Китай – одна из самых успешных экономик мира. В этой стране существует несколько различных видов инвестиционных зон, создавать которые, а также предоставлять льготы может центральное правительство и региональные власти. Более детально о том, какую роль инструмент свободных экономических зон (СЭЗ) сыграл и продолжает играть в развитии экономики Китая в интервью КиевVласти рассказал эксперт Института свободных экономических зон (ИСЭЗ) Сергей Капузо.
KV: Китай стал такой мощной экономикой благодаря СЭЗ?
Сергей Капузо: Безусловно это сыграло огромную, я бы сказал – ключевую роль, как на начальном этапе становления экономики КНР, так и сейчас.
Свободные экономические зоны КНР являются важным инструментом инвестиционной политики правительства КНР, а также весомым инструментом развития бизнеса в Китае. Поэтому иностранному инвестору целесообразно хорошо изучить данный вопрос.
Различные виды инвестиционных зон выступают как в качестве стимулов для иностранных инвесторов, так и в качестве своего рода барометра того, как Китай понимает приоритеты развития своей экономики на местном уровне, и, таким образом, проявляет определенную гибкость, которая затруднена в других местах.
Несмотря на разговоры о реструктуризации некоторых налоговых льгот, в связи со вступлением Китая в ВТО, инвестиционные зоны останутся, и в дальнейшем будут играть жизненно важную роль в развитии китайской экономики.
В частности, некоторые районы внутреннего, северного и западного Китая уже сейчас предлагают прекрасные долгосрочные льготы для инвестиций посредством открытия новых инвестиционных зон.
KV: Какие основные экономические зоны сегодня действуют в КНР?
С.К.: В настоящее время на территории Китая действуют следующие основные административно-экономические образования со льготными режимами:
1. Пять специальных экономических зон: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, а также приравненный к ним по статусу Новый район Пудун (Шанхай).
2. Свыше 90 зон технико-экономического развития государственного уровня: в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Тяньцзине, Даляне, Харбине, Урумчи, Ухань, Чунцине, Ханчжоу, Шэньяне, Чанчуне, Инкоу и других крупных городах.
3. Свыше 120 зон новых и высоких технологий, в том числе, наиболее известные:
- технопарк “Чжунгуньцунь” в Пекине;
- парк высоких технологий “Чжанцзян” в районе Пудун (Шанхай);
- парк высоких технологий в Тяньцзине;
- открытая зона высоких технологий в Нанкине;
- открытая зона высоких технологий в Чэнду;
- открытая зона высоких технологий в Гуанчжоу.
4. 13 свободных таможенных зон: в Шанхае, Тяньцзине, Даляне, Гуанчжоу, Нинбо, Чжанцзягане, Хайкоу, Сямэне, Фучжоу, Циндао, Шаньтоу, Чжухае, Шэньчжэне.
5. 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня: в Хэйхэ, Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжоули, Эрляне (автономный район Внутренняя Монголия), Хуэйчуне (провинция Цзилинь), Даньдуне (провинция Ляонин), Инине, Болэ, Тачэне (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Пинсяне, Дунсине (Гуанси-Чжуанский автономный район), Жуйли, Ваньтине, Хэкоу (провинция Юньнань).
6. Шанхайская зона свободной торговли.
KV: Есть классификация СЭЗ в Китае?
С.К.: Первые это собственно “Специальные Экономические Зоны”. СЭЗ действуют в ряде городов на юге КНР – Шеньчжень, Сямень, Хайнань, Шаньтоу и Чжухай. Каждый их этих городов имеет право принимать по экономическим вопросам свое собственное законодательство независимо от провинциального правительства. Во всех этих зонах предоставляется значительно сниженная ставка налога на прибыль предприятий – 15% от прибыли, в то время, как общенациональная ставка этого налога составляет 33%.
Рассматриваемые зоны являются закрытыми территориями, и для въезда в них китайцам необходимо иметь специальное разрешение. Эти города привлекают лучшие деловые и людские ресурсы Китая, но являются достаточно дорогими местами для проживания. Новый район Пудун в Шанхае является подобной структурой, однако без ограничений во въезде, и нацелен он главным образом на финансовый и бизнес-обслуживающий сектор.
“Открытые города”. Первоначально это были 14 городов восточного морского побережья, которые уже имели довольно развитую деловую инфраструктуру и изначально были нацелены на то, чтобы служить в качестве “ворот” во внутренние районы Китая. В 1992 году этот статус распространился на все провинциальные центры и города в приграничных районах. Такие города имеют большое количество “суб-зон”, предлагающих налоговые льготы, подобно СЭЗ.
“Зоны Развития Экономики и Техники” широко разбросаны географически, они находятся практически во всех основных городах северной части страны, а также в более мелких прибрежных районах. Подобно СЭЗ, они имеют право принимать собственные правила по вопросам регулирования бизнеса, но более нацелены на развитие интенсивных технологий. Местные власти имеют право самостоятельно одобрять проекты стоимостью до 150 млн долларов США. Налоговые льготы в отношении инвестиций со сроком капиталовложений, превышающим 10 лет, состоят в применении 15-процентной ставки налога на прибыль, а для проектов, со сроком действия менее 10 лет – в размере 24-процентной ставки данного налога.
Некоторые из наиболее известных инвестиционных зон могут быть довольно дорогими. А “Зоны Развития Экономики и Техники”, расположенные в небольших городах, часто являются более приветливыми к иностранным инвесторам и предоставляют хороший уровень сервиса по довольно разумной цене.
“Зоны Развития Высоких Технологий”. Данным зонам, расположенным в “Открытых городах”, разрешено предоставлять налоговые льготы иностранным инвесторам, специализирующимся в сфере высоких технологий. Но местные правительства часто имеют очень слабое понятие о “высоких технологиях”.
Некоторые из “Зон Развития Высоких Технологий”, такие как пекинская Zhongguancun или Сяменьская, имеют, однако, довольно высокие стандарты.
Рассматриваемые зоны предлагают, опять же, налоговые льготы подобные предоставляемым в СЭЗ, но предоставление этих льгот входит в компетенцию Министерства науки и техники, а не местных властей. “Зоны Развития Высоких Технологий” часто располагаются вблизи с университетами, которые могут дать им богатый источник молодых талантов.
В Китае в настоящее время существует 15 одобренных Центром “Свободных Торговых Зон” (бондовых районов). Расположены они все главным образом вдоль восточного морского побережья, и находятся в основных в портах или рядом с ними. Основная деятельность таких зон связана со складированием и экспортом грузов. В таких зонах предоставляется освобождение от экспортных и импортных пошлин, а также предоставляется возможность проведения платежей как в юанях, так и в иностранной валюте по сделкам, совершаемым в пределах зоны.
Зоны местного уровня, в последнее время распространившиеся в Китае в большом количестве, являются еще одним рискованным проектом, поскольку многие “открытые города” и сельские районы спешат предоставить свои собственные налоговые льготы в целях заманивания иностранных инвесторов. Только около десяти из таких зон были одобрены Центром, остальные являются неофициальными и предлагают так называемые “нелегальные льготы”.
Частные инвестиционные зоны. Их количество увеличилось в течение последних лет. Их часто можно узнать по названиям “инвестиционный парк”, “инвестиционный город” и т.п. Они, как правило, являются совместными китайско-иностранными проектами, с предоставленными в аренду большими земельными участками. Такие зоны предлагают хороший уровень обслуживания и инфраструктуры, зависящий отчасти от опыта (и денег) иностранного инвестора. Органом, регулирующим деятельность таких зон, является соответствующее местное правительство.
Эти зоны обычно тесно примыкают к “Зонам Развития Экономики и Техники” в качестве “суб-зон”, где за дополнительную плату предоставляется высокий уровень сервиса. Деятельность таких зон должна быть одобрена Центральным Правительством, и их количество увеличивается по всей стране с ростом их популярности.
Зоны технико-экономического развития (ЗТЭР) (经济技术开放区). ЗТЭР в Китае начали создаваться с 1984 г. В ноябре 2010 г. решением Госсовета КНР количество ЗТЭР государственного уровня в стране было увеличено с 54 до 90. Основная часть ЗТЭР расположена в восточном, наиболее развитом регионе Китая (средняя площадь одной зоны – 10 кв. км). Главной задачей ЗТЭР является привлечение инвестиций для развития высокотехнологичных производств.
Для привлечения иностранных инвестиций в ЗТЭР действует налоговый режим, аналогичный СЭЗ. Кроме того, управляющим комитетам ЗТЭР делегированы права провинциальных правительств по утверждению инвестиционных проектов.
Наиболее успешно действующей ЗТЭР считается Тяньцзиньская зона технико-экономического развития, созданная в 1984 г. В настоящее время площадь зоны составляет 33 кв. км. В ней насчитывается более 5 тыс. СП с общим объемом контрактных инвестиций в размере более 50 млрд. долларов. Только компании “Моторола” и “Самсунг” имеют в этой ЗТЭР соответственно более 150 и 100 профильных предприятий-резидентов. Основными видами производства являются: электронные средства связи (более 60%), автомобилестроение (10%), пищевая промышленность (7%), фармацевтика (5%). В общем объеме промышленной продукции ЗТЭР удельный вес научно-технической продукции составляет 55%.
Успешной деятельности Тяньцзиньской ЗТЭР способствует четкая и достаточно простая схема ее управления. Действующая редакция Положения о Тяньцзиньской зоне технико-экономического развития была принята Народным Собранием г. Тяньцзиня в 2003 г. Согласно данному документу, руководящим органом ЗТЭР является Управляющий комитет, в основные функции которого входят:
- разработка и осуществление планов развития зоны;
- разработка бюджета зоны, осуществление расчетов и контроля в пределах своей компетенции;
- установление ставок за пользование объектами инфраструктуры и т.д.;
- осуществление руководства в сфере землепользования, строительства, недвижимости;
- рассмотрение и утверждение в пределах территории зоны инвестиционных проектов в пределах компетенции правительства города;
- административное управление трудовыми ресурсами, защита законных прав и интересов персонала, работающего на предприятиях зоны;
- разработка административных правил и контроль за их исполнением;
- осуществление контроля за соблюдением законодательства местными резидентами;
- оказание поддержки и осуществление координации с территориальными органами ведомств Госсовета КНР, действующими в зоне (таможня, налоговая служба, торговый контроль, полиция, суд, орган социальной защиты).
Кроме того, Комитет контролирует вопросы аренды земельных участков, переуступки прав землепользования, регистрации и выдачи соответствующих документов.
Положение устанавливает для Комитета конкретные сроки рассмотрения текущих вопросов от резидентов в пределах 5 рабочих дней. В отдельных случаях этот срок может быть продлен до 8 дней с обязательным предоставлением письменного ответа.
Организационная структура Комитета, которая является типовой для всех ЗТЭР, включает в себя:
– управление экономического развития;
– управление торгового развития;
– управление охраны окружающей среды;
– строительное управление;
– управление трудовых резервов;
– управление научно-технического развития;
– управление социального развития;
– управление планирования;
– финансовое управление.
Техническим обеспечением деятельности ЗТЭР занимаются корпорации развития зон при Управляющих комитетах, в состав которых входят отдельные фирмы по обеспечению зон водой, электроэнергией, отоплением, газом, озеленением и транспортом.
Зоны новых и высоких технологий (ЗНВТ) (中国高新技术产业开发区). В отличие от ЗТЭР эти зоны имеют более узкую сферу научно-технической и производственной деятельности, ограниченной следующими направлениями:
- электронные и информационные технологии;
- биотехнологии и технологии новых медицинских препаратов;
- новые материалы и технологии их внедрения;
- аэрокосмические технологии;
- современные технологии обработки материалов;
- технологии морского промысла;
- ядерные технологии;
- энергосберегающие технологии и технологии новых источников энергии;
- технологии охраны окружающей среды;
- современные сельскохозяйственные технологии;
- другие технологии, которые могут быть использованы в модернизации традиционных отраслей промышленности.
В 2013 г. решением Госсовета КНР дополнительно были созданы следующие 9 зон высоких технологий: зона высоких фармацевтических технологий “Тунхуа” в провинции Цзилинь, зона высоких технологий “Фусинь” в провинции Ляонин, зона высоких технологий “Шицзуйшань” в Нинся-Хуэйском автономном районе, зона высоких технологий “Цзиньшань” в г. Хух-Хото (автономный район Внутренняя Монголия), зона высоких технологий “Наньтун” в провинции Цзянсу, зона высоких технологий “Цюйчжоу” в провинции Чжэцзян, зона высоких технологий “Цзинмень” в провинции Хубей, зона высоких технологий “Чжанчжоу” в провинции Фуцзянь, зона высоких технологий “Шихэцзы” в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Свободные таможенные зоны (СТЗ) (保税区). В настоящее время в КНР действуют 13 СТЗ, общая площадь которых превышает 50 кв. км. Наиболее активно работающими являются СТЗ в гг. Шанхай, Тяньцзинь, а также 3 зоны в г. Шэньчжэне (Футянь, Шатоуцзяо, Яньтянь).
В соответствии с действующим таможенным режимом СТЗ, при импорте иностранных товаров, в том числе для нужд предприятий-резидентов, таможенные платежи не взимаются, импортные лицензии не оформляются. Вместе с тем таможенные платежи и НДС выплачиваются при поставках продукции из СТЗ в другие города КНР, но не взимаются при экспорте за рубеж. Кроме этого, иностранные предприятия-резиденты СТЗ пользуются теми же налоговыми и административными преференциями, как и те, что действуют в китайских СЭЗ и ЗТЭР.
В целях упрощения организации деятельности резидентов зон Управляющие комитеты СТЗ уполномочены учреждать и регистрировать местные импортно-экспортные торговые компании, финансовые, юридические и страховые фирмы.
Наиболее успешным примером китайских зон данного типа считается СТЗ “Вайгаоцяо” в Шанхае. Одним из главных направлений деятельности зоны “Вайгаоцяо” является обработка поступающих товаров, развитие системы пакгаузных складов. В зоне действуют более 100 современных логистических предприятий.
Зона также известна своими успехами в совершенствовании электронной системы оформления таможенных процедур, в результате чего удалось организовать круглосуточный режим работы местного отделения таможни и сократить сроки таможенного оформления грузов до нескольких часов.
Зоны приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС). В настоящее время в Китае действуют 14 ЗПЭС государственного уровня, созданные для развития экономики приграничных регионов страны на базе расширения прямых торговых отношений с соседними государствами.
Например, в приграничных районах с РФ действуют таких 4 зоны: в гг. Хэйхэ, Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжоули (Автономный район Внутренняя Монголия) и Хуэйчунь (провинция Цзилинь).
В китайских ЗПЭС поощряется, прежде всего, деятельность предприятий по производству сельскохозяйственной, электробытовой и текстильной продукции на экспорт. До 2008 г. местные резиденты пользовались льготной ставкой налога на прибыль в размере 24%, с 2008 г. она отменена, и применяется универсальная ставка по стране – 25%. Система “налоговых каникул” аналогична СЭЗ. При этом малые предприятия, специализирующиеся на торговле с соседними странами, выплачивают 50% таможенных сборов и 50% НДС.
KV: Расскажите подробнее о Шанхайской зоне свободной торговли.
С.К.: 29 сентября 2013 г. по решению Госсовета КНР была официально открыта Шанхайская экспериментальная зона свободной торговли (ШЗСТ).
Шанхайская зона свободной торговли охватывает бондовую зону Вайгаоцяо, бондовый логистический парк Вайгаоцяо, бондовую портовую зону Яншань и комплексную бондовую зону аэропорта Пудун. Общая площадь ЗСТ – более 29 кв. км.
Управление ШЗСТ осуществляется специальным комитетом, напрямую подчиненным Народному правительству Шанхая. На Комитет возложены функции государственного регулирования в сфере инвестиционной деятельности, трудового законодательства, валютного контроля, контроля в сфере финансовой деятельности.
Создание Шанхайской зоны свободной торговли, по оценке специалистов, играет важную роль в строительстве шанхайского международного экономического центра, международного финансового центра, международного торгового центра и международного центра водного транспорта. Шанхайская зона свободной торговли призвана расширять сферу деятельности в таких областях, как финансовые услуги, услуги морских и речных перевозок, бизнес-услуги, профессиональные, культурные и социальные услуги.
По оценкам китайских экспертов, Шанхайская зона свободной торговли имеет ряд отличий от специальных экономических зон и таможенных территорий, существующих в КНР.
Во-первых, ШЗСТ имеет более широкий круг задач, чем традиционные для Китая бондовые зоны. Существующие с 1990 г. в Китае бондовые зоны в основном были направлены на привлечение иностранного капитала путем предоставления налоговых льгот при работе в зоне, упрощения валютного и таможенного контроля и упрощения инвестиционной деятельности.
Основной целью ШЗСТ является не только привлечение иностранного капитала, но и апробирование новых способов государственного регулирования международной торговли, иностранных инвестиций, финансового сектора.
Во-вторых, ШЗСТ отличается и от традиционных для Китая зон технико-экономического развития, которые существуют практически во всех крупных городах КНР. В отличие от этих зон, на территории которых развиваются в основном отрасли промышленного производства, деятельность ШЗСТ сосредоточена на сфере услуг и международной торговле.
В-третьих, ШЗСТ отличается от традиционной модели свободного порта (например, Гонконга или Сингапура), привлекательность которого формируется за счет свободы торговли, отсутствия валютного контроля, свободы мореплавания, высокой открытости иностранному капиталу и низкого налогового бремени. ШЗСТ использует опыт свободных портов, но основной целью данной зоны остается накопление опыта по развитию экономики за счет реформ и повышения открытости для дальнейшей реализации на территории всей страны.
KV: Шанхайская ЗСТ также оказывает определенные услуги для иностранных инвестиций, кроме перечисленного?
С.К.: В Шанхайской зоне свободной торговли планируется отменить ограничения для иностранных инвестиций в отдельные сектора экономики, указанные в “Каталоге – перечне отраслей для размещения иностранных инвестиций” (действует в редакции 2011 г.).
В соответствии с опубликованным планом развития ШЗСТ у иностранных инвесторов появятся новые возможности в сфере банковской деятельности, страхования, услуг финансовой аренды (лизинга). Будут предоставлены условия для создания центров по оценке кредитоспособности (бюро кредитных историй), кадровых агентств и инвестиционных компании.
1. Банковская деятельность: иностранные финансовые организации, соответствующие предъявляемым требованиям, получают возможность создавать банки со 100 % иностранным капиталом, а также совместные с китайскими финансовыми организациями кредитные учреждения. Китайские банки, созданные на территории ШЗСТ, получат возможность оказывать офшорные финансовые услуги.
2. Медицинское страхование: в ШЗСТ разрешено создание компаний с иностранным капиталом, оказывающих услуги по добровольному медицинскому страхованию (страхованию здоровья).
3. Лизинг: при создании лизинговыми компаниями в ШЗСТ дочерних компаний под отдельные проекты (лизинг морского судна или оборудования) отменяются ограничения к минимальному размеру уставного капитала. Кроме того, лизинговые компании в зоне получат возможность одновременно заниматься коммерческим факторингом.
4. Морской транспорт: в ШЗСТ снижены требования к совместным паевым и совместным кооперационным предприятиям, предметом деятельности которых является осуществление международных морских перевозок (отдельные правила будут установлены Министерством транспорта КНР).
5. Телекоммуникационные услуги: предприятиям с иностранным капиталом разрешено оказывать некоторые виды телекоммуникационных услуг (с согласия Государственного совета КНР, если потребуется внесение изменений в соответствующие административные правовые акты).
6. Игровые автоматы и устройства: в ШЗСТ разрешено создание предприятий с иностранным капиталом по производству и реализации игрового оборудования. Данные товары могут быть реализованы на территории КНР после прохождения процедуры проверки игрового контента в Министерстве культуры КНР.
7. Бюро кредитных историй: в ШЗСТ разрешено создание предприятий с иностранным капиталом, занимающихся оценкой кредитоспособности китайских организаций и физических лиц.
8. Туристическая деятельность: в ШЗСТ разрешено создание совместных паевых туристических компаний, которые смогут оказывать услуги по организации выездного туризма (продажа зарубежных туров китайским клиентам).
9. Кадровые агентства: в ШЗСТ разрешено создание совместных паевых предприятий китайского и иностранного капитала, которые занимаются подбором персонала. Доля иностранного участия в таком предприятии не может превышать 70%. Минимальный размер уставного капитала для кадровых агентств с иностранным капиталом в ШЗСТ снижен с 300 тыс. долларов США до 125 тыс. долларов Кроме того, поставщики услуг из САР Гонконг и САР Макао получают возможность создания 100% дочерних кадровых агентств.
10. Инвестиционные компании: в ШЗСТ разрешено создание акционерных инвестиционных компаний с иностранным капиталом.
11. Строительство и проектирование: в ШЗСТ разрешено создание предприятий с иностранным капиталом, которые будут оказывать услуги проектирования на территории Шанхая. Кроме того, на созданные в ШЗСТ строительные предприятия со 100% иностранным капиталом не будут распространяться ограничения к максимальному участию иностранных инвесторов при реализации совместных проектов на территории Шанхая.
12. Агенты по организации выступлений: в ШЗСТ отменяется ограничение на максимальную долю иностранного капитала и разрешается создание предприятий с 100% иностранным капиталом, занимающихся организацией коммерческих выступлений с участием иностранных артистов в пределах г. Шанхай.
13. Индустрия развлечений: в ШЗСТ разрешено создание предприятий индустрии развлечений с 100% иностранным капиталом.
14. Образовательные услуги: в ШЗСТ разрешено создание совместных коммерческих образовательных учреждений и коммерческих учреждений по профессиональной подготовке (в форме совместных кооперационных предприятий).
15. Медицинские услуги: в ШЗСТ разрешено создание медицинских учреждений со 100% иностранным капиталом.
KV: В Шанхайской ЗСТ действует упрощенный порядок регистрации компаний с иностранным капиталом?
С.К.: С 1 октября 2013 г. в ШЗСТ введен уведомительный порядок создания предприятий с иностранным капиталом вместо длительной процедуры утверждения в местных органах, необходимой при регистрации компании в КНР.
В ШЗСТ достаточно уведомить Комитет по управлению зоной свободной торговли о создании компании. В соответствии с правилами уведомление направляется путем подачи заявления на интернет-сайте Комитета по управлению ШЗСТ.
Заявление направляется после резервирования наименования создаваемой компании в органах торгово-промышленной администрации г. Шанхая. Вместе с заявлением учредитель предприятия обязан подать заверение, что иностранный инвестор и компания с иностранным капиталом не будет причинять вреда суверенитету КНР, публичным интересам, государственной безопасности, окружающей среде, а также заверить об отсутствии других обстоятельств, нарушающих законодательство КНР.
После подачи заявления в течение 30 дней со дня уведомления необходимо пройти регистрацию в торгово-промышленной администрации Шанхая.
Уведомительный порядок не распространяется на предприятия, которые включены в закрытый перечень специальных ограничений для иностранных инвестиций в Шанхайской зоне свободной торговле.
Кроме того, уведомительный порядок не отменяет необходимость предварительной проверки на безопасность слияний и поглощений, декларирования экономической концентрации или выполнения других обязанностей, предусмотренных антимонопольным законодательством КНР.
KV: Торговые зоны отличаются существенно от других видов зон?
С.К.: Первая СТЗ была организована в 1990 году в Вайгаосяо – в новом районе Пудун в Шанхае. Сейчас такие зоны существуют в Шеньчжене (две), Гуанчжоу, Шаньтоу, Сямене, Фучжоу, Нинбо, Шанхае (три), Сучжоу, Тяньцзине и Даляне. Все они имеют бондовые склады, находятся близко к морским портам, и имеют возможности оформления всех импортно-экспортных формальностей на месте.
СТЗ интересны гибкостью местного правительства в привлечении иностранных инвестиций, что может означать послабление в обычных жестких формулировках сферы деятельности компаний, которые в Китае являются юридическими границами активности предприятий. Это значит, что разрешения на такие виды деятельности, как консалтинг, архитектура, подбор кадров, создание программ для ЭВМ и т.п., которые обычно в Китае трудно получить, в СТЗ оформляются легче, что дает вам право выписывать официальные инвойсы за услуги по данным видам деятельности.
Важно помнить, что в таможенном отношении СТЗ находятся на территории бондовых районов, то есть считаются находящимися за пределами китайской таможенной границы. Отсюда и подобные послабления.
Препятствием здесь является то, что в связи с природой деятельности в СТЗ, офисные здания в них построены с определенной функциональной целью, и могут не подходить для сферы, в которой вы намереваетесь работать, либо территория СТЗ не является тем местом, где бы вы хотели вести свой бизнес.
Чтобы обойти это затруднение, вы можете учредить вашу хозяйственную единицу в виде предприятия с иностранными инвестициями в СТЗ, а потом зарегистрировать ее представительство (как маркетинговый отдел) в необходимом вам городе.
Что же касается филиалов, то компании, зарегистрированные в СТЗ, имеют право открывать свои филиалы только на территории таких зон, и не могут это сделать за их пределами.
СТЗ обычно имеют хорошие условия для занятия производственной или перерабатывающей деятельностью, которые могут быть приспособлены для ваших нужд. Товар может быть ввезен на территорию СТЗ, там переработан и реэкспортирован из Китая беспошлинно.
Для того чтобы “экспортировать” товар в Китай, необходимо оформить импортно-экспортные формальности в СТЗ. Товары, ввозимые в Китай с территории СТЗ, облагаются таможенными пошлинами (ставка зависит от вида продукции) и НДС (17%).
Однако, если вашим клиентом является предприятие с иностранными инвестициями, находящееся в Китае, оно может требовать возврата оплаченных им таможенных пошлин, если закупленная у вас продукция является составляющей частью для производимой им продукции, которая затем реэкспортируется из Китая таким предприятием.
В таких случаях также применяется скидка по НДС. СТЗ, таким образом, предоставляют возможность производителям составных частей для продукции, производимой в Китае крупными предприятиями с иностранными инвестициями, существенно сэкономить на таможенных пошлинах, перенеся бремя их оплаты на своих клиентов с помощью использования низкой отпускной цены.
Некоторые СТЗ предоставляют скидки по НДС, однако, опять же, не стоит брать их в расчет в долгосрочной перспективе. Из 17% НДС, 12,5% подлежит зачислению в центральный бюджет страны, оставшаяся часть остается в распоряжении местного правительства.
Ситуация, когда местные власти предлагают возврат вам этой части налога, осуждается Пекином, и эти суммы могут быть взысканы позднее, если Центральное Правительство запретит такую практику.
KV: Какие льготы предоставляются в СЭЗ в Китае?
С.К.: Большинство инвестиционных зон предлагают налоговые льготы, которые представляют собой комбинацию того, что предоставляется предприятиям с иностранными инвестициями, находящимся в любом месте Китая, с дополнительными местными льготами.
Предприятиям со 100%-ными иностранными инвестициями и совместным предприятиям, вне зависимости от того, где они находятся, предоставляются двухлетние налоговые каникулы по налогу на прибыль (общенациональная ставка – 33%, с некоторыми региональными различиями), начиная с первого года получения предприятием прибыли, и в дальнейшем в течение следующих трех лет применяется льготная 50%-ная ставка указанного налога.
“Свободные Торговые Зоны”, “Зоны Развития Экономики и Техники” и “Зоны Развития Высоких Технологий” обычно имеют ставку налога на прибыль предприятий в размере 15%, они могут предлагать освобождение от платежей за пользование землей, а некоторые зоны, в особенности расположенные в западных регионах Китая, предоставляют налоговые каникулы на срок, превышающий обычный пятилетний стандарт.
Некоторые зоны взимают налог на прибыль по ставке 10%, если предприятие с иностранными инвестициями экспортирует более 70% своей продукции.
KV: а есть какие-то принципиальные различия между льготами в разных зонах?
С.К.: Большинство различных видов инвестиционных зон в разной степени предлагают сходные условия предоставления налоговых льгот, налоговых каникул и т.п. Другие моменты, которые необходимо учитывать, это качество инфраструктуры, близость к вашим клиентам, к аэропортам, железным и автомобильным дорогам, возможность найма рабочей силы, цены на землю, другие специфичные условия, связанные с вашим бизнесом. Например, некоторые зоны предлагают специальные льготы для определенных видов деятельности, таких, как фармацевтика, сельское хозяйство, информационные технологии и т.п.
KV: А как организовано управление зонами? Это делают мэры? Управляющие компании? Как между ними распределены полномочия?
С.К.: Несмотря на большой опыт развития особых экономических зон, в Китае до сих пор нет единого законодательного акта, регламентирующего их деятельность.
Решения о создании отдельных зон принимались и принимаются Госсоветом КНР. Конкретные положения о зонах утверждаются Народными Собраниями соответствующих провинций, автономных районов, городов центрального подчинения.
Общая координация деятельности и развития зон возложена на специальную межведомственную комиссию, которую возглавляет представитель Госсовета КНР в ранге вице-премьера. В состав комиссии входят представители Министерства финансов, Министерства строительства, Министерства земельных ресурсов, Главного таможенного управления, Управления валютного контроля, а также силовых ведомств. Секретариат комиссии входит в состав Министерства коммерции КНР.
Согласно льготному режиму, действующему на территории СЭЗ, администрации зон в лице Управляющих комитетов пользуются правами провинциальных правительств в области регулирования местной экономики и разработки соответствующей нормативно-правовой базы. В частности, они самостоятельны в вопросах заимствования средств на мировом и внутреннем кредитных рынках, размещения за рубежом облигаций в рамках лимитов, предоставляемых центральным правительством. При этом они отвечают за свои обязательства собственными средствами.
Установленный лимит иностранных инвестиций в объекты, самостоятельно утверждаемые СЭЗ, в настоящее время составляет 50 млн. долларов (ранее – 30 млн. долларов). Инвестиции иностранного резидента должны составлять не менее 25% уставного капитала в создаваемом предприятии.
В отношении предприятий-резидентов СЭЗ применяются льготная ставка налога на прибыль и пятилетние “налоговые каникулы” с полным или частичным освобождением от уплаты данного налога (первые два года – налог не взимается, последующие 3 года – 50% от действующей ставки). До 2008 г. льготная ставка налога на прибыль составляла 15% (на других китайских предприятиях вне льготных зон – 33%).
В соответствии с Уведомлением №39 Госсовета КНР “О переходной политике предоставления льгот в отношении налога на прибыль предприятий” от 26 декабря 2007 г. для предприятий-резидентов СЭЗ с 1 января 2008 г. был установлен 5-летний переходный период на новые ставки указанного налога: в 2008 г. – 18%, 2009 г. – 20%, 2010 г. – 22%, 2011 г. – 24%, 2012 г. – 25%.
Данное правило распространялось только на резидентов, которые были зарегистрированы до 15 марта 2007 г. и ранее пользовались льготной ставкой налога в размере 15%. В отношении “новых” резидентов, зарегистрированных после 15 марта 2007 г., с 1 января 2008 г. была введена единая для всех предприятий КНР ставка налога на прибыль в размере 25%. Для резидентов, которые ранее пользовались льготной ставкой налога на прибыль в размере 24% (резиденты зон приграничного сотрудничества, “открытых” приморских городов), ставка указанного налога с 2008 г. была увеличена до 25%.
В отношении резидентов СЭЗ, занятых в сферах торговли, переработки, ремонта, а также в импортно-экспортных операциях, действует ставка НДС в 17%, как и на всей территории КНР. При этом НДС и таможенные платежи не взимаются при импорте производственного оборудования и материалов, ввозимых иностранным резидентом в счет своей доли в предприятии.
Налог на хозяйственную деятельность, потребительский налог (акциз), личный подоходный налог и другие виды налогов, существующие в КНР, в СЭЗ уплачивается по тем же ставкам, что и на остальной территории страны.
По решению местных администраций экспортно-ориентированным или высокотехнологичным предприятиям могут также предоставляться льготы неналогового характера, например, в виде сокращения или полного освобождения от платежей за использование земли, воды, электричества, газа, интернета, аренду помещений и др.
Максимальные сроки аренды земельных участков для резидентов СЭЗ составляют:
– для строительства жилья – 70 лет;
– для промышленного использования, строительства объектов науки, здравоохранения, образования, культуры, спорта – 50 лет;
– для объектов торговли, туризма, развлечений – 40 лет;
– для комплексного использования – 50 лет.
Право аренды предоставляется после уплаты рыночной стоимости участка, налог за аренду земли не взимается. По истечении срока контракт аренды может продлеваться на ежегодной основе за дополнительную плату.
Резиденты СЭЗ имеют право приобретать недвижимость в собственность. Налог на недвижимость оплачивается в размере 1,2% от ее стоимости, при аренде – 12% от стоимости аренды.
При реализации продукции на китайском рынке резиденты СЭЗ, в том числе предприятия с иностранным капиталом, могут действовать самостоятельно или через посреднические государственные компании. Устанавливая цены на свою продукцию, резиденты СЭЗ обязаны учитывать рекомендации местных ведомств, контролирующих цены. Цены на продукцию должны соответствовать ценам на аналогичные товары других предприятий КНР.
Справка KV. Сергей Капузо родился в Киеве, учился в Киевской гимназии восточных языков и в Киевском институте иностранных языков. Китаевед-экономист. Работал в Министерстве экономики Украины, был заместителем руководителя торгово-экономической миссии Посольства Украины в КНР, занимал другие должности в системе государственного управления Украины, связанные с украинско-китайским двухсторонним торгово-экономическим и инвестиционным сотрудничеством.
Общественная организация “Институт свободных экономических зон” создана в июле 2018 года для содействия созданию и развитию СЭЗ и ТПР, улучшения инвестиционного климата, развития технологического, производственного, экологического, финансового, промышленного потенциала Украины, укрепления местного самоуправления и развития территориальных общин. Директор Института – Павел Климец.
Читайте: Павел Климец: “Киевская агломерация и развитие СЭЗ создадут хорошие условия местным общинам”
Фото предоставлено пресс-службой Института свободных экономических зон