Скоро в столичной мэрии по новой стартует процесс создания Киевской агломерации. Чиновникам КГГА и депутатам Киевсовета придется донести до Верховной Рады адекватные предложения по необходимым законопроектам, а общинам столичного региона – разъяснить их выгоды от создания агломерации. Пока с доводами слабовато, но развитие свободных экономических зон и индустриальных парков в рамках агломерации может стать весомым аргументом и ускорить создание агломерации населенных пунктов столичного региона и Киева.
Общественная организация “Институт свободных экономических зон” (*) была создана 10 июля с.г. Ее руководитель и соучредитель Павел Климец (на фото) убежден, что свободные экономические зоны (СЭЗ), территории приоритетного развития (ТПР) и индустриальные парки (ИП) могут и должны активно развиваться в пределах будущей Киевской агломерации. Почему, когда и как это произойдет Павел Климец рассказал в интервью КиевVласти.
KV: “Институт свободных экономических зон” – это такая дань моде, когда у каждого должна быть, если не частная армия, то хотя бы общественная организация?
П.К.: Частной армии нет. А организация – всерьез. Потому что возрождение инструмента СЭЗ и ТПР я считаю общественно значимыми вопросами. И было бы интересно обсуждать это в режиме публичных дискуссий.
Накануне регистрации организации я конечно понимал, что “злые языки” скажут: “Хочет для себя преференций”, “Вот донецкие опять хотят что-то замутить”. Но такие рассуждения – следствие одноходового, достаточно примитивного образа мышления.
Весь мир эффективно использует этот инструмент. А у нас из-за одного злоупотребления пятнадцатилетней давности нивелировали весь инструмент.
При том, что экономика сегодня требует простых понятных решений, дающих достаточно быстрые эффекты.
KV: То есть лично вам СЭЗ не нужна для бизнеса?
П.К.: Нет, мне не нужна. Я уже создавал индустриальный кластер без льгот от государства. Но я уверен, что СЭЗ и ТПР нужны тем городам и районам, где они функционировали и получили отличные результаты – уплаченные налоги в 5-10 раз окупили те льготы, которые получили производители при создании СЭЗ.
СЭЗ и ТПР очень нужны тем местным советам, которые не находятся поблизости от Киева и других мегаполисов, и не могут строить и продавать жилье. Эти инструменты нужны всем, кто понимает необходимость наполнения местного бюджета при небольшом выборе инструментов формирования источников дохода.
То есть СЭЗ и ТПР нужны для запуска предприятий, создания рабочих мест, расширения базы налогообложения, пополнения местных бюджетов и роста экономики в масштабах всей страны.
KV: Сейчас активно лоббируется налог на выведенный капитал (НнВК), что по идее должно превратить всю Украину в рай для бизнеса. Зачем в этом случае СЭЗ?
П.К.: Я в целом поддерживаю эту инициативу. Но в других странах НнВК неразрывно связан со стратегическим планированием развития отдельных регионов, создания там производственных площадок и СЭЗ.
У нас же, к сожалению, крайности: “Или никому ничего, или всем все в масштабах всей страны”.
Я сторонник стратегического планирования и дифференцированного подхода в таких вопросах:
-
определить максимум 3-5 стратегических регионов;
-
утвердить для них приоритетные виды деятельности;
-
подготовиться местным властям и государству;
-
создать точки роста под инвесторов.
Считаю, что Совет реформ и Совет регионального развития (советы при президенте Украины, – KV) для этого и были созданы – определить регионы, где мы сконцентрируем усилия и создадим экономическое чудо, объединив усилия государства и местного самоуправления.
Кстати, еще во времена премьерства Ефима Звягильского в 1994 году постановлением Кабмина №167 была одобрена Концепция создания специальных (свободных) экономических зон в Украине.
В этом документе, среди прочего, отмечалась необходимость соответствия приоритетных направлений развития СЭЗ приоритетным направлениям развития региона и государства, а также учет перспектив пространственного и функционального развития.
Читайте: Украине нужны такие точки роста, как индустриальные парки, – президент КАN Никонов
Пример Польши. У них есть критерий “средний доход по региону”. Если доход в одном регионе существенно ниже, чем в других, это считается стратегически неверным – и здесь придумывают стимулы. В том числе – создание СЭЗ.
Американский опыт. Есть регион и доходы этого региона. В регионе имеют право принять решение: если у нас построит завод, например, “Тесла”, мы с этого завода 20 лет не будем брать налог на прибыль. При этом завод создаст 2 тыс. рабочих мест плюс 9 тыс. дополнительных. Эти люди будут тратить деньги в местных магазинах – и экономика региона вырастет.
Количество СЭЗ, например, в Китае – 155, в Чехии – 90, в Польше – 74, в Индии – 189. ОАЭ – одна сплошная СЭЗ. Это же свидетельствует об эффективности инструмента.
В Турции функционируют 19 СЭЗ. Некоторые из которых работают с 1985 года. И почему-то их никто не спешит лишать льгот, как сделало у нас в 2005 году своим волевым решением правительство в законе о госбюджете, или ликвидировать.
Отношение той же Турции к СЭЗ и индустриальным паркам отлично характеризирует следующий факт: информация о свободных зонах находится на главной странице Министерства торговли.
А у нас? По СЭЗ и ТПР у Госстата есть отрывочная информация за 2010-2014 гг, данных и аналитики по деятельности СЭЗ и ТПР за весь их период (в т.ч. при наличии льгот) найти в открытом доступе на сайтах госорганов невозможно. Об индустриальных парках (ИП) можно узнать только на странице Департамента привлечения инвестиций МЭРТ (а это далеко не первая страница сайта министерства).
Но знаю одно: все страшилки, типа “МВФ против СЭЗ”, не соответствуют действительности. А раз МВФ не против – это уже успех.
KV: У нас недавно стартовала децентрализация, и столько информации об ИП – только и пишут,что там создали, и там.
П.К.: По информации на сайте МЭРТ, созданы 48 ИП, из которых 34 включены в реестр, что дает им право на поддержку со стороны государства. Из этих 34 только в 18 есть управляющая компания.
Посмотрите, сколько действий должна совершить местная власть чтобы создать индустриальный парк.
Часто у местных властей нет ни специалистов, ни денег, чтобы их нанять, потому что нет потенциального инвестора, под привлечение которого нужно провести немалую работу.
Это хорошо, что у нас курс на создание индустриальных парков. Но реально созданных ИП – до пяти штук. И то – под реального конкретного инвестора. В создание таких ИП инициатор и/или местная власть не пожалели вложить свои средства.
Но есть огромная разница: мэрия Днепра создает ИП или мэрия Гатного. Прошу не обижаться, потому что много малых городов и поселков хотели бы, да ресурса нет.
KV: Разница между СЭЗ и ИП существенна?
П.К.: По сути – нет. И там, и там есть преференции от государства и местной власти.
Разница в деталях: порядке создания, количестве согласований и кабинетов, в которые нужно зайти, часто – не один раз. Да и размер таких территорий отличается: ИП занимает не более 700 га, а СЭЗ “Славутич”, например, 2 тыс. га. Или СЭЗ “Яворов” – 116 тыс. га.
Инструмент СЭЗ и ТПР возродить очень просто – уже созданным проголосовать льготы на следующий год и максимально внятно презентовать это инвесторам. Перечень льгот и их размеры целесообразно было не принимать волевым решением центра, а предварительно обсудить с местными органами власти, предприятиями на местах, потенциальными инвесторами.
Чтобы не было как с индустриальными парками – на бумаге все есть и написано красиво, а по сути не работает.
KV: Еще одна история – Киевская агломерация. Каким образом СЭЗ и ваш институт могут быть причастны к этому процессу? Слышали, что какие-то пересечения есть.
П.К.: Киевский горсовет 21 декабря 2017 года принял решение №1045/4052 “Об инициировании создания местной ассоциации Киевская агломерация”.
Вместе с тем Киев имеет новую редакцию Стратегии развития города до 2025 года, в котором, в том числе, есть такие шаги:
-
активизация подготовки предложений и проектов законодательных актов по разработке механизмов поддержки точек роста (в т.ч. системы преференций и льгот, в частности снижение размера налога на землю, свободные зоны и т.д.);
-
упрощение процедур инвестирования в различные сферы жизнедеятельности/экономики города;
-
оптимизация территориального размещения промышленных предприятий (в т.ч. вынесения за пределы города экологически опасных предприятий).
Это означает, что где-то в киевской мэрии есть перечень производственных предприятий или промышленных площадок, которые готовятся к выносу за пределы столицы. А тем временем, где-то в общинах за пределами столицы есть земля, но нет серьезных предприятий, которые могли бы стать якорными для старта создания ИП, например.
Читайте: В ТОП привлекательных территорий Киевщины попал лишь один удаленный от столицы район
При этом Киев может вполне профинансировать какие-то дополнительные шаги за то, что община примет такое предприятие. Эффективные переговоры, работа с населением – и столица освобождается от промышленной площадки, а община получает возможности.
Мы сейчас направили в Киевскую горгосадминистрацию (КГГА) письма с вопросами о перечне предприятий, готовящихся к выносу. Параллельно выясняем, какая община в Киевской области готова теоретически принять предприятие и на его базе дать старт ИП, СЭЗ, ТПР.
Все общины вокруг Киева объединяет одно – у них нет такого бюджета, как у столицы, и они вынуждены искать возможности его пополнять для решения проблем, особенно – социальной инфраструктуры.
Одновременно это поможет разгрузить столицу – работа по месту жительства позволит людям работать без поездок в Киев.
KV: Но местные власти не особо понимают, что такое агломерация и какие плюсы для их общин и бюджетов она несет.
П.К.: Многие боятся объединения с Киевом, не понимая, что агломерация – не объединение, а взаимовыгодное сотрудничество. Кто-то отказывается, желая удержать земли под застройку.
Но, к счастью, есть мэры, которые думают на перспективу, а не только до конца своего срока. И они прекрасно понимают, что агломерация и развитие СЭЗ, ИТ, ТПР дадут хорошие возможности их общинам.
KV: И над чем конкретно сейчас работает ваш “Институт свободных экономических зон”?
П.К: Над подготовкой встречи в Киеве, наверное, закрытой, с мэрами тех общин, где есть СЭЗ И ТПР, но давно нет льгот, с представителями законодательной и исполнительной властей. Посмотрим, насколько сможем выработать единую позицию.
Читайте: Киев отложил операцию “Агломерация” на 2019 год
* Громадська організація “Інститут вільних економічних зон” (код ЄДРПОУ: 42298377)
Фото предоставлено пресс-службой Павла Климца