В первом полугодии 2016 года руководство КП “Киевский метрополитен” получило из бюджета Киева 117,9 млн грн за перевозку льготных категорий граждан и полагает, что это компенсирует лишь 43,7% затрат предприятия. При этом, столичный градоначальник Виталий Кличко (на фото), похоже, позволяет “Киевскому метрополитену” не пользоваться для учета льготников данными IT системы “Карточка киевлянина”, а с 1.01.2015 по 1.07.2016 Киевская горгосадминистрация (КГГА) работу этого стратегического предприятия вообще не контролировала.
Об этом KV стало известно из акта проверки Счетной палатой КП “Киевский метрополитен” по вопросам компенсации из госбюджета затрат на перевозку льготных категорий граждан.
Отметим, часть затрат на перевозку граждан, льготы которым предоставлялись решениями Киевсовета, компенсируется КП “Киевский метрополитен” из городского бюджета. С 2016 года сумма такой компенсации предусматривается городской целевой программой “Забота. Навстречу киевлянам” на 2016-2018 годы.
Читайте: Киевсовет выделил почти 3 млрд грн на социальную помощь
Другая часть затрат на перевозку категорий граждан, льготы которым предоставлялись законодательством и решениями Кабмина, до 2016 года компенсировалась КП “Киевский метрополитен” путем выделения целевых субвенций (финансовой помощи) из государственного бюджета Киевскому городскому бюджету.
В соответствии с данными аудита Счетной палаты, статистика компенсации затрат КП “Киевский метрополитен” на перевозки льготных категорий граждан за последние три года выглядит следующим образом:
2014 год
-
Предоставлено услуг льготникам (здесь и далее по расчетам КП “Киевский метрополитен”) – на 276,2 млн грн;
-
Предусмотрено государственным и городским бюджетом на компенсации – 96,7 млн грн:
-
Фактически перечислено – 88,8 млн грн (32,2% от рассчитанного метрополитеном): в т.ч. из госбюджета – 65,4 млн грн (44,9%) и из местного бюджета – 23,4 млн грн (17,9%).
2015 год
-
Предоставлено услуг льготникам – на 506,5 млн грн;
-
Предусмотрено компенсаций государственным и городским бюджетом – 101,7 млн грн:
-
Фактически перечислено – 101,7 млн грн (20,1%); в т.ч. из госбюджета – 52 млн грн (41,9%) и из местного бюджета – 49,7 млн грн (13%).
2016 год (первое полугодие)
-
Предоставлено услуг льготникам – на 270,1 млн грн;
-
Предусмотрено компенсаций городским бюджетом – 117,9 млн грн. Финансирование из госбюджета в 2016 году не предусмотрено.
-
Фактически перечислено из местного бюджета – 117,9 млн грн (43,7%).
Обращает на себя внимание специфика подсчетов КП “Киевский метрополитен” – в 2014 году из бюджета было выплачено фактически 91,8%, а КП показывает 32,2%. В 2015 и 2016 годах бюджеты выполнили запланированные обязательства на 100%, а КП, соответственно, показывает 20,1% и 43,7%.
Такая разница размером в сотни миллионов определяется разными подходами КП и бюджетных комиссий к подсчетам. Казалось бы: посчитай сколько прошло пенсионеров через турникет – и просуммируй. Но не так все просто.
Как известно, до недавнего времени льготников, на основании их удостоверений, пропускали в метрополитен дежурные возле турникетов. Вести подсчеты дежурных никто не уполномачивал, так как руководство метрополитена в этом совершенно не заинтересовано. И вот почему.
Для учета количества бесплатно обслуженных на электротранспорте граждан в КП “Киевский метрополитен” используют утвержденный Кабмином в 2003 году Единый государственный автоматизированный реестр льготников. Сколько из них за год пользуется услугами электротранспорта – рассчитывается по примерной методике, утвержденной Минфином за №053-10772 от 15.10.2015 (в открытом доступе отсутствует).
По этой методике, в 2014 году из 124,3 млн льготных пассажиров правом бесплатного проезда в столичном метрополитене воспользовались 73,8 млн граждан, в 2015 году – из 121,1 млн льготников – 33,8 млн человек, в I полугодии 2016 года – из 61,3 млн. льготников – 5,7 млн человек.
Заметим, в 2014 году расчетное количество проехавших в метро льготников в 1,7 раза меньше количества пассажиров, имеющих право на льготы, в 2015-м – 3,6 раза, а в 2016-м уже в 10,8 раза. И это только по расчетной методике. Сколько же перевозится льготников на самом деле?
В канун 2016 года для КП “Киевский метрополитен” произошло два пренеприятнейших события.
Во-первых, ухудшение экономической ситуации и тенденции к монетизации социальной помощи повлекли за собой резкое сокращение категорий граждан, имеющих право льготного проезда как на местном, так и на общегосударственном уровнях.
После вступления в силу очередных изменений в закон от 28.12.2014 № 76-VIII, льготы были настолько сужены, что субвенция “Киевскому метрополитену” на компенсацию льгот на проезд из госбюджета в 2016 году не понадобилась вообще. В 2016 году все льготники, имеющие право бесплатного проезда в метро, могут воспользоваться им только при помощи электронной “Карточки киевлянина”.
Во-вторых, справедливо рассудив, что в такой ситуации появилась возможность достоверного объективного учета количества перевезенных льготников, Департамент транспортной инфраструктуры КГГА письмами от 9.09.2015 и 14.09.2015 потребовал от КП “Киевский метрополитен” для учета сумм компенсаций использовать данные электронной информационной подсистемы “Транспортный отчет ITC “Карточка киевлянина”.
Условно-расчетные сотни миллионов грозили выпасть из бюджета метро, поэтому КП “Киевский метрополитен” ничего не осталось, как прибегнуть к чисто бюрократической казуистике.
17.09.2015 руководство КП “Киевский метрополитен” обратилось в Департамент транспортной инфраструктуры КГГА с просьбой утвердить придуманную самими финансистами КП внутреннюю методику расчета компенсационных выплат – и получило отказ. Отметим, что такие попытки КП также безуспешно предпринимало еще 16.06.2014 и 18.08.2014.
Тогда “Киевский метрополитен” 1.10.2015 обратился за разъяснениями в Минфин: попросил уточнить нормативно-правовую базу для начисления компенсации и предложил разрешить ему самостоятельно фиксировать объем перевезенных льготников для ее получения.
16.11.2015 Минфин, к сожалению КП, ответил, что решение об использовании методики расчетов для компенсации затрат на перевозку льготников должен принимать исключительно главный распорядитель бюджетных средств, в данном случае – Департамент транспортной инфраструктуры КГГА.
Казалось бы, бюрократическая возня коммунальным предприятием была проиграна и порядок в учете станет достоверным. Не тут-то было – включились какие-то другие механизмы.
7.10.2015 КП “Киевский метрополитен” инициировало расширенное совещание в Департаменте транспортной инфраструктуры КГГА с участием Департамента финансов КГГА.
В результате совещания (протокол №22, утвержденный тогдашним директором департамента Александром Козловским) “Киевскому метрополитену” почему-то опять разрешили пользоваться условно-расчетной методикой Минфина от 16.12.2002 № 032-308.
В акте проверки Счетная палата отдельно отметила, что в нарушение статьи 4 Закона “О городском электрическом транспорте” в период с 1.01.2015 по 1.07.2016 КП “Киевский метрополитен” работало без договора с местным органом исполнительной власти. В результате, на протяжении всего этого периода акты сверки затрат на льготные перевозки пассажиров Департамент транспортной инфраструктуры КГГА не составлял и не контролировал.
Напомним, с июля 2014 года КП “Киевский метрополитен” возглавил Виктор Брагинский. Он занял этот пост после того, как директор КП Руслан Казюлькин подал заявление об увольнении по собственному желанию. А вот предшественник Казюлькина Владимир Федоренко, который, по всей видимости, является коррупционером с большим стажем, до сих пор продолжает работать в должности заместителя директора КП “Киевский метрополитен”, и, по слухам, является реальным руководителем предприятия.
Напомним также, что Департамент транспортной инфраструктуры КГГА с апреля 2016 года возглавляет Сергей Майзель. В соответствии с временным распределением обязанностей работу Департамента транспортной инфраструктуры КГГА курирует заместитель главы КГГА Илья Сагайдак.
Читайте: Схема Иванющенко-Медведева: кто нарисовал миллиардный долг “Киевскому метрополитену”