Руслан Крамаренко: “Система сбора выручки за проезд в транспорте Киева создает много возможностей для хищений”

Руслан Крамаренко: “Система сбора выручки за проезд в транспорте Киева создает много возможностей для хищений”

29 апреля 2013 года вышло распоряжение КГГА  №660, которым был утвержден победитель инвестиционного конкурса по внедрению проекта “Электронный билет” в общественном транспорте города Киев.

О том, как будет реализовываться проект и какой эффект он даст, KV рассказал замглавы КГГА Рулан Крамаренко.

KV: Когда киевляне смогут забыть о бумажных билетах?

Руслан Крамаренко: Распоряжение были зафиксированы дальнейшие шаги по внедрению проекта. На сегодня инвестиционный договор с победителем конкурса ООО “АЛЬФА ПЕЙ ТЕРМИНАЛ” уже подписан. Инвестор должен создать единую общегородскую автоматизированную систему для оплаты проезда и учета пассажиров в наземном и подземном городском пассажирском транспорте. В частности, адаптировать к электронному билету 650 турникетов в метрополитене, 232 терминала по продаже одноразовых билетов и установить 300 терминалов для пополнения карт.

Читайте также: Киевское метро “усложнило” проход льготчикам

В наземном транспорте инвестор установит 4,5 тыс. валидаторов, 700 POS-терминалов и 300 терминалов продажи карточек. Срок действия инвестиционного договора составляет 10 лет. Согласно условиям договора первый этап внедрения электронного билета должен быть завершен к концу 2013 года, а второй — в первой половине 2014 года. Победитель конкурса инвестирует в проект 120 миллионов гривен и платит 3 миллиона гривен в горбюджет бюджет на развитие инфраструктуры.

KV: В чем выгода инвестора? В проект нужно вложить 120 млн грн. Как он их будет возвращать?

Руслан Крамаренко: Проект “Электронный билет” будет реализован полностью за инвестиционные средства, включая капитальные вложения и все операционные расходы на протяжении 10 лет. ООО “АЛЬФА ПЕЙ ТЕРМИНАЛ” будет возвращать свои инвестиции получая вознаграждение в виде определенного в рамках инвестиционного конкурса процента от выручки транспортных предприятий. Процент от выручки, который будет забирать инвестор – 8,47%.

Подобную схему нам предложили в Европейском банке реконструкции и развития. Благодаря банку в прошлом году состоялся визит сотрудников КГГА в Белград, где совсем недавно был внедрен подобный проект и именно по такой схеме. В мировой практике инвестору отдают 8-10 % Мы взяли нижнюю планку, поэтому в плане окупаемости для инвестора это долгий проект. Так, вознаграждение, которое получает оператор по сбору выручки в транспорте в Белграде составляет около 9%. Учитывая что тарифы на проезд в транспорт в Белграде выше чем в Киеве в 2-2,5 раза, период окупаемости проекта в Белграде составляет 6-7 лет. Учитывая наши исходные условия,  в Киеве период окупаемости проекта составит 8-10 лет.

KV: А киевляне, по Вашему мнению, обрадуются таким нововведениям?

Руслан Крамаренко: Такие изменения назрели уже давно – сегодня у нас в общественном транспорте по-прежнему используются средства оплаты, которые были изобретены в середине прошлого века. Прежде всего, это: бумажные билеты и оптические жетоны. Причем доля оплаченных именно этими средствами поездок превышает 80% от всех поездок в общественном транспорте Киева. На сегодня пассажир при покупке жетона не получает чек  и это не совсем правильно. Эта обычная услуга, а значит пассажир должен получать чек, но из-за того что система морально устарела, она не позволяет это делать.

Читайте также: В столичном метро продавать билеты будут по-новому

Это открывает множество возможностей для хищений, как со стороны городских транспортных КП, так и для уклонения от уплаты проезда со стороны пассажиров. Приведу факт. В прошлом году на одной из станций метрополитена были обнаружены хищения выручки нескольким кассирами. Сумма  хищений исчислялась в миллионах гривен. Это явилось следствием того, что система не работает в онлайне, т.е. не позволяет контролировать в режиме реального времени ситуацию.

В мире почти не осталось городов, в которых для оплаты проезда используются оптические жетоны — разве что несколько городов на территории бывшего СССР. При этом карточки, которые сейчас используются в метрополитене, неоднократно взламывались талантливыми студентами технических университетов и институтов — это все выкладывалось в интернет.

KV: Что будет с людьми в КП, которые сейчас обслуживают существующую систему и занимаются сбором платежей за проезд в транспорте?

Руслан Крамаренко: Постепенно почти все эти люди будут сокращены или переведены на работу в других направлениях в своих предприятиях. Киев очень сильно отстал от других городов в плане использования система оплат в транспорте. К примеру, Вы не найдете в Европе ни одного города, в метрополитене которого сидят кассиры и продают жетоны. Везде их заменяют автоматы и нет никаких проблем для населения, все привыкли и все пользуются. Конечно, в Киеве будет переходный период, но конечная цель — полностью убрать человеческий фактор, который в основном является причиной ошибок и хищений выручки.

В качестве примера приведу мобильных операторов. У них миллионы абонентов, которым компании оказывают услуги, а абоненты их оплачивают. В качестве инструмента оплаты услуг абонентам предлагается несколько способов оплаты на выбор, большинство из них автоматизированы. В результате у десятков миллионов людей не возникает проблем при оплате мобильной связи, а у мобильных операторов нет даже мысли нанять 70-80 тысяч кассиров чтобы принимать платежи от абонентов. Ведь дополнительные люди — это дополнительные затраты. А наши транспортные КП содержат тысячи людей для приема платежей, в то время как эту задачу легко автоматизировать. Гораздо полезнее будет перевести этих людей на другие направления.

KV: Просчитывали, как скажется внедрение проекта на финансовых показателях наших планово-убыточных транспортных КП?

Руслан Крамаренко: Эффект от внедрения будет однозначно позитивным по двум причинам. Первая – за счет автоматизации процесса сбора выручки существенно удастся сократить затраты на ее сбор. Для примера, КП “Киевпасстранс” на сегодня тратит около 30% от собранной выручки на сбор этой самой выручки. После внедрения проекта этот показатель будет в районе 8%. В КП “Киевский метрополитен” сейчас ситуация немного лучше, но суть от этого не меняется.

Читайте также: Кассиры метро организованно “тырыли” деньги из автоматов

Второе и самое главное, что после внедрения подобных проектов почти во всех городах наблюдался прирост выручки — люди начинали оплачивать проезд, потому что им стало удобно это делать, уменьшались хищения, потому что это стало делом практически невозможным.  В том же Белграде прирост выручки после внедрения проекта составил 20-30% в зависимости от маршрута и вида транспорта.

KV: Согласно распоряжению КГГА от 29.04.2013 №660, инвестор для успешной реализации проекта должен будет еще заключить договора аренды коммунального имущества. О чем идет речь?

Руслан Крамаренко: Инвестору нужно будет куда-то устанавливать свое оборудование. Соответственно для этого ему придется использовать помещения коммунальных предприятий, что и будет подкреплено договорами аренды.

КиевVласть

Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Київ виділив 10 млн гривень громадам області (на що пішли гроші)
Київ виділив 10 млн гривень громадам області (на що пішли гроші)
16:00 Цьогоріч дві громади Київщини – Козинська селищна та Феодосіївська сільська – вчергове отримали зі столичного бюджету по 5 млн гривень в якості компенсації…
Справи насущні: скільки та на що у червні 2024-го витрачало Рокитне
Справи насущні: скільки та на що у червні 2024-го витрачало Рокитне
09:00 Протягом червня 2024 року Рокитне Білоцерківського району Київщини здійснило публічних закупівель на 2,33 млн гривень. Найбільшою покупкою селища став модульний будинок, де цілодобово…
Нацполіція хоче припинити “бездозвільну” житлову забудову “КСМ-Груп” на столичному Академмістечку
Нацполіція хоче припинити “бездозвільну” житлову забудову “КСМ-Груп” на столичному Академмістечку
09:00 Правоохоронці розслідують факти порушень законодавства при будівництві житлових будинків на більш ніж 6,9 га землі столичного Академмістечка. Мова йде про забудову на земельних…
Banner
QlU7mDx4