29 апреля 2013 года вышло распоряжение КГГА №660, которым был утвержден победитель инвестиционного конкурса по внедрению проекта “Электронный билет” в общественном транспорте города Киев.
О том, как будет реализовываться проект и какой эффект он даст, KV рассказал замглавы КГГА Рулан Крамаренко.
KV: Когда киевляне смогут забыть о бумажных билетах?
Руслан Крамаренко: Распоряжение были зафиксированы дальнейшие шаги по внедрению проекта. На сегодня инвестиционный договор с победителем конкурса ООО “АЛЬФА ПЕЙ ТЕРМИНАЛ” уже подписан. Инвестор должен создать единую общегородскую автоматизированную систему для оплаты проезда и учета пассажиров в наземном и подземном городском пассажирском транспорте. В частности, адаптировать к электронному билету 650 турникетов в метрополитене, 232 терминала по продаже одноразовых билетов и установить 300 терминалов для пополнения карт.
Читайте также: Киевское метро “усложнило” проход льготчикам
В наземном транспорте инвестор установит 4,5 тыс. валидаторов, 700 POS-терминалов и 300 терминалов продажи карточек. Срок действия инвестиционного договора составляет 10 лет. Согласно условиям договора первый этап внедрения электронного билета должен быть завершен к концу 2013 года, а второй — в первой половине 2014 года. Победитель конкурса инвестирует в проект 120 миллионов гривен и платит 3 миллиона гривен в горбюджет бюджет на развитие инфраструктуры.
KV: В чем выгода инвестора? В проект нужно вложить 120 млн грн. Как он их будет возвращать?
Руслан Крамаренко: Проект “Электронный билет” будет реализован полностью за инвестиционные средства, включая капитальные вложения и все операционные расходы на протяжении 10 лет. ООО “АЛЬФА ПЕЙ ТЕРМИНАЛ” будет возвращать свои инвестиции получая вознаграждение в виде определенного в рамках инвестиционного конкурса процента от выручки транспортных предприятий. Процент от выручки, который будет забирать инвестор – 8,47%.
Подобную схему нам предложили в Европейском банке реконструкции и развития. Благодаря банку в прошлом году состоялся визит сотрудников КГГА в Белград, где совсем недавно был внедрен подобный проект и именно по такой схеме. В мировой практике инвестору отдают 8-10 % Мы взяли нижнюю планку, поэтому в плане окупаемости для инвестора это долгий проект. Так, вознаграждение, которое получает оператор по сбору выручки в транспорте в Белграде составляет около 9%. Учитывая что тарифы на проезд в транспорт в Белграде выше чем в Киеве в 2-2,5 раза, период окупаемости проекта в Белграде составляет 6-7 лет. Учитывая наши исходные условия, в Киеве период окупаемости проекта составит 8-10 лет.
KV: А киевляне, по Вашему мнению, обрадуются таким нововведениям?
Руслан Крамаренко: Такие изменения назрели уже давно – сегодня у нас в общественном транспорте по-прежнему используются средства оплаты, которые были изобретены в середине прошлого века. Прежде всего, это: бумажные билеты и оптические жетоны. Причем доля оплаченных именно этими средствами поездок превышает 80% от всех поездок в общественном транспорте Киева. На сегодня пассажир при покупке жетона не получает чек и это не совсем правильно. Эта обычная услуга, а значит пассажир должен получать чек, но из-за того что система морально устарела, она не позволяет это делать.
Читайте также: В столичном метро продавать билеты будут по-новому
Это открывает множество возможностей для хищений, как со стороны городских транспортных КП, так и для уклонения от уплаты проезда со стороны пассажиров. Приведу факт. В прошлом году на одной из станций метрополитена были обнаружены хищения выручки нескольким кассирами. Сумма хищений исчислялась в миллионах гривен. Это явилось следствием того, что система не работает в онлайне, т.е. не позволяет контролировать в режиме реального времени ситуацию.
В мире почти не осталось городов, в которых для оплаты проезда используются оптические жетоны — разве что несколько городов на территории бывшего СССР. При этом карточки, которые сейчас используются в метрополитене, неоднократно взламывались талантливыми студентами технических университетов и институтов — это все выкладывалось в интернет.
KV: Что будет с людьми в КП, которые сейчас обслуживают существующую систему и занимаются сбором платежей за проезд в транспорте?
Руслан Крамаренко: Постепенно почти все эти люди будут сокращены или переведены на работу в других направлениях в своих предприятиях. Киев очень сильно отстал от других городов в плане использования система оплат в транспорте. К примеру, Вы не найдете в Европе ни одного города, в метрополитене которого сидят кассиры и продают жетоны. Везде их заменяют автоматы и нет никаких проблем для населения, все привыкли и все пользуются. Конечно, в Киеве будет переходный период, но конечная цель — полностью убрать человеческий фактор, который в основном является причиной ошибок и хищений выручки.
В качестве примера приведу мобильных операторов. У них миллионы абонентов, которым компании оказывают услуги, а абоненты их оплачивают. В качестве инструмента оплаты услуг абонентам предлагается несколько способов оплаты на выбор, большинство из них автоматизированы. В результате у десятков миллионов людей не возникает проблем при оплате мобильной связи, а у мобильных операторов нет даже мысли нанять 70-80 тысяч кассиров чтобы принимать платежи от абонентов. Ведь дополнительные люди — это дополнительные затраты. А наши транспортные КП содержат тысячи людей для приема платежей, в то время как эту задачу легко автоматизировать. Гораздо полезнее будет перевести этих людей на другие направления.
KV: Просчитывали, как скажется внедрение проекта на финансовых показателях наших планово-убыточных транспортных КП?
Руслан Крамаренко: Эффект от внедрения будет однозначно позитивным по двум причинам. Первая – за счет автоматизации процесса сбора выручки существенно удастся сократить затраты на ее сбор. Для примера, КП “Киевпасстранс” на сегодня тратит около 30% от собранной выручки на сбор этой самой выручки. После внедрения проекта этот показатель будет в районе 8%. В КП “Киевский метрополитен” сейчас ситуация немного лучше, но суть от этого не меняется.
Читайте также: Кассиры метро организованно “тырыли” деньги из автоматов
Второе и самое главное, что после внедрения подобных проектов почти во всех городах наблюдался прирост выручки — люди начинали оплачивать проезд, потому что им стало удобно это делать, уменьшались хищения, потому что это стало делом практически невозможным. В том же Белграде прирост выручки после внедрения проекта составил 20-30% в зависимости от маршрута и вида транспорта.
KV: Согласно распоряжению КГГА от 29.04.2013 №660, инвестор для успешной реализации проекта должен будет еще заключить договора аренды коммунального имущества. О чем идет речь?
Руслан Крамаренко: Инвестору нужно будет куда-то устанавливать свое оборудование. Соответственно для этого ему придется использовать помещения коммунальных предприятий, что и будет подкреплено договорами аренды.