В Киеве начали подготовку к реконструкции устаревшего жилого фонда

В Киеве начали подготовку к реконструкции устаревшего жилого фонда

До конца текущего года должен быть разработан проект Программы реконструкции устаревшего жилого фонда Киева. Соответствующий подряд по переговорной процедуре получило частное предприятие “Институт Урбанистики”, которое связывают со скандально известным экс-замдиректора Департамента градостроительства и архитектуры Киевской горгосадминистрации (КГГА) Андреем Ваврышем. При этом очевидно, что к самой реконструкции ветхого жилого фонда в столице приступить не удастся до решения вопроса с тем, куда временно отселять жильцов, внесения изменений в законодательство и принятия Кабмином ряда постановлений. 

Тендер

Как  стало известно KV из объявления электронной системы публичных закупок ProZorro, 9 октября 2019 года Департамент строительства и жилищного обеспечения КГГА заключил договор с ЧП “Институт Урбанистики” (*) на разработку проекта Программы комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда в Киеве. Цена договора составила 1,25 млн гривен.

В документе собираются проанализировать отечественную нормативную базу и зарубежный опыт реновации устаревшего жилья. Также в проекте программы должны определить границы территории реконструкции.

Для изучения вопроса комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) Киева подрядчику предоставят информацию о 5 103 домах: адрес, год строительства, серия дома, материал стен, этажность, количество подъездов и квартир, общая площадь дома, общая и жилая площадь квартир, площадь встроенных нежилых помещений, количество жителей в доме, тип собственности дома (коммунальная, ЖСК, ОСМД, ведомственные жилые дома).

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Проект программы должен быть разработан в два этапа:

  • опытно-аналитический, который предполагает подготовку 6 разделов;

  • определение границ территорий комплексной реконструкции, которые должны описать в последнем разделе проекта программы.

Согласно техусловиям договора, разработка проекта программы будет осуществляться по изначально определенному плану:

1. Актуальность.

2. Цель и задачи.

3. Нормативная база для разработки программы и реализации проектов комплексной реконструкции.

4. Реализация проекта комплексной реконструкции:

4.1. Механизмы финансирования проектов реконструкции.

4.2. Подготовка конкурсной документации и порядок проведения конкурсов по привлечению инвесторов для реализации проектов реконструкции, замены ветхого жилого фонда.

4.3. Механизмы реализации инвестиционных проектов инвестором и властью.

4.4. Права и обязанности жильцов при реализации проектов комплексной реконструкции.

4.5. Урегулирование вопросов, возникающих после реализации проекта замены, реконструкции устаревшего жилого фонда (определение балансодержателя дома, оформление права собственности и т.п.).

5. Иностранный опыт и практики подготовки и реализации проектов комплексной реконструкции.

6. Рекомендации и предложения по изменениям государственных строительных норм, государственных стандартов Украины, нормативно-правовых актов на местном и национальном уровне.

7. Границы территорий комплексной реконструкции:

7.1. Действующая и проектная градостроительная документация.

7.1.1. Определение перечня кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда по результатам анализа градостроительной документации.

7.2. Материалы инвентаризации устаревшего фонда.

7.2.1. Определение перечня кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда по результатам анализа существующей устаревшей застройки.

На подготовку такого проекта программы определен срок до конца 2019 года, а это чуть меньше трех месяцев.

Подрядчик

Отметим, тендер провели без открытого конкурса – по переговорной процедуре. Необходимость заключить договор таким способом у заказчика объяснили тем, что аналогичные торги в июле и августе 2019 года отменили из-за недостаточного количества участников. Предложения для участия в первом тендере никто не подал. А во втором – заявку на участие подал только нынешний подрядчик – ЧП “Институт Урбанистики”.

По данным аналитической системы Youcontrol, ЧП “Институт Урбанистики” основано в 2007 году. Сейчас его учредителями числятся Алла Плешкановская (директор) и ООО “Терра проджект”.

ООО “Терра проджект” известна в Киеве своими скандальными разработками  десятков детальных планов территорий (ДПТ) столицы, в том числе Печерска, района исторической Черной горы,  ДПТ в границах улиц Электриков и Набережно-Рыбальской дороги в Подольском районе.

Читайте: В Киевсовете согласовали “убийственный ДПТ Черной горы” на Печерске

Как не раз писала KV, все ДПТ от “Терра Проджект” отличает одно: игнорирование требований градостроительного законодательства, госстандартов, интересов местных жителей и нарушения процедуры при объявлении и проведении общественных слушаний. Проекты таких ДПТ, как правило, опираются не на действующий Генплан развития Киева, а на никем не утвержденный проект Генплана Киева, который начали разрабатывать еще при Леониде Черновецком.

Сегодня ООО “Терра проджект” руководит Николай Коблев. Принадлежит фирма Вячеславу Бондарчуку. Последний владеет также ООО “Терра проджект Киев”, ООО “Проектные инновации”, ООО “Апшот гроус энд девеломпент партнерз”.

По информации издания “Наші гроші”, лицо с таким же ФИО – Вячеслав Владимирович Бондарчук – в 2008 году было директором негосударственного пенсионного фонда “Тайгер Санни”, которым владело КУА “Тайгер Эссет Менеджмент”. Совладелицей последнего была Людмила Ивасюк. Ее дочь – Дарья Ивасюк – до сентября 2012 года была партнершей по ООО “Габбро Плюс” на тот момент заместителя директора Департамента градостроительства и архитектуры КГГА (с октября 2010 по август 2015 года) Андрея Ваврыша.

О том, что ООО “Терра Проджект” проект Андрея Ваврыша, утверждали также источники KV в КГГА и Киевсовете. При мэре Леониде Черновецком Ваврыша за глаза называли “градостроительно-архитектурным решалой из КГГА”.

Читайте: Фирма Андрея Ваврыша монополизировала в Киеве производство антинародных ДПТ

Андрей Ваврыш был уволен из КГГА по собственному желанию 12 августа 2015 года, хотя перед этим Виталий Кличко заявлял, что отстраняет его от работы из-за “злоупотреблений” в сфере размещения наружной рекламы.

Во время внеочередных парламентских выборов 2019 года Киевская организация Национального союза архитекторов Украины (КОНСАУ) публично призвала не допустить проникновения в Верховную Раду “группы коррупционеров и системных истребителей Киева”: Дмитрия Исаенко, Андрея Ваврыша, Анну Бондарь и Вадима Струневича, полагая, что этим людям скорее место в тюрьме.

Сам Ваврыш на выборах 2019 года не баллотировался, но по 220 киевскому избирательному округу (Подол) прошла его верная помощница Анна Бондарь. По 218 округу (Оболонь и Святошино) в ВР от “Слуги народа” также прошел активист-урбанист Дмитрий Гурин, которого связывают с Ваврышем.

Известно, что Ваврыш – близкий друг главы Офиса президента Андрея Богдана и, по сообщениям интернет-изданий, оказывает большое влияние на формирование новой вертикали власти. При этом сам Ваврыш отрицает наличие общего бизнеса с Богданом, хотя некоторые издания связывают их через директора “Кармен Девелопмент” Александра Коваленко. По информации сайта “Радио Свобода”, Виталий Кличко, ряд экспертов и СМИ называют Ваврыша одним из “кураторов Киева” от офиса президента Зеленского.

Читайте: Кличко: Богдан просил меня согласовывать все действия с Ваврышем и Ткаченко – я отказался

Не трудно догадаться, что ЧП “Институт Урбанистики”, разработав за 1,25 млн гривен проект Программы комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда в Киеве, потом без конкурса получит из столичного бюджета гораздо большую сумму на разработку самой программы. 

История вопроса

Разработку городской Программы комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда Киева анонсировал в конце прошлого года замглавы КГГА Вячеслав Непоп. Он также заявлял, что реконструкцию устаревшего жилого фонда сдерживают неурегулированные вопросы законодательства.

По Закону “О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда, отселение дома для реконструкции возможно при условии согласия на это 100% проживающих в нем жителей. При этом коэффициент возмещения составляет 1,5, то есть, при переезде в новый дом семье должны дать квартиру на 50% больше. Все это, по мнению руководства КГГА, делает процесс реконструкции старого жилья нереальным. 

В начале 2018 года в столичной администрации заявляли, что привлечение инвестиций (инвесторов) к комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда на территории Киева тормозится из-за позиции Кабмина. В КГГА объяснили, что согласно закону о реконструкции устаревшего жилья, для привлечения инвесторов нужен инвестиционный договор, типовую форму которого утверждает Кабмин, чего с момента принятия профильного закона в 2007 году так и не было сделано.

В КГГА разработали свой вариант инвестиционного договора в 2017 году. Эту типовую форму инвестиционного договора вместе с проектом по внесению изменений в Закон “О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда” КГГА безрезультатно подавала на рассмотрение в Кабмин в 2017 и 2018 годах. Законопроект, в частности, предполагал, что для отселения собственников жилых и нежилых помещений жилого фонда, признанного устаревшим, достаточно согласия 75% владельцев квартир в доме. Отселение остальных должно происходить в судебном порядке.

Читайте: Приступить к реконструкции столичных “хрущевок” Кличко мешает только законодательство и нерасторопность Кабмина

В марте 2018 года гендиректор компании “Укрбуд Девелопмент” Олег Майборода заявлял, что действующее законодательство в его текущем виде делает процесс реновации устаревших домов почти невозможным. Причем изменений, предложенных КГГА, для запуска этого процесса явно недостаточно, так как они, по сути, снимают только две ключевые проблемы – запрет на отселение жильцов в резервный жилой фонд и необходимость получения согласия всех 100% собственников помещений устаревшего дома.

По его словам, трудностей добавляет и то, что законодательством предполагается реконструкция устаревшего жилья целыми кварталами домов высотой до пяти этажей, а не отдельными зданиями.

Также к спектру законодательных преград эксперт отнес: запрет на отселение жильцов устаревшего жилья в жилье с другим количеством комнат даже при большей площади нового жилья; ограничение зоны отселения жильцов устаревшего жилья границами того же квартала или микрорайона; отсутствие нормы, обязывающей органы местного самоуправления развивать социальную инфраструктуру соразмерно развитию квартала или микрорайона, отсутствие налоговых и других льгот, предоставляемых потенциальному инвестору; отсутствие территорий для строительства жилья, предназначенного для отселения жильцов домов определенных под снос.

Читайте: Ящик Пандоры. Одного законопроекта от КГГА для реновации кварталов с устаревшим жилфондом не хватит

В августе текущего года на тот момент замглавы Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Лев Парцхаладзе презентовал законопроект “О внесении изменений в Закон Украины “Про комплексную реконструкцию кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда”. Оказалось, что Минрегион также как и КГГА предлагает проводить реконструкцию кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда при согласии не менее 75% владельцев квартир и другой недвижимости в пределах квартала (микрорайона).

Читайте: Минрегион хочет реконструировать ветхое жилье при согласии не менее 75% владельцев недвижимости в пределах квартала

Напомним, в 2017 году в Украине закончился 60-летний срок эксплуатации первых построенных хрущевок, которые составляют значительную часть устаревшего жилого фонда Киева. Тогда в КГГА сообщали, что более 2 тысяч киевских хрущевок пора сносить или серьезно реконструировать.

Читайте: В Киеве надо снести более 2 тыс. хрущевок (документ)

В марте 2018 года в Департаменте градостроительства и архитектуры КГГА сообщили, что общая площадь микрорайонов (кварталов) старого жилфонда составляет 388,5 га, где размещается 2 458,3 кв. м. ветхого жилья. По их данным, в течении 20 лет из старых домов планируется переселить 112 тысяч киевлян. Перечень кварталов  устаревшего жилого фонда, который планируется реконструировать за 20 лет выглядел так:

  • квартал в границах ул. Маршала Гречко и ул. Стеценко;

  • квартал в границах ул. Воскресенской, бульв. Перова, просп. Алишера Навои;

  • квартал в границах ул. Попудренко, ул. Красногвардейская (ныне ул. Гната Хоткевича – ред.), ул. Минина, ул. Красноткацкой;

  • квартал в границах Лесной проспект, ул. Милютенко, ул. Шолом-Алейхема;

  • квартал в границах ул. Российской, ул. Симферопольской, ул. Ялтинской, ул. Новодарницкой.

Читайте: В КГГА определили кварталы ветхого жилья под реконструкцию (список кварталов)

Департаментом строительства и жилищного обеспечения КГГА с 22 марта 2016 года руководит Константин Федотов. Департамент градостроительства и архитектуры КГГА Александр Свистунов возглавляет с 1 ноября 2016 года. Вопросы градостроительства и строительства в Киеве курирует замглавы КГГА Вячеслав Непоп.

* ПП “Інститут Урбаністики” (код ЄДРПОУ: 16284100)

Фото: https://ua.news

КиевVласть


Автор:
Алена Момот
Рекомендуємо до перегляду
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
09:00 Нещодавно столична міськрада ухвалила програму управління об’єктами комунальної власності, розраховану на період 2025-2027 років. Усього на її реалізацію планується витратити 251,3 млн гривень,…
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
09:00 В листопаді бюджетні замовники селища Баришівка на Броварщині уклали договорів на кругленьку суму – понад 26 млн гривень. Найбільше грошей спрямували на облаштування…
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
09:00 Столична влада ухвалила бюджет Києва на 2025 рік та внесла зміни до Програми економічного та соціального розвитку (ПЕСР) в частині видатків на наступний…
Banner
QlU7mDx4