Лизинговая кабала: подчиненные Кличко собрались “потерять” около 250 млн гривен на закупке белорусских автобусов

Лизинговая кабала: подчиненные Кличко собрались “потерять” около 250 млн гривен на закупке белорусских автобусов

История с покупкой КП “Киевпастранс” двухсот белорусских автобусов “МАЗ” на условиях лизинга обрастает шокирующими подробностями. В проекте лизингового договора сказано, что стоимость транспортных средств составит 1,52 млрд гривен, а поставщиком может выступить ООО “Автомобильная компания “Укравтоторг” (фирма из орбиты обвиняемого в масштабном хищении денег экс-нардепа Дмитрия Святаша). По данным общественного совета при Киевской горгосадминистрации (КГГА), если отказаться от такого лизинга, 200 “МАЗов” могут обойтись городскому бюджету на 249,36 млн гривен дешевле. Похоже, схема “наглого распила средств” запускается, чтобы ее участники без тендера, используя фирму прокладку, заработал почти 10 млн евро. Есть сведения, что эту схему  мэру Киева предложили два влиятельных депутата из фракции “Солидарность” Андрей Странников и Олесь Маляревич.

Как стало известно KV, 12 мая 2020 года комиссия Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы рассмотрела письмо КП “Киевпастранс” о согласовании договора финансового лизинга на приобретение транспортных средств с ОАО “АБ “Укргазбанк” (№ 053/01-1746 от 8 мая 2020 года).

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Так и выяснилось, что руководство “Киевпастранс” хочет закупить в лизинг у ООО “Автомобильная компания “Укравтоторг” (*) две модели низкопольных автобусов: 80 автобусов “МАЗ 203015” (длина – 12 метров) стоимостью 202 тыс. евро за единицу и 120 автобусов “МАЗ 215069” (длина – 18,75 метров) стоимостью 288 тыс. евро каждый. Таким образом, общая стоимость всех автобусов, как и предполагалось решением Киевсовета № 534/8704 от 12 марта 2020 года, составит 50,72 млн евро (с НДС) или 1,52 млрд гривен (по курсу евро на 25 марта 2020 года). 

Читайте: Столичные власти не справляются с организацией пассажирских перевозок в Киеве

Никакое решение по данному вопросу депутаты пока не приняли. Но глава транспортной комиссии Киевсовета Алексей Окопный (фракция “Солидарность”) дал коллегам возможность вволю высказаться, чтобы “докладчик ориентировался, какую информацию ему нужно подготовить на следующее заседание комиссии”.

Депутат Киевсовета Святослав Кутняк (внефракционный) рассказал о том, что в открытом доступе есть информация о стоимости указанных выше моделей автобусов. По его словам, “маленький” автобус стоит 155 тыс. евро (в предложенном проекте договора – 202 тыс. евро) за одну единицу, а “большой” – 215 тыс. евро (в проекте договора – 288 тыс. евро). Вместе с тем, Святослав Кутняк заинтересовался ценой дополнений спецификаций –  стоимостью ремкомплектов для автобусов и стоимостью их “начинки” (кондиционеров, валидаторов и т.д.), которая не указана в проекте договора. 

Кроме того, депутат обратил внимание на тот факт, что в столичном бюджете ежегодно есть “миллиарды неиспользованных денег” – порядка 1,8-2 млрд гривен. Поэтому, столичные власти вполне могли покупать автобусы за “живые” деньги и не переплачивать “лишние” проценты, предусмотренные лизинговым соглашением.

“Я уверен, что лизинг – это очередная афера большинства, которое пытается обходом тендера через фирмы прокладки, конечные бенефициары которых находятся в оффшорах, заработать почти 10 млн евро. Также лизинг позволяет выбирать не только поставщика услуг, но и влиять на условия договора. Почему никто не говорит, что у нас ставка по лизингу – 11,5%? Это большой процент”, – считает Святослав Кутняк.

Читайте: Данные “Киевпастранса” и КГГА по приобретенному в прошлом году общественному транспорту отличаются в десятки единиц – депутат Киевсовета

При этом, член общественного совета при КГГА Олег Базик сообщил, что, по расчетам его совета, цена покупки данных автобусов завышена примерно на 249,36 млн гривен. Анализ проводился на основании открытых данных по стоимости этих же моделей автобусов в России. При этом, по словам Олега Базика, стоимость автобусов, которые поставлялись в соседнюю страну и которые оборудованы двигателями Mercedes и имеют европейскую “начинку”, ниже цены так называемых “базовых” автобусов, которые будут поставляться в Киев. 

Экс-первый заместитель главы постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы Прохор Антоненко (внефракционный) также выступил против покупки белорусских автобусов на условиях лизинга. Он напомнил ситуацию с вагонами метро, которые по договору лизинга для КП “Киевский метрополитен” поставляло ООО “Укррослизинг” (теперь ООО “Австро-Венгерская Лизинговая Компания.- KV). Тогда стоимость покупки выросла в несколько раз.

“Лизинг – это любимое дело киевской власти. Можно приобрести эти автобусы без кредитов и лизингов. Можно купить либо по более низкой цене, либо по той же цене, но приобрести больше транспорта”, – отметил Прохор Антоненко.

Читайте: Киеву будет трудно расплатиться с “австро-венграми” по долгам метрополитена

Условия предложенной закупки раскритиковал даже член транспортной комиссии Сергей Майзель (фракция “Солидарность”).  Он отметил, что  30 апреля 2020 года комиссия получила письмо от предприятия “МАЗтранссервис” (**). По его словам, компания сообщила о возможности поставки за те же деньги 220 вместо 200 автобусов и есть лишь одно но – нужно два месяца подождать аккредитацию от “Укргазбанка”. 

“Это компания, которая уже 23 года работает с “Киевпастрансом” и исполнительным органом (Киевской горгосадминистрацией (КГГА). – KV). За это время они осуществили поставки порядка 521 единицы подвижного состава. Это официальный дилер завода “МАЗ”. И репутация данной компании для меня очень важная. Будучи руководителем “Киевпастранса” (с 13 августа 2014 года по 12 апреля 2016 года. – KV) и руководителем Департамента транспорта (c 25 апреля 2016 года по 25 апреля 2017 года. – KV), я знаю эту компанию с хорошей стороны. И понимаю, что они действительно могут осуществить эту поставку”, – сообщил коллегам Сергей Майзель.

Отметим, 8 мая 2020 года народный депутат VIII созыва Юрий Левченко на своей странице в Facebook выразил мнение, что использование схемы лизинга для покупки МАЗов дало возможность Виталию Кличко искусственно завысить стоимость белорусских автобусов и попытаться скрыть детали сделки. Кроме того, согласно договору, лизинговый процент рассчитывается исходя из процентной ставки в размере 11,5% годовых на сумму фактического ежедневного остатка невозмещенного стоимости предмета лизинга (автобуса) с НДС. По мнению Юрия Левченко, это еще один пример “накрутки” и “наглого распила средств”. 

Также экс-нардеп сообщил, что схему по покупке автобусов в лизинг Виталию Кличко предложили глава комиссии Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития Андрей Странников и первый зампред этой же комиссии Олесь Маляревич (оба – фракция “Солидарность”).

Читайте: Революция или стагнация: Киевсовет утвердил Программу развития транспортной инфраструктуры на 2019-2023 годы

Напомним, решением № 534/8704 от 12 марта 2020 года столичный горсовет разрешил КП “Киевпастранс” в течение 2020-2023 годов закупить в лизинг 200 белорусских автобусов “МАЗ” за 50,72 млн евро. Лизингодателем выступает ПАО “АБ “Укргазбанк”. Срок лизинга – 36 месяцев с момента подписания первого акта приема-передачи автобусов, но не позже 31 декабря 2023 года. В решении горсовета зафиксировано, что компенсация процентов лизинга не должна превышать 11,5% годовых. Депутаты тогда предусмотрели, что КП “Киевпастранс” должен согласовать проект лизингового договора с двумя комиссиями Киевсовета – с комиссией по вопросам транспорта, связи и рекламы, а также с комиссией по вопросам бюджета и социально-экономического развития.

KV тогда сообщала, что за покупку в лизинг белорусских МАЗов очень агитировал мэр Киева Виталий Кличко, а его подчиненные убеждали депутатов, что автобусы сейчас столице нужнее экологичных троллейбусов, а отечественный производитель, дескать, не может гарантировать качество. 

Читайте: Киев отказался от приоритета электротранспорта и отечественных производителей

По данным аналитической системы Youcontrol, ООО “Автомобильная компания “Укравтоторг” было основано в январе 2009 года. Руководителем компании указан Геннадий Зелинский. Учредителем данного предприятия является ООО “Неон Сити Групп”, а конечным бенефициаром – жительница Кипра (оффшорная зона) Мария Чатзиантона. ООО “Автомобильная компания “Укравтоторг” имеет киевскую “прописку”, размер уставного капитала компании – 53,7 млн гривен.

Как указано в системе Youcontrol, ООО “Автомобильная компания “Укравтоторг” входит в группу компаний “АИС”. Совладельцами данной группы являются экс-нардепы разных созывов Дмитрий Святаш (в IV-VII созывах входил во фракцию “Партии регионов, в VIII созыве был членом фракции “Возрождение”) и Василий Поляков (в V созыве был нардепом от “Социалистической партии Украины”, в VII созыве – от “Партии регионов”).

Как ранее сообщали СМИ, в октябре 2019 года прокуратура Киева сообщила Дмитрию Святашу о подозрении в присвоении 1,1 млрд гривен “Укрсиббанка”. По данным следствия, в течение 2008−2018 годов он и должностные лица группы компаний “АИС” мошенническим путем завладели деньгами, полученными от “Укрсиббанка” на основании кредитных договоров. В прокуратуре заявили, что Святаш был организатором преступления. Кроме того, детективы Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) сообщили Святашу о подозрении в декларировании недостоверных сведений. По информации правоохранителей, в 2015 – 2016 годах он не декларировал наличие кредитов в “Укрсиббанке”. В 2016 году он был должен банку $467,51 тыс. и 450,36 тыс. евро. В ноябре 2019 года экс-нардепа объявили в розыск. А в мае 2020 года СМИ писали, что Святаш получил убежище в России.

Киевское ООО “МАЗтранссервис” было создано в сентябре 2009 года. Руководителем фирмы значится Анатолий Шевченко, учредителями – жители Киева Павел Шевченко и Роман Шевченко. Размер уставного капитала – 44 тыс. гривен.

Как неоднократно сообщала KV, столица имеет весьма негативный опыт приобретения транспорта на лизинговых условиях.

Так, еще 16 июля 2009 года между КП “Киевский метрополитен” и ООО “Укррослизинг” (ООО “Австро-Венгерская Лизинговая Компания”) был заключен договор на финансовые лизинговые услуги – поставку 100 вагонов метрополитена. Стоимость предмета лизинга составляла 800 млн гривен. Однако, в дальнейшем, по причине разнообразных манипуляций, сумма была увеличена в несколько раз, и столичная “подземка” оказалась в должниках

31 января 2017 года Киевский апелляционный хозяйственный суд частично удовлетворил исковые требования ООО “Укррослизинг” к КП “Киевский метрополитен” и обязал выплатить данному поставщику почти 2 млрд гривен. На данный момент задолженность не погашена. По данным СМИ, повышение тарифа на проезд в киевском метро до 8 гривен, состоявшееся в июле 2018 года, продиктовано в том числе необходимостью расплатиться с ООО “Австро-Венгерская Лизинговая Компания”. Данная компания, напомним, связана с украинско-российским олигархом Павлом Фуксом.

Читайте: Киевский метрополитен вырыл себе могилу стоимостью 2 млрд гривен

КП “Киевпастранс” с 31 августа 2016 руководит Дмитрий Левченко (на фото слева). Предприятие находится в подчинении Департамента транспортной инфраструктуры КГГА, который с 6 февраля 2020 года возглавляет Валентин Осипов (на фото справа). Сферу транспорта столицы со 2 марта 2020 года курирует замглавы КГГА Александр Густелев (на фото в центре).

* ТОВ “Автомобільна Компанія “Укравтоторг” (код ЄДРПОУ: 36308337);

** ТОВ “МАЗтранссервіс” (код ЄДРПОУ: 35428907).

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Александр Глазунов
Рекомендуємо до перегляду
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
16:00 Демонтаж держави-агресора та спонсора тероризму, російської федерації, є безумовним і обов’язковим запобіжником проти подальших злочинних дій з боку кремлівських режимів. Тільки це убезпечить…
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об'єктів на приватизацію
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об’єктів на приватизацію
14:00 Столична міськрада затвердила новий перелік комунальних будівель та приміщень, які підлягають “малій приватизації”. До нього увійшли близько сотні об’єктів загальною площею понад 16…
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Banner
QlU7mDx4