Декабрь в Украине традиционно проходит под “знаком бюджета”. На всех уровнях формируются, рассматриваются и принимаются финансовые документы, по которым страна в целом и отдельно взятые общины будут жить и функционировать в течение следующего года. О бюджетных процессах в столичном регионе KV пообщалась с председателем Киевской облгосадминистрации Владимиром Шандрой.
– Владимир Николаевич, бюджетный вопрос под занавес года является главным в стране и на местах. Как обстоят дела с проектом областного бюджета столичного региона?
– Все делаем во время и ожидаем на положительный конечный результат. В начале этой недели, 30 ноября, мы представили проект областного бюджета киевского региона на 2016 год в стенах администрации, после чего он был передан на изучение и рассмотрение депутатам облсовета.
Теперь, согласно изменениям в Бюджетном кодексе, местные бюджеты в каждом регионе должны быть приняты до 25 декабря. При этом, такие проекты должны быть сформированы и переданы местным депутатам за 20 дней до заседания сессии, на котором, собственно, они и будут принимать документ. Так что со своей стороны Киевская облгосадминистрация своевременно исполнила обязательства по подготовке бюджета на следующий год. Сейчас мяч полностью на стороне областного совета, который в конце месяца будет утверждать областной бюджет.
– И в Бюджетном, и в Налоговом кодексах есть определенные новшества. Учитывались ли они при составлении проекта бюджета?
– Непременно. Наш проект был составлен с учетом действующих норм Налогового и Бюджетного кодексов и других законодательных актов, которые имеют отношение к местным бюджетам. При этом в основу расчетов доходной части общего фонда областного бюджета было положено основные прогнозные показатели экономического и социального развития области, основные направления бюджетной политики, реформы местного самоуправления и децентрализации управления бюджетными средствами.
– Многие законодательные новшества связаны с проведением реформы бюджетной децентрализации, которая стартовала в начале 2015-го.
– Хочу обратить внимание лишь на некоторые достижения этой реформы и возможности, которые она открыла бюджетам на местах. Благодаря бюджетной децентрализации, за 10 месяцев этого года в местные бюджеты сверх плана поступило 1 млрд 21 млн гривен. Это существенный показатель, который значительно обогащает местные копилки и дает им доступ к более широкому финансовому ресурсу.
Фактически впервые за годы независимости мы имели профицит бюджета, а вместе с ним – и возможность перераспределить бюджетные средства местными общинам для их экономического, социального и инфраструктурного развития.
– Какие финансовые показатели заложили в проект областного бюджета на следующий год? Наблюдается ли рост показателей?
– Плановые показатели доходной части общего фонда областного бюджета без трансфертов на 2016 год рассчитаны в сумме 822, 518 млн грн, что на 17 млн грн выше ожидаемых поступлений в 2015 году.
Основным налогом в доходах общего фонда областного бюджета, как и в предыдущие годы, остается налог на доходы физических лиц. Объем этого налога запланирован в сумме 590,5 млн грн. По сравнению с ожидаемым поступлением в 2015 году, предполагается, что в следующем году рост его поступления составит на 3,1%, или 17, 862 млн гривен.
Также к источникам наполнения областного бюджета отнесено 7 видов платы за лицензии, сертификаты и государственной регистрации, которые запланированы в общей сумме более 41 млн грн.
– А что относительно бюджетных расходов?
– Должное внимание уделили социальной сфере. К примеру, на здравоохранение, предусмотрели около 800 млн грн, на образование – почти 400 млн грн. Должные средства предусмотрены и для социальной защиты и социального обеспечения. Также заложено финансирование для предоставления льгот на медицинское обслуживание для граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, на содержание шести центров социально-психологической реабилитации, Центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, учреждений и организаций культуры и искусства и пр.
Беседовала Оксана Мельник