“Киевпастранс” игнорировал госстандарты при закупке “львовских” трамваев

“Киевпастранс” игнорировал госстандарты при закупке “львовских” трамваев

Киевляне еще долго не смогут ощутить эффекта от закупки “Киевпастрансом” у львовского СП “Электронтранс” семи трамвайных вагонов. Пока есть только один такой вагон – и он пока простаивает в столичном депо. Даже приступить к его испытаниям весьма проблематично: этот трамвай рассчитан на узкоколейку, подобную львовской, и  по многим другим параметрам не соответствует госстандартам. Все это наводит на мысли о коррупционной составляющей, сыгравшей ключевую роль при выборе победителя соответствующего тендера.     

КиевVласть уже сообщала, что в этом году закупка КП “Киевпастранс” семи трамваев из обычной конкурсной процедуры превратилась в настоящее поле боя. Начавшаяся еще в апреле процедура закупки завершилась подписанием договора на сумму 183,75 млн грн между КП “Киевпастранс” и львовским ООО “Совместное украинско-немецкое предприятие “Электронтранс” лишь 12 октября – после отмены результатов торгов со стороны АМКУ и последующих судебных разбирательств.

Трамвай для депо

12 ноября, накануне второго тура выборов мэра Киева, Киевская горсгосадминистрация (КГГА) отрапортовала, что один современный трамвай с низким полом уже прибыл в Киев – и после тестовых испытаний отправится возить киевлян по Борщаговской линии скоростного трамвая. О сроках поставки для КП “Киевпастранс” остальных шести трамваев львовского “Электротранса” и ориентировочной дате завершения испытаний уже прибывшего трамвая чиновники молчат по сей день.

И на это есть свои причины.

По словам источника KV в КГГА, данный трамвайный вагон изготавливался для Санкт-Петербурга, но не был приобретен заказчиком из-за несоответствия   техническим характеристикам, после чего два года простоял в цехах СП “Электронтранс”.

То есть, это вовсе не новый, произведенный специально для Киева вагон, как утверждали чиновники. А оставшиеся шесть вагонов еще не изготовлены, потому никто не может сказать – когда они прибудут в столицу.

При этом, по информации KV, давно объявленные испытания трамвая “Электронтранса” никак не начнутся (вагон даже еще не выезжал из ворот депо, тест-драйв не в счет, – KV), потому что столичная транспортная инфраструктура не подходит для таких вагонов. 

В частности, в Киеве ширина между рельсами на трамвайных путях – 1524 мм. А во Львове, где эксплуатируются единственные два вагона производства “Электронтранса”, используется узкоколейка, как в Виннице и Житомире –  с расстоянием между рельсами 1000 мм.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook    

Также, как сообщили ООО “Татра-Юг” в НИИ вагоностроения, вагоны с такими параметрами, как у СП “Электронтранс”, не соответствуют госстандартам (ГСТУ) – и к эксплуатации на территории страны не могут быть допущены.

“В профильном институте нам подтвердили, что, среди прочего, имеет место превышение максимально допустимой нагрузки на ось почти на 2 тонны, что может разрушить и без того изношенные столичные пути; отсутствуют дополнительные двери для водителя, а это противоречит нормам пожарной безопасности; ширина кузова превышает допустимую на 15 см, что может привести к авариям на поворотах и ​​трагедиям в случае, если 2 трамвая не смогут разойтись”,- сообщил KV глава департамента коммуникации ООО “Татра-Юг”Александр Мельник.

Гендиректор СП “Электронтранс” Юрий Бубес в недавнем интервью заявлял, что украинские стандарты нужно менять, потому что они, дескать, не соответствуют европейским нормам. Но большинство отечественных стандартов уже прошли адаптацию к европейским нормам, а отечественное путевое хозяйство к ним даже не приближается. Это объективная реальность.

Потому очередная закупка “Киевпастрансом” вагонов, которые будут подпирать заборы столичных депо из-за несоответствий ГСТУ (например, “Белкоммунмаш”, – KV), наводит на мысли о коррупционной составляющей. Поскольку расходы 183,75  млн грн из городского бюджета, похоже, вовсе не приносят ожидаемого эффекта – в виде конкретной пользы для киевлян.

Как это закупалось

Участниками объявленными КП “Киевпастранс” торгов были три предприятия: ОАО “Крюковский вагоностроительный завод” (КВЗ), СП “Электронтранс” и ООО “Татра-Юг”.

По информации KV, после вскрытия тендерных заявок, предложение компании “Татра-Юг” – единственного украинского специализированного предприятия по изготовлению трамваев – оказалось лучшим. Но тендерный комитет “Киевпастранса” отклонил заявку “Татра-Юг”, сославшись на мелкие ошибки в оформлении документации. Например, ООО не поставило номер на перечне документов, переданных тендерному комитету. В результате акцепт был отдан компании “Электронтранс”.

После оглашения результатов конкурса ООО “Татра-Юг” подало жалобу (в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ), апеллируя к незаконности отклонения его заявки.

“Коллегия АМКУ на своем заседании 18.08.2015 рассмотрела эту апелляцию, но решила ее не удовлетворять. Это решение представляется весьма странным. Тендерный комитет, в числе прочего, ссылался на несущественные нюансы. Некоторые из причин отклонения заявки были просто абсурдными, например, отсутствие у компании опыта выполнения аналогичных заказов. Но в Киеве и других городах Украины успешно курсируют трамваи компании “Татра-Юг”. КП “Киевпастранс” покупало вагоны у данной компании не позднее, чем в 2012 году”,- сообщил KV Александр Мельник.

Самое интересное в этой истории, то, что АМКУ, отказав в удовлетворении жалобы “Татра-Юг”, решил “для сравнения” рассмотреть заявки остальных участников торгов. Тут-то и выяснилось, что КВЗ вообще не предоставил тендерному комитету часть необходимых документов, а его заявка не была отклонена. А в заявке СП “Электронтранс” нашлись несоответствия технических характеристик предлагаемых вагонов требованиям заказчика, что также в тендерном комитете “Киевпастранса” никого не смутило.

При этом, в АМКУ знали, что оба этих участника имеют нулевой опыт выполнения аналогичных заказов: ни одного трамвая “Электронтранс” для широкой колеи на тот момент ни разу не испытывалось, а КВЗ вообще никогда не занимался производством трамваев. Отметим, наличие соответствующего опыта было одним из критериев допуска участников к торгам.

Собственно, на этом основании АМКУ и обязал “Киевпастранс” отменить закупку, которую, по версии “Киевпастранса”, выиграл “Электронтранс”. Вероятно, заявку КВЗ тендерный комитет не отверг, чтобы оставалось больше одного участника тендера (иначе торги были бы признаны недействительными, – KV), а заявку СП “Электронтранс” никто серьезно даже не рассматривал, поскольку победа, похоже, была им обещана заблаговременно.

Об этом, кстати, свидетельствует то, что мэр Киева Виталия Кличко еще в октябре 2014 года (до проведения тендера на закупку трамваев) открыто обещал: сделает все, чтобы в Киев приехали именно львовские вагоны. И это, несмотря на то, что “Электронтранс” собирался продать Киеву совсем не то, на что делало заявку КП “Киевпастранс”.

После этого КП “Киевпастранс” 01.09.2015 подало на решение АМКУ иск в Хозяйственный суд Киева, который этот иск почему-то очень быстро удовлетворил, признав постановление АМКУ недействительным

Ключевое в этой ситуации то, что хозяйственные суды обычно не рассматривают дела по обжалованию решений АМКУ относительно тендеров. В Кодексе административного судопроизводства (ст. 19 ч. 3) сказано, что все вопросы, связанные с АМКУ и касающиеся госзакупок должны рассматриваться в Административных окружных судах.

При  этом, когда департамент транспорта КГГА попытался оспорить решение Хозяйственного суда в Аппеляционном суде, этот суд оставил решение предыдущей инстанции в силе. То есть, ни на одном этапе целого ряда решений не была признана очевидная неправомерность всей тяжбы.

А это указывает на возможную коррупционную схему.

Украинские трамваи

По словам экс-замминистра инфраструктуры, эксперта по вопросам транспорта Александра Кавы, эксплуатация с пассажирами трамвайного вагона “Электронтранса” в Киеве возможна только после проведения полного цикла испытаний, который обычно занимает несколько месяцев.

“Власти Киева хотели приобрести современные трамваи европейского образца – с низким уровнем пола, обеспечивающим комфортную посадку и высадку пассажиров. ООО “Татра-Юг” тоже выставляло на торги вагон со схожими параметрами. Поскольку для “Татра-Юг” полностью низкопольные трамваи – тоже новая продукция, этот трамвай также пришлось бы в Киеве сперва испытывать. При этом, “Татра-Юг” имеет 21-летний опыт по производству трамваев. Однако, пока столичные власти приобретали у “Татра-Юг” только трамваи с высоким уровнем пола моделей Т6В5 и К1, а также вагоны с частичным низким уровнем пола моделей К1М8 и К1М, которые успешно эксплуатируются на правобережной линии скоростного трамвая. Не буду говорить о коррупции в процессе последнего тендера на покупку трамваев Киевом. Скажу так: в тендере “Киевпастранса” на закупку трамваев, действительно, было много политики”, – сказал KV Александр Кава.

То есть, кроме львовского “Электронтранса” в Украине производством современных трамваев занимается только ООО “Татра-Юг”, а его заявку в КП “Киевпастранс” даже не захотели рассматривать. Хотя в ООО уверяют, что могут  поставить проверенные в реальных условиях современные трамвайные вагоны, отвечающие госстандартам и всем нормам инклюзивности по цене ниже, чем у конкурентов.

Отметим также, что Юрий Бубес недавно заявлял, что “Киев получил трамваи по скидке (за 1 млн евро), потому что реальная их цена 1,5 млн евро”. Эта информация, кстати, прекрасно соответствует слухам о нулевой отечественной локализации вагонов львовского предприятия.

Для закупки новых трамваев для КП “Киевпастранс”, как выяснило KV, даже был срочно утвержден Порядок предоставления субвенций на покупку новых травайных вагонов в 2015 году. В нем необходимая украинская локализация была снижена с 80% до 65%, хотя в Государственной программе развития городского электротранспорта четко указано “не меньше 80%”.

Впрочем, в СП “Электронтранс” и не скрывают, что тележки для своих вагонов завозят из Германии и в Украине даже нет возможности их самостоятельно ремонтировать. А тележки – это больше половины локализации трамвайного вагона. Поэтому насчет 65% тоже есть очень серьезные сомнения.

Потому под конец данной части исследования вопроса – грустная песня о трамваях.

КиевVласть

Автор:
Георгий Полесский
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
09:00 Нещодавно столична міськрада ухвалила програму управління об’єктами комунальної власності, розраховану на період 2025-2027 років. Усього на її реалізацію планується витратити 251,3 млн гривень,…
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
09:00 В листопаді бюджетні замовники селища Баришівка на Броварщині уклали договорів на кругленьку суму – понад 26 млн гривень. Найбільше грошей спрямували на облаштування…
Banner
QlU7mDx4