С приближением осени рядового потребителя все больше интересует вопрос наличия тепла в квартире, а для предприятий теплокоммунальной энергетики все острее становится вопрос начала отопительного сезона. Для всех этих предприятий камнем преткновения становится подписание (продление) договора на поставку газа с ДК “Газ Украины” на новый отопительный сезон и его дальнейшее получение от газоснабжающей компании.
Не секрет, что практически все теплоснабжающие предприятия на данный момент имеют задолженность за потребленный газ, сумма которой исчисляется цифрами с шестью нулями (для предприятий областных центров). Природа ее образования известна – реализация тепловой энергии потребителю (населению) по тарифам, которые не покрывают фактических затрат, т.е. ниже себестоимости. В этом случае имеет место быть ситуация перекладывания проблемы с больной головы – на здоровую. Органы местного самоуправления, при утверждении тарифов на уровне ниже себестоимости, должны предусмотреть дотацию в местном бюджете на покрытие разницы, чего в нашей стране до сего дня не реализовано. И мы все имеем ситуацию, когда цена реализации тепловой энергии не покрывает себестоимости ее производства, а орган местного самоуправления устраняется от решения проблемы выделения разницы в тарифах, и козлом отпущения при этом становится теплоснабжающее предприятие. И так по всей стране.
И всё же, на данный момент наметился прогресс в решении этого вопроса, но вероятнее всего только для “избранных”. В ситуацию вмешалось наше правительство, выдав Постановление от 18.08.2010 №721 “О порядке проведения вексельных расчетов по возмещению разницы в тарифах не тепловую энергию”. Но касается оно только г. Киева и АК “Киевэнерго”. По заявлениям Председателя правления компании Э. Соколовского, в интервью KV, возможность “безболезненного” начала отопительного сезона для Киева зависит от погашения КГГА долга, возникшего как разница между экономически обоснованной себестоимостью тепловой энергии и установленными тарифами, сумма которой достигла 2 млрд. 98 млн. грн. Учитывая вышеупомянутое постановление и заявления при этом представителей КГГА, проблема начала отопительного сезона для столицы Украины практически решена. Оно и понятно – в преддверии предстоящих выборов оставить нерешенным этот вопрос невозможно. Другое дело остальные теплоснабжающие предприятия Украины в регионах. Для них на данный момент, при решении вопроса “жить или не жить”, необходимо правильно расставить знаки препинания в выражении: решить нельзя отставить. Поставить запятую после первого слова требует объективность ситуации, т.е. не допущение полного развала и коллапса коммунальной энергетики в предстоящем отопительном сезоне. Заставить поставить запятую после слова “нельзя” не позволяют предстоящие выборы, для которых принятие не популярных политических решений противоречит здравому смыслу. Но сделать это все же необходимо как органам исполнительной власти страны, включая Минжилкоммунхоз, так и органам местного самоуправления в городах. Возможна, конечно, расстановка и других знаков препинания, но в этом случае мы получаем вообще неопределенность, в решении вопроса.
В этой ситуации не может не радовать только одно – для киевлян и АК “Киевэнерго” вопрос решается; но не может огорчать и другое – все остальные жители городов страны и соответственно коммунальные предприятия находятся в подвешенном состоянии.
Так начнется ли вообще отопительный сезон, и если начнется, то вовремя ли? На этом порос, вероятнее всего можно ответить утвердительно: да. Причиной тому наличие все той же политической составляющей: выборы в местные советы. А, следовательно, создавать при этом дополнительную проблему никто не заинтересован. Но как будет проходить отопительный сезон, это уже другой вопрос, и решение его на данный момент находится в руках НКРЭ и органов местного самоуправления (для части предприятий).
Усугубляет ситуацию и нерешенность вопроса по покрытию образованной в предыдущих отопительных сезонах разницы в тарифах для теплоснабжающих предприятий. ДК “Газ Украины” требует 100 % погашения задолженности за потребленный газ, а государство при этом не выделяет средств предприятиям теплокоммунальной энергетики (ТКЭ) на ее погашение за счет образованной разницы. Такой механизм был реализован на протяжении нескольких последних лет, в этом же годы средства в государственном бюджете не были предусмотрены. Толи по случайности, толи в силу стечения некоторых обстоятельств, толи по недоработке профильного министерства.
И на данный момент сложилась ситуация, когда “Іван киває на Петра, Петро киває на Івана”. Свою лепту в это внес Закон Украины “О национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг Украины”, принятый 09.07.2010 №2479-VI. Именно эта комиссия, согласно ст.6, обязана устанавливать тарифы на коммунальные услуги субъектам природной монополии (предприятиям ТКЭ). Но сейчас эка комиссия не работает и формирование ее должно быть завершено до 01.01.2011. Вместо, или вместе с этим, документы от предприятий ТКЭ относительно формирования тарифов рассматривает НКРЭ. При этом официально не опубликовано новых, ни порядка формирования тарифов, ни порядка его утверждения. Другими словами, правовые основания такой работы не известны. Органы же местного самоуправления, в обязанности которых входило решение вопроса повышения тарифов, не принимают при этом участия, ссылаясь на работу в этом направлении НКРЭ. Примет ли в этом случае решение НКРЭ, будут ли установлены новые тарифы, какова будет их величина, и самое главное – насколько оно будет законным – на данный момент не известно. А это, в конечном итоге, возможность стабильной работы предприятий и гарантия получения качественной услуги для потребителя.
В кругах теплоэнергетиков на данный момент бытуют разные мнения, относительно повышения тарифов (в связи с повышением стоимости природного газа): от тариф будет откорректирован только по одной составляющей (стоимость газа) до тариф вообще до выборов корректировать не будет. Ясным при этом является только одно: как бы мы ни пытались при этом обмануть математику, дважды два всегда останется четыре, не три и не пять. То есть повысить стоимость газа для предприятий ТКЕ, и не повысить при этом для них тариф (при не выделении дотаций) является невозможным с точки зрения экономики.
При решении всех вышеперечисленных вопросов нельзя забывать о самом главном звене этой цепи – потребителе. Именно он, в конечном итоге, рассчитывается за потребленную услугу. Платежная же дисциплина на данный момент является неудовлетворительной. В случае несвоевременной оплаты потребленных услуг, для предприятий ТКЭ ситуация еще больше усугубится, а вследствие этого могут быть ущемлены интересы других, добросовестных плательщиков не получивших качественного тепла из-за несвоевременных расчетов за потребленный газ. С целью недопущения этого необходимо внести изменения в положения действующего законодательства, ужесточив ответственность потребителя за предоставленную качественную услугу. В противном случае, при неплатежеспособности предприятий, возможно прекращение поставок природного газа, а, следовательно – коллапс.
Сложившаяся ситуация относительно урегулирования вопроса установления тарифов требует оперативного и действенного решения. И это понимают все участвующие стороны. Насколько позитивным будет результат и как эффективно будет решен вопрос, зависит, на данный момент, больше от слаженной и четкой работы органов власти. Предприятия ТКЭ, в свою очередь, как никто заинтересованы в решении этого вопроса и прилагают со своей стороны максимум усилий, обеспечив своевременную и качественную подготовку своего хозяйства к предстоящему отопительному сезону. И в случае слаженной работы результат не заставит себя ждать. Остается при этом надеяться, толи на объективность, толи, как всегда на славянское “авось”.
Автор: Виктор Выговский, вице-президент “ВАЧИ ЖКГ”