Киевская горгосадминистрация (КГГА) подала на рассмотрение Киевсовета проект Программы повышения энергоэффективности и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры (ЖКИ) Киева на 2021-2025 годы. На ремонты лифтов, термомодернизацию зданий и т.д. в течение пяти лет планируется потратить порядка 40 млрд гривен, хотя, по расчетам чиновников, нужно около 65 млрд гривен. Впрочем, обращать внимание на большие цифры, наверное, не стоит – по факту денег находится всегда в разы меньше. Интересней другое – в департаменте ЖКИ КГГА “писали” эту программу с начала 2020 года, однако у чиновников, по их же словам, все равно не получилось сделать стратегический документ. В связи с этим, руководство профильного департамента КГГА предлагает депутатам Киевсовета не стесняться редактировать программу. Чем уже не преминул воспользоваться Дмитрий Банас в вопросе модернизации лифтов.
Как стало известно KV, на ближайшем заседании Киевсовета (должно состояться 27 мая 2021 года) депутатам предложат рассмотреть проект Комплексной целевой программы повышения энергоэффективности и развития ЖКИ Киева на 2021-2025 годы.
Соответствующий проект решения №08/231-1438/ПР был зарегистрирован в Киевсовете 11 мая 2021 года. Субъектами подачи данного документа выступили замглавы КГГА Петр Пантелеев (на фото справа) и Департамент ЖКИ КГГА. Этот проект решения очень оперативно ( 12 мая.- KV) поддержали две комиссии Киевсовета – по вопросам бюджета и социально-экономического развития, а также по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и топливно-энергетического комплекса (ЖКХ). В ходе заседаний указанных комиссий руководство профильного департамента КГГА заявляло о том, что данный вопрос, ввиду его актуальности и неотложности, должен быть вынесен на пленарное заседание Киевсовета, запланированное на 13 мая. Однако в итоге проект программы так и не был включен в повестку дня указанного заседания.
Комплексная целевая программа повышения энергоэффективности и развития ЖКИ Киева – один из главнейших документов столицы, который должен определять направления развития сферы городского ЖКХ на ближайшие пять лет. Согласно ее проекту, главными целями этой программы должны стать:
-
повышение эффективности использования коммунальной инфраструктуры;
-
повышение эффективности потребления энергоносителей;
-
улучшение качества сервиса и усовершенствования системы самоуправленческого контроля в сфере жилищно-коммунальных услуг;
-
привлечение владельцев квартир к управлению жилым фондом;
-
обеспечение экологической безопасности в столице и снижение негативного влияния на окружающую среду;
-
упорядочение и развитие публичного пространства.
При этом, главное – вопрос объемов финансирования программы.
Так, в проекте программы указано, что разработчики документа предлагают потратить на его реализацию в течение пяти лет 39,7 млрд гривен. По задумке чиновников, большую часть этого финансирования – 20,4 млрд гривен – должны составить собственные средства предприятий, которые будут ответственны за выполнение программы, кредитные, грантовые и другие финансовые ресурсы. Из городского бюджета на реализацию мероприятий программы в 2021-2025 годах планировалось выделить 17,8 млрд гривен, еще 1,4 млрд гривен чиновники КГГА обещали попросить у государства. Конкретно в 2021 году на реализацию программы предложено потратить 7,4 млрд гривен: 3,6 млрд гривен из т.н. “других источников”, 3,5 млрд гривен из столичного бюджета и 230,4 млн гривен из госбюджета.
Вместе с тем, 12 мая 2021 года указанные выше комиссии горсовета согласовали увеличение объемов финансирования работ по модернизации лифтов в 2022-2025 годах на сумму порядка 775 млн гривен (вероятно, на этих работах планируется осваивать деньги из городского бюджета. – KV). Соответствующую правку предложил член комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития Дмитрий Банас (фракция “УДАР”). Идет ли речь об увеличении объемов финансирования программы или же о перераспределении средств между разными ее мероприятиями, на данный момент неизвестно. Однако, если городские власти таки решат увеличить общую смету программы, то в течение пяти лет на ее реализацию может быть потрачено уже порядка 40,5 млрд гривен.
Согласно проекту программы, главным ее исполнителем определен Департамент ЖКИ КГГА. “Помогать” профильному департаменту в реализации мероприятий в сфере ЖКХ должны будут КП “Киевтеплоэнерго”, КП “Киевкоммунсервис”, КП “Киевстройреконструкция”, ЧАО “Акционерная компания “Киевводоканал” и ряд других структур, учреждений и предприятий.
По замыслу чиновников, программа развития ЖКИ должна состоять из двух разделов (“подпрограмм”) – “Техническое переоснащение и повышение энергоэффективности в сферах ЖКХ” и “Научно-организационное обеспечение развития жилищно-коммунальной сферы”.
Так, в рамках первой “подпрограммы” столичные власти планируют заниматься капитальными ремонтами, строительством и реконструкцией тепловых сетей (1,7 млрд гривен, здесь и далее – в течение 5 лет. – KV), реконструкцией и капитальными ремонтами оборудования ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 (5,7 млрд гривен) строительством и ремонтом систем водоснабжения (2,9 млрд гривен), реконструкцией дамб иловых полей Бортнической станции аэрации (813,7 млн гривен), термомодернизацией, ремонтом и реконструкцией бюджетных учреждений столицы (646,2 млн гривен) и т.д. При этом, если Киевсовет утвердит предложенную Дмитрием Банасом правку, на реконструкцию и модернизацию лифтового хозяйства может быть потрачено около 1,94 млрд гривен вместо изначально запланированных 1,19 млрд гривен.
В свою очередь, вторая “подпрограмма” предусматривает выполнение разного рода “бумажной” работы, а также информационной и просвещенческой пропаганды касательно охраны окружающей среды, которые в общей сложности “потянут” на 70,5 млн гривен.
В ходе заседания бюджетной комиссии горсовета директор Департамента ЖКИ КГГА Дмитрий Науменко (на фото слева) сообщил, что чиновники начали работу над составлением этой программы еще в начале 2020 года. В ходе подготовки этого документа его разработчики определили, что потребность финансирования программы на пять лет составляет 65 млрд гривен. Однако, по разным причинам КГГА не смогла предусмотреть такие объемы расходов.
Члены комиссии были недовольны этим проектом решения. Сразу несколько депутатов сообщили о том, что на тот момент они просто не успели ознакомиться с таким громадным и серьезным документом, в связи с чем его рассмотрение, дескать, нужно перенести. Однако Дмитрий Науменко настаивал на том, что комиссия должна поскорее согласовать этот вопрос. Речь шла о том, что на данный момент в столице нет утвержденной программы развития сферы ЖКХ (срок действия предыдущей закончился в 2020 году), в связи с чем городские власти не могут осваивать денежные средства на выполнении разного рода работ. При этом, Науменко признал, что предложенный им документ не является “стратегическим”, и “пообещал” народным избранникам, что в будущем они смогут его редактировать на свое усмотрение.
“Этот документ даст возможность финансировать уже принятые бюджетные решения. Я очень прошу депутатов поддержать эту программу. Потому что из-за отсутствия программы на данный момент не финансируются капитальные ремонты по районам (речь идет о том, что многие работы финансируются только по программно-целевому методу. – KV). Это очень болезненная тема. Это не догматичный документ – он даст возможность работать всем сферам и направлениям в рамках уже принятого бюджета. Далее мы сможем вносить изменения в этот документ”, – заявил Дмитрий Науменко.
В конечном итоге руководитель профильного департамента КГГА смог убедить и бюджетную комиссию, и комиссию по вопросам ЖКХ и ТЭК.
Как сообщала KV, столичные власти не лучшим образом справлялись с реализацией предыдущей программы повышения энергоэффективности и развития ЖКИ Киева (была утверждена решением Киевсовета №232/232 от 17 марта 2016 года и была рассчитана на период 2016-2020 годов).
Так, в 2020 году на выполнение работ в сфере ЖКХ городские власти потратили только 2,78 млрд гривен (средства городского и государственного бюджетов, а также другие источники финансирования). Это – достаточно низкий показатель: при утверждении программы в 2016 году городское руководство планировало освоить в 2020 году в два с лишним раза больше денег – 5,8 млрд гривен. При этом, в минувшем году почти все финансирование ушло на лифты, ремонт домов и асфальтирование придомовых территорий, а выполнение десятков других предусмотренных задач было либо полностью, либо в значительной степени проигнорировано. Речь идет о термосанации зданий, реконструкции систем горячего водоснабжения, строительстве канализационных коллекторов, реконструкции котельных, тепловых пунктов и пр.
Читайте: Как подчиненные Пантелеева в 2020 году “развивали” столичное ЖКХ
При этом, хотя бюджета столицы якобы не хватает на решение всех проблем в сфере ЖКХ, чиновники КГГА и руководители подотчетных им КП, похоже, умудряются зарабатывать себе неплохие “чаевые”.
К примеру, в октябре 2019 года СБУ открыла уголовное производство по факту возможного присвоения бюджетных средств должностными лицами двух столичных КП – “Группа внедрения проекта по энергосбережению в административных и общественных зданиях города Киева” и “Киевжилспецэксплуатация” (КП “КЖСЭ”). Правоохранители предположили, что ”коммунальщики” в течение 2017-2019 годов, сговорившись с подрядчиками, организовали схему “распила” при выполнении разного рода работ на объектах жизнеобеспечения столицы. Тогда в поле зрения СБУ оказалось сотрудничество указанных КП с 14-тью компаниями на общую сумму 709 млн гривен.
Читайте: СБУ расследует многомиллионные “распилы” в двух столичных КП
Отметим, Дмитрий Науменко возглавляет Департамент ЖКИ КГГА с 17 июля 2017 года. Сферу ЖКХ столицы уже не первый год курирует замглавы КГГА Петр Пантелеев.
Читайте: От Кличко потребовали уволить его заместителя по ЖКХ Петра Пантелеева и главу Голосеевской РГА
Фото: коллаж KV