KV уже не раз писала о проблемах инфраструктуры Киева и столичного региона – от недостатка детских садов и школ до “элементарных” проблем нормального освещения и лавочек в парках. Сегодня, пока власть примеряется и “косячит”, инициативы и желания народа подхватывает бизнес. Девелоперы в условиях жесткой конкуренции и с учетом новых для Украины трендов создания среды обитания, стали обращать свое внимание на науку урбанистику.
Случаи, когда для реализации проектов девелоперы привлекают соответствующих специалистов по урбанистике, уже нельзя назвать единичными. Подобный подход для застройщиков в Киеве, конечно, не нов. Некоторые еще более 10 лет назад приняли решение строить комфортно вопреки бытовавшему тренду “построй, продай быстрее и забудь”. Однако слово “урбанистика” сегодня определенно звучит чаще.
В новом опросе KV поинтересовалась у застройщиков, как они на практике реализуют комфортную среду для будущих жителей своих объектов, а в некоторых случаях – и для всех горожан.
Алексей Кулагин, собственник девелоперской компании “Омокс”, застройщик жилых комплексов “Чайка” и “Сонцтаун”
Сегодняшний стиль подачи информации, с использованием не всем понятных слов с очень понятными и простыми смысловыми определениями, стал трендом нашего времени. К примеру, если речь о стройке, то девелопмент – управление, урбанизация – организация жилых пространств.
Чтобы ощутить более полно этот тренд, тренд – уровень востребованности, просто задайте себе вопрос, что для вас “мода”…
Мода – это форма или содержание? Если это форма? То представьте простой пример: допустим у Вас есть крылья, но Вы не летаете, ну не сложилось. Значит, это – иллюзия – не летающий крылоход… Спроецируйте эту иллюзию на свою жизнь…
Декоративная жизнь? Надеюсь, это не Ваша цель?.. Ведь мы то с Вами стремимся к содержательной, наполненной смыслом, жизни уж точно без “декоративных крыльев”.
К этой же цели стремились зодчие всех времен. Именно к наполнению функциональным и эстетическим смыслом всех геометрических пропорций жилых пространств.
Самым первым условием счастливой жизни всегда была безопасность…жилых пространств. Например, до середины XX века во всех проектах обязательно присутствовали элементы фортификационной архитектуры. После появления оружия с большой разрушительной силой безопасность в градостроительных концепциях свели к созданию возможностей быстрой эвакуации населения и обеспечению условий для работы специальных подразделений по оказанию эффективной помощи населению. Для эффективной работы таких подразделений необходимо предусматривать места дислокации – размещения этих подразделений при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных обрушениями или возгораниями зданий. Расчетным путем специалистами по тушению пожаров и разборке завалов была выведена количественная норма придомовых площадей на каждого жителя.
В СССР норма гражданской обороны по придомовым территориям была 12 кв. м на каждого жителя… Причем акцент делался на то, что при проектировании всех размещениях архитектурных концепций должно решаться исключительно за счет землеотвода застройщика. Именно при такой плотности населения можно обеспечить эффективную работу Министерства чрезвычайных ситуаций и правоохранительных органов и это было немаловажно.
Сегодня средняя плотность населения в пределах землеотводов застройщиков по Киеву и Киевской области колеблется от 1,5 кв.м. до 6 кв.м. на одного человека. Такое, чрезмерно плотное, заполнение землеотводов не способствует нормальному развитию детей…
Урбанизация должна стремиться к совершенствованию человечества как вида, жилье не должно быть каменным мешком, через отверстия которого в Вас проникают реалии внешнего мира, в котором Вы существуете пробегом – как потребитель или рабочая сила.
Урбанистические проекты сегодняшнего дня хороши для интенсивной эксплуатации человека, с мягким приближением к нему мест потребления, для таких же интенсивных, чтобы он не имел возможности вырваться из каменной обоймы. Человека плотно обставляют примерами и клише ему подобного стиля жизни. В таких пространствах трудно думать и даже представить иной стиль жизни.
Весьма малочисленная группа застройщиков решается создавать пространства, жители которых чувствуют себя одинаково комфортно и безопасно как в своих квартирах, так и на придомовых территориях новых жилых комплексов.
Самым ярким примером таких жилых пространств является жилой комплекс “Чайка” с обширными парковыми зонами, детскими и спортивными площадками, магазинами, ресторанами, школами, детскими садиками, фитнес-центрами, кортами и футбольным полем. И это неудивительно, ведь в жилом комплексе “Чайка” 17 кв.м. придомовых территорий на каждого жителя.
О жилом комплексе “Чайка” можно сказать, что здесь не строят, а создают пространства для обычных человеческих историй, историй любви и счастья.
Читайте: Девелоперы взялись за “социалку”: почему они стали строить детские садики и школы?
Анна Попруга, представитель компании KAN Development
На фоне общемировой тенденции к урбанизации городов, некоторые девелоперы перестали конкурировать исключительно в призме ценообразования, начав создавать интересные и качественные проекты.
Многие застройщики об этом по-прежнему не заботятся — они строят дома, но забывают про садики, школы, супермаркеты, удобную и безопасную территорию, фитнес центры и т.п. На выходе город получает бетонные коробки, нагроможденные друг на друга, предназначенные лишь для сна, но никак не для нормальной жизни. Мы же, в свою очередь, стремимся создать комфортную среду для жизни.
Мы не гонимся за количеством объектов, мы следим за их качеством, и чтобы они были знаковыми. Для нас прибыль не является самоцелью, но принципиально, чтобы, когда звучало имя KAN Development, ассоциации были правильными — дружественная среда обитания, развитая социально-бытовая инфраструктура, функциональные, продуманные и эргономичные планировки, культура добрососедства и интересный досуг, высокое качество. Чтобы при выборе одного из наших проектов у покупателя был только один критерий — выбор района, а все остальное не вызывало никаких сомнений.
При реализации каждого объекта, независимо от сегмента рынка недвижимости, наша компания всегда руководствуется принципом не строить квадратные метры, а создавать дружественную среду для жизни, это для нас очень важно. Это добрососедская атмосфера, в которой люди должны между собой общаться и дружить. Это прежде всего высокий уровень качества жизни и желание возвращаться в свой дом. Как только люди чувствуют себя не временщиками, а хозяевами жилья, они включаются в процесс, принимают решения и переживают за судьбу района. Фактически застройщику нужно объединить людей, показать им пример, как можно сообща изменить свою жизнь. Нам удалось это сделать в Комфорт Тауне, Централ Парке. Показатель повторных сделок в этих проектах очень высокий. Многие приобретают квартиры для родителей, родственников, приводят друзей. Люди довольны тем, что они купили, включается сарафанное радио, а для нас это лучший показатель успеха и правильного пути.
В новом проекте – живом квартале “Файна Таун” мы пошли еще дальше, решив воссоздать тот прототип жилого двора, в котором соседи общаются и взаимодействуют. К сожалению, современные люди одиноки, это факт. У нас нет понимания community. Ведь это, по сути, мини-модель демократического общества, которое своим общественным собранием принимает решения. Мы хотим научить людей слышать друг друга, понимать, уважать, дружить. Поэтому в основе проекта “Файна Таун”” — единое пространство для общения.
На Нивках будет построен не просто квартал, а целое сообщество с дружественной атмосферой, где жильцам будет предоставлен широкий выбор вариантов проведения досуга прямо у себя во дворе.
Читайте: Столичные высотки: кто и как контролирует нашу безопасность?
Артур Мхитарян, основатель TARYAN Group
По состоянию на сентябрь 2017 года в Киеве продажи ведутся в более 250 объектах, но около 70% этого жилья — эконом и комфорт-класса. На бизнес и премиум сегмент приходится порядка 30% предложения.
Тенденции в этих сегментах очень разные. Если в эконом/комфорт классе главный инструмент конкуренции — скидки и низкая цена, то девелоперы элитного сегмента соревнуются в том, кто предложит покупателю больше ценности и сервисов при той же стоимости квадратного метра. Покупатель элитной недвижимости стал более требовательным. Люди уже не хотят покупать просто квадратные метры, они хотят получить новый образ жизни! Чтобы создать жильцам новый образ жизни, мы применяем в своих домах много инновационных и нестандартных решений. В Royal Tower мы создали полноценный парк на крыше с деревьями, зелеными аллеям для отдыха, лаунж-баром и панорамной площадкой с прекрасным видом на город. В Jack House на крыше мы строим специальную зону Jack Club, где будет располагаться панорамный ресторан с видом на Киев, SPA и панорамный фитнес, также круглогодичный панорамный термальный бассейн и лаунж-зона с мягкими шезлонгами, как курорт и место отдыха прямо у тебя дома. В Taryan Towers – это будет три башни, соединенные двухэтажными стеклянными мостами – верхний уровень мостов будет открытым и станет смотровой площадкой, а в крытом разместим прогулочную дорожку длиной 370 метров, которая будет огибать контур каждой из башен. Часть секций в полу мостов будет прозрачной и позволит смотреть на Киев с высоты птичьего полета. При этом у каждой крыши своя концепция: авторский панорамный ресторан, парк на крыше с озером и зимним садом, а также музей будущего с зоной инноваций и развлечений с кинотеатром, планетарием, площадкой для запуска дронов.
Во всех наших домах, мы обязательно размещаем стильный лаунж-холл с зоной отдыха и баром, консьерж-сервис, дизайнерское лобби, собственный спортзал, СПА и игровую комнату для детей. Потому что важно создать для жителя элитного дома целый мир, чтобы он мог получить максимум сервисов у себя дома. В Taryan Towers кроме жилых башен и интересных крыш с мостами мы разместили новый формат Tsarsky c большими крытым и открытым бассейнами, свой ТРЦ и супермаркет, фонтаны и детская школа раннего развития.
Я рад, что над созданием образа и стиля жизни для жильцов сейчас задумались и другие девелоперы и застройщики, и начали предлагать покупателем не только квартиры, стали задумываться об интересных концепциях и инфраструктуре для будущих жителей. Я очень люблю Киев и хочу, чтобы в нем появлялось все больше проектов, которые будут только улучшать город. Уверен, это сильно изменит рынок и Киев в ближайшие годы —конкурировать проектами намного интересней.
Читайте: Берега-берега. Киевские девелоперы не готовы отказаться от застройки Левобережья
Глеб Шемовнев, пресс-секретарь корпорации “Укрбуд”
К сожалению, сегодня у большинства украинцев сложилось довольно искаженное понимание урбанистики. Ее часто путают со стрит-артом, то есть уличным искусством. В результате компании, занимающиеся благоустройством, иногда считают, что достаточно разместить некую инсталляцию, одновременно имеющую и художественную, и практическую ценность, и все – можно называть это урбанистикой. Поставят, например, необычную лавку-клумбу, и думают, что задача выполнена. На самом же деле хоть такие объекты и имеют ярко выраженный урбанистический характер, это в корне неверный подход. Урбанистика как наука намного шире. И главное в ней анализ, изучение целого спектра городских систем – от развития транспортной инфраструктуры и расположения зеленых зон до экологического фона в конкретном районе или удобства отдельно взятого перекрестка для людей с особыми потребностями. По сути, урбанистика планирует городское пространство, отвечая на два основных вопроса. Первый – как человек взаимодействует с городскими системами и как они взаимодействуют между собой. Второй – как сделать это взаимодействие более эффективным.
Самый простой и очень грубый пример – в обычном дворе ставится стол для пинг-понга. Но вот незадача – в настольный теннис никто не играет, зато некие маргиналы по вечерам распивают у этого стола пиво. Каждый из нас может привести несколько примеров, когда хорошее начинание заканчивалось подобным образом. И причина этого всегда очень банальная – просто стол поставили не там, где он нужен, а по принципу “чтобы было”. Не вписали его органично в то переплетение существующих городских систем, которое давно сформировалось в этом дворе. Если в этом месте никто никогда не занимался спортом, а всегда пили пиво, то появление спортивного объекта ситуации не изменит. Для изменения общественной модели поведения нужен целый комплекс мер, который заставит условного человека с пивом чувствовать себя чужеродно в этом пространстве и побудит его заняться более позитивной деятельностью.
Именно осмысленной работе с городским пространством и может научить застройщиков урбанистика. Для начала – хотя бы на придомовой территории. Чтобы делали не только красиво, а размещали каждую пешеходную дорожку, детскую площадку, лавочку или урну именно там, где она нужна. Сейчас ведь ситуация на рынке какая – предложение очень широкое, у покупателя глаза разбегаются. И поэтому за свои деньги он рассчитывает получить как можно больше. Так что комфортное окружающее пространство, в котором просто приятно находиться – это очень весомый плюс, который может определить выбор в пользу того или иного жилого комплекса.
И понимание этого к девелоперам постепенно приходит, некоторые уже начинают сотрудничать с урбанистами. Пока таких немного, и без лишней скромности скажу, что “Укрбуд” – один из них. Сейчас сразу в нескольких комплексах придомовая территория обустраивается с учетом урбанистических подходов, и уже очень скоро мы увидим результаты этой работы. Более того, опытная команда урбанистов, с которой мы сотрудничаем, вдохновила нас выходить за рамки дворов и помогать городу с обустройством общественного пространства. Сегодня в работе находятся несколько таких проектов. Впрочем, нам есть и что показать. Достаточно взглянуть на набережную Никольской слободки, которая стала подарком городу к Евровидению. Место, которое раньше все обходили стороной, стараниями застройщика и урбанистов превратилось в прекрасную зону отдыха, которая теперь ежедневно собирает сотни людей.
Людмила Петрив, PR директор, DIM
Девелоперы, планирующие свою деятельность на 10-15 лет вперед, безусловно, учитывают, что город больше не машина маятниковых миграций “дом-транспорт-работа”. За последние десятилетия ситуация изменилась. Появилось достаточное количество людей со средним достатком и выше с большим бюджетом свободного времени. По некоторым данным, до трети городских жителей имеют свободный временной график. Естественно, этот факт не может не влиять на качество запроса на городскую среду. Предлагаемые урбанистикой решения касаются, прежде всего, образа городской жизни, он становится достаточно приятен. Все как в старом добром европейском городе: за покупками – пешком, прогуливаясь и раскланиваясь со своими соседями, владелец ближайшего магазина – старый знакомый, а работа где-то под боком, возможно, в коворкинге на цокольном этаже собственного дома. Более того, не нужно куда-то ехать подышать или развлечься – все продумано, самодостаточно и очень френдли. Публичные пространства с велодорожками, газонами для йоги и мини-кафе на открытом воздухе – этот позитивный тренд, но пока не массовый. Хотя принципы нового урбанизма при желании применимы для проектов разного масштаба, от единичного здания до концепции “города в городе”. В условиях нарастающей конкуренции на рынке жилья очевидными “плюсами” для покупателей могут стать использование экологичных материалов и технологий при строительстве, вектор на энергоэффективность и ряд других “фишек”, как например артезианская вода из крана.
Сегодня необходимо признать, что новый урбанизм – это вполне работающая идеология, постепенно изменяющая не только риторику местных управленцев, но и облик города. Нам всем нужен город, комфортный для жизни, и, если урбанисты предлагают рабочие, не утопичные решения в этом направлении, то девелоперам с ними явно по дороге! Вспомните кредо нового урбанизма, которое так точно выразил датский архитектор Ян Гейл: “Не спрашивайте меня, сколько людей живет в этом городе – спросите, сколько получают от этого удовольствие”. Мы в DIM GROUP – за такую парадигму!
Читайте: Устали от “человейников”. Застройщики активизировали строительство мало- и среднеэтажного жилья
Фото: википедия