Столичные активисты и депутаты добились утверждения нового Порядка отбора общественных организаций для осуществления им финансовой поддержки из столичной казны. По новой процедуре финансировать должны уже конкретные проекты ОО, победившие в конкурсе, а за “нецелевое использование бюджетных средств” деньги должны забирать назад. Впрочем, так как директор Департамента социальной политики Киевской горгосадминистрации (КГГА) Юрий Крикунов (на фото) “затянул” с разработкой данного документа, возможны коллизии и несостыковки. Чиновник-депутат вроде бы обещает применить новую методу уже в этом году, но это противоречит тексту Порядка, а на следующий год действие Программы “Социальное партнерство” уже не распространяется.
Как стало известно KV, 19.04.2018 года Киевсовет утвердил новый Порядок отбора общественных организаций для предоставления финансовой поддержки из бюджета Киева.
Речь идет о проекте решения № 08/231-3159/ПР от 13.12.2017 года авторства Департамента социальной политики КГГА (внесение изменений в решение Киевсовета № 89/89 от 11 февраля 2016 года). Новый Порядок утверждался с учетом замечаний комиссии Киевсовета по вопросам охраны здоровья и социальной защиты.
Темное прошлое
Напомним, уже несколько лет подряд ряд столичных общественных организаций (ОО) финансируются из городского бюджета по Программе “Социальное партнерство”. При этом, деньги этим организациям выделяют в виде финансовой поддержки “на жизнь”, а список “на финансирование” утверждается руководством Департамента соцполитики КГГА непонятно по каким критериям. За это директор этого департамента и одновременно замглавы профильной комиссии Киевсовета Юрий Крикунов (фракция “Солидарность”) постоянно подвергался критике со стороны общественности и депутатов, а также не раз не беспочвенно обвинялся в коррупции.
Читайте: Крикунов “втемную” выдает бюджетные гранты сомнительным общественным организациям и Юрий Крикунов наживается на инвалидах, – СМИ (видео)
Как уже сообщала KV, Крикунов обещал вынести на утверждение горсовета новый “справедливый” порядок отбора ОО для финансирования еще в позапрошлом и прошлом году. Но дотянул до того, что даже в 2018 году финансирование таким организациям, похоже, утвердят по старой “непрозрачной процедуре”. Соответствующий проект решения 23 марта 2018 года был согласован бюджетной комиссией Киевсовета.
Читайте: Крикунову позволят и в 2018 году распределить бюджетные гранты “втемную”
Исходя из текста нового Порядка, финансирование по новой процедуре столичные ОО могут начать получать только в 2019 году.
В документе сказано, что заседание конкурсных комиссий “проводятся ежегодно в третьем квартале года, предшествующего периоду, в котором планируется предоставлять финансовую помощь”. В правовом выводе Управления правового обеспечения деятельности Киевсовета также было отмечено, что в 2018 году финансирование ОО “по-новому” уже, увы, будет незаконно.
При этом, депутат из фракции “Объединение “Самопомощь” Вадим Васильчук сообщил KV, что, по его сведениям, Департамент социальной политики КГГА собирается успеть выдать финансовую поддержку столичным ОО по новой процедуре уже в этом году. “На это же рассчитывают активисты, которым это было давно обещано”,- говорит депутат.
Отметим, такое развитие событий маловероятно или сделает соответствующие решения нелегитимными. Вероятно, с “темным прошлым” удастся покончить только в 2019 году, и только после продления действия Программы “Социальное партнерство”, действие которой в действующей редакции заканчивается в конце 2018 года.
Светлое будущее
Основной особенностью нового Порядка является то, что финансироваться будут не сами ОО, а их проекты, которые “прозрачно” отберут конкурсные комиссии.
Конкурсные комиссии
Новым Порядком предусмотрено создание в этом году 11-ти конкурсных комиссий: одной городской, и 10-ти районных.
Городская конкурсная комиссии должна каждый год создаваться приказом Департамента социальной политики КГГА. Ее состав предварительно должна одобрить комиссия Киевсовета по вопросам охраны здоровья и социальной защиты. Эта комиссия должна будет в третьем квартале 2018 года отобрать лучшие проекты из тех, которые на ее рассмотрение подадут “городские” ОО (деятельность которых распространяется на всю территорию Киева).
Для общественных организаций, которые ведут свою деятельность только в районах Киева, приказами Районных в городе Киеве госадминистраций (РГА) должны быть созданы соответствующие районные комиссии. Их персональный состав тоже сперва должна будет согласовать комиссия Киевсовета по вопросам охраны здоровья и социальной защиты.
В Порядке приписано, что возглавлять Городскую конкурсную комиссию будет директор Департамента социальной политики КГГА, а районные – профильные заместители глав столичных РГА.
Состав Городской конкурсной комиссии предусмотрено формировать на 50% из госслужащих (представителей данного департамента, Департамента экономики и инвестиций КГГА и прочих структурных подразделений КГГА) и на 50% из депутатов Киевсовета, представителей Общественного совета при Департаменте социальной политики КГГА и других ОО, специалистов в соответствии с тематикой проектов. По такому же принципу должны формироваться и районные конкурсные комиссии.
В каждой такой комиссии должно быть не менее 11 членов, их заседания будут считаться правомочными при кворуме 6 человек. На городском уровне организовывать и проводить конкурсы проектов ОО будет Департамент социальной политики КГГА, на районном – РГА Киева.
Кого допустят участвовать в конкурсе
Принять участие в конкурсе проектов смогут лишь те ОО, которые были зарегистрированы за год до оглашения конкурсного отбора. При этом в Порядке отмечается, что участвовать одновременно в городском и в районном отборе нельзя.
Для начала, на официальном портале Единой территориальной общины Киева, странице Департамента социальной политики КГГА и официальных веб-страницах РГА Киева должны быть обнародованы объявления о проведении конкурса. ОО, желающие принять участие в отборе проектов, должны подать свои предложения в печатной или электронной форме по указанным адресам не позже, чем через 30 дней со дня обнародования соответствующего объявления. Отмечается, что общественные организации могут подать на конкурс несколько предложений.
Для подачи предложения нужно заполнить заявку и приложить к ней копию решения о внесении ОО в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, краткую информацию о деятельности и опыте работы ОО и пр. Если предложение составлено правильно, претенденты должны будут получить от организаторов конкурсов справки с номером регистрации конкурсного предложения.
Когда срок подачи предложений закончится, организаторы конкурсов должны будут в течении 30 дней определиться с перечнем ОО, которые смогут принять участие в конкурсе – “проверят поданные документы и соответствие конкурсных предложений установленным приоритетным направлениям”.
Согласно Порядку, конкурсные предложения подаются ОО по таким приоритетным направлениям:
-
реабилитация и социальная защита людей с инвалидностью (кроме людей с недостатками слуха и зрения);
-
реабилитация и адаптация лиц с недостатками слуха и зрения; проведение комплексной реабилитации и специализированного консультирования детей и молодежи с инвалидностью;
-
реинтеграция людей групп риска (лиц, которые выходят из мест лишения свободы);
-
социальная реабилитация участников АТО, воинов-интернационалистов, участников боевых действий, их семей;
-
социальная защита граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы;
-
социальная адаптация детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки; обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин;
-
социальная реабилитация и привлечение людей преклонного возраста к активному участию в общественной жизни города;
-
проведение работы, направленной на патриотическое воспитание молодежи;
-
абилитация, мероприятия по включению в местную общину, представительство интересов, умные приспособления для лиц с интеллектуальными нарушениями и членов их семей, которые совершают опеку и присмотр;
-
предоставление других социальных услуг.
Проекты должны подаваться в такой форме.
Организаторы конкурса могут отказать ОО в участии в конкурсе из-за подачи неправдивых документов, ликвидации или реорганизации ОО, по просьбе самой ОО. Отклонить заявку на участие в конкурсе могут, если проект не отвечает приоритетным направлениям и направлениям деятельности самой ОО. В бюджетной поддержке также будет отказано, если реализация проекта направлена “на удовлетворение потребностей бенефициаров, которые не являются членами территориальной общины Киева”, “общественная организация ставит целью получение прибыли, ведение политической деятельности, предоставления гуманитарной и благотворительной помощи, проведение религиозных обрядов”.
Кому достанется бюджетное финансирование
Порядком определен конкурсный отбор проектов ОО в два этапа.
На первом этапе представитель ОО должен защитить свой проект на заседании конкурсной комиссии. Отмечается, что граждане, другие представители ОО и СМИ имеют право присутствовать на таких заседаниях.
На втором этапе конкурсные комиссии выбирают “достойные” бюджетной помощи проекты ОО, а также определяется необходимый для их реализации размер финансовой поддержки. Каждый член конкурсной комиссии должен оценить поданный ОО проект по шкале от 0 до 5 баллов для каждого из 14 критериев, определенных в Порядке.
Присутствие общественности на таких заседаниях Порядком, похоже, не предусмотрено. В документе сказано, что проводить онлайн-трансляцию заседаний этих комиссий организатор конкурса будет “лишь при технической возможности”.
Далее конкурсные комиссии должны будут суммировать результаты оценки конкурсных предложений и составить рейтинг по каждому приоритетному направлению. Для этого определяется средний балл каждого приоритетного направления и составляется общий рейтинг конкурсных предложений (средний балл от большого к меньшему).
После того, как конкурсные комиссии составят общий рейтинг проектов ОО, они рекомендуют организаторам конкурсов списки проектов со средним баллом не менее 20. В Порядке отмечается, что свои решения конкурсные комиссии заносят в протоколы, которые публикуются на официальных сайтах городской и районной власти. К этим протоколам также должны прилагаться общие рейтинги конкурсных предложений.
Порядком предусмотрено, что решения конкурсных комиссий могут быть обжалованы в недельный срок после оглашения результатов рейтингования.
В документе сказано, что организаторы конкурсов окончательно определят перечни проектов ОО, достойных финансирования из столичной казны, в течении месяца после утверждения бюджета Киева “в границах определенного объема расходов на предоставление финансовой поддержки общественным организациям”. На этом же этапе Департамент соцполитики КГГА и столичные РГА должны определить размер финансовой поддержки для каждой ОО.
Потратил деньги – отчитайся, расходовал не по назначению – верни
Порядком также предусмотрено, что ОО обязаны в месячный срок после реализации своих проектов предоставить организаторам конкурса письменные отчеты. На их основе Департамент социальной политики КГГА и РГА будут утверждать итоговые выводы по реализованным проектам. Эти выводы должны публиковаться на официальных порталах столичной власти.
Если организаторы конкурса решат, что ОО не выполнила заявленный проект, они примут соответствующее решение. Отмечается, что в случае нецелевого использования бюджетных средств, такое решение будет в трехдневный срок опубликовано и “недобросовестная” ОО об этом будет уведомлена.Новым Порядком предусмотрено, что “выявленная расхитительница бюджетных средств” должна будет в недельный срок вернуть деньги в городскую казну.
Денег хватает
Напомним, городская целевая программа “Социальное партнерство на 2016 – 2018 годы”, была утверждена решением Киевсовета № 89/89 от 11.02.2016 года. Этим же решением был утвержден Порядок отбора общественных организаций для предоставления финансовой поддержки из бюджета Киева.
В целом, согласно программе, планировалось за три года распределить между столичными ОО социальной сферы 53 млн 243,2 тыс. гривен (15,6 млн гривен – в 2016 году; 17 млн 993,1 тыс. гривен – в 2017-м и 19 млн 650,1 тыс. гривен – в 2018 году).
При этом, фактически такое финансирование с каждым годом увеличивалось. В 2016 году на финансовую поддержку общественным организациям было потрачено 16 млн 723,4 тыс. гривен, в 2017 году – 20 млн 162,8 тыс. гривен. А на 2018 год предусмотрено распределить 23 млн 093 тыс. гривен.
Отметим, бюджетные средства в период 2016-2017 годов регулярно распределялись между отобранными Крикуновым общественными организациями инвалидов и ветеранов, 11-тью городскими и районными отделениями Общества Красного Креста, деньги неизменно получал центр защиты детей “Наши дети”, киевское объединение “Союза Самаритян Украины”, благотворительная организация “Фонд “Асперн”.
Информация о том, какой конкретной общественной организации сколько денег в итоге выдавалось и на какие цели, в итоге публичности не предавалась.
Похоже, 2018 год исключением из этого правила тоже не станет.
Депутат Киевсовета из фракции “Солидарность” Юрий Крикунов руководит Департаментом социальной политики КГГА с февраля 2015 года. При этом, он также является заместителем главы комиссии Киевсовета по вопросам здравоохранения и социальной защиты.
Фото взято со страницы Юрия Крикунова в Facebook