Верховная Рада (ВР) на внеочередном заседании одобрила предложенный главой транспортного комитета Рады Юрием Киселем законопроект “О внутреннем водном транспорте”. Авторы проекта закона считают, что он крайне необходим и послужит здоровой конкуренции на рынке перевозок, разгрузив автодороги и “железку”. Критики уверены, что принимать закон в предложенном виде категорически нельзя, поскольку его реализация приведет к экологической катастрофе на внутренних водах и расцвету “черного рынка” водных перевозок. Претензии к проекту закона были высказаны и частными экспертами, и Главным научно-экспертным управлением (ГНЭУ) ВР.
О принятии законопроекта №1182-1-д “О внутреннем водном транспорте” в первом чтении за основу KV стало известно в ходе внеочередного заседания ВР 24 апреля 2020 года.
Проект закона инициировал глава транспортного комитета Рады Юрий Кисель совместно с 44 нардепами из разных фракций. Законопроект не обсуждался и сразу был поставлен на голосование.
За основу законопроект поддержали – 243 нардепа. Воздержались – 103 народных депутата. Не голосовали – 30 парламентариев.
Законопроект подается как базовый для сферы внутреннего водного транспорта и регулирует использование речных водных путей и их береговых полос для судоходства, а также отношения, связанные с использованием разных речных судов во время их плавания по внутренним водным путям. Кроме этого, документ определяет правовой режим объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта и деятельность органов исполнительной власти, которые должны заниматься безопасностью внутреннего судоходства.
Авторы проекта закона уверяют, что он содержит ряд “стимулирующих новаций, которые позволят переориентировать грузопотоки с автомобильных дорог и железной дороги на внутренний водный транспорт”. А отсутствие базового закона, по мнению депутатов, сдерживает использование внутреннего водного транспорта “в полной мере”, обостряет нехватку флота для речных грузоперевозок и создает условия для “неудовлетворительного состояния инфраструктуры внутреннего водного транспорта”.
Инициаторы рассчитывают, что принятие закона “будет способствовать созданию здоровой конкуренции на рынке перевозок, улучшению инвестиционного климата в секторе внутренних водных путей, стимулированию развития судостроительной и судоремонтной отраслей”.
Но критики считают ровно наоборот.
Мутные воды коррупции
Бизнесмен, Герой Украины Алексей Вадатурский накануне рассмотрения законопроекта написал на своей странице в соцсети Facebook, что этот документ “уничтожит украинский флаг на украинских реках” вместе с отечественным судостроением. Экспертные замечания Вадатурского см. в конце текста в фотогалерее.
“Буду говорить с позиции главного инвестора в развитие внутренних речных перевозок и морехозяйственного комплекса, в который уже инвестировал более 2,1 млрд долларов… Голосование за проект закона №1182-1-д в существующей редакции – это неуважение к Украине в целом, неуважение к людям бизнеса, которые развивают речное судоходство в Украине, неуважение к тем, кто возрождает судостроение в Украине”, – написал Ватадурский.
По его мнению, законопроект содержит такие риски:
-
Уничтожение экологии украинских рек из-за предоставленной возможности сбрасывать в реки судовые сточные воды прямо на ходу. “Им мало сегодняшней ситуации с коронавирусом, нужно усилить эффект, чтобы украинцы еще ярче на себе почувствовали негатив, например, от эпидемии кишечной палочки или что-то вроде этого”.
-
Разрешение самовольно проводить дноуглубительные работы любыми субъектами без каких-либо экологических разрешений или согласований с органами местной власти. “Вспомните, как буквально на днях украинцы страдали от загрязненного воздуха в результате пожаров в Чернобыльской зоне. Но я так понимаю, что наши избранники хотят добавить к этому еще и радионуклиды со дна рек этой зоны”.
-
Узаконивание расхищения недр: “Например, предоставляя возможность любому субъекту хозяйствования свободно продавать выбранный со дна рек песок. Теневому рынку будет дан “зеленый свет”, а из радиоактивного песка будет развиваться наша столица”.
-
Создание новых платных реестров послужных книг членов экипажа: “Ввести схемы обилечивания через ГП “Морречсервис” или другие ЦНАП (Центры предоставления административных услуг – KV) каждого члена экипажа, каждого судовладельца, инвестора или предприятия ВВТ (внутреннего водного транспорта – KV) через создание новых платных трех реестров послужных книг, судовых журналов и инфраструктуры ВВТ”.
-
Узаконивание схем контрабанды горючего иностранным флотом (без уплаты налогов и пошлин): “Тогда как судовладельцы, флот которых ходит под государственным флагом Украины, уплачивают акцизный налог на горючее, который в дальнейшем дерибанится через спецфонд”.
-
Угроза всей речной логистике и безопасности страны: “Например, пополнение судовых припасов в режиме каботажа вне 12-мильной зоны флотом под любым флагом мира создает угрозу черного импорта оружия и возможность аварийных ситуаций на узких местах речных путей, в т. шлюзов. Это может иметь катастрофические последствия”.
“Если Минобороны и СНБО (Совет национальной безопасности и обороны – KV) против таких новелл, то кто же тогда “смотрящий” по новым черным рынкам от Мининфраструктуры?”, – задается вопросом Алексей Ватадурский.
Есть замечания к проекту закона и у Главного научно-экспертного управления (ГНЭУ) ВР (о них – ниже).
Вопросы регистрации
Согласно законопроекту, регистрация морских судов и судов внутреннего плавания в Государственном судовом реестре осуществляется центральным органом исполнительной власти (ЦОИВ), реализующим государственную политику в сфере морского транспорта. Регистрация является платной услугой, за которую взимается административный сбор.
Он рассчитывается так: прожиточный минимум, установленный для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего календарного года, умножается на коэффициент возраста судна, умноженный на коэффициент технических характеристик судна, умноженный на фактическое количество единиц измерения типа судна. Проект закона содержит таблицу, по которой можно определить необходимые коэффициенты для разных типов судов различного водоизмещения.
Но и это еще не все: размер административного сбора за временную регистрацию судна составляет 0,8 стоимости регистрации судна в Государственном судовом реестре. Размер сбора за временное исключение судна из реестра с выдачей свидетельства составляет 0,8 стоимости регистрации судна. Размер сбора за исключение судна из реестра составляет 0,5 стоимости регистрации.
Но Административный сбор не взимается в случае:
-
первичной регистрации судна (кроме прогулочных, малых судов), построенного в Украине, возрастом не более пяти лет;
-
исключения судна из судового реестра в случае гибели судна, исчезновение его без вести, признания его непригодным для дальнейшей эксплуатации;
-
внесения в реестр изменений, обусловленных принятием решений об изменении названия административно-территориальной единицы, изменение границ административно-территориальной единицы, переименование улицы.
Штрафы на воде
Также законопроект содержит обширный список штрафов, налагаемых на граждан или должностных лиц за нарушения в сфере водного транспорта и его безопасности. Размер штрафов рассчитывается исходя из размера необлагаемого минимума дохода граждан (НМДГ, сейчас – 17 гривен).
В ГНЭУ ВР считают: раз предлагается вместо относительно определенных санкций предусмотреть в Кодексе об административных правонарушениях абсолютно определенные санкции в виде штрафа, то “с одной стороны, такой шаг может уменьшить коррупционную составляющую при наложении соответствующих административных взысканий. Однако есть и другая, негативная, сторона такого решения. Она будет заключаться в том, что уполномоченные органы при назначении соответствующего взыскания не смогут определить его справедливый размер с учетом всех обстоятельств дела”.
ГНЭУ указывает на еще один важный нюанс: в части штрафов “устанавливается ответственность за невыполнение лицами, находящимися на борту морского или речного судна, любых распоряжений капитана или судоводителя судна. На наш взгляд, в данном случае речь должна идти исключительно о законных распоряжениях и требованиях” капитана или судноводителя.
“К тому же, сомнительно предложение законопроекта об установлении в санкции указанной нормы только такого взыскания, как предупреждение. Считаем, что для эффективности практической реализации предлагаемой нормы ее санкция должна предусматривать также альтернативное наказание в виде штрафа”, – добавляют эксперты.
Попутно эксперты обратили внимание на некоторые возникающие коллизии, которые грозят нивелировать штрафные нормы. Эксперты напоминают, что 22 ноября 2018 года ВР приняла закон №2617-VIII “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений”, который вступает в силу 1 июля 2020 года.
Этот закон №2617-VIII излагает упоминающиеся в “водном законе” нормы Админкодекса по-новому, поэтому в случае принятия и вступления в силу “водного закона” раньше, чем закона №2617-VIII, с 1 июля 2020 все предложенные проектом изменения в указанных статей Админкодекса будут или нивелированы, или существенно видоизменены.
“Учитывая это, а также во избежание в будущем законодательных коллизий считаем, что предложенные проектом изменения необходимо привести в соответствие с Законом №2617-VIII”.
Сброс балласта
Перечень внутренних морских вод и внутренних водных путей, отнесенных к категории судоходных, по законопроекту утверждается Кабинетом министров. Классификация морских и внутренних водных путей осуществляет ЦОИВ, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах морского и внутреннего водного транспорта.
Пользование водными объектами для плавания на малых, спортивных судах и водных мотоциклах, использование средств для развлечений на воде разрешается с соблюдением правил плавания в районах интенсивного судоходства на морских водных путях и правил судоходства на внутренних водных путях, которые утверждаются правительством.
Эти правила предусматривают нормы обращения с различными отходами, которые позволяется или не позволяется сбрасывать с судов.
-
Сброс с судов нефти, нефтесодержащих смесей, вредных жидких веществ, остатков груза и упаковки, любых других судовых отходов и мусора (кроме пищевых отходов) в исключительной (морской) экономической зоне Украины, территориальном море, на других водных путях общего пользования запрещается.
-
Сброс чистого водяного балласта с судов разрешается в соответствии с международными договорами Украины и правил охраны внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорения.
-
Сброс с судов пищевых отходов, не смешанных с любым другим видом мусора, разрешается в открытом море, на расстоянии не менее 12 морских миль от ближайшего берега.
-
Сброс с судов сточных вод разрешается в территориальном море, на других водных путях общего пользования, в акваториях морских портов без ограничений на ходу и при стоянке судов, при условии их обработки и обеззараживания в судовых установках.
-
В территориальном море, на других водных путях общего пользования, в акваториях морских портов разрешается сброс с судов изолированного балласта, если он принят на судно в пределах вод бассейнов Черного и Азовского морей или если этот водяной балласт заменен во время следования судном настолько далеко от ближайшего берега, насколько это возможно, но на расстоянии не менее 50 морских миль от ближайшего берега и в местах с глубиной воды не менее 200 метров, или если этот водяной балласт обезврежен (обеззараженной) в судовой системе обращения с балластными водами и соответствует требованиям международных конвенций в области торгового мореплавания.
Парламентские эксперты предостерегают
“Внутренний водный транспорт” (ВВТ) законопроект определяет как “вид транспорта, к которому принадлежат судна, субъекты хозяйствования, осуществляющие и обеспечивающие перевозки преимущественно внутренними водными путями грузов, пассажиров и багажа, предоставляют другие услуги с использованием судов внутреннего плавания”, которые “обеспечивают судоходство на внутренних водных путях, содержат объекты инфраструктуры внутренних водных путей, осуществляющих навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства”.
По мнению ГНЭУ ВР, это определение – неудачно. Парламентские эксперты поясняют: из его содержания не в полной мере ясно, идет ли речь о внутреннем водном транспорте как о виде транспорта, или как об отрасли.
“В частности, в данном определении не указано, какие именно суда относятся к категории внутреннего водного транспорта. Что касается субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего водного транспорта, то они являются составными соответствующей транспортной отрасли, однако включение их в понятие внутреннего водного транспорта в таком случае является безосновательным”, – говорится в выводах ГНЭУ ВР.
Кроме того, эксперты указывают на то, что в понятийном аппарате законопроекта не фигурирует понятие “груза”, хотя о нем упоминается в определении ВВТ.
Термин “аварийное событие” в проекте закона раскрывается широко, как “событие или последовательность событий, которые произошли во время эксплуатации судна или в связи с эксплуатацией, которое привело или могло привести к гибели или пропаже человека с судна, причинению вреда здоровью человека, смерти, затоплению, повреждению судна, оставление судна экипажем, потеря судном судоходного состояния, посадка судна на мель, повреждение гидротехнических сооружений внутренних водных путей, загрязнение окружающей природной среды”.
Парламентские эксперты предлагают “рассмотреть возможность детального определения перечня признаков аварии, исходя, в частности, из определению этого понятия, которое содержится в приказе Министерства транспорта Украины “Об утверждении Положения о системе управления безопасностью судоходства на морском и речном транспорте” от 20.11.2003 № 904”
В упомянутом экспертами документе отмечается, что “аварийное событие” – это “авария, инцидент”. Авария – событие, которое повлекло:
-
гибель человека или причинение ему серьезных телесных повреждений, произошедших в результате эксплуатации судна или в связи с ним;
-
исчезновение человека с судна, которое произошло в результате невыполнения действующих стандартов безопасной эксплуатации судна или в связи с эксплуатацией судна;
-
гибель судна;
-
оставление судна экипажем в связи с невозможностью его дальнейшей безопасной эксплуатации;
-
причинение значительного ущерба судну, приведшего к невозможности его безопасной эксплуатации в соответствии с действующими стандартами по безопасной эксплуатации судна;
-
вред окружающей среде вследствие нарушения правил судоходства”.
Настораживает ГНЭУ то, что проект закона обходит стороной вопрос “ротационного фрахтования” суден. Украина обязалась привести свое законодательство в соответствии с едиными правилами в сфере международных перевозок морским и речным транспортом, в т.ч. и что касается ротационного фрахтования. Однако этот вопрос, включая терминологическое определение этого понятия, не нашел отражения в документе.
Зато в нем используется термин “эксплуатационное дноуглубление”, но что это такое – содержание этого термина не определяется.
Подобно этому, в проекте закона говорится о “Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование деятельности в сфере транспорта”, но она еще не создана “и целесообразности создания которой является дискуссионной”.
“Заметим, что значительная часть сформулированных … принципов организации функционирования и развития внутреннего водного транспорта являются декларативными, не наполнены конкретным нормативным содержанием”, – пишут эксперты ВР.
Есть и другие претензии к качеству законопроекта: “Вызывает сомнение предложение об обязательном характере компенсации инвестиций, внесенных в стратегические объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, за счет средств государственного бюджета”, учитывая, среди прочего, требования ст. 95 Конституции, по которой только законом о госбюджете определяются любые расходы государства на общественные потребности, а также их размер и целевое направление.
Законопроект исключает государственный надзор в сфере безопасности торгового мореплавания и судоходства на внутренних водных путях (ВВП) из сферы действия закона “Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности”, но в то же время проект закона не содержит норм, которые детально бы регулировали проверки и госнадзор.
Поэтому в ГНЭУ считают, что вывод надзора за хозяйственной деятельностью в сфере торгового мореплавания и судоходства на ВВП из сферы регулирования упомянутого закона “приведет не к повышению, а к снижению эффективности государственного контроля” в этой сфере.
Читайте: На Киевском шлюзе открылась навигация
Фото: marinetraffic.com