v:* {behavior:url(#default#VML);}
o:* {behavior:url(#default#VML);}
w:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}
Победители конкурса на установку автоматов по продаже прессы в киевском метрополитене обманули горожан, подсунув им вместо вендинговых автоматов полочки для газет, банковский терминал и оператора-продавца. Все говорит о реализации в столичной подземке очередной коррупционной схемы, расследованием которой, по слухам, уже занялась городская прокуратура.
В минувшие выходные в столичном метрополитене открылось около 70-ти точек по продаже прессы. Похоже, арендаторы этих мест (победители соответствующего конкурса КГГА – ЧП “Румб от А” и ОАО “Нива-95”) автоматов по продаже печатных СМИ в подземке устанавливать даже не собирались. Газеты и журналы лежат на обычных полках роллетных конструкций, а деньги за товар теоретически надо засовывать в банковский терминал, который, кстати, не выдает на руки сдачу.
В пресс-службе банка “Национальный кредит” KV объяснили, что оператор точки продажи прессы обязан отдать покупателю товар только при наличии чека из терминала. Остаток средств покупатель, дескать, может отправить на мобильный счет, оплатить интернет и вообще воспользоваться любой другой услугой терминала.
Таких неудобств киевляне, конечно, не ожидали. К тому же, с самого начала терминалы еще и не работали. Потому “операторам” (продавцам газет) почти повсеместно пришлось продавать людям прессу за “наличку”. Так оно и пошло. А через терминал желающие теперь, как и везде, пополняют мобильные счета или платят за коммуналку.
Первый заместитель главы КГГА Анатолий Голубченко прокомментировал KV ситуацию с продажей прессы в метро следующим образом:
“Главное условие конкурса на установку автоматов было – выдержать необходимые и безопасные размеры конструкции. Кто сказал, что автомат не может работать с участием человека? Может быть, именно для безопасности компании-победители решили контролировать процесс продажи вручную”.
Подтвердить или опровергнуть для KV правомерность размещения банковского терминала на точке по продаже прессы, с учетом того, что конкурсные условия были несколько иными, г-н Голубченко не смог. А в пресс-службе КП “Киевский метрополитен” заявили, что предприятие занималось только техническими вопросами размещения конструкций. Остальные детали, мол, их не волнуют.
Между тем, в столичную прокуратуру, по сведениям KV, уже поступило заявление от газеты “Украина молодая” с требованием проверить правомерность открытия победителями тендера КГГА торговых точек в метро, алгоритм работы которых не соответствует ни конкурсным условиям, ни приказу Мининфраструктуры. В издательстве газеты эту информацию KV подтвердили, но подробностями делиться пока отказались.
Сами компании, которые, как победители конкурса, обязаны были закупить вендинговые автоматы по продаже прессы, своим присутствием в метро нынче, видимо, весьма довольны. По словам предпринимателей, по 10-15 лет торговавших в подземке прессой по прямым договорам с КП “Киевский метрополитен”, ЧП “Румб от А” и ОАО “Нива-95” сейчас успешно сдают торговцам свои оборудованные роллетами и банкоматами места в субаренду за 4-8 тыс. грн. в месяц, плюс берут единоразовый платеж в 8 тыс. грн. за саму конструкцию.
“Кроме того, всем известно, что у КП “Киевский метрополитен” арендная ставка за размещение торгового места с прессой составляет всего 7% от стоимости этого места, а за размещения терминала банку пришлось бы заплатить КП по арендной ставке в 30%. Т.е. и ЧП “Румб от А” и ОАО “Нива-95”, похоже, очень неплохо зарабатывают еще и на сотрудничестве с банком”, — считает замглавы Союза предпринимателей киевского метрополитена Лариса Ефимова.
По ее мнению, все, что связано с конкурсом КГГА очень напоминает аферу, в которой участвуют подставные фирмы. “Это либо сумасшедшая коррупция, либо вопиющая халатность работников КП “Киевский метрополитен”,— заявила KV Ефимова.
Напомним, что вся эта история началась в прошлом году с заявлений руководства КГГА отом, что пришло время позаботиться о безопасности пассажиров подземки. Чиновники сослались на приказ Мининфраструктуры №335 от 20.06.2012 “Об утверждении правил пожарной безопасности в метрополитенах” (именно этот документ требует, чтобы пресса в метро реализовывалась исключительно из автоматов) и провели конкурс. В нем и стали победителями две никому неизвестные ранее в сфере торговли прессой фирмы.
Нужно отметить, что почти все предприниматели метрополитена публично отказались участвовать в этом тендере. Они просто не верили в возможность применения вендинговых автоматов для торговли там печатными СМИ.
Подробнее читайте: Торговцы прессой в Киеве не согласны с автоматом
Ведь подобные аппараты (на фото ниже) могут продавать лишь 6-8 наименований печатных СМИ, а с обычной раскладки предприниматели раньше продавали больше 150 видов различных газет и журналов.
Бизнесмены сразу сказали, эта идея с вендинговыми автоматами — мертворожденное дитя. Но в начале августа 2013 года КГГА сделало официальное заявление о том, что в подземке, мол, вскоре появятся вендинговые автоматы фирмы “Медиамат”, способные “без присутствия человека продавать до 200 наименований прессы”.
“Теперь уже всем понятно, что эти обещания, как и прогнозировали участники рынка, оказались фикцией. При этом ответственная за установку чудо-автоматов заместитель начальника КП “Киевский метрополитен” Ирина Боняк в упор не замечает сейчас в новых торговых точках ничего странного. В телефонном разговоре она сообщила мне, что с документацией у арендаторов мест под продажу прессы все в порядке”, — рассказала KV глава Благотворительного фонда “Содействия развитию независимой прессы Украины” Марина Клюсова.
Наблюдатели полагают, чтои предпринимателей метрополитена и покупателей прессычиновники КГГА и руководство КП нагло обманули, подсунув вместо автоматов и обещанной безопасности (отсутствие торговцев в переходах и вестибюлях подземки) подделку, на которой кое-кто неплохо зарабатывает.
В частности глава Ассоциации распространителей прессы Украины Алексей Бабанский уверен, что КГГА под благовидным предлогом провело обыкновенный передел рынка распространения прессы.
“Прокуратура обязательно должна заинтересоваться этим вопросом и отменить результаты конкурса КГГА. Сейчас печатные СМИ не очень-то возмущаются по этому поводу. Но это только потому, что они не хотят “пилить сук, на котором сидят”. Ведь 50% всех газет и журналов в Киеве продается именно в вестибюлях и переходах станций метро”, — резюмировал г-н Бабанский.