Удручающее состояние старинных зданий Киева, бывших некогда роскошными произведениями зодчества, рождает в голове извечный вопрос: кто виноват и что делать? Старинные особняки могут быть спасены только, если власть, общественность и инвесторы научатся действовать согласованно. Однако, когда это произойдет, прогнозировать пока не берется никто.
Во всем мире памятники архитектуры — это ценные достопримечательности, которые привлекают толпы туристов, несут практическую функцию для горожан, а также являются объектами муниципальной защиты. Когда возраст европейского здания переваливает за 100 лет, его не запускают до разрушительных процессов, как ни на что больше не годное. Наоборот, в него вкладывают! Собственниками таких зданий чаще всего являются крупные инвесторы, способные постоянно их финансировать. Старинные дома требуют тщательного ухода, обеспечить который городским властям не под силу: восстановление кровли и водосточной системы, поддержка фундамента, реставрация фасада — все эти работы стоят немало. Но грамотные экономические просчеты позволяют инвесторам частично окупать свои затраты, а нередко даже получать доход от строений за счет размещения в них арт-галерей, гостиниц, магазинов, ресторанов, офисов и, конечно же, элитных апартаментов.
В Киеве же тысячи памятников архитектуры, история которых насчитывает сотни лет, с каждым годом превращаются в руины. Заколоченные окна, осыпавшиеся фасады, граффити на вековой лепнине, а внутри полностью сгнившие перекрытия и проваленные крыши — такова реальная картина культурного наследия украинской столицы. Настоящие жемчужины, имеющие потенциал украшения города, становятся хламом по вине дождей, снегопадов, ветров, но, прежде всего, вследствие безразличия общественности и бессилия властей.
Дом со змеями
Кому принадлежит дом со змеями и каштанами — тайна, раскрыть которую не удается уже много лет
Дом со змеями на Большой Житомирской, 32 был построен архитектором Игнатием Ледоховским, которого наряду с Городецким называли одним из отцов киевского модерна, в начале XX века. По проекту трехэтажное здание было украшено каменными змеями и листьями каштана по фасаду, а внутренняя отделка сияла роскошной плиткой, лепниной и наборным паркетом. Доходный дом, в котором располагалась мини-гостиница, в советское время стал коммуналкой. Уничтожив множество мифологических фигур и нарушив изначальную гармонию, большевики надстроили дому четвертый этаж.
В 90-х годах при ремонте в доме были безжалостно разрушены все старинные кафельные печи и первоначальное оформление интерьеров, а помещения стали сдавать в аренду. До 2001 года часть площади была занята даже взрывотехнической службой МВД, но внезапно здание сняли с эксплуатации и закрыли. После таинственного исчезновения хозяев дома он был продан с аукциона некому ООО в 2007 году, но найти его собственников возможным не представляется: по указанным в документах телефонам отвечают, что это совсем другая фирма.
Ситуация с владельцами подобных домов примерно одинаковая в большинстве случаев: реставрация им не выгодна. Прикрываясь юридическими лицами, собственники не оставляют возможности для связи, а затаились и ждут, когда дом развалится, а на его месте можно будет построить новое здание.
Дом Мурашко
Возвращенный в собственность города, дом Мурашко продолжает разрушаться
Дом Мурашко на Малой Житомирской — архитектурный ансамбль из одноэтажного особняка, трехэтажного доходного дома и двухэтажного флигеля. Первый появился на этом участке в 1858 году и являлся собственностью придворного советника Флорентия Бровинского. По заказу следующих хозяев, старинной купеческой семьи Григоровичей-Барских, к тыльной стороне дома была произведена двухэтажная пристройка. В конце XIX века мастер иконостасов и брат знаменитого художника Александр Мурашко, ставший владельцем участка к тому времени, возвел по правой его стороне трехэтажный доходный дом. Флигель же, вероятно, появился в начале XX столетия на месте деревянного сарая с брандмауэром.
В 2008 году дом Мурашко был передан частным инвесторам, которые собирались снести усадьбу и построить на ее месте гостинично-жилой комплекс. Договор был заключен без проведения инвестиционного конкурса и без согласования с Главным управлением культурного наследия. Стараниями Украинского общества охраны памятников истории и архитектуры, дом был вовремя внесен в “Красную книгу культурного наследия Украины”, а в 2011-ом киевская прокуратура даже обязала новых “хозяев” вернуть постройки на баланс города в связи с признанием договора купли-продажи недействительным. В ночь на 28 июня 2013 года, в канун Дня Конституции, неизвестные устроили в усадьбе Мурашко пожар, который поглотил 2 тысячи 400 квадратных метров деревянных перекрытий.
До сих пор в доме прописана одна единственная семья Глуховых. При расселении жильцов на Троещину в 2008 году, они категорически отказались съезжать. Глава семейства Александр Глухов, общественный инспектор Управления охраны культурного наследия при КГГА, выиграл множество судов, решения которых помогли семье отстоять право на проживание в доме. В это время неугомонный инвестор упорно пытался вернуть здание в свою собственность, добиваясь пересмотра судебных решений. В результате окончательное возвращение дома общине города произошло по решению Верховного Суда Украины, вынесенного на заседании 22 апреля текущего года. Вместе с тем, усадьба продолжает разрушаться, ни о какой реставрации речь нынче не идет.
Дом Михельсона
Против восстановления доходных домов Михельсона борятся обитатели квартала на Пушкинской
Примечательно, что в случае с другим известным памятником архитектуры, “Домом Михельсона” по улице Пушкинской, “забота” общественности, прикрывающейся благими намерениями, вот уже 15 лет уничтожает надежды на реставрацию здания. Жители соседних домов всячески препятствуют проведению восстановительных работ над архитектурным ансамблем, в который входит два фасадных и два флигельных дома, а также разрушенный детский сад. Приобретя этот участок в конце 90-х годов, застройщик был намерен отреставрировать фасады домов и, проведя все необходимые инженерно-строительные работы, превратить дом в добротное жилье. Окрестные пенсионеры, опасаясь, по-видимому, сопровождающего реставрацию шума или по каким-то другим причинам, которые не озвучивают, беспрерывно оббивают пороги различных инстанций, шантажируя чиновников и депутатов жалобами на их якобы бездеятельность, требуют “остановить произвол застройщика и разобраться в ситуации”. Депутаты, опасаясь за свою репутацию, а также чиновники, не имея времени, а чаще всего желания на то, чтобы действительно установить причины таких обращений, а главное — принять решение, что же будет с домами в будущем, передают доверенности вести дела от их имени “обеспокоенной общественности”, и, умыв руки, ждут решение суда. Но ни один из них еще не нашел в намерениях именно этого застройщика какого-то злого умысла. Более того, строительная компания, которой принадлежит здание, имеет богатый опыт восстановления старинных домов. Открытый к диалогу застройщик сталкивается с полным нежеланием искать выход из сложившейся ситуации и шантажом со стороны местных жителей. Тем временем, крыши проваливаются, перекрытия прогнивают и падают, а фасады, особенно возле окон и входных дверей, разрушаются.
Читайте также: Активисты проиграли суд застройщику скандального дома в охранной зоне Софии Киевской
Красивейшие каменные фасадные дома №35 и №37 по ул. Пушкинской, а также не менее красивые флигели в их дворах, появились в Киеве благодаря купцу Фридриху Михельсону. Приобретя участки в конце позапрошлого века, он выстроил два одинаковых дома, размещенных вплотную друг к другу по проекту академика архитектуры В. И. Сычугова. Такими же братьями-близнецами являются флигели. Здания служили доходными домами до национализации в 1920 году.
Являясь владельцем кирпичного завода, Михельсон мог позволить себе строить дома быстро и на выгодных условиях. Кстати, его кирпич славился отменным качеством среди киевлян, которые охотно отказывались в его пользу от недолговечной штукатурки. Из-за невозможности даже законсервировать дом, на сегодняшний день его чудесная кирпичная кладка пришла в абсолютную негодность, а это значит, что для восстановления его придется разбирать полностью.
К сожалению, множество ситуаций, созданных застройщиками в Киеве, поселили головах столичной общественности отождествление их с абсолютным злом. Незаконно выдаваемые разрешения, коррупционные землеотводы, намеренное уничтожение старинных домов и строительство на их месте стеклянно-бетонных “уродцев” в исторической части города — все это и многое другое вызвало волну общественной борьбы с застройщиками. Но оседлавшие эту волну почему-то закрывают глаза на то, что точно таким же разрушением памятника архитектуры является всяческое препятствование инвесторам, намеревающимся вложить деньги в восстановление здания! Что защищают эти люди? Останки домов, которые на протяжении долгих лет не отапливаются, а лишь отсыревают, осыпаются и вскоре исчезнут насовсем? Чего они ждут? Что при затяжном кризисе и сумасшедшей инфляции власть выделит бюджет на их реконструкцию?
Усадьба Лапинского
Чтобы не дать дому рухнуть, его жители самоорганизовались и собрали срества на восстановление аварийных участков замка
Старинная мансарда и стены вокруг жилого дома, бывшей усадьбы доктора Лапинского на улице Гончара, 60, разрушаются просто на глазах. На обращение жильцов в управление охраны культурного наследия КГГА с просьбой реконструировать здание, они получили четкий однозначный ответ — денег в бюджете нет. “Если они выступают инициаторами, то пусть сами реконструируют. И не только мансарду, но и стены”, — прокомментировал ситуацию один из чиновников.
Неоготический замок в семь этажей с мраморной лестницей в подъезде, служивший доходным домом, а также мансарда и флигель были построены в 1908 году по заказу врача-невропатолога Михаила Лапинского. Возведенный на возвышении, к которому ведет каскад лестниц, дом имел даже сухой ров и замковый мост, а перед ним небольшой флигель, напоминающий своим видом барбакан — фортификационное сооружение для дополнительной защиты входа в крепость.
Сегодня это элитное жилое здание с закрытым доступом. Ежедневно его жильцы наблюдают, как разрушается мансарда и расширяются трещины на стенах. Решив последовать совету чиновников из КГГА, владельцы квартир организовали ОСББ, которое занимается вопросами исторического здания и придомовой территории. Мансарду сначала хотели реконструировать, но старый рассыпающийся кирпич не позволяет провести подобные работы. Строение придется полностью сносить возводить заново из свежих материалов. Следующим этапом необходимо будет собрать средства на восстановление кирпичного мостика, ведущего со второго этажа к мансарде. Сейчас от падения его удерживают только деревянные подпорки.
Замку Лапинского повезло: его обитатели смогли организоваться и начать спасение своего дома. А какая судьба ждет сотни, тысячи заброшенных домов по всему городу? Их статус памятника архитектуры не особо располагает чиновников выделять бюджетные средства на работы по реконструкции или даже консервации! А у инвесторов, попавших в немилость общественности, связаны руки. При такой ситуации будущее старинных построек весьма печально.
Стереотипное мышление вынуждает нас навешивать на каждого ненужные ярлыки. Тем самым мы изначально закрываем те пути, которые могли бы привести к результату. Власть — бездейственна, инвесторы — бесчестны, общественность — недальновидна. А что, если все не так, как кажется? Что, если три отдельных составляющих соединить в одно целое и связать общей целью? Возможно, именно нежелание объединяться — это и есть главная палка в колесе?
Работая в команде, как это принято во всем мире, инвестор обязан учитывать мнение общественности, которая в итоге получает из заброшенных разрушающихся останков настоящее украшение города при активном содействии муниципальных властей. Утверждение проектов на общественных слушаниях, прозрачная и открытая документальная база, превращение умирающих строений в настоящие доходные дома… Утопия? Сегодня да. Но уже завтра, объединив наши усилия, мы можем сделать ее реальностью.
Справка KV: История уничтожения памятников архитектуры Киева за последние 15 лет
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook