Депутаты Киеврады 14 мая принимали бюджет, не зная его окончательного варианта, с нарушением регламента. Бюджетная комиссия в авральном режиме закончила рассмотрение документа за час до начала сессии. Перед самим голосованием за бюджет представители власти заявили, что все поправки и замечания членов бюджетной комиссии будут внесены в окончательный вариант документа, но ознакомиться с протоколом заседания комиссии депутатскому корпусу не дали. В результате бюджет, который планировался в размере 14,65 млрд. грн. доходов и расходов, в окончательном варианте составляет 16,05 млрд. грн. и 16,1 млрд. грн. по доходам и расходам соответственно. Суммы запланированного изъятия в пользу государственного бюджета (6,4 млрд. грн.) и возврат городу государством в виде субвенций (1,687 млрд. грн.) по отношению к проектному варианту документа остались практически неизменными.
Как и ранее, в бюджете Киева не предусмотрены компенсации разницы в тарифах производителям воды и тепла, что делает грядущее повышение расценок на эти услуги в городе фактически вопросом решенным. Увеличить доходную часть бюджета в КГГА запланировали за счет продажи в этом году большего, в сравнении с первоначальным вариантом бюджета, объема земли и коммунального имущества. Эта статья доходов в документе выросла с 0,91 до 1,5 млрд. грн.
Другим существенным изменением документа стали планы по увеличению получения в казну “других поступлений” (в документе не расшифрованы) с 7,5 до 594 млн. грн. Подкорректировав бюджет, в КГГА увеличили суммы расходов на ЖКХ с 382 млн. грн. до 757 млн. грн., на транспорт — с 455 млн. грн. до 625 млн. грн., на строительство — с 854 млн. до 1,4 млрд. грн.
В остальном вступивший в силу бюджет Киева предполагает меньшее увеличение финансирования по остальным направлениям, причем зачастую по статьям “другие расходы”. Например, таким образом, на 77 млн. грн. увеличивается финансирование в сфере транспорта по статье “другие услуги связанные с экономической деятельностью”, на 17 млн. грн. по статье “другие образовательные программы” в сфере образования, и пр.
В целом у оппонентов столичной власти не остается сомнений, что бюджет столицы вновь не будет выполнен. Член бюджетной комиссии Киеврады Сергей Мельник уже прогнозирует его невыполнение на уровне 25% до конца года. “В бюджете не учтены 2 млрд. грн., которые в минувшем месяце Кабмин своей постановлением уже предписал КГГА взять в виде кредита для расчета по долгам с ОАО “АК “Киевэнерго”. Но всем понятно, что с этим кредитом к концу года суммарный долг Киева составит половину всего бюджета. Это очень тревожный звонок. Видимо городская власть уже в этом году начнет продавать все, что только можно, и все равно покрыть свои быстро растущие долги, скорее всего, не сможет”,— сказал KV г-н Мельник.
Нужно отметить, что с планы КГГА по наполнению казны города от продажи имущества и земли Киева, как правило, не выполняются. К лучшему, по мнению оппозиционных депутатов, ситуация изменится, только если новое руководство города в лице первого заместителя председателя КГГА Александра Попова устранит теневые схемы раздачи этих ресурсов, которые процветают в столице. Но гарантировать, что так все и произойдет, естественно никто не может.
По словам заместителя главы фракции блока Виталия Кличко в Киевраде Натальи Новак, при корректировки проекта бюджета надо было не раздувать его доходную часть, а лишь перераспределять внутренние ресурсы на решение самых насущных проблем столицы. “Например, вполне можно было бы снять и оставить на после кризисный период внедрение систем автоматизации, видеонаблюдения, установки никому не нужных турникетов на общественном транспорте, и пр. Надеяться на то, что решение всех главных проблем города профинансирует государство не правильно. Бюджет иждивенческим быть не должен”,— сказала KV г-жа Новак. Именно за счет целевых государственных субвенций в этом году планируется закончить строительство развязки на Московской площади, достроить 3 станции метро на Теремки, продвинуться в строительстве Подольско-Воскресенского мостового перехода.
Но эксперты полагают, что эти планы также могут остаться только на бумаге. Ведь в выполнении госбюджета, которое зависит сегодня от кредитов, которые могут стране и не дать, также быть уверенным нельзя. По мнению Натальи Новак, г-н Попов, который уже дал низкую оценку новому городскому бюджету, в принципе может дать команду внести в него разумные изменения. Но уже середина лета и времени для осваивания бюджетных средств остается и так не много.
Сергей Мельник не сомневается, что изменения в этот бюджет будут подготовлены уже в ближайшее время. “Так поступают всегда при смене власти, чтобы перераспределить бюджетные потоки. Но случая, чтобы когда-нибудь бюджет изменялся в сторону уменьшения его расходов, история не помнит”,— отметил он.
Впрочем, если допустить, что в Киеве вдруг будет полностью прекращено воровство бюджетных денег, то в сравнении с бюджетами других областных центров, все выглядит вовсе не так печально…
Основные показатели городских бюджетов-2010
Бюджетные показатели |
Киев (2,7 млн. жителей) |
Донецк (0,98 млн. жителей) |
Львов (0,76 млн. жителей) |
Харьков (1,5 млн. жителей) |
Полтава (0,3 млн. жителей) |
Одесса (1,2 млн. жителей) |
Доходная часть |
16,05 млрд. грн. |
2,7 млрд. грн. |
2,4 млрд. грн. |
3,1 млрд. грн. |
641 млн. грн. |
3,28 млрд. грн. |
Расходная часть |
16,12 млрд. грн. |
2,7 млрд. грн. |
2,4 млрд. грн. |
3,7 млрд. грн. |
644 млн. грн. |
3,23 млрд. грн. |
В расчете на одного жителя |
5 944 грн. |
2 755 грн. |
3 157 грн. |
2 466 грн. |
2 146 грн. |
2 733 грн. |
Средняя зарплата |
3 155 грн. |
2 303 грн. |
1 754 грн. |
1 860 грн. |
1 890 грн. |
1862 грн. |
Изъятия в государственный бюджет |
6,4 млрд. грн. |
161 млн. грн. |
– |
– |
– |
– |
Компенсация льготного проезда |
210,7 млн. грн. |
70 млн. грн. |
34,24 млн. грн. |
46,8 млн. грн. |
– |
32 млн. грн. |
Дотации в сфере ЖКХ |
321 млн. грн. |
31,8 млн. грн. |
5,3 млн. грн. |
289 млн. грн. |
30 млн. грн. |
91 млн. грн. |
Соцобеспечение |
1,6 млрд. грн. |
96,9 млн. грн. |
415 млн. грн. * |
86,2 млн. |
8,6 млн. грн. |
115 млн. грн. |
* среди них – ежемесячные доплаты в размере 500 грн. к пенсиям ветеранам и инвалидам УПА – 3,5 млн. грн.
Источник: бюджеты городов, утвержденные сессиями городских советов
Полезные ссылки:
Автор: Александр Красноградский, Роман Бережной
КиевVlast