Если год назад большинство вопросов у специалистов были к креплениям, которые удерживают стальные брусья, сейчас опасения вызывают сами рельсы. И дело тут не в ржавчине, которая уже второй год их разъедает, а в самих рельсах, по которым киевляне должны быстро доехать из центра на Борщаговку.
Год назад “Комсомолка” уже проводила расследование по “гоночной линии” (см. сайт kp.ua). Результаты шокировали не только читателей, но и руководство страны. Мало того что технологии, по которым производили рельсы, не известны специалистам, так они еще и опасны для пассажиров! Проверяющие органы тут же запретили эксплуатацию и строительство такого пути. И что видим год спустя? Вячеслав Николаенко, главный государственный технический инспектор городского электротранспорта при МинЖКХ, который первым на всю страну заявил об опасности, – уволен. Отстранены от работы и те, кто не побоялся на страницах “КП” подтвердить слова инспектора. А сама линия по-прежнему строится с нарушениями всех правил и все равно готовится к запуску…
СТРОИТЕЛИ – ДАЛЬТОНИКИ?
– Каждый рельс имеет свою маркировку, по которой можно определить, к какому сорту он относится, – рассказывает Игорь Бучко, президент транспортной компании Trans Road Group, которая занимается исследованиями в области железнодорожных перевозок. – В зависимости от категории срез рельса окрашивают в разные цвета. К примеру, рельсы 1-го сорта обозначают зеленым. Такие кладут на линии для пассажирского потока поездов. Если на срезе красная краска, это – 2-й сорт, для дизельных перевозок, где скорость ниже. Ну и, наконец, синей маркировкой обозначают промышленный брак. Именно такие рельсы укладывали для нашего скоростного трамвая. В этом может убедиться каждый, кто способен отличить красный цвет от синего.
Еще один показатель бракованных рельсов – их длина. Для скоростного трамвая укладывали рельсы марки Р-65, они выпускаются исключительно по 12 и 24 метра. Если рельс бракуется, его режут на 6-метровые куски, на срезе ставят синюю пометку и отправляют на промышленные предприятия. По ним ездят дрезины и товарные вагоны со скоростью не больше 15 км/час. Так вот на скоростном укладывают именно шестиметровые кусочки.
Можно ли поверить в то, что гоночный трамвай от центра на Борщаговку будет ходить по бракованным рельсам? А ведь руководство “Киевпастранса” обещало, что вагончики смогут разгоняться до 80 км/час. Выходит, сесть в такой трамвай – все равно что сыграть в русскую рулетку. Чтобы лично убедиться в этом, мы отправились на скоростную линию.
НАВАР НА АВАРИИ
Возле Воздухофлотского моста строительство линии обрывается, что позволяет каждому убедиться в правдивости слов экспертов. Срез рельсов окрашен в ярко-синюю краску, а сами они порезаны на кусочки не более 6 метров. Что же это: преступление против киевлян, непростительная халатность или желание заработать на человеческих жизнях?
Стоимость брака на порядок ниже качественных рельсов. И есть огромные сомнения, что подрядчик преследовал цель сэкономить денежки городского бюджета.
За объяснениями обращаемся к Леониду Збарскому, заместителю директора Научно-исследовательского конструкторско-технологического института городского хозяйства. Кому как не специалистам знать все нюансы железнодорожного строительства.
– Эти рельсы не приспособлены для скоростной линии, а годятся исключительно для промышленного использования, – утверждает Леонид Збарский. – Так как это скоростная линия, рельсы должны быть сваренными между собой. Но по своей длине и конструкции они предназначены исключительно для сборки, а не для сварки. Для этого у них есть специальные отверстия для болтов, это значительно снижает их прочность.
Что может произойти, если по техническим рельсам будет гонять вагон с пассажирами? Очевидно – авария. Кто же в таком случае давал команду закупать брак? Неужели этот человек не думал ни о последствиях, ни об ответственности?
Впрочем, к нам в руки попали чертежи проекта скоростной линии. Как оказалось, даже в них есть масса несоответствий. В главном документе указано, якобы в строительстве применяются рельсы Р-65 согласно ГОСТу 8161-75. Простому человеку эти цифры ничего не скажут. Но стоило обратиться к специалистам, как стало известно: этот ГОСТ разработан в 1974 году и был отменен в нашей стране в 2004 году. На его место введен новый – ДСТУ 4344. Это четко прописано в Государственных строительных нормах “Трамвай и троллейбусные линии” от 2007 года.
СКОРОСТНАЯ ЛИНИЯ – ЭТО ФАЛЬСИФИКАТ
А теперь поговорим о креплениях “ИМЕТ”, которые должны прочно удерживать рельсы на скоростной линии. Уже два года эта конструкция вызывает много споров у специалистов. “Комсомолка” сообщала, что сделаны эти крепления по невиданным доселе стандартам. Следовательно, никто не может сказать, насколько долго эти пружины смогут удерживать рельсы на одном месте. Можно ли исключить вероятность, что рано или поздно такое крепление не удержит рельс и трамвай пойдет под откос? Ведь согласно государственным строительным нормам линия скоростного трамвая должна быть температурно-напряженая. А значит, крепления должны быть сверхнадежными.
– Температурно-напряженный режим рельсов – это обязательное условие для строительства линий скоростного трамвая, – рассказывает техник со стажем Геннадий Боржевой. – Этот режим должен не дать рельсам смещаться.
Можно ли говорить о надежности, если речь идет о креплениях “ИМЕТ”? Ведь не иначе как год назад специалисты хором заявляли: на таких пружинах о температурно-напряженной линии можно только мечтать.
– Эти крепления – самый настоящий фальсификат, который к тому же может натворить беды в Киеве, – уверен Олег Бучко, президент транспортной компании Trans Road Group. – Могу со всей ответственностью заявить, что эти крепления рельсы не удержат! Но и это еще не все, их гарантийный срок всего лишь два года. Следовательно, когда трамвай поставят на рельсы, весь путь нужно будет заменить, ведь строительство уже идет больше двух лет.
Согласен с мнением своего коллеги и один из самых авторитетных транспортников страны Леонид Збарский. По мнению ученого, если администрация решится произвести запуск линии, катастрофа неизбежна.
– Крепление “ИМЕТ” – аналог разработки 70-х годов, – отметил Леонид Владимирович. – Оно давно снято с производства. Но предприятие “Механика”, которое и поставляет на линию эти крепления, поступило недобросовестно. Там взяли английский патент 1973 года и получили патент украинский 2009 года. Причем даже картинки никто менять не стал. Просто перерисовали их один к одному. То, что эту конструкцию нельзя применять в таком виде, совершенно точно. Ведь по линии трамвай еще не ходил, а крепления уже разваливаются. А значит, рано или поздно рельс “выстрелит” и произойдет страшная авария. Когда это случится – сразу после запуска или через год, сказать трудно, но что это произойдет, я не сомневаюсь.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Вячеслав НИКОЛАЕНКО, бывший главный государственный технический инспектор городского электротранспорта при Министерстве ЖКХ:
– Меня не только отстранили от должности, на мои замечания все махнули рукой. Проезжая мимо скоростной линии, я внимательно смотрю на стройку: нарушений не устраняли. Марафет, который сегодня наводят на скоростной линии, совершенно не касается технических условий рельсов. Если начать все переделывать, нужны громадные затраты. Возникает вопрос: а что же делали раньше?
Автор: Александр Федченко
Источник: kp.ua