25 марта в селе Заборье Киево-Святошинского района общественники провели для местной общины ознакомительную встречу, посвященную актуальным вопросам реформы децентрализации власти. Мероприятие было организовано по инициативе общественной организации “Рух территориальных громад” и при поддержке ведущих специалистов, экспертов и аналитиков.
Как стало известно KV, целью мероприятия было проинформировать общественность о реформе децентрализации, пояснив преимущества объединения и совместного развития.
Как отметили организаторы мероприятия, на сегодняшний день в Украине существует 367 объединенных территориальных общин, 50 из них – городские, 113 – поселковые и 204 – сельские.
“В результате реформы ожидается образование около 1,5 тыс. общин, имеющих достаточный ресурсный потенциал, высокий уровень и качество жизни общины, предоставляющих большее количество услуг как местного самоуправления, так и от государственной власти”, – рассказала одна из организаторов мероприятия, Надежда Карпенко.
Среди преимуществ реформы многие спикеры мероприятия отметили возможность общины самостоятельно распоряжаться своим бюджетом:
Александр Тигов, председатель организации “Рух территориальных громад”:
Децентрализация – это процесс, который уже запущен. Вопрос только в блокировании его чиновниками разных мастей. Как известно, реформа децентрализации предусматривает прекращение деятельности районных администраций. А на сегодняшний день в каждой районной администрации работает порядка 100-150 человек, средняя зарплата которых – 4 тыс. гривен (общие затраты РГА составляют 400-600 тыс. в месяц). Естественно, что никто не хочет быть уволенным или отрываться от “кормушки”, и процесс тормозят.
Ведь если община будет сама решать вопросы о том, куда вложить деньги и что построить в районе – коррупции станет в разы меньше, а работа общины выйдет на совершенно иной уровень эффективности.
Кроме того, СМИ сегодня часто упоминают децентрализацию, но никто не рассказывает о ее сути. В результате, как только начинается процесс объединения, передачи полномочий, расформирования органов исполнительной власти, на местах возникают недоразумения.
Задача общественной организации “Рух территориальных громад” – донести людям информацию о том, что децентрализация дает большие экономические и стратегические преимущества. Кроме того, на Майдане мы сломали вертикаль власти, но не побороли коррупцию.
Децентрализация – это один из путей такой борьбы.
Председатель правления Экспертной группы “СОВА” Михаил Савва:
Основная идея объединения территориальных общин состоит в том, чтобы они стали самодостаточными и крупными.
Уже на следующий день после принятия решения об объединении, жители общин получат дополнительные ресурсы. В первую очередь это – бюджетные средства.
По статистике ОТО в Украине увеличили свои бюджеты в среднем в 7 раз. Происходит это за счет того, что в бюджетный кодекс Украины были внесены изменения, в результате которых и общины получают не 25% налога на доходы физических лиц, как раньше, а 60%. Учитывая то, что минимальная зарплата увеличена до 3200 гривен, это – большие деньги. Кроме того, 5% получают ОТО с акцизных товаров, главный из которых – бензин и прочее.
Иными словами, центральная власть для терробщин создала льготные условия – они получают больше средств.
Есть еще одно важное преимущество – объединенные общины работают напрямую с бюджетом Украины, без посредников в лице района и области. Это обеспечивает не только более быстрое принятие решений, но и большую свободы во всем, что касается распоряжения бюджетными средствами.
Также ОТО получают из центрального бюджета субвенции – инфраструктурные, медицинские и образовательные. В этом вопросе главное условие – чтобы деньги потратили вовремя и по назначению. Так, в октябре прошлого года президент Петр Порошенко анализировал бюджетную статистику по ОТО. Выяснилось, что профицит бюджетов составил 32 млрд гривен. Основной проблемой этих средств стало то, что их не могли потратить, так как ОТО не выработали конкретных планов на тот момент.
Представитель Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Виталий Ключник:
Почему-то говоря о реформе децентрализации всегда забывают назвать последнее слово – это децентрализация власти.
Власть страны – за то, чтобы реформа работала, все подзаконные акты о добровольном объединении территориальных общин утверждены правильно.
25 лет Независимости Украины не дали практического результата в системе управления, основные социальные показатели упали, ухудшилась демографическая ситуация. Люди уезжают за границу, а предоставлять лучшие административные услуги старые органы государственной власти и местного самоуправления не могут. Поэтому важным вопросом в проведении реформы является проявление лидерства на местах. Общественность должна брать все под свой контроль, чтобы создавались новые агентства развития. Было бы хорошо, если бы это происходило в партнерстве с депутатами разного уровня.
Заместитель директора Ассоциации сельских, поселковых советов и объединенных общин Украины Наталья Ключник:
Я не буду рассказывать о преимуществах децентрализации, я хочу рассказать о том, что такое самоуправление. Это фактически право управлять своей территорией – когда у вас есть полномочия и ресурсы для их исполнения.
В 1991 году мы получили независимость, нам разделили землю на паи, дали возможность поучаствовать в управлении заводов и фабрик… Как мы этим имуществом распорядились? Никак. Не потому, что мы плохие, а потому, что мы просто не знали, как это сделать. Мы не знали, что акции не нужно было продавать за две гривны олигарху, который получает сверхприбыль. Мы не знали, что такое самоуправление. Кроме того, мы привыкли, что как в районе или области сказали – так и надо делать.
Что такое децентрализация? Это когда ресурсы не отбирают у общины. Например, в Тернопольской области Великогаевская община имела бюджет при объединении 5 млн гривен, на сегодняшний день имеет 60 млн гривен. Эти деньги нужны общинам для развития, строительства, улучшения качества жизни.
Исполнительный директор “Revival Institute” Вероника Кобзистая:
В условиях проведения реформы децентрализации есть возможность существенно улучшить работу сферы здравоохранения.
Так, бюджет, выделенный на охрану здоровья в Украине в 2016 году составил 58 млрд гривен.
Из 246 гривен, выделенных на одного пациента, 60 гривен сегодня возвращаются в бюджет в виде налога, 110 – идут на административные затраты, 76 – на самого пациента и 19 гривен – на зарплату врача.
Ситуацию могла бы изменить новая система семейных врачей, подобная опробованной ранее в Канаде и принесшей позитивный результат.
Согласно нашим анализам, мотивацией для семейного врача может стать жилье, достойная зарплата (12-20 тыс. гривен), транспорт и условия работы. Необходимо также построить согласно новым технологиям амбулатории, что позволит оптимизировать количество медсестер и врачей, укомплектовать районы специалистами до 95%, уменьшив при этом на 60% расходы на третичное и вторичное звено. И деньги будут оставаться на местах.
Современный же медик, помимо своих основных обязанностей, должен будет коммуницировать с пациентами, подписывать с ними контракты, сотрудничать с органами объединенных территориальных общин.
Директор по аналитической работе Международного Центра Перспективных Исследований Анатолий Октисюк:
Чрезвычайно актуальными нам видятся вопросы обеспечения устойчивого развития на местном территориальном уровне. Опираясь на опыт Центра, могу сказать, что развитием чаще занимаются молодые амбициозные люди, которые имеют свои проекты и видят пути их реализации. Таких людей можно назвать двигателями изменений.
Говоря о децентрализации, хочу отметить необходимость привлечения общинами дополнительных средств в свои бюджеты. Ведь, чтобы распоряжаться деньгами, для начала необходимо их иметь.
На повышение экономической состоятельности объединенных общин направлен, например, наш проект. В Украине сейчас реализовывается швейцарская программа поддержки децентрализации и местного самоуправления.
Уверен, укрепление общин позволит эффективнее решать вопросы местного развития, повышать их конкурентоспособность, бороться с коррупцией и качественнее обеспечивать благосостояние местного населения.
Напомним, как ранее сообщала KV, по словам Александра Тигова, один из самых богатых районов Киевской области – Киево-Святошинский, с населением более 200 тыс. жителей и бюджетом около 1 миллиарда гривен, пока не имеет дальнейшего плана децентрализации. Местные чиновники и региональные “князьки” блокируют процесс объединения территориальных общин из-за заинтересованности в денежных потоках.