Вопреки устаревшим нормативам и обилию фальсификата, отечественная строительная отрасль развивается и внедряет новые технологии. Интеграция Украины в ЕС запустила процесс пересмотра строительных нормативов для гармонизации с еврокодами и евростандартами. Инициатива такого обновления исходит от бизнеса. Что позволяет утверждать: отрасль взрослеет и становится ответственней.
50% государственных строительных норм (ДБН) устарели и не отвечают современным требованиям к технологиям и безопасности зданий и сооружений.
Негармонизированными в Украине остаются две трети еврокодов, процветает использование фальсификатов. Ситуация не только создает проблемы для честной конкуренции на рынке недвижимости и строительства, но и несет угрозу безопасности граждан.
Об этом, как стало известно KV, речь шла на открытом отраслевом совещании “Безопасность строительных сооружений: проблемы устаревшей нормативной базы и фальсификата в строительстве”, состоявшемся в Киеве во вторник, 17 апреля.
На мероприятии присутствовали представители стройотрасли, чиновники и главы профильных бизнес-ассоциаций.
Читайте: Строительный рынок 2018: борьба с фальсификатом, незаконными стройками, новая концепция проверок
Точка невозврата
Безопасность зданий и сооружений в первую очередь гарантируют нормативы и правила. Но вот с ними в стране назрели серьезные проблемы.
Качественный анализ состояния действующей нормативной базы представил один из организаторов отраслевого совещания – “Украинский Центр Стального Строительства” (УЦСС).
Центр вот уже несколько лет подряд серьезно занимается обновлением и разработкой некоторых ДБН, гармонизацией еврокодов в сфере проектирования с применением стальных конструкций.
Согласно данным УЦСС, из 109 ДБН устаревших практически половина: более 10 лет существуют 30 ДБН, и более 20 лет — 20 ДБН.
“Остается проблема старения нормативной базы. 50% этих документов старше 10 лет. За последние 5 лет были приняты 35 ДБН. Мы не должны забывать, что нормативы базируются на последних достижениях науки и техники. Поэтому их обновление — важнейший вопрос, который должен быть в центре внимания и центральных органов исполнительной власти, и базовых организаций, и строительной общественности”,- отметил в своем выступлении ведущий эксперт УЦСС, руководитель научно-технического комитета организации, заместитель генерального директора в “Укринсталькон им. В.Н. Шимановского” Владимир Адрианов.
Эксперт также отмечает, что не менее актуальна для отечественной стройотрасли проблема обновления СНиПов — им уже порядка 30-40 лет, они отстали по требованиям безопасности, энергосбережения, экологичности.
“Специалисты считают, что треть СНиПов должна быть пересмотрена — на их базе должны быть сделаны новые. Часть можно перевести в стандарты, а часть станут отраслевыми строительными нормами. Эту работу нужно сделать и забыть старую нормативную базу времен Советского Союза”, – призвал участников эксперт.
Согласно Плану мероприятий относительно выполнения Концепции реализации государственной политики по нормативному обеспечению строительства в Украине на период до 2015 года замена СниПов и ДБН должна была завершиться до 2015 г., но сейчас выполнена только частично и нет новой Концепции и плана работ.
Не менее острый вопрос — гармонизация украинских нормативов с евростандартами. С одной стороны, в стране совершили серьезную работу и внедрили 58 еврокодов в 2013 году.
“Но сегодня уже 2018 год, и европейцы на месте не стоят, совершенствуют свою нормативную базу, а мы 5 лет ничего не делали с еврокодами. На сегодня в 12 из 58 уже внесены изменения, у нас же они негармонизированы, – сказал Адрианов.
По его словам, таким образом расширяется разрыв между реальной нормативной базой в Европе и реальной нормативной базой уровня еврокодов у нас в Украине.
Аналогично пристального внимания требуют евростандарты, которые поддерживают еврокоды. Сегодня их 472, а у нас гармонизировано 186, при этом 146 уже требуют пересмотра с учетом внесенных изменений в ЕС.
Аналогичная ситуация с гармонизацией евростандартов на строительные изделия. Из 2744 гармонизировано всего 610, из которых, в свою очередь, нужно пересмотреть 272.
Говорят сегодня и о необходимости постоянной работы над нормативной базой. Отставание уже вредит компаниям, которые выходят на европейские рынки: европейцам важно, чтобы украинские партнеры работали в одном нормативном поле, они хотят быть уверены, что требования в Украине соответствуют требованиям ЕС.
Дешевизна и качество
Еще одна угроза безопасности зданий и сооружений — фальсификат в строительной отрасли. Этой проблемой активно занимается еще один организатор совещания – BRDO (“Офіс ефективного регулювання”).
Проблему озвучила руководитель направления “Строительство” BRDO Елена Шуляк.
“Основной игрок в стройотрасли – государство. Доля государства в капитальных инвестициях составила 14,3 млрд. гривен, местных бюджетов — 38,2 млрд. гривен., 87,5% составляла доля работ в тендерах по строительству на площадке Prozorro в 2017 г. При этом, сегодня в тендерах основной показатель, определяющий выигравшего — цена. Что отнюдь не гарантирует качества. Как следствие — замещение использования качественных стройматериалов, потеря законопослушных производителей и, конечно, манипуляции со сметами”, – отметила эксперт.
Проблема, которая сказывается на качестве и надежности строительства — то, как государство регулирует заработную плату.
“Сегодня максимальная сметная зарплата, установленная Минрегионом, составляет 7 800 гривен в мес., – обратила внимание Елена Шуляк. – Аналитика порталов по поиску работы (сфера строительства), выполненная нашими специалистами, показывает уровень средней заработной платы 10 834 гривен в мес. С одной стороны, строители должны нанять работников по 10 тыс. гривен, с другой — по цене 7800, согласно Минрегиону. Конечно, компании находят выход из этой ситуации, но, к большому сожалению, за счет покупки менее качественных стройматериалов”.
Отметили и фактор трудовой миграции. В ЕС минимум зарплаты строителя в гривнах выше 33 000, что стимулирует отток кадров.
Итак, доминирование цены над качеством приводит к целому ряду негативных последствий: игнорируются стандарты и использование техусловий (ТУ) под конкретную продукцию, используются материалы, которые не отвечают требованиям безопасности и долговечности; производители качественных материалов по стандартам становятся неконкурентными; рынок оккупируют фальсификат и контрафакт. По данным BRDO, в итоге уровень “тенезации” в строительстве состоянием на 2016 г. составлял 28%.
Проблема, как отметила эксперт, в отсутствии у государства системы рыночного надзора. Нет действенных инструментов контроля качества применяемых материалов и конструкций, не проводится оценка рисков и т. д. Как итог — угроза безопасности гражданам Украины.
Читайте: Новое строительство в исторических зонах: казнить нельзя помиловать
Деньги на ДБН и контроль за фальсификатом
Разработка и пересмотр нормативной базы требует средств. Необходимо уже на 2019 год планировать бюджет. С этим в последние годы были явные проблемы. Владимир Адрианов привел пример “Укравтодора”. Которому для научного обоснования и разработки нормативов дорожного строительства в этом году выделено из бюджета более 35 млн. грн. Для сравнения, на разработку ДБН в этом году выделено около 2,5 млн. грн, а на проекты ДСТУ EN и вовсе ничего.
Эксперт также озвучил предложение активизировать привлечение финансовых ресурсов бизнеса стройотрасли и средства Европейского Союза на развитие нормативной базы в строительстве, объединив усилия с Минрегионом.
Отдельно Адрианов отметил проблемы торгов в системе Prozorro. По его словам, работа по ДБН через эту систему недостаточно эффективна.
Для создания эффективного рыночного надзора за продукцией в стройотрасли Елена Шуляк озвучила предложение BRDO внедрить действенную процедуру идентификации продукции. “Сегодня мы не знаем, что монтируем, устанавливаем. Не знает не только заказчик, но и потребитель. Мероприятия по рыночному надзору должны быть постоянными и системными, – настаивает Шуляк.
По ее словам, без жестких санкций к производителю, исполнителю проекта, инженерам технадзора мы ничего не добьемся.
“Нужно установить дифференцированные санкции за нарушения, вплоть до лишения права участвовать в тендерах, лишения квалификационных сертификатов”. Не менее важно, как акцентировала представитель BRDO, внедрить оперативный механизм изъятия из оборота продукции, которая не соответствует стандартам качества.
Организаторы мероприятия совместно с бизнес-ассоциациями в сфере строительства подготовили детальный список предложений к Министерству регионального развития, строительства и ЖКХ в направлениях нормативного обеспечения в строительстве и борьбы с фальсификатом в строительстве.
Тщательно проработанный перечень задач оказался очень внушительным: от анализа действующих нормативных документов с подробным перечнем до внесения изменений в законодательство, касающееся строительных норм. Пока же начался процесс создания рабочей группы которая будет тесно сотрудничать с Минрегионом и с бизнес-ассоциациями.
KV будет освещать работу группы и информировать читателей о грядущих изменениях в нормативах и законодательстве стройотрасли.
Читайте: Столичные высотки: кто и как контролирует нашу безопасность?
ФОТО: Коллаж KV, BRDO, “Украинский Центр Стального Строительства”