентских выборов – но не повторного голосования.
Решение о повторном голосовании (“втором туре” с участие двух кандидатов, набравших больше всего голосов) ЦИК принимает, если кандидатов было больше двух и ни один не набрал 50%+1 голос.
На протяжении 12 дней до дня повторного голосования один из участников второго тура может снять свою кандидатуру. Тогда его место займет следующий по количеству голосов кандидат.
Во втором туре считается победителем кандидат, набравший простое большинство голосов. Если же голоса разделятся строго поровну, ЦИК признает выборы не состоявшимися.
Официальным объявлением результатов выборов президента является опубликование результатов выборов в газетах “Голос Украины” и “Урядовый курьер” с указанием фамилии, имени, отчества избранного президента, его года рождения, профессии, должности (занятия), места работы, места жительства, партийности, субъекта выдвижения.
Для проведения внеочередных выборов президента используются территориальные округа, которыми пользовались на предыдущих очередных президентских выборах – “нарезать” новые округа нельзя. В остальном их механизм совпадает.
Выборы Рады
Выборы нардепов проходят на основе пропорциональной системы по единым спискам кандидатов в общегосударственном избирательном округе, из которых формируются региональные избирательные списки кандидатов от политических партий.
Мажоритарная составляющая на выборах в Раду упраздняется. В распределении мандатов депутатов принимают участие избирательные списки кандидатов, которые по итогам голосования получили не менее 5% голосов в общегосударственном избирательном округе.
Напомним, сегодня состав ВР – 450 народных депутатов. В самом Избирательном кодексе отдельно не оговаривается число депутатских мест. Там, где идет речь об установлении результатов выборов, при упоминании количества мандатов идет отсылка к конституционной норме. Отметим, в декабре 2019 года Конституционный суд одобрил инициативу президента Владимира Зеленского сократить состав ВР до 300 нардепов.
Народным депутатом может стать гражданин Украины, которому на день выборов исполнился 21 год, и который, имея право голоса, проживает в Украине на протяжении пяти лет перед днем выборов. Как и в случае с кандидатами в президенты, оговаривается, что гражданин считается проживающим в Украине, “если его разовый выезд за границу по частным делам не превышал 90 дней, а срок пребывания за пределами Украины каждого годового периода в течение последних десяти лет перед днем голосования … не превышал 183 дня”.
Совпадает и другая норма: не может быть выдвинут кандидатом и избран депутатом гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке.
Парламентские выборы могут быть очередными и внеочередными. Очередные проводятся в связи с окончанием конституционного срока полномочий ВР. Внеочередные назначаются президентом по основаниям и в порядке, установленных Конституцией. В Основном законе право главы государства на роспуск ВР регламентируются ст. 90:
-
если на протяжении одного месяца в ВР не сформирована коалиция, которая, судя по практике ВР текущего созыва, может состоять из одной фракции, но в которой должно быть более половины нардепов от конституционного состава ВР;
-
если на протяжении 60 дней после отставки Кабмина не сформирован персональный состав нового правительства;
-
если на протяжении 30 дней одной очередной сессии не могут открыться пленарные заседания.
Президент не может распустить ВР в последние шесть месяцев ее полномочий. Президент на протяжении года не может распустить ВР, избранную на внеочередных выборах. Президент распускает ВР после консультаций со спикером ВР, его заместителями и главами парламентских фракций.
Очередные парламентские выборы проходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий ВР, а избирательный процесс начинается за 90 дней до голосования. А внеочередные проводятся в последнее воскресенье 60-дневного срока со дня опубликования президентского указа про досрочное прекращение полномочий Рады.
Избирательный процесс на парламентских выборах – это:
-
выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты;
-
образование окружных и участковых избирательных комиссий;
-
проведение предвыборной агитации;
-
создание специальных избирательных участков, существующих на временной основе;
-
составление списков избирателей, их проверка и уточнение;
-
голосование;
-
подсчет голосов избирателей, установление итогов голосования и результатов выборов депутатов и их официальное обнародование;
-
прекращение полномочий окружных и участковых избирательных комиссий.
Для территориальной организации выборов в ВР характерна такая система:
-
единый общегосударственный округ;
-
избирательные регионы;
-
территориальные округа;
-
избирательные участки.
Собственно, выборы проводятся в едином общегосударственном округе, который в себя включает всю территорию Украины, а также зарубежный округ.
Организационные моменты – подготовка и проведение выборов – осуществляются непосредственно в территориальных округах, которые создает ЦИК. Для этого используются обычные и специальные избирательные участки.
Региональные списки кандидатов в депутаты формируются в пределах 27 территорий, преимущественно совпадающих с границами областей. При этом, предусмотрено два избирательных региона для Киева:
-
№1 (Киевский левобережный) – Голосеевский, Дарницкий, Деснянский, Днепровский, Печерский районы Киева;
-
№2 (Киевский правобережный) – Оболонский, Подольский, Святошинский, Соломенский, Шевченковский районы Киева плюс зарубежный округ.
Отметим, что Голосеевский и Печерский районы столицы – это правый берег Днепра. Но почему-то они включены в Киевский левобережный избирательный округ.
Отметим также, что в свете предложенной президентом Владимиром Зеленским административно-территориальной реформы, которая изымает из текста Конституции список (наименования) областей, присутствие в Кодексе “нарезанных” по областной кальке избирательных регионов в будущем может быть пересмотрено.
Подробнее: Децентрализация Зеленского: префекты, облисполкомы и унитарное государство, состоящее из громад
Как и на президентских выборах, избрание нардепов организовывается и проводится на трех уровнях – ЦИК, ОИК и УИК.
ОИК создаются ЦИКом. ОИК должен быть создан не позднее, чем за 62 дня до дня выборов. Общее число членов ОИК – 12.
В составе ОИК могут быть представители партий, чьи кандидаты баллотируются, а также представители парламентских партий. От парламентских партий, если поданы соответствующие представления, в ОИК должно быть минимум по одному представителю. Представители партий, баллотирующихся в ВР, определяются путем жеребьевки.
Председатель ОИК, его заместитель и секретарь должны быть представителями разных партий. То же касается УИК. В зависимости от размеров участков (малых, средних, больших), они формируются в составе от пяти – семи членов (там, где количество избирателей не превышает 50 человек) до 18.
Проведение выборов финансируется за счет госбюджета, а также избирательных фондов. Партии для проведение избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды, а кандидаты имеют право создавать отдельно и свои собственные избирфонды. Из других источников финансировать избирательные кампании запрещено.
Главный распорядитель средств госбюджета на выборах – ЦИК. Деньги на организационные моменты, связанные с выборами, заранее закладываются в проект госбюджета отдельной строкой. Эти средства идут на материальное обеспечение работы избиркомов, зарплаты их членам, печать бюллетеней, информационно-разъяснительные материалы в СМИ и другие технические расходы. ЦИК устанавливает усредненные нормы расходов для окружных и участковых комиссий.
Избирательные фонды партий формируются из трех источников: за счет собственных средств партии, за счет средств кандидатов в депутаты, включенных в ее избирательный список, а также за счет добровольных взносов граждан через банковскую систему. Так же формируется избирательный фонд кандидатов. В дальнейшем отчеты о размере взносов и о том, кто их делал, подаются в ЦИК и в Национальное агентство противодействия коррупции (НАПК) и подлежат обнародованию.
Кандидатов в нардепы партии начинают выдвигать на своих съездах за 90 дней до дня выборов. На это отводится 11 дней. О дате съезда по выдвижению кандидатов партии должны информировать заранее на своих сайтах (указывая, в том числе, порядок аккредитации СМИ). Как и раньше, кандидат в депутаты не обязан быть членом партии – политсила может выдвигать и беспартийных.
Партия, выдвигающая кандидатов, вносит денежный залог – в размере 1000 минимальных зарплат. Ее вернут, если партия станет парламентской. Если не станет – залог пойдет в госбюджет (несколько замечаний о денежных залогах на разного рода выборах приведено в конце статьи).
Общенациональный список кандидатов не может содержать более 450 кандидатов (по числу мандатов в ВР). Из числа этих кандидатов партия на том же самом съезде формирует региональные списки для соответствующих избирательных регионов. Один кандидат не может включаться в два и больше региональных списков.
Вводится гендерная квота: партия должна обеспечить присутствие в каждой пятерке (с первого по пятое место, с шестого по десятое и т.д.) каждого избирательного списка как мужчин, так и женщин – не менее двух кандидатов каждого пола.
Девять первых кандидатов из общегосударственного списка гарантированно становятся народными депутатами, если партия преодолеет барьер в 5%. Остальные, распределенные по 27 региональным спискам (в каждом может быть от 5 до 17 кандидатов), будут ранжироваться в зависимости от полученных ими голосов.
Избиратели будут голосовать и за партию, и за ее кандидата в региональном списке. Кандидатам из региональных списков, чтобы попасть в “верхушку” (начало) списка, нужно получить не менее 25% избирательной квоты голосов.
Избиратель, определив в бюллетене партию, за которую он голосует, в прямоугольнике, расположенном после названия этой партии, напротив слов “Поддерживаю кандидата в народные депутаты Украины от этой политической партии под №” в свободном поле прямоугольника вписывает порядковый номер кандидата в депутаты, которого он поддерживает. Этот номер указывается в региональном списке партии, который размещается на информационном плакате этой партии.
Если избиратель в этом прямоугольнике вписал цифры, обозначающие несуществующий порядковый номер кандидата в депутаты или нет возможности однозначно установить, какой именно порядковый номер обозначено, считается, что избиратель поддерживает весь региональный список кандидатов в депутаты от партии без поддержки конкретного кандидата из этого списка.
Если избиратель ошибся, заполняя бюллетень, он сможет получить взамен новый и проголосовать (но только один раз).
Голосование в день выборов ВР проводится с 8:00 до 20:00 по киевскому времени. Так же, как и на президентских выборах, происходит подсчет голосов избиркомами, с разницей, которая обусловлена открытыми избирательными списками кандидатов от политсил.
После того, как избиркомы подсчитают количество голосов, поданных за партии, а также голоса, поданные за конкретных кандидатов, ЦИК должен будет определить количество голосов, поданных за все партии, преодолевшие барьер. Эту цифру разделят на 450 (общее количество мест в Раде). Получившееся число – это избирательная квота.
Однако существует мнение, что голоса, отданные за все партии, нужно будет делить не на число конституционного состава нардепов (а оно тоже может измениться), а на оставшееся после распределения “забронированных” партийных “девяток” прошедших в парламент партий.
Далее ЦИК подсчитает, сколько каждая из партий набрала в региональном округе, это число разделит на избирательную квоту и определив целую часть этой дроби, определит – сколько мест партия получит в каждом округе.
Остаток голосов перейдет в общенациональный список. Туда же попадают и голоса, не учтенные при распределении мест в округах.
Как уже было сказано, в начало регионального списка попадают те кандидаты, которые набрали не меньше 25% от размера избирательной квоты. Остальные кандидаты (набравшие меньшее количество голосов), будут идти в списке в той же очередности, что и была подана партией.
ЦИК на своем заседании на основании протоколов окружных избирательных комиссий об итогах голосования не позднее чем на 15 день со дня голосования устанавливает результаты выборов народных депутатов, о чем составляет протокол. Затем у ЦИК есть еще пять дней для официального объявления о результатах выборов, после чего уже сможет зарегистрировать избранных народных депутатов. Если же кто-то из них откажется от мандата, ЦИК зарегистрирует следующего по порядку кандидата из избирательного списка. То же происходит в случае досрочного прекращения полномочий того или иного нардепа.
Местные выборы
Выборы депутатов сельских и поселковых советов, советов объединенных территориальных общин (ОТО), городских советов (население не превышает 90 тыс. человек) и городских райсоветов проводятся по системе относительного большинства в многомандатных избирательных округах, на которые поделены территории соответствующих общин. Предполагается, что в каждом округе могут быть избраны не менее двух и не более четырех депутатов.
Критики говорят, что такой подход к выборам кроет в себе несправедливость – ведь может оказаться, что поселок с населением в 1 тыс. жителей будут представлять два депутата, а город, в котором живет 50 тыс. человек – всего лишь четыре избранника.
Выборы в райсоветы предполагают ту же систему.
Выборы сельских и поселковых голов, а также городских голов (до 90 тыс. человек) проводятся по системе относительного большинства в едином округе, который совпадает с территорией соответствующего населенного пункта. Та же система касается и выборов старост сел и поселков.
То есть для того, чтобы стать головой ОТО, нужно набрать больше голосов, чем ближайший конкурент.
Выборы городских голов городов с населением более 90 тыс. предполагают мажоритарную систему абсолютного большинства. Это означает, что для победы кандидат должен заручиться поддержкой более половины избирателей (как минимум – 50% + 1 голос). Иначе – второй тур с участием двух наиболее рейтинговых кандидатов.
Выборы депутатов в Верховный Совет Крыма, в областные советы и в горсоветы (где население города превышает 90 тыс. человек) предлагается проводить по пропорциональной системе открытых списков. Сейчас проходной барьер в горсоветы и облсоветы составляет 5%.
Местные выборы могут быть очередными, внеочередными, повторными, промежуточными, дополнительными или первыми.
Очередные проводятся одновременно на всей территории Украины в последнее воскресенье октября пятого года полномочий местных голов или советов. Решение об их проведении принимает парламент.
Внеочередные выборы назначаются, если полномочия местных советов прекращены досрочно (основания для этого прописаны в законах о местных советах и объединенных общинах). ВР должна назначить такие выборы не позднее чем в 90-дневный срок со дня досрочного прекращения полномочий того или иного совета (или головы).
Повторные выборы проводятся в случае признания проведенных выборов в отдельном округе недействительными или такими, что не состоялись в целом или в отдельном округе.
Также их проводят в случае признания лица, избранного депутатом сельского, поселкового, городского, районного в городе (с количеством избирателей в 90 тыс. человек), районного совета в многомандатном округе, таким, которое отказалось от мандата или он не набрал силы. То же касается местных голов.
Повторные выборы сулит и ситуация, когда в многомандатном округе избрано меньше депутатов, чем насчитывается мандатов в этом округе.
Промежуточные выборы назначаются в многомандатном округе в связи с досрочным прекращением полномочий депутата соответствующего совета, избранного в этом округе, или в случае отказа от мандата лицом, избранным депутатом совета в этом округе.
Также могут быть проведены дополнительные выборы депутатов сельских, поселковых советов от территориальной общины, которая присоединилась к уже существующей ОТО.
Депутаты сельских, поселковых советов, избранные на дополнительных выборах, осуществляют свои полномочия до избрания нового состава совета на следующих очередных местных выборах.
Оговаривается, что в течение последних шести месяцев полномочий депутатов, избранных на предыдущих очередных местных выборах, дополнительные выборы не назначаются и не проводятся.
Очередные местные выборы назначаются не позднее чем за 90 дней до дня выборов, внеочередные местные выборы – не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
Повторные местные выборы назначаются на последнее воскресенье 60-дневного срока со дня принятия решения об их назначении. Те же сроки отведены и для промежуточных выборов.
Кодексом установлено, что все местные выборы проводятся в воскресный день. Все местные выборы, кроме очередных, могут проводиться одновременно с выборами президента или парламента или вместе с референдумом.
Кодекс устанавливает количество депутатов местных советов, исходя из численности избирателей:
-
до 1 тыс. избирателей – 12 депутатов;
-
от 1 до 3 тыс. избирателей – 14 депутатов;
-
от 3 тыс. до 5 тыс. избирателей – 22 депутата;
-
от 5 тыс. до 20 тыс. избирателей – 26 депутатов;
-
от 20 тыс. до 50 тыс. избирателей – 34 депутата;
-
от 50 тыс. до 100 тыс. избирателей – 36 депутатов;
-
от 100 тыс. до 250 тыс. избирателей – 42 депутата;
-
от 250 тыс. до 500 тыс. избирателей – 54 депутата;
-
от 500 тыс. до 1 млн избирателей – 64 депутата;
-
от 1 млн до 2 млн избирателей – 84 депутата;
-
свыше 2 млн избирателей – 120 депутатов.
Многомандатные избирательные округа должны включать примерно одинаковое количество избирателей. Отклонение числа избирателей не должно превышать 15% ориентировочного среднего количества избирателей в округе.
Подобно тому, как и при парламентских выборах, на местных членами избирательных комиссий могут быть представители местных организаций партий, представленных в Верховной Раде, а также местных парторганизаций, выдвинувших своих кандидатов в депутаты. Вносить кандидатуры в члены комиссий могут и сами кандидаты.
Аналогично норме, прописанной в Кодексе для выборов в ВР, на местных выборах также предусмотрено, что председатель избиркома, его заместитель и секретарь не могут представлять одну и ту же политсилу (или кандидата).
Кандидаты в местные депутаты, подобно кандидатам в нардепы, в своей агитационной деятельности опираются на ресурсы избирательных фондов. Они могут быть двух типов – партийными (когда партия выдвинула список кандидатов) и собственными (когда речь идет о самовыдвиженцах). Эти фонды могут наполняться средствами партий, кандидатов в депутаты, а также добровольными взносами (но не анонимными и не взносами иностранцев). Размер добровольных взносов физлицами ограничен: не более десяти размеров минимальной заработной платы. При этом, территориальная избирательная комиссия, согласно Кодексу, имеет право на выборочный контроль за наполнением и использованием избирательных фондов.
Подобно парламентским выборам, на местных партии могут выдвигать кандидатов в депутаты от местных парторганизаций: областных – в областные советы, городских – в городские советы и т.д. При этом, не позволяется выдвигать более одного кандидата на пост городских голов и голов советов нижнего уровня.
Само выдвижение происходит на конференции той или иной местной партийной организации – конференция должна быть открытой для представителей СМИ и местных избиркомов. Так же, как и на выборах в ВР, кандидаты от партий могут быть их членами, а могут быть беспартийными. А избирательный список не может включать в себя больше кандидатов, чем насчитывается мест в том или ином совете.
Из числа кандидатов, включенных в единый избирательный список партии на местных выборах, парторганизация формирует региональные списки в каждом многомандатном округе – от 5 до 12 кандидатов на округ. Порядок мест в списках – едином и региональных – определяет партконференция. После подачи партией документов в избирком порядок кандидатов в едином или региональных списках изменять нельзя. Но порядок в региональном списке может измениться уже после установления результатов выборов (об этом – ниже).
После того, как начался избирательный процесс, и до момента подачи местной партийной организацией документов о выдвижении кандидатов в областной или городской совет парторганизация должна внести денежный залог в размере четырех минимальных зарплат на каждые 10 тыс. избирателей соответствующего единого округа (городского или областного). Эти деньги поступают на счет соответствующего избиркома. Залог вернут партии, если она получит представительство в совете. Если нет – деньги пойдут в местный бюджет.
В избирательном бюллетене для голосования в многомандатном округе на выборах депутатов райсоветов и горсоветов (“малых” городов с населением до 90 тыс. человек) кандидаты ставятся в пронумерованном алфавитном порядке с указанием их ФИО и субъекта выдвижения – партии или самовыдвижения. А между порядковым номером и ФИО размещается пустой квадрат.
Иначе выглядит бюллетень на выборах в облсоветы и горсоветы “больших” городов (более 90 тыс. человек). В нем указываются названия партий в порядке их номеров, полученных в ходе жеребьевки в соответствующем избиркоме. А после названия каждой партии с новой строки указывается предложение: “Поддерживаю кандидата в депутаты от этой партии под №” с пустым полем для написания номера кандидата в депутаты.
Как и на президентских и парламентских выборах, на местных голосование проходит с 8:00 до 20:00 по киевскому времени. Правила относительно тайны и персональности голосования, а также требования безопасности на местных выборах тоже не отличаются от выборов президента или ВР.
В бюллетене для голосования за кандидатов в “большие” городские и областные советы избиратель, указав партию, которую он поддерживает, также вписывает номер кандидата из регионального списка (эти региональные списки размещаются в информационном плакате парторганизации, вывешенном на территории избирательного участка).
Если избиратель не укажет конкретного кандидата, как и на выборах в ВР, будет считаться, что избиратель поддержал весь региональный список, не отдав предпочтения конкретному кандидату.
Местные выборы в райсоветы или “малые” горсоветы отличаются тем, что в данном случае избиратель голосует за конкретных кандидатов (“мажоритарка”), а не за партийные списки. Это же касается и выборов городских и сельских голов.
Избиратель сможет один раз “переголосовать” – если он допустил ошибку при волеизъявлении. “Неправильный” бюллетень будет погашен.
После того, как прошло голосование и избирательные участки закрылись, происходит подсчет голосов. Предварительно члены УИК устанавливают количество проголосовавших избирателей (на основе корешков бюллетеней и списков избирателей), а также количество неиспользованных бюллетеней (все они погашаются и упаковываются отдельно, как и контрольные талоны). Это делается, чтобы выявить – нет ли “лишних” бюллетеней на участке.
При подсчете голосов избирателей обращается также внимание на то, совпадают ли номера избирательного округа и участка с теми, что проставлены в бюллетенях – если не совпадают, такие бюллетени не учитываются при подсчете голосов.
При подсчете голосов недействительными признаются бюллетени, в которых отсутствуют отметки либо же отметок больше, чем напротив одной из партий (или кандидатов, если речь о выборах голов).
Участковая избирательная комиссия подсчитывает количество голосов избирателей, поддержавших каждого из кандидатов в депутаты, включенных в региональный избирательный список партии, а также количество голосов избирателей, поддержавших весь региональный избирательный список, не отдав предпочтение отдельным кандидатам из этого списка.
Впоследствие эти бюллетени будут разграничены и запакованы отдельно – те, в которых люди проголосовали за весь список партии, не голосуя за конкретные фамилии, и те, в которых такое конкретное предпочтение было оказано.
Все эти данные будут внесены в итоговый протокол избиркома. Когда протоколы с избирательных участков будут переданы в территориальные комиссии, ими устанавливаются результаты голосования.
В границах многомандатного округа теризбирком устанавливает:
-
сколько было подано голосов избирателей, поддержавших региональные избирательные списки каждой партии, в пределах многомандатного округа;
-
количество голосов избирателей, поддержавших каждого кандидата, включенного в региональный избирательный список от каждой партии;
-
голоса избирателей, поддержавших весь региональный список от каждой партии, не поддержав конкретного кандидата из этого списка.
Теризбирком должен установить итоги голосования в многомандатном округе не позднее, чем на седьмой день со дня голосования. При этом, не допускается признание голосования в таком округе недействительным. А областная или городская избирательная комиссия должна установить на основании протоколов результаты выборов депутатов не позднее чем на десятый день после дня выборов.
Для этого пошагово нужно узнать:
-
суммарное количество голосов избирателей, поддержавших региональные избирательные списки кандидатов в депутаты от всех организаций партий, в каждом многомандатном округе;
-
количество голосов избирателей, поддержавших региональные списки от каждой партии, в каждом многомандатном округе;
-
процент голосов избирателей, поддержавших региональные избирательные списки каждой партии по отношению к суммарному количеству голосов, отданных за региональные списки всех партий в соответствующем многомандатном округе;
-
количество голосов избирателей, поддержавших каждого кандидата, включенного в региональный избирательный список от каждой партии;
-
количество голосов избирателей, проголосовавших за весь региональный список кандидатов в депутаты от каждой партии, не поддержав конкретного кандидата из этого списка;
-
суммарное количество голосов, отданных за все региональные списки каждой партии, в рамках единого многомандатного округа;
-
общее количество голосов избирателей, поддержавших все региональные избирательные списки кандидатов в депутаты от всех организаций партий, в рамках единого многомандатного округа;
-
процент суммарного количества голосов избирателей, поддержавших все региональные избирательные списки каждой партии, в отношении к общему числу голосов избирателей, поддержавших все региональные списки всех партий, в рамках единого многомандатного округа.
Подобно процессу установления результатов парламентских выборов, далее определяется избирательная квота – количество голосов избирателей, необходимых для получения одного депутатского мандата.
Она рассчитывается как целая часть результата деления общего количества голосов, поданных в поддержку региональных списков партий, имеющих право на участие в распределении депутатских мандатов, на количество депутатских мандатов, равного количественному составу местных советов (о нем см. выше).
В каждом округе депутатские мандаты распределяются между региональными списками партий пропорционально к количеству голосов избирателей, поддержавших списки. Количество мандатов для каждого списка определяется делением количества поддержавших партию избирателей на избирательную квоту. Целая часть полученного числа и будет количеством депутатских мест партии в том или ином совете.
Кандидаты в депутаты размещаются в региональном избирательном списке партии в порядке убывания количества голосов избирателей, поддержавших соответствующего кандидата. При равенстве голосов более высокое место займет кандидат, расположенный выше в региональном списке партии. А кандидаты, не получившие поддержки ни одного избирателя, окажутся на последних местах списка в очередности, определенной организацией партии еще при выдвижении кандидатов.
Установление результатов выборов в сельские советы, райсоветы и советы “малых” городов (с населением до 90 тыс. человек) в целом совпадает с описанным выше порядком. Нюанс заключается в том, что эти выборы проходят, как было отмечено, по мажоритарной системе, а не пропорциональной, как в больших городах и облсоветах.
Теризбирком признает избранными депутатами в многомандатном округе кандидатов в депутаты (в количестве, равном количеству мандатов в округе), которые по итогам голосования получили наибольшее по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными в том же округе, количество голосов избирателей.
Если по итогам голосования на последний мандат в округе претендуют два или более кандидатов в депутаты, получившие одинаковое количество голосов избирателей, избирком принимает решение о назначении повторного голосования по этим кандидатам.
В случае досрочного прекращения депутатских полномочий, новым народным избранником признается следующий по очередности кандидат в региональном или едином избирательном списке партии (это касается выборов в областные и городские советы, где применяется пропорциональная избирательная система).
Если досрочно прекращаются полномочия депутата сельского, поселкового, городского, районного в городе (с количеством избирателей до 90 тыс. человек), то по решению теризбиркома в соответствующем округе могут быть назначены промежуточные выборы.
Тут есть интересная особенность: учитывая, что такие местные советы, как правило, невелики по количеству депутатских мест, то и промежуточные выборы избирком может назначить, а может и не назначить.
Собственно, согласно Кодексу, промежуточные выборы назначаются в том случае, когда в связи с досрочным прекращением полномочий депутата местного совета состав этого совета становится менее двух третей ее общего состава. Эта норма работает и в последние полгода каденции местного совета.
В противном случае, промежуточные выборы депутатов местных советов не назначаются и не проводятся.
Цена мандата
Избирательный кодекс предписывает разные и, по мнению критиков, необоснованно разные денежные залоги для желающих баллотироваться на выборах президента, в парламент или местные советы.
Партия, выдвигающая список кандидатов в ВР, вносит залог на счет ЦИК в размере 1000 минимальных зарплат.
Парторганизация, которая выдвинула избирательный список на выборах в Верховный Совет Крыма, безналичным расчетом вносит на счет избирательной комиссии АРК денежный залог в размере 500 минимальных зарплат.
Парторганизация, выдвинувшая избирательный список кандидатов в депутаты облсоветов и горсоветов (городов с населением более 90 тыс. человек), а также на пост городского головы вносит залог в соответствующую комиссию из расчета 4 минимальных зарплат на каждые 10 тыс. избирателей соответствующего единого областного или городского округа (при этом, для каждого вида выборов отдельно).
Тот же размер залога (из расчета 4 минимальных зарплат на каждые 10 тыс. избирателей) вносится и самовыдвиженцами – кандидатами на пост мэров больших городов.
Кандидат в президенты должен будет внести залог в размере 650 минимальных зарплат (по состоянию на начало избирательного процесса). Если подсчитать в соответствие с уровнем “минималки” в 2020 году (4723 гривны), получается сумма более 3 млн гривен.
Таким образом, для участия в выборах, например, мэра столицы с более чем двумя миллионами избирателей по состоянию на конец минувшего года нужно будет внести залог более 4 млн гривен (что выше “президентского залога”).
А для выдвижения избирательного списка в Раду партиям, которые пожелают стать парламентскими, нужно будет выложить несколько больше, чем за право представительства в Киевсовете – более 4,7 млн гривен. Примерно столько же обойдется право участия в избирательной кампании, скажем, в облсовет Днепропетровский.
Читайте: ТОП-5 событий 2019 года: Украина
Фото: коллаж KV