Киевсовет хочет взыскать 382 млн гривен с покупателя земли возле Лукьяновского кладбища

Киевсовет хочет взыскать 382 млн гривен с покупателя земли возле Лукьяновского кладбища

Столичный горсовет продолжает судиться с ЧАО “АК-Транс”. Указанная компания в 2009 году приобрела у киевской общины участок площадью 2,5 га на улице Оранжерейной в Шевченковской районе за 50,3 млн гривен, однако свои обязательства по уплате денежных средств в столичный бюджет в полном объеме не выполнила. Из-за этого “набежала” пеня в сумме порядка 382,2 млн гривен, которую Киевсовет хочет взыскать. Примечательно, что ранее ЧАО “АК-Транс” безуспешно пыталось в судебном порядке обжаловать “злосчастную” приватизацию. В частности, компания указывала на то, что купленная земля граничит с историко-мемориальным заповедником “Лукьяновское кладбище”, в связи с чем ее использование по назначению противоречит законодательству.

Как стало известно KV, 29 апреля 2021 года должно состояться заседание Хозяйственного суда Киева по делу №910/22075/17.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

В рамках данного производства Киевсовет планирует взыскать 382,2 млн с ЧАО “АК-Транс” (*) (ранее – ОАО и ПАО). Это – пеня, которая “набежала” в течение 2012-2017 годов из-за того, что указанная компания вовремя не уплатила 41,8 млн гривен за покупку в 2009 году участка площадью 2,5 га по ул. Оранжерейной, 1) (кадастровый номер 8000000000:91:058:0002). 

Данный иск был подан в конце 2017 года. Тогда горсовет требовал от ОАО “АК-Транс” 537,3 млн гривен. При этом, в материалах дела не уточняется, почему сумма требований была именно такой. В дальнейшем Киевсовет уменьшил эту сумму до 424,1 млн гривен – речь шла об основном долге на сумму 41,8 млн гривен и сумме пени. В материалах производства, которые есть в открытом доступе, также не сообщается, почему горсовет “поумерил свои аппетиты”.

Еще 1 марта 2018 года Хозяйственный суд Киева остановил производство по данному делу. Это было связано с тем, что служители Фемиды, прежде чем принимать решение по этому производству, хотели дождаться итога разбирательств по делу №910/4292/13. В рамках указанного дела прокуратура Киева с 2013 года судилась с ОАО “АК-Транс” о взыскании основного долга за эту землю (все тех же 41,8 млн гривен) и пени за период 2012-2013 годов. 18 февраля 2021 года Северный апелляционный хозяйственный суд в рамках дела №910/4292/13 стал на сторону прокуратуры, обязав указанную компанию выплатить 41,8 млн гривен основного долга и 1,6 млн гривен пени. 

Спустя два месяца, 6 апреля 2021 года, Хозяйственный суд Киева возобновил производство по иску Киевсовета (указанное выше дело №910/22075/17). При этом, горсовет снова уменьшил свои требования – так как прокуратура добилась взыскания основного долга (41,8 млн гривен), столичный орган местного самоуправления требует от ОАО “АК-Транс” только выплаты пени. Можно предположить, что эта сумма может быть увеличена в ходе разбирательств, ведь размер пени, вероятно, растет.

KV решила разобраться в хитросплетениях “судебно-земельных” перипетий и выяснить, что именно привело Киевсовет и прокуратуру в суд.

Читайте: В Киевсовете вспомнили о земле под “Межигорьем Юрия Иванющенко”


Земля, кладбище, суд

11 декабря 2008 года Киевсовет своим решением №777/777 согласовал продажу ОАО “АК-Транс” земельного участка площадью 2,5 га на ул. Оранжерейной, 1 для строительства, реконструкции, расширения, капитального ремонта существующих нежилых зданий под производственные и административно-бытовые помещения с дальнейшими эксплуатацией и обслуживанием. Стоимость приватизации должна была составить 50,3 млн гривен.

11 ноября 2009 года между горсоветом и ОАО “АК-Транс” был заключен договор купли-продажи этой земли. На момент подписания соглашения эта компания уже выплатила аванс за этот участок в сумме 4,6 млн гривен. Оставшуюся часть денежных средств в сумме 45,7 млн гривен покупатель обязался выплачивать в течение трех лет – ежемесячно равными частями.

Спустя три с половиной года, в марте 2013 года, столичная прокуратура обратилась в Хозяйственный суд Киева с иском о взыскании с ПАО “АК-Транс” задолженности по уплате денежных средств за указанный участок в сумме 61,7 млн гривен – 41,8 млн гривен основного долга и 19,8 млн гривен пени (за период с ноября 2012 года по февраль 2013 года). Причиной этого послужил тот факт, что на момент подачи иска компания уплатила всего 8,4 млн гривен из общей стоимости земли и допустила просрочку по выполнению таких обязательств перед столичным бюджетом.

Киевсовет хочет взыскать 382 млн гривен с покупателя земли возле Лукьяновского кладбища

Ориентировочное расположение участка на Google Maps

В дальнейшем, в сентябре 2014 года, ОАО “АК-Транс” обратилось в тот же суд со встречным иском – компания потребовала отменить решение горсовета №777/777 от 11 декабря 2008 года о продаже ей участка и признать недействительным договор купли-продажи земли от 11 ноября 2009 года. Разбирательства по требованиям прокуратуры и ОАО “АК-Транс” проводились в рамках одного судебного производства – указанного выше дела №910/4292/13.

Свои требования ПАО “АК-Транс” объяснило несколькими факторами. Так, в компании указали, что проект землеустройства по отведению этого участка не был согласован с тремя структурами КГГА (Главное управление земельных ресурсов, Главное управление градостроительства, архитектуры и дизайна и Главное управление культурного наследия) и не имеет историко-архитектурного обоснования, что якобы противоречит целому ряду статей Земельного кодекса Украины. Также истец уверял, что данный участок граничит с Государственным историко-мемориальным заповедником “Лукьяновское кладбище”, что является нарушением режима использования охраняемых зон, который установлен Земельным кодексом и Законом Украины об охране культурного наследия. Кроме того, ОАО “АК-Транс” сообщало, что вдоль участка расположена тепловая сеть, которая “мешает” использованию этой земли. 

Плюс ко всему, истец указывал на то, что оспариваемый договор купли-продажи содержит факсимильное воспроизведение подписи тогдашнего городского головы Киева Леонида Черновецкого. Для использования такой подписи нужно было заключить отдельное соглашение, в котором был бы указан образец оригинальной подписи мэра. Однако, ни предварительного согласования, ни оригинала подписи в данном случае, дескать, не было. 

Киевсовет хочет взыскать 382 млн гривен с покупателя земли возле Лукьяновского кладбища

Выдержка из материалов дела

Судебные разбирательства по данному делу длились почти восемь лет – производство неоднократно рассматривали суды всех инстанций. В конечном итоге 18 февраля 2021 года Северный апелляционный хозяйственный суд полностью отказал ЧАО “АК-Транс” в удовлетворении иска и частично удовлетворил требования прокуратуры – должник должен перечислить в бюджет 41,8 млн гривен основного долга и 1,6 млн гривен пени.

Так, судьи указали на то, что в ЧАО “АК-Транс” изначально знали о наличии на участке тепловых сетей. Как посчитали служители Фемиды, на самом деле такие сети не мешают использованию данной земли. Также судьи выяснили, что профильные структуры КГГА на самом деле согласовали землеотвод этого участка, а сама земля хоть и граничит с “Лукьяновским кладбищем”, но не входит в исторические ареалы города и находится за пределами различных охранных зон. Кроме того, по мнению судей, истец не доказал использование факсимиле Черновецкого при подписании договора купли-продажи. Что касается требований прокуратуры, то судьи пересчитали размер пени и решили, что на самом деле она меньше той суммы, которую потребовали компенсировать бюджету блюстители закона.

Отметим, судя по данным Google-Maps, на указанном участке расположены (или располагались) сразу несколько зданий. В частности, по информации реестра судебных решений, по ул. Оранжерейной, 1 на данный момент расположено здание, которое использует ЧАО “АК-Транс”. Принадлежит ли это здание указанной компании, а также какова площадь данного объекта, в открытых источниках информации нет. Также, судя по карте, на этом же участке расположен автосалон китайских автомобилей.

О фигурантах

По данным аналитической системы Youcontrol, ЧАО “АК-Транс” (до 2010 года – ОАО, в 2010-2017 годах – ПАО) было основано в марте 1992 года. Руководителем компании значится Александр Масонцев, конечным бенефициаром и владельцем крупнейшего пакета акций – житель села Вишеньки Бориспольского района Киевщины Виктор Постельников (по состоянию на 4 квартал 2020 года он владел 91% акций).

Александр Масонцев в 2015 году безуспешно баллотировался в Киевсовет от “Патриотической партии Украины” по избирательному округу №88 (Святошинский район Киева). В свою очередь, Виктор Постельников значится соучредителем благотворительной организации (БО) “Благотворительный фонд содействия развитию вооруженных сил Украины “Бастион” вместе с киевлянами Вадимом Пушкаревым и Вячеславом Лысенко. Последний известен как совладелец компании Meest China, которая занимается поставками товаров из Китая, а также сооснователь Young Business Club (бизнес-клуб для молодых предпринимателей). 

Обязанности директора Департамента земельных ресурсов КГГА со 2 апреля 2021 года исполняет замдиректора этой структуры Валентина Пелих. С 27 июля 2018 года по 1 апреля 2021 года этим департаментом руководил Петр Оленич (на фото справа), который со 2 апреля 2021 года занимает должность замглавы КГГА по вопросам осуществления самоуправленческих полномочий. С того же дня он контролирует деятельность Департамента земресурсов и, соответственно, всю “земельную сферу” столицы.

Читайте: Петр Оленич предложил Киевсовету утвердить бесполезную инвентаризацию 700 га земли

* ПрАТ “АК-Транс” (код ЄДРПОУ: 05475162)

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Александр Глазунов
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
09:00 В листопаді бюджетні замовники селища Баришівка на Броварщині уклали договорів на кругленьку суму – понад 26 млн гривень. Найбільше грошей спрямували на облаштування…
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
09:00 Столична влада ухвалила бюджет Києва на 2025 рік та внесла зміни до Програми економічного та соціального розвитку (ПЕСР) в частині видатків на наступний…
Що отримали кияни за понад тридцять років будівництва Подільського мостового переходу
Що отримали кияни за понад тридцять років будівництва Подільського мостового переходу
09:00 Перший день зими в столиці ознаменувався запуском руху легкових авто одним з найвідоміших довгобудів столиці – Подільським мостовим переходом, який зʼєднав Поділ та…
Banner
QlU7mDx4