В процессе выполнения Программы использования и охраны земель г. Киева на 2011-2015 гг. запланировано провести размежевание земель коммунальной и государственной собственности, и утвердить в ВР границы города. Именно завершение такой работы может прекратить практику уже привычного бесконтрольного выделения земли застройщикам в историческом центре Киева, парках, скверах и на придомовых территориях
В проекте программы, текстом которой располагает Агентство журналистских исследований (АЖИ), сказано, что в Киеве необходимо завершить работы по формированию территорий и установлению границ земель разного функционального назначения, включая объекты природно-заповедного фонда, охранные зоны, земли оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и пр, на которых законодательно ограничена хозяйственная деятельность. “До того времени пока земельные участки не получат официального подтверждения принадлежности к той или иной категории, определяющей их функциональное назначение и возможные направления их использования и отчуждения, будет сохранена возможность использовать отдельные участки как угодно”,— сказано в документе.
Эксперты объясняют это тем, что имеющие номинально в Генплане определенное целевое назначение территории или еще не приватизированные отдельные земельные участки в Киеве не имеют четко установленных границ (не вынесены в натуру). Т.е. не имеют привязки чертежа землеотвода к реальным объектам, существующим в окружающей среде (к примеру, фонарный столб, люк канализации, бордюрный камень, угол дома и пр.), которые должны быть занесены в градостроительный кадастр. “Именно отсутствие в Киеве градостроительного кадастра, работу над которым Главархитектура Киева должна была начать уже давно, сегодня и может стать непреодолимым препятствием для выполнения важных задач, обозначенных в городской программе по использованию и охране земли. По сути, привязать земельный кадастр, который в Киеве сегодня отображает только кому, и как выделена земля, не к чему. Так приходится расплачиваться за то, что в отличие от цивилизованных стран, землеотводы у нас всегда шли впереди градостроительных решений”,— объяснил член президентского совета Национального союза архитекторов (НСАУ) Виктор Глеба.
Без сомнения, игнорирование работы по созданию зонинга (комплекса ограничений по застройке для каждого земельного кадастра) и градостроительного кадастра было связано с намерением поскорее раздать побольше столичной земли “нужным людям”. Эта задача в Киеве была успешно решена. Теперь для столичного руководства пришла пора подумать о том, чтобы не лишиться возможности управлять остальной землей. А такие риски присутствуют, ведь юридически коммунальная собственность на основную часть территорий города еще не оформлена. Из всей территории Киева в собственности юридических и физических лиц находится 6,2% городских земель, а в государственной собственности — 93,8%. Этими землями, согласно переходным положениям Земельного кодекса распоряжается Киеврада, ведущая перманентную борьбу за некоторые участки с Госкомземом. Всю территорию столицы еще предстоит размежевать, в результате чего у земельных участков появятся четкие границы и балансодержатели, что сделает невозможным нецелевое использование земли.
Преград в виде несовершенства законодательства и саботирования процесса ФГИ для успешного завершения этой работы еще предостаточно. Но мотивация обойти все препятствия и добиться поставленных целей лоббистским путем у руководства КГГА есть. На минувшей неделе президент Виктор Янукович издал указ, требующий от Кабмина оперативно направить в ВР предложения по изменению законодательства, с тем, чтобы лишить городские, сельские и поселковые рады права распоряжаться землей на территории населенных пунктов и передать это право госадминистрациям. На официальном сайте главы государства этот документ естественно опубликован не был. С одной стороны логика в таком нововведении присутствует, ведь коллегиальная (никакая) ответственность местных рад фактически полностью лишает депутатов страха перед уголовной ответственностью за массовые нарушения законодательства при выделении земли. Но с другой стороны, еще быстрей разбазарить главную собственность общины населенного пункта смогут назначенные президентом главы госадминистраций, как это и происходит сейчас с районными землями. Т.е. в таком случае только увеличится скорость, с которой земля станет переходить в собственность олигархов, а о понятии “местное самоуправление”, как таковом, вообще придется забыть. На сегодня, по сведениям АЖИ, инициативу Януковича готовятся воплощать в жизнь, но с некоторыми поправками: за городами и в особенности столицей при предстоящих изменениях в земельное законодательство право местных общин распоряжаться землей, было решено пока оставить. Надолго?
Чтобы в процессе размежевания земель закрепить за киевской общиной право собственности на около 80% городской территории (остальная земля останется в госсобственности) в конкретных границах городскому руководству еще предстоит узаконить размеры городской черты. Сегодня они условны, от чего столичные земли постоянно пытаются своими решениями передавать в пользование и собственность окружающие Киев сельские рады и Райгосадминистрации. “Для этого руководству города нужно провести огромную переговорную работу с представителями власти сел и районов, чтобы согласовать границы Киева. Это не просто, но необходимо. Переговоры нужно вести на равных и торговаться по всем спорным вопросам. Только после получения всех согласований границы столицы утвердит ВР”,— говорит экс-мэр Киева Иван Салий.
Правда есть и другой выход. Сделать так, как это принято в цивилизованном мире — пойти через градостроительное законодательство. Все-таки утвердить детальные планы территорий всех столичных районов на сессии Киеврады. Их границы, по сути, станут границами районов и в сумме дадут границы города, которые потом придется всего немного подкорректировать, согласовав со схемами планировки территорий области, районов, и генпланами небольших населенных пунктов киевщины. Но это, понятно, никому не интересно.
Также, по словам экспертов, Киеву совершенно необходимо добиться от парламента принятия Закона “О пригородных зонах”, который создал бы специальный режим землепользования окружающих мегаполисы территорий. Тогда шансы на цивилизованное развитие столичной агломерации были бы не плохими. “Сейчас в Законе “О регулировании градостроительной деятельности”, принятый ВР 13.01.2011 г. статус пригородных зон, как мегаполисов, так и небольших городов не определен. Поэтому возникают разногласия в понимании между пригородными зонами Киева, Ирпеня, Обухова, Броваров и др. Пересечение этих зон пригородных — это пересечение интересов при отсутствии госрегулирования развития этих территорий”,— говорит Виктор Глеба.