Руслан Крамаренко: “Чиновники будут сдувать пылинки с инвестора…”

Руслан Крамаренко: “Чиновники будут сдувать пылинки с инвестора...”

Заместитель главы КГГА Руслан Крамаренко рассказал KV об очищении КГГА от “решал” и о привлечении инвестиций для решения транспортных проблем столицы

Руслан Крамаренко: “Чиновники будут сдувать пылинки с инвестора...”

 

— По Вашим планам на реализацию Стратегии до 2025 года в экономику Киева нужно вложить 82 млрд. евро, и только 15% из них за счет бюджетных средств. Все остальное – инвесторы. Вам эти цифры не кажутся заоблачными? Во всю экономику Украины за годы независимости прямые иностранные инвестиции составили $44 млрд. При этом вы хотите, чтобы за 14 лет только в Киев инвесторы вложили в два раза большую сумму.

 

— Хочу заметить, что из этих $44 млрд., $22 млрд. были инвестиции в Киев. И еще хочу заметить, что не 82 млрд. евро заоблачная сумма, а наши сегодняшние инвестиционные показатели на самом деле ничтожно малы. В прошлом году у нас была встреча с одним потенциальным инвестором, крупным азиатским банком. Перед началом переговоров мы сделали для них презентацию о Киеве. Так вот, когда включили слайд, где было указано, что в 2010 году объем прямых иностранных инвестиций в Киев составил около $3 млрд., они едва сдерживали улыбки.

В масштабах мирового бизнеса это смешные цифры. Мы им представили проектов на $5 млрд., и они сказали, что могут инвестировать всю сумму, если будут понимать экономику проекта. Только один крупный банк может потратить $5 млрд., а таких в мире не мало. Деньги у инвесторов есть. Нужно только их уметь привлечь и мотивировать. И скачок в развитии можно сделать очень быстро при правильном подходе.

Посмотрите на Сингапур — город по площади меньше Киева, и немного превосходящий нас по численности населения, а по размерам валового национального продукта он превосходит Украину почти в полтора раза. И это притом, что даже строительный песок, даже  пресную воду приходится завозить из соседних стран. Ежегодный  доход на  душу населения  вырос у них с  менее  чем  $1 тыс. в  момент  обретения независимости в 1965 году до почти $30 тыс. сегодня. Сингапур    лидер в области высоких  технологий в  Юго-Восточной Азии, ее коммерческие ворота  и научный  центр. Киев, который находится на пересечении торговых путей между Азией и Европой и который имеет мощный научный потенциал, может завоевать те же позиции здесь. Мы имеем выгодное географическое положение, чтобы мировые компании открывали у нас свои штаб-квартиры.

 

— На данный момент такими центрами в центральной и восточной Европе являются Варшава и Москва. Почему Вы думаете, что мировые компании будут делать выбор в пользу Киева?

 

— Москва – это огромный мегаполис, где сосредоточены центры принятия решений и основные финансовые потоки РФ. Поэтому неудивительно, что международные компании открывают офисы там. В то же время Москва — дорогой город и не является самым комфортным для жизни. Преимущества Киева — это сравнительно больший комфорт и благоприятный визовый режим (отсутствие виз, как для иностранцев, так и для граждан СНГ). У Киева есть все шансы стать гаванью для международных корпораций, если будут созданы необходимые условия: конгресс-центры, офисные центры, упрощены разрешительные процедуры.

 

— Вы можете сколько угодно упрощать разрешительные процедуры, но процесс создания препятствий для бизнеса, а потом успешное их преодоление кормит сотни чиновников среднего звена. Вы же за каждым не уследите.

 

— Знаете, в этом году мы запустили Единый разрешительный центр, который лишил хлеба многих чиновников, о которых Вы говорите. И внутреннее сопротивление тоже было. Мы поступили просто — проанализировали, какие именно разрешительные документы больше всего задерживаются и кем. После этого в ГУ архитектуры было уволено 6 человек. После этого процесс в этом ГУ пошел куда динамичнее.

Нам нужны сотрудники, которые при появлении инвестора с $5-10 млн., сдували с него пылинки и прилежно выполняли свою работу, а не просили его купить им новую машину. Недавно одна из столичных газет процитировала не пожелавшего себя назвать застройщика, что, мол, раньше знали, куда деньги заносить, а теперь не знают и “решать вопросы стало сложно”, поскольку “мелкие чиновники боятся проверок, а к большим они не допускаются”. Так я хочу сказать, что “решалы”, которые хотят протолкнуть вопрос, действительно не допускаются. Но если приходит инвестор, готовый вкладывать средства в город, мы его готовы сопровождать на каждом этапе и помогать во всем. Не надо искать обходные пути, когда есть прямой и простой. Сейчас все инвестпредложения рассматриваются на одной площадке — это инвесткомиссия. А эффективность работы чиновников на местах у нас теперь рассматривается по основному критерию — сколько инвестиций он смог привлечь в свою сферу.

 

— Офисные центры нужны для штаб-квартир, как я понимаю. Вы хотите строить в KievCity на левом берегу. Предложение бизнесу обосноваться там может быть воспринято в штыки, мол, какое отношение, такое и расположение. В формате того, что вы пытаетесь наладить диалог с инвесторами, правильно ли их отправлять на задворки?

 

— Ваша правда в том, что городу перенос деловой активности на левый берег выгоднее, чем самому бизнесу. Но это сегодня. Если завтра мы предложим прекрасную современную инфраструктуру — паркинги, дороги, рестораны и к этому приложится еще значительно меньшая стоимость аренды, это уже будет диалог на равных. Наше желание разделить деловой и исторический центр не новое и не нужно его принимать в штыки — такая практика есть во многих столицах. Можно сказать, что это неизбежный процесс в тех столицах, которые хотят сохранить историческую часть города и сократить нагрузку на инфраструктуру.

Мы можем ввести ограничения на строительство офисных площадей в центре. Так недавно сделала Москва. В центре там больше не строятся бизнес центры, эпоха Лужкова прошла.

Понятно, что без “пряника” со стороны города, скорее всего, не обойдется. Я имею в виду обеспечение преференций для застройщиков, стимулирующих строительство жилья на правом и коммерческой недвижимости на левом берегу. Мы уже посчитали: если строить бизнес-городок в районе Телички, то нужно сразу строить еще один мост через Днепр. Если же мы строим его на том берегу, уже действующие мосты значительно освобождаются.

 

— Нагрузка на транспортную инфраструктуру – главный фактор переноса деловой активности на левый берег?

 

— Не совсем. На сегодняшний день на левом берегу уже проживает свыше миллиона жителей, а мест приложения труда только 18%. Поэтому, когда мы говорим о переносе деловой активности, то мы подрозумеваем не перенос бизнес-центров или административных функций города, а прежде всего создание рабочих мест на левом берегу. А KievCity это 30-80 тыс. рабочих мест.

 

— Оставив людей работать у дома, Вы, соответственно разгрузите дороги.

 

— Да. Но это даже не полдела. Честно: ни за полгода, ни за год проблему мы не решим. Критическая масса появилась не в один день, она скапливалась годами. Когда в Советском Союзе автомобиль был роскошью, то и улицы города были практически пешеходными. Инфраструктура сегодня просто не может “переварить” то, что по статистике каждый четвертый киевлянин имеет сегодня автомобиль. Если снова вернуться к примеру Сингапура, то там контролировать количество автомобилей начали еще в 1970-х годах. У них все просто – если власти знают, что пропускная способность дорог вырастет на 2%, то ровно настолько должно увеличиться и число автомобилей.

Право стать автовладельцем торгуется на городском аукционе. Это право может стоить пятую часть цены автомобиля, а может и половину. Параллельно действует система электронной оплаты проезда. Например, если на дороге всегда утром пробка, то чтобы проехать по ней водитель должен иметь смарт-карту на лобовом стекле, а электронная система автоматически спишет $0,5 или $2 в зависимости от времени. Эта система заставляет людей искать пути объезда.

С 1991 года площадь дорог в Киеве изменилась незначительно, стоянки появились только в спальных районах, а вот количество машин увеличилось более чем в 10 раз, и сейчас превышает 1 млн. автомобилей. Этот процесс никак не управлялся и никак не регулировался, в докризисное время столичные автодилеры только и рапортовали, что продали в месяц 50-60 тыс. автомобилей. Обратную сторону медали никто не просчитывал.

 

— Сегодня Вы уже не запретите половине автомобилей выезжать на улицы города только потому, что улицы на такой объем не рассчитаны. Мало того, автомобилям, которые утром выехали из спальных районов в центр, нужно где-то парковаться. Власти уже не первый год обещают застроить город паркингами, но пока все остается на уровне обещаний.

 

— Паркинги эффективны тогда, когда водителей нещадно штрафуют за неправильную парковку. В Киеве можно безнаказанно бросить машину почти в любом месте, поэтому водители не часто пользуются платными парковками, даже когда таковые есть. Возьмите универмаг “Украина” — за универмагом просторная стоянка всегда пустует, зато перед магазином, где останавливается городской транспорт все уставлено припаркованными автомобилями. Опыт других городов говорит о том, парковки не возникают хаотично, а строятся в соответствии с единой системой. В целом, в столицах западных государств городские власти уменьшают количество парковочных мест в центре для того, чтобы ограничить использование автомобилей и стимулировать жителей пользоваться общественным транспортом или велосипедами.

 

— Есть оценки, сколько парковочных мест нужно построить?

 

— В центре Киева недостаток парковочных мест около 3000 — оценка по нормам обеспечения офисов. В Киеве каждый офис недообеспечен на 3/4 если считать по нормативу ЕС, где на каждые 100 кв. метров площади аренды должно приходиться 3-5 парковочных мест. В октябре на инвесткомиссии мы определил 79 земельных участков, где инвестор должен построить современные паркинги: 15 в центральной части города, 7  возле станций метрополитена и 57 в районах жилой застройки. Благодаря возведению этих паркингов мы сможем полностью убрать машины с тротуаров и обочин в центре города и значительно улучшить ситуацию во дворах, где сегодня даже детские площадки заставлены автомобилями. Пока это тоже обещание, но до Евро-2012 автомобили с тротуаров, по крайней мере, в центре, мы уберем.

 

 

Беседовала Леся Куприна

 

 

 

 

Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
“Башта на кону”: Київрада ризикує пам'ятником архітектури заради житлової багатоповерхівки
“Башта на кону”: Київрада ризикує пам’ятником архітектури заради житлової багатоповерхівки
09:00 Столичні депутати погодили поновлення договору оренди земельної ділянки на вул. Старонаводницькій, 2-А, завдяки чому ТОВ “ЖК Старонаводницький” зможе будувати там 24-поверховий будинок з…
Київрада “зарезервувала” для підлеглих Непопа понад 13 млрд гривень на закупівлю “пільгового” житла
Київрада “зарезервувала” для підлеглих Непопа понад 13 млрд гривень на закупівлю “пільгового” житла
09:00 Столична міськрада затвердила цільову програму забезпечення житлом громадян, які потребують поліпшення житлових умов, на 2025-2027 роки. На її реалізацію передбачено більш ніж вдвічі…
Свистунову дозволили терміново освоїти 141 млн гривень на темі Генплану Києва
Свистунову дозволили терміново освоїти 141 млн гривень на темі Генплану Києва
09:00 Київрада внесла зміни до програми реалізації містобудівної політики на 2024-2025 роки, збільшивши її фінансування більше ніж удвічі – з 66,5 до 172 млн…
Banner
QlU7mDx4