Депутаты Киевсовета на своем заседании 28 февраля утвердили Правила пользования городским наземным пассажирским транспортом Киева. В частности, правила регламентируют права и обязанности пассажиров. Кроме этого, согласно правилам, для оплаты проезда в трамвае, троллейбусе, фуникулере и городской электричке вводится единый электронный билет, который до осени текущего года эксплуатируется в тестовом режиме. Документ детализировал правила пользования е-билетом, “компостирования”, а также места его покупки и пополнения. При этом в документе не уточнено, как пассажиру оплатить за проезд в случае неисправности считывающего устройства или самого е-билета и как им будут пользоваться льготники без столичной прописки.
Об этом KV стало известно из решения Киевсовета от 28.02.2019 года “Об утверждении Правил пользования городским наземным пассажирским транспортом Киева”. Эти Правила определяют порядок проезда и оплату за него в городском автомобильном транспорте (автобусы), трамвае, троллейбусе, фуникулере, городской электричке. Также в правилах детализированы права и обязательства пассажиров, взаимоотношения перевозчиков и пассажиров.
Согласно правилам, для оплаты проезда в пассажирском транспорте вводится единый электронный билет. Носителями е-билета могут быть транспортная, банковская, социальная карточки, QR-код, ученический или студенческий билет, электронное портативное средство с установленным программным приложением АСОП (автоматизированной системы оплаты проезда). Е-билет может быть разовым, а также проездным на разные периоды времени.
Для осуществления проезда с помощью е-билета его нужно зарегистрировать в АСОП. Это означает, что пассажир должен “закомпостировать” свой билет в электронном виде – поднести носитель е-билета к транспортному терминалу (валидатору). Проезд без регистрации влечет за собой административную ответственность.
Впрочем, в случае неисправности электронного билета или отказа в регистрации его в АСОП пассажиры не освобождаются от обязательства оплаты проезда и должны покинуть транспортное средство. В таком случае пассажиру необходимо обратиться в информационно-справочный центр для решение вопроса о невозможности оплатить проезд. Однако, каким образом ему до этого центра добраться, не имея возможности заплатить за поездку – в документе не указано.
Согласно правилам, платить за проезд и перевозку багажа пассажир должен независимо от расстояния и веса груза. Оплате подлежит багаж от 10, но не более 40 кг, при этом его размеры не должны превышать 100*50*30 см (кроме лыж). Отмечается, что пассажиры-льготники не освобождаются от уплаты перевозки багажа. Пассажир с багажом, запрещенным для перевозки, подлежит высадке на ближайшей станции, при этом стоимость проезда ему не возвращается.
Документ детализировал и обязанности перевозчиков. В частности, перевозчик должен нести ответственность за вред, причиненный здоровью и имуществу пассажиров, а также окружающей среде. В случае непредвиденных ситуаций, которые привели к остановке длительностью более 10 минут на маршруте, перевозчик на запрос пассажира должен объяснить задержку.
Представители перевозчика, как прописано в правилах, должны создавать удобства для пассажиров, принимать меры для избежания несчастных случаев с ними или ДТП, помогать людям с инвалидностью. Также работники перевозчика должны быть аккуратно одетыми и вежливыми.
Отдельным разделом правил регламентированы обязанности водителей. В частности, они должны останавливать автобус для посадки и высадки пассажиров на расстоянии не более 0,05-0,1 метра от края проезжей части. Также в их обязанности входит напоминание пассажирам о необходимости оплаты проезда и перевозки багажа, предъявления проездных документов контролеру, а также о том, что следует быть внимательными и не оставлять свои вещи при выходе из транспортного средства. Водители обязаны объявлять название каждой остановки и следующей после нее, а в случае изменения маршрута – объявлять об этом на каждой станции. В зимний период водители должны очищать подножки транспортного средства от снега и льда.
Также в обязанности водителей входит предоставление помощи людям с инвалидностью и другим маломобильным группам населения во время посадки в автобус и высадки из него. В том числе водитель должен лично опускать и поднимать механические аппарели и другие механизмы для удобного пользования транспортным средством людьми, которые передвигаются на колесных креслах.
Водителям запрещено начинать движение до полного закрытия дверей и открывать двери до полной остановки транспортного средства. Также они не могут изменять маршрут и расписания движения, во время движения разговаривать с пассажирами, есть, пить, курить, слушать радиоприемники и магнитофоны. Перевозить острые и режущие предметы, пожароопасные, взрывные, ядовитые, смрадные и наркотические вещества, огнестрельное оружие без чехлов.
Правила описывают и права водителей. В частности, они имеют право не допускать к поездке пассажиров без электронного билета, а также пребывающих в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нарушающих общественный порядок, имеющих при себе опасный багаж (легковоспламеняющиеся, взрывоопасные вещества и такие, которые могут испачкать транспортное средство или одежду пассажиров).
Отдельный пункт правил посвящен правам и обязанностям контролеров. Последние должны иметь удостоверение с личным номером, прикрепленное на видимой стороне верхней одежды, а также транспортный терминал. Контроль контролеры должны начинать только после объявления о нем пассажирам. Штрафы за нарушение требований этих правил накладываются и взимаются на месте контролерами. При взыскании штрафа контролеры обязаны выдать нарушителю квитанцию.
Что касается прав и обязанностей пассажиров, то при входе в салон транспортного средства они должны соблюдать очередь, а после объявления про закрытие дверей – прекращать посадку/высадку. Право внеочередного входа в салон имеют беременные женщины, люди с инвалидностью, пассажиры с детьми, пожилые люди.
Согласно правилам, пассажирам запрещено проезжать в одежде, которая пачкает других пассажиров, обшивку салона и сиденья. Также нельзя находиться в салоне в нетрезвом виде, курить, включать громко музыку, высовываться из окон, ставить детей, багаж и ручную кладь на сидения. Также запрещено заходить в салон с едой, напитками, мороженым, пользоваться аварийным выходом без необходимости, приводить в действие систему экстренного торможения и открывания дверей, а также сигнализацию экстренной остановки.
К правам пассажиров относится перевозка с собой детей в возрасте до шести лет включительно без предоставления им отдельного места для сидения. Также они могут безоплатно провозить с собой одну пару лыж, детскую коляску, санки, велосипед в разобранном виде, мелкий садовый инвентарь в соответствующей упаковке, мелких животных в корзинах, сумках со сплошным дном, собак в намордниках с поводком (с предъявлением на них соответствующих документов и при условии, что животные не загрязняют салон транспортного средства и вещи пассажиров и находятся на полу). Люди с инвалидностью и другие маломобильные группы имеют право на безоплатную перевозку технических и других средств реабилитации, предназначенных для личного передвижения (колесные кресла, палки, костыли, ходунки и др.), а также собак-поводырей, что сопровождают лица с нарушениями зрения.
На сегодня система автоматизированного учета оплаты проезда в городском наземном транспорте находится в тестовом режиме. Поэтому, согласно правилам, пока право на проезд кроме е-билета также дают:
-
удостоверения или справки, дающие право на льготный проезд,
-
студенческие билеты, выданные учреждением образования до 30 октября 2019 годы;
-
“Карточка киевлянина”.
Согласно данному решению Киевсовета, реализация этого документа не требует выделения дополнительных средств из бюджета.
Вместе с этим замечания к проекту решения, подписанные заместителем руководителя аппарата-начальником юридического управления Лесей Верес, указывает на ряд несогласованных положений правил. В частности, в правилах не определено, каким образом пассажир может оплатить проезд в случае неисправности е-билета или отказа в его регистрации в АСОП. Также документ не регулирует вопрос использования пассажирами льготной карточки при отсутствии прав пользоваться ею, а также проезда на основании е-билета льготными категориями граждан, которые не являются членами территориальной общины Киева. Несмотря на замечания, в правилах эти моменты не учли.
Отметим, что соответствующий проект решения Киевсовета разработан Департаментом транспортной инфраструктуры, когда его возглавлял Сергей Симонов, зарегистрирован документы был в конце ноября прошлого года.
Напомним, что е-билет (Кyiv smart card) действует не только в наземном транспорте, а и в метрополитене. Однако, данные правила касаются исключительно проезда в наземном транспорте.
После принятия данного решения Киевсоветом, в его пресс-службе напомнили, что при пополнении е-билета на 10 поездок – стоимость каждой обойдется в 8 гривен, а если пополнить карточку сразу на 50 поездок – разовый проезд обойдется в 6,5 гривны.
Напомним, что в тестовом режиме работа е-билета в коммунальном транспорте была запущена 1 ноября 2018 года. Для внедрения системы единого электронного билета в коммунальном транспорте города установили специальные считывающие устройства – валидаторы. Е-билет поступил в продажу с 1 февраля 2019 года. Но до 30 октября 2019 года система будет работать в тестово-эксплуатационном режиме. За это время эксперты должны выявить и устранить недостатки, должна завершится полная установка и прошивка валидаторов, а все кондукторы – пройти обучение.
По информации на сайте е-Квиток, сейчас электронный билет можно приобрести и пополнить на некоторых станциях Киевского метрополитена, в личном кабинете киевлянина, в терминалах самообслуживания Ibox, EasyPay, 2click, KyivPayBot в Телеграмм и Facebook, KyivMetroBot в Телеграмм и Facebook. Вскоре карту можно будет пополнить с помощью мобильных приложений KyivSmartCity, Приват 24, Ощад 24/7, в терминалах самообслуживания КП “ГИВЦ”, Приватбанка, Ощадбанка и на портале EasyPay. А купить – в Т-киосках и терминалах самообслуживания КП “ГИВЦ”.
Напомним, запуск е-билета в тестовом режиме переносился не один раз. Еще в начале 2017 года директора КП “Киевпастранс” Дмитрий Левченко заявил, что поэтапное внедрение электронного билета во всем подвижном составе КП “Киевпасстранс” планируется до конца 2017 года. В первую очередь его использование планировали запустить на линиях скоростного трамвая, фуникулере и городской электричке. Однако заработал е-билет в тестовом режиме только спустя два года.
В конце декабря 2018 года заместитель председателя Киевской горгосадминистрации (КГГА) Дмитрий Давтян сообщил, что в Киеве начнут продавать пластиковые электронные карточки и билеты с QR-кодом уже через несколько дней, а презентацию е-билета назначили на 26 декабря. Однако в сам день запланированной презентации запуск продажи е-билета “по техническим причинам” перенесли на январь. Однако и в январе не свершилось, запуск состоялся только 1 февраля.
Читайте: КГГА перенесла запуск электронного билета
Отметим, что всем этим событиям предшествовало принятие 17 января 2017 года Верховной Радой закона, предусматривающего введение автоматизированной системы учета оплаты проезда и электронного билета.
Читайте: Верховная Рада вводит в городском транспорте электронные билеты
Также напомним, что в конце февраля этого года КГГА опубликовала проект распоряжения об утверждении размера ежемесячной компенсации льготникам проезда всеми видами транспорта общего пользования на городских, пригородных и междугородных маршрутах. Так, размер компенсации предлагалось установить на уровне 240 гривен в месяц, а выплачивать их хотят наличными. Этих денег хватит на покрытие примерно 30 разовых поездов в коммунальном транспорте столицы. Этот документ должен быть вынесен на общественное обсуждение длительностью 1 месяц, после чего, по результатам консультаций с общественностью, может быть подписан главой КГГА Виталием Кличко.
Читайте: В КГГА хотят утвердить компенсацию льготникам за проезд на уровне 240 гривен в месяц
КП “Киевпастранс” с 30 августа 2016 года руководит Дмитрий Левченко, КП “Киевский метрополитен” – с 17 июля 2014 года Дмитрий Брагинский. Предприятия подчинены Департаменту транспортной инфраструктуры, который временно возглавляет Иван Шпилевой (после увольнения с этой должности Сергея Симонова). Курирует это направление замглавы КГГА Дмитрий Давтян.
Фото: 5 канал