2 июня 2021 года президент Владимир Зеленский внес в Верховную Раду (ВР) законопроект “о деолигархизации”, инициировал проект закона “об олигархах”. Его оппоненты справедливо раскритиковали эту законодательную инициативу, попутно представив три альтернативных законопроекта, из которых два значительно лучше президентского определяют механизмы отсечения олигархов от общественно-политической жизни, уделяя должное внимание Антимонопольному комитету (АМКУ) и НАПК. Но профильный комитет ВР отверг альтернативные законопроекты и рекомендовал Раде принять именно инициативу Зеленского, что означает усиление полномочий президента, сопоставимое с полномочиями Леонида Кучмы до принятия Конституции в 1996 году.
Вчера, 30 июня, комитет ВР по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки поддержал законопроект “о деолигархизации” президента Владимира Зеленского и отверг три альтернативных законопроекта.
Таким образом, уже сегодня, 1 июня, ВР, скорее всего, примет законопроект в первом чтении и сократит время между рассмотрениями документа ко второму чтению.
KV провела сравнительный анализ всех четырех законопроектов и пришла к выводу, что законопроект главы государства – значительно хуже аналогичных инициатив, внесенных оппозицией.
Вся власть Совбезу
Законопроект №5599 “О предотвращения угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)” президента Владимира Зеленского был зарегистрирован в ВР 2 июня 2021 года.
Ранее, 11 мая секретарь СНБО Алексей Данилов отметил, что критериям олигархов соответствуют 13 человек.
“Это базовый закон о статусе олигархов, который начнет процесс деолигархизации и поможет Украине избавиться от их влияния на политику и медиапространство”, – уточнил накануне рассмотрения законопроекта Радой в первом чтении (намеченного на 1 июля 2021 года) глава партии “Слуга народа” и первый замруководителя одноименной парламентской фракции Александр Корниенко.
По президентскому же варианту закона, олигархом является человек, который соответствует трем из четырех категорий:
-
принимает участие в политической жизни;
-
оказывает значительное влияние на средства массовой информации;
-
является конечным бенефициарным владельцем субъекта хозяйствования, является субъектом естественных монополий или занимает монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном товарном рынке и в течение одного года подряд поддерживает или усиливает это положение;
-
стоимость активов лица превышает 1 млн прожиточных минимумов (2,189 млрд гривен), установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года (по состоянию на 3 июня прожиточный минимум составляет 2189 гривен).
Профильный парламентский комитет (по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки; глава комитета – Александр Завитневич, “Слуга народа”) рекомендовал Раде принять в первом чтении инициированный президентом законопроект о деолигархизации, а также отклонить три альтернативных законопроекта.
Однако в Главном экспертно-научном управлении (ГНЭУ) ВР документ подвергли критике. Штатных экспертов Рады не устроило многое. Например, анализ положений Конституции свидетельствует о том, что ни ст. 106, ни другие ее предписания не уполномочивают президента принимать, утверждать или “вводить в действие” своими указами решения, которыми определенные граждане Украины будут относиться к категории тех, для кого предусмотрены специальные правовые ограничения и дополнительные (по сравнению с другими гражданами Украины) обязанности.
Также в ГНЭУ отметили, что в соответствии с Конституцией СНБО является координационным органом “при президенте Украины”, а его решения, вводятся в действие соответствующими указами президента, из чего следует, что “этот орган не может наделяться полномочиями, которыми сам президент не наделен”.
“Таким образом, соответствующие полномочия, которые предоставляются СНБО законом, должны касаться именно координации и контроля деятельности органов исполнительной власти и касаться только сферы национальной безопасности и обороны”, – заявили в ГНЭУ.
Там отмечают, что согласно законопроекту, решение о признании лица олигархом и внесение его в Реестр олигархов принимается СНБО на основании представления Кабмина, члена СНБО, Национального банка Украины, СБУ или АМКУ. Более подробно процедура рассмотрения вопроса и принятия решения в законопроекте не регулируется.
“Такая процедура рассмотрения вопроса о признании лица олигархом имеет признаки неправовой процедуры и закладывает возможности для злоупотреблений”, – отмечают в ГНЭУ.
Также в ГНЭУ заявляют, что под описание олигарха по проекту закона может попасть фактически любой представитель большого или даже среднего бизнеса.
Читайте: Зеленский хочет доверить СНБО работу с олигархами
Несмотря на критические выводы ГНЭУ, профильный комитет рекомендовал ВР принять законопроект президента в первом чтении. А представители “Слуги народа” даже зарегистрировали законопроект, согласно которому обжалование санкций в Верховном суде не является основанием для их прекращения.
Тем временем, парламентская оппозиция изначально критиковала “рамочность” внесенного президентом в Раду документа (например, в “Голосе” документ назвали “пустышкой”), полагая, что нужно было сразу вносить или комплексный законопроект или пакет связанных между собой документов. Критикой во фракциях не ограничились – и представили свои варианты законодательной борьбы с олигархами.
Также в “Европейской солидарности” считают, что законопроект Зеленского об олигархах направлен исключительно против бывшего президента Петра Порошенко и “никаких настоящих олигархов не ограничивает”.
Альтернатива от “ЕС”, “Батькивщины” и “Голоса”
Законопроект №5599-1 “О деолигархизации, содействии конкуренции, очищении власти от коррупционных действий и социальной ответственности бизнеса” внесли в Верховную Раду 11 народных депутатов: Николай Княжицкий, Артур Герасимов, Ирина Геращенко, Олег Синютка, Ростислав Павленко, Иванна Климпуш-Цинцадзе (фракция “Европейская солидарность”), Андрей Осадчук, Роман Костенко (фракция “Голос”), Сергей Власенко, Иван Крулько и Константин Бондарев (фракция Батькивщина”).
Первым отличием этого проекта закона от президентского является то, что статус олигарха будет устанавливать Национальное агентство по предупреждению коррупции (НАПК) на основании обращения Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) и проведенного расследования, а не по решению СНБО, как предлагает Владимир Зеленский.
Соавтор законопроекта Николай Княжицкий отмечает, что решение о предоставлении статуса олигарха должно приниматься НАПК – и только по результатам ряда проверок и экспертиз. “Благодаря этому олигархами признаются не те, кого президент просто не любит, а те, в отношении кого есть юридические основания”, – отмечает Княжицкий.
Законопроектом предлагается определить понятие “субъекта олигархии” – таковым признается собственник монопольного бизнеса – физическое лицо, которое:
-
через контроль над одним или группой юридических или физических лиц владеет активами совокупной стоимостью более 100 млн евро;
-
достигло монопольного положения на одном или нескольких рынках,
-
и при чрезвычайно высоком риске воздействия (прямо или через третьих лиц) на должностных лиц государственной власти, местного самоуправления и на общество через влияние на информационную политику СМИ, с целью поддержания или усиления этого положения, получения дополнительного контроля над предприятиями, природными ресурсами, объектами недвижимости, другими объектами права собственности.
Для принятия решения о предоставлении лицу статуса олигарха, в альтернативном законопроекте, НАПК при определении олигарха исследует наличие признаков:
-
стоимость активов владельца монопольного бизнеса;
-
наличие признаков существования чрезвычайно высокого риска воздействия лицом (как непосредственно, так и через третьих лиц) на должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления;
-
наличие признаков возможностей воздействия на информационную политику СМИ.
Выявление наличия признаков существования чрезвычайно высокого риска осуществляется НАПК в порядке, установленном Кабмином.
При проверке наличия признаков чрезвычайно высокого риска исследуются связи владельца монопольного бизнеса с ключевыми должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления.
К “ключевым лицам органов власти” относятся: президент, народные депутаты, премьер-министр и его замы, руководители центральных органов исполнительности власти и их замы, члены Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, глава СБУ и его замы, генеральный прокурор и его замы, руководители местных и областных прокуратур, руководитель САП.
Под воздействием на политику СМИ, документ подразумевает, если лицо имеет: прямое или косвенное участие, а также решающее влияние на управление телерадиоорганизацией. А также если осуществляет финансирование телерадиоорганизации.
Также олигарх и его контакты с представителями власти и условия ведения бизнеса будут находиться под мониторингом НАПК. Олигарх или же его представитель должны сообщать в НАПК отчет о всех контактах с ключевыми представителями органов власти в течение 24 часов после того, как контакт имел место. Эта информация должна быть публичной. Отчеты о контактах публикуются на сайте НАПК с учетом требований закон “О защите персональных данных”. В законопроекте Зеленского такая информация должна была размещаться на сайте СНБО.
Также представители власти обязаны в течение всего времени пребывания в должности и в течение пятидесяти лет после завершения пребывания на соответствующей должности, представлять в НАПК отчеты о контактах.
Телеканалы и радио, которые находятся в собственности или подконтрольны олигархам, законопроект обязывает публично отчитываться о финансовой прозрачности. На основании этих отчетов устанавливаются признаки наличия влияния олигархов на информационную политику СМИ. В свою очередь, олигархи подают в НАПК и Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания отчеты о финансировании средств массовой информации, в том числе путем покупки корпоративных прав, увеличения уставного капитала, покупки рекламы, спонсорства, услуг по изготовлению фильмов, программ, передач, статей, фотографий, рекламных материалов, других произведений.
Законопроект Антона Полякова
Законопроект №5599-2, внесенный бывшим “Слугой народа” Антоном Поляковым (группа “Партия “За майбутне”) имеет идентичное название проекту президента (“О предотвращения угроз национальной безопасности, связанным с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительную экономическую или политическую вес в общественной жизни (олигархов)” – KV). Данный законопроект почти не ничем отличается от президентского.
Отличием является то, что при определении олигарха, снижается порог активов лица – с 1 млн прожиточных минимумов (2,189 млрд гривен, как предлагает Зеленский) до 200 тыс. прожиточных минимумов (437,8 млн гривен), установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года (по состоянию на июнь с.г. прожиточный минимум составляет 2189 гривен).
Также Поляков хочет запретить гражданам, включенным в “Реестр лиц, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархов)”, быть покупателем (бенефициаром покупателя) или основателем средств массовой информации. В президентском законопроекте речь идет бенефициарах либо контроллерах СМИ, распространяющего информацию политического характера.
Еще одной новинкой стало то, что Поляков предлагает ввести запрет на занятие олигархом должности городского головы.
Согласно законопроекту, решение о признании олигархом принимает СНБО (главой которого является президент Украины) на основании решения суда, а не на основании представления Кабмина, НБУ, СБУ, АМКУ, как предлагает Зеленский.
Законопроект об олигархах от “Батькивщины”
Третий законопроект №5599-3 “О честной политике и честной власти” внесли в ВР отдельно нардепы от ВО “Батькивщина”. Главное внимание уделено деятельности АМКУ, изменениям в Избирательный кодекс и в закон “О телевидении и радиовещании”. В целом же этот документ больше похож не на альтернативный, а на совершенно отдельный.
Так, например, согласно документу, в Избирательном кодексе предлагается установить для кандидатов в президенты и политических партий размер избирательного фонда в 0,3 размера необлагаемого минимума доходов граждан (НМДГ), а для кандидатов на должность мэров, сельских и поселковых председателей – 0,7 НМДГ.
В медиа авторы предлагают установить квоту в 30% на демонстрацию в политическом контенте лиц, которые являются или были государственными деятелями. Среди наказания за нарушение этой нормы – прекращение демонстрации политического контента.
Также законопроект предлагает установить и другие запреты, в частности, занимать должности руководителей и членов наблюдательных советов предприятий с государственной долей собственности более 50% для крупных бизнесменов, представителей субъекта крупного предпринимательства, для лиц, занимающих высокие должности в исполнительной власти.
Также “Батькивщина” предлагает назначать и увольнять главу АМКУ решением ВР по представлению премьер-министра. Назначение главы АМКУ будет проводится по результатам открытого конкурсного отбора. Конкурсная комиссия будет состоять из 9 человек, троих которых определяет президент, троих ВР и троих Кабмин.
Законопроект, предлагает запретить политическим деятелям:
-
прямо или косвенно, в том числе через близких лиц, получать любые материальные блага от субъекта крупного предпринимательства и его представителей, в том числе в качестве вознаграждения;
-
привлекать субъекта крупного предпринимательства и его представителей к участию и/или организации финансирования, агитации, осуществлении взносов во время избирательных кампаний.
Под понятием “субъект крупного предпринимательства” законопроект определяет юридическое лицо – субъект хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которой годовой доход от любой деятельности превышает сумму, эквивалентную 50 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка, и который включен в “Публичный реестр субъектов крупного предпринимательства”.
Формирование и ведение “Публичного реестра” обеспечивает специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти (ЦОИВ) в области статистики.
Также документ предлагает обязать политических деятелей информировать в электронной форме НАПК о встрече с олигархами.
В проекте закона делается акцент на стратегии деолигархизации, которую утверждает Кабмин на три года после общественного обсуждения. Без такого обсуждения нельзя вносить изменения в стратегию.
Санкционная история Совбеза
Война Владимира Зеленского с т.н. олигархами началась в феврале с.г. – в виде решений Совбеза, которые глава государства вводит в действие своими указами.
Первым под санкции, 2 февраля, попал народный депутат Тарас Козак (“Оппозиционная платформа – За жизнь”), которого также называли “кошельком Медведчука”, и его телеканалы “112”, “NewsOne”, “Zik”. Сейчас Козак находится за рубежом.
19 февраля Зеленский ввел санкции в отношении Виктора Медведчука и его жены Оксаны Марченко (кумы Владимира Путина).
1 марта президента ввел санкции в отношении десяти бывших офицеров высшего состава – за их измену родине. В санкционный список попали экс-министр внутренних дел Виталий Захарченко и экс-глава СБУ Александр Якименко.
24 марта Владимир Зеленский ввел санкции в отношении почти сотни российских компаний и двух десятков граждан Российской Федерации (РФ).
3 апреля Владимир Зеленский ввел в действие решение СНБО о санкциях против контрабандистов.
А 18 июня были введены санкции, в том числе, против находящегося в Вене миллиардера Дмитрия Фирташа, контролирующего облгазы, и бизнесмена Павла Фукса, который является держателем долгов киевского метрополитена в размере 2 млрд гривен за вагоны, поставленные по схеме Юрия Иванющенко (“Енакиевский”) и экс-премьера РФ Дмитрия Медведева. Злые языки утверждают, что Фирташ и Фукс попали под санкции как доноры (потенциальные или уже реальные) мэра Киева Виталия Кличко и его партии “УДАР”.
А еще в марте 2020 года в начале пандемии COVID-19 и локдауна Владимир Зеленский встречался с т.н. олигархами и просил их о помощи.
Читайте: Зеленский: нам нужна помощь олигархов (видео)
Фото: коллаж KV