Закон о столице от Кличко: ликвидация КГГА, единая община Киева и реанимация райсоветов

Закон о столице от Кличко: ликвидация КГГА, единая община Киева и реанимация райсоветов

Альтернативный законопроект о столице, внесенный в Верховную Раду (ВР) группой народных депутатов по инициативе мэра Киева Виталия Кличко, предусматривает создание Администрации Киевсовета (исполкома), ликвидацию Киевской горгосадминистрации (КГГА) и столичных райгосадминистраций (РГА). Из закона устраняется норма о досрочной отставке мэра и роспуске Киевсовета. В столице восстанавливаются райсоветы, но без статуса представителей интересов соответствующей общины, поскольку единой общиной определяется территориальная община Киева, в которую входят все, кто живет в столице. Также появляется норма об агломерации – со ссылкой на действующее законодательство, которого нет.

Об этом KV стало известно из законопроекта №2143-1 “О внесении изменений в Закон Украины “О столице – город-герой Киев”, который внесен в ВР 19 сентября 2019 года.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Четыре дня назад, 23 сентября, мэр Киева Виталий Кличко заявил, что этот законопроект внесен в ВР с его подачи. Отметим, что среди соавторов законопроекта значится Сергей Алексеев (фракция “Европейская солидарность”) – давний соратник Кличко по “УДАРу”. 

Алексеев также был соавтором законопроекта №8420 “Про столицу Украины – город Киев” времен ВР VIII созыва, о котором KV детально расспрашивала тогда еще вице-спикера ВР Оксану Сыроед – соавтора документа. В написании этого законопроекта также принимали участие тогдашний нардеп и советник мэра Киева Дмитрий Белоцерковец (сейчас – советник Кличко по стратегическим вопросам), Алексей Резников (тогда занимал пост замглавы КГГА, сейчас – член Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию ситуации на Донбассе, т.н. Минской группы) и депутат Киевсовета Сергей Гусовский (тогда был лидер столичной “Самопомощи”, ныне – глава “Киевской команды” и протеже премьер-министра Алексея Гончарука на пост главы КГГА).

Впрочем, законопроект не дошел даже до первого чтения и был отозван в первый день заседания ВР IX созыва.

Читайте: Оксана Сироїд: “Мета – повернути Києву місцеве самоврядування у повному сенсі цього слова”

Новым “законопроектом Кличко” исключается статья об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, КГГА и РГА за последствия своей деятельности (бездеятельности). Исключен пункт, что при наличии законных оснований ВР может назначить внеочередные выборы Киевсовета. Также исключается норма о возможности досрочных прекращений полномочий мэра Киева.

Законопроектом предусматривается ликвидация КГГА и столичных РГА, но только после того, как вступит в силу этот закон и на очередных выборах будут избраны новый Киевсовет и районные советы.

При этом выборы мэра Киева и столичного горсовета проводятся в соответствии с законом “О местных выборах”, то есть – после ближайших выборов. А выборы в райсоветы состоятся на основании решения Киевсовета об их создании, которое должно быть принято “не позднее шести месяцев до момента оглашения начала избирательного процесса следующих очередных местных выборов”.

То есть вначалу будет избран Киевсовет, ликвидирована КГГА, а уже потом будут созданы и избраны райсоветы – и ликвидированы РГА, место которых займут исполкомы райсоветов. До ликвидации госадминистраций они выполняют свои функции в пределах, которые делегированы им соответствующими советами – Киевсоветом и райсоветами.

Мэр – глава Администрации

Вместо КГГА предлагается создать исполком Киевсовета – Администрацию Киева, которую возглавляет мэр столицы. Полномочия Администрации реализуются так же, ка полномочия Киевского городского головы – путем издания распоряжений. Секретарь Киевсовета определяется заместителем мэра.

В законопроекте толком не прописана процедура создания Администрации. Но сказано, что столичный горсовет по представлению мэра “в пределах установленной структуры и предельной численности исполнительных органов Киевсовета” создает департаменты, управления, отделы, сектора и прочие исполнительные органы – не только по отраслевому, но и территориальному признаку. Но территориальные исполнительные органы Киевсовета То есть Киевсовет по представлению городского головы сможет создавать свои районные исполнительные органы. Также отмечается, что исполнительные органы Киевсовета являются юридическими лицами (как и Киевсовет), а их сотрудники – должностные лица местного самоуправления.

В функции Администрации Киева предлагается отдать следующие задачи и полномочия:

  1. Предварительное рассмотрение и одобрение проектов городских программ социально-экономического и культурного развития, городских целевых программ, прогноз городского бюджета, написание проекта бюджета Киева и пр.

  2. Координация деятельности исполнительных органов Киевсовета, а также коммунальных предприятий (КП), включая заслушивание отчетов руководителей этих КП.

  3. Отмена или изменения актов исполнительных органов Киевсовета и их должностных лиц.

  4. Выполнение Киевом функций столицы.

Киевский городской голова (он же – глава Администрации) наделяется следующими дополнительными полномочиями:

  1. Участие в подготовке законопроектов, актов президента и Кабмина, соответствующих программ, касающихся Киева.

  2. Участие в решении вопросов по проведению в городе мероприятий общегосударственного и международного характера.

  3. Участие в заседаниях Кабмина с правом совещательного голоса при рассмотрении вопросов, касающихся Киева.

  4. Внесение на рассмотрение президента и Кабмина проектов нормативно-правовых актов и другие предложения по вопросам, которые касаются Киева как столицы.

  5. Участие в решении вопросов по размещению в Киеве государственных органов, представительств других государств и международных организаций, а также в протокольных мероприятиях, касающихся Киева.

  6. Внесение в соответствующие органы исполнительной власти предложения о передаче в сферу управления Киевсовета, передачи или продажи в коммунальную собственность территориальной общины Киева или районов Киева предприятий, организаций, учреждений, их структурных подразделений и других объектов государственной и иніх форм собственности, а также долей (акций, паев), принадлежащих государству в акционерных обществах, расположенных на территории Киева, если они имеют важное значение для обеспечения выполнения Киевом столичных функций.

  7. Согласие на назначение и увольнение руководителей предприятий и городских органов исполнительной власти двойного подчинения.

  8. Согласование создания, перепрофилирования или ликвидации предприятий и организаций общегосударственного значения, расположенных на территории Киева.

  9. Получение информации о деятельности всех предприятий, учреждений и организаций на территории города, независимо от их подчинения и форм собственности, в части, касающейся жизнедеятельности Киева, и влияющей на выполнение Киевом столичных функций.

  10. Заключение и расторжение контрактов с руководителями предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности, которые принадлежат к сфере управления отдельных исполнительных органов Киевсовета, или предоставление соответствующих полномочий своим заместителям. 

  11. Согласование назначения и освобождения руководителей не подчиненных предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления органов исполнительной власти высшего уровня, кроме руководителей учреждений, предприятий и организаций Вооруженных сил и других военных формирований Украины, МВД и Нацполиции.

Община Киева и горсовет

Отдельно прописано, что “первичным субъектом местного самоуправления в Киеве, основным носителем его функций и полномочий является территориальная община Киева”, в которую входят все “жители, проживающие на территории Киева”. Считать ли проживающими на территории Киева только тех, кто имеет соответствующую регистрацию (прописку) или также тех, кто постоянно живет в Киеве без регистрации и работает в столице – непонятно.

Киевсовет должен утвердить устав территориальной общины Киева и зарегистрировать его в Минюсте.

Киевсовет и его исполнительные органы получают дополнительные права:

  1. Приобретать в собственность жилые и нежилые помещения, административные, производственные и другие объекты для осуществления городом столичных функций.

  2. Устанавливать порядок содержания и эксплуатации объектов, расположенных в городе, и прилегающей к ним территории, правила благоустройства, торгового, бытового, транспортного, жилищно-коммунального и другого социально-культурного обслуживания, определять особенности землепользования и использования других природных ресурсов. 

  3. Устанавливать условия и размеры компенсационных выплат соответствующих органов, организаций и граждан, не входящих в состав территориальной общины города, на покрытие расходов, связанных с использованием городской инфраструктуры.

  4. Осуществлять управление объектами государственной собственности, перечень которых определяется Кабмином, а также долями (акциями, паями) акционерных обществ, расположенных в Киеве, которые передаются в сферу управления исполнительных органов Киевсоета.

  5. Выступать гарантом отечественных и иностранных инвестиций и кредитов, предоставляемых предприятиям, имущество которых находится в коммунальной собственности или передано в сферу управления исполнительных органов Киевсовета. 

  6. Осуществлять учет и контроль за использованием нежилого фонда государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, которые основаны на государственной собственности, расположенными в городе, принимать участие в решении вопросов аренды нежилых помещений, принадлежащих государственным предприятиям, учреждениям и организациям в порядке, определенном Фондом госимущества.

  7. Участвовать в заключении международных договоров, касающихся Киева.

  8. Прекращать право пользования земельными участками и другими природными ресурсами в случаях, предусмотренных действующим законодательством. 

  9. Принимать решения об освобождении самовольно занятых земельных участков и сносе самовольно построенных зданий и сооружений без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

  10. Пользоваться в установленном порядке базами данных (информационными, информационно-аналитическими, информационно-телекоммуникационными системами) центральных органов исполнительной власти, использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации, если это необходимо для выполнения столичных функций.

  11. Определять порядок организации и проведения негосударственных массовых общественных мероприятий политического, религиозного, культурно-просветительского, спортивного, зрелищного и другого характера.

  12. Координировать деятельность предприятий всех форм собственности относительно энергоснабжения потребителей с целью обеспечения надежного функционирования систем жизнеобеспечения города.

  13. Решать вопрос о размещении, а также создавать надлежащие условия для деятельности в Киеве президента Украины, ВР, Кабмина, центральных органов исполнительной власти, иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств международных организаций, учреждений и заведений науки, образования, здравоохранения , культуры и спорта, местом расположения которых в соответствии с законодательством определен Киев (выполнение Киевом функций столицы обеспечивается за счет перечислений из госбюджета).

  14. Предоставлять на договорных началах коммунальные, инженерные, социально-культурные, транспортные, информационные и другие услуги государственным органам, иностранным дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, представительствам международных организаций, расположенным в Киеве.

  15. Осуществлять взаимодействие с президентом Украины, ВР и Кабмином при разработке и осуществлении ими мероприятий, программ и проектов, затрагивающих интересы Киева как столицы.

  16. Осуществлять меры по сохранению и восстановлению памятников истории, культуры, религии, архитектуры и градостроительства, заповедных и природных зон и ландшафтов, имеющих национальное значение.

Районы без внятного статуса

В то же время, систему административно-территориального устройства Киева составляют его районы, границы которых определяет Киевсовет. Горсовет также создает, переименовывает и ликвидирует районы. Районы не имеют своих уставов, но могут иметь свои гербы и гимны, которые утверждает Киевсовет.

Полномочия райсоветов определяются Киевсоветом. Райсоветы и их исполкомы:

  • управляют движимым и недвижимым имуществом и другими объектами, которые принадлежат к коммунальной собственности территориальной общины Киева и переданы в сферу управления соответствующему райсовету;

  • формируют, утверждают, выполняют соответствующие бюджеты и контролируют их выполнение, а также осуществляют иные полномочия, которые определены Киевсоветом по согласованию с райсоветами.

Определенный Киевсоветом объем полномочий райсоветов и их исполнительных комитетов не может меняться Киевсоветом без согласия соответствующего райсовета в течение данного созыва.

Райсоветы самостоятельно составляют и одобряют прогнозы соответствующих бюджетов, разрабатывают, утверждают и исполняют соответствующие бюджеты согласно Бюджетному кодексу.

Количественный состав исполкома райсовета определяется его соответствующим решением, а персональный состав  – утверждается советом по предложению председателя соответствующего совета. Исполком райсовета состоит из председателя райсовета, его заместителя (заместителей), управляющего делами (секретаря), секретаря и руководителей территориальных подразделений исполнительных органов Киевсовета (с правом совещательного голоса). При этом исполком райсовета не является юридическим лицом. 

Таким образом, согласно законопроекту, система местного самоуправления в Киеве состоит из: 

  • территориальной общины;

  • городского головы;

  • горсовета и его исполнительных органов;

  • райсоветов, являющихся юридическим лицами, но не представляющими интересы территориальной общины, и их исполкомов;

  • органов самоорганизации населения.

Киев и область

Законопроектом предлагается убрать норму, что Киев является местом расположения Киевского облсовета, Киевской облгосадминистрации, а также их органов. Но киевская власть обеспечивает их земельными участками, зданиями, сооружениями и нежилыми помещениями. Также власть Киева обеспечивает участие органов самоуправления и исполнительной власти Киевской области в разработке и реализации совместных проектов, целевых программ развития, мероприятий по охране окружающей среды, планов использования трудовых ресурсов, строительства автомобильных дорог, систем связи, объектов инженерно-коммунального назначения и т.п.

В законопроекте сказано, что органы местного самоуправления и исполнительной власти Киевской области способствуют осуществлению Киевом функций столицы путем участия в:

1) разработке и реализации целевых программ развития Киева, действие которых распространяется на территорию Киевской области;

2) строительстве, реконструкции и содержании на территории Киевской области объектов, необходимых для осуществления Киевом столичных функций;

3) содержании и развитии систем связи, государственных автомобильных дорог общего пользования и других транспортных систем на территории Киевской области, связанных с осуществлением Киевом столичных функций;

4) решении вопросов по расширению границ Киева, если это необходимо для осуществления Киевом столичных функций;

5) развития объектов социально-культурного и коммунального назначения на территории Киевской области, необходимых для нужд Киева и Киевской области;

6) обеспечении Киева продовольствием;

7) обеспечение соблюдения режима пригородной зоны Киева;

8) проведении совместных природоохранных мероприятий в Киеве и Киевской области;

9) решении других вопросов, предусмотренных законодательством.

Расходы бюджета Киевской области, связанные с содействием в осуществлении Киевом столичных функций, компенсируются из госбюджета. Расчеты с органами местной власти Киевской области по расходам, связанным с выполнением Киевом столичных функций, проводятся за счет средств из госбюджета.

Также появляется норма, гласящая, что терробщина Киева и терробщины населенных пунктов Киевской области, в том числе объединенные территориальные общины, “которые имеют интенсивные, функциональные, в том числе экономические, хозяйственные, трудовые и социальные, культурно-бытовые, рекреационные и другие связи”, могут формировать агломерацию в порядке и формах, определенных законом. Отметим, что закона про агломерации в Украине нет, а соответствующий законопроект 2017 года отозван из ВР.

Бюджетные нюансы

Из закона о столице исключена статья, определяющая принципы формирования материальной и финансовой базы местного самоуправления, т. е. движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности общины города или находятся в ее управлении.

Определяются финансовые гарантии осуществления местного самоуправления и исполнительной власти в Киеве. Решения органов государственной власти, которые влекут за собой дополнительные расходы, обязательно сопровождаются передачей им необходимых для этого материальных и финансовых ресурсов. Указанные решения выполняются органами местного самоуправления Киева в пределах переданных материальных и финансовых ресурсов.

Доходы Киева формируются за счет доходов, предусмотренных Бюджетным кодексом и трансфертов из госбюджета на выполнение столичных функций. По решению Киевсовета в бюджеты районов города могут передаваться средства для финансирования мероприятий, связанных с осуществлением городом столичных функций.

Нормативы отчислений от общегосударственных налогов и сборов, размер субвенций, субсидий, дотаций, а также другие бюджетные показатели взаимоотношений госбюджета и бюджета Киева являются стабильными и уточняются лишь при изменении налогового законодательства Украины или по представлению Киевсовета.

Государство обеспечивает осуществление Киевом столичных функций путем:

  • выделения отдельной строкой в госбюджете финансирования расходов на осуществление Киевом столичных функций. Нецелевое использование средств, выделенных на выполнение городом столичных функций, не допускается и контролируется Киевсоветом;

  • утверждения стабильных, не менее чем на два года, бюджетных показателей взаимоотношений госбюджета и бюджета Киева;

  • предоставления субвенций, выделения необходимых ресурсов для выполнения программ, проектов и на другие расходы, связанные с осуществлением городом столичных функций;

  • компенсации на основании соглашений расходов, связанных с использованием центральными органами государственной власти, представительствами иностранных государств и международных организаций и другими органами, местом расположения которых законодательством определены столицу Украины, земельных участков, зданий, сооружений, предоставлением коммунальных услуг и тому подобное;

  • передачи в коммунальную собственность территориальной общины Киева имущества предприятий, учреждений, организаций и других объектов государственной собственности, а также долей (акций, паев), принадлежащих государству в акционерных хозяйственных обществах, которые расположены в Киеве;

  • предоставления государственных гарантий на инвестиции, привлекаемые на развитие инфраструктуры города;

  • предоставления органам исполнительной власти и органам местного самоуправления правительственных телекоммуникаций и каналов связи, необходимых для осуществления столичных функций;

  • предоставления собственного общегородского эфирного телевизионного, а также общегородского радиоканала, канала кабельного телевидения.

Территориальной общине Киева по представлению Киевсовета компенсируются расходы и убытки, причиненные во время проведения мероприятий общегосударственного и международного характера, а также вред, причиненный в случае возникновения чрезвычайных ситуаций по вине субъектов, подчиненных органам государственной власти.

В случае принятия, закон вступит в силу на следующий день после его опубликования.

Отметим, активность с изменениями закона о столице связана с тем, что между мэром Киева и президентом Владимиром Зеленским есть определенный конфликт. По представлению главы Офиса президента Андрея Богдана правительство Алексея Гончарука 4 сентября согласовало увольнения Кличко с поста главы КГГА. Но Зеленский до сих пор не уволил Кличко. По информации KV, у главы государства нет подходящей кандидатуры на этот пост. Кроме того, согласно действующим нормам, заместители главы КГГА назначаются увольняются по представлению Киевского городского головы, то есть новоназначенный глава столичной госадминистрации не сможет назначить себе новых замов.

Напомним, кроме “законопроекта Кличко” по столице зарегистрированы еще три аналогичных законопроекта. Текстов альтернативных законопроектов №2143-2 (авторы – члены фракции “Голос”, среди которых бывший глава постоянной комиссии Киевсовета по вопросам по вопросам регламента и депутатской этики Олег Макаров) и №2143-3 (авторы – члены фракции “Слуга народа”, среди которых потенциальный претендент на должность мэра Киева Александр Ткаченко) – на сайте ВР еще нет.

Про основной законопроект №2143 КиевVласть подробно писала. На сайте президента уже есть петиция, призывающая Владимира Зеленского ветировать этот закон в случае его принятия, поскольку данный документ противоречит нормам местного самоуправления.

Читайте: Новый закон о Киеве: восстановленные райсоветы и досрочные выборы мэра и горсовета

Фото: KV

КиевVласть

Автор:
Анжела Заика, Антон Подлуцкий
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
16:00 Демонтаж держави-агресора та спонсора тероризму, російської федерації, є безумовним і обов’язковим запобіжником проти подальших злочинних дій з боку кремлівських режимів. Тільки це убезпечить…
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об'єктів на приватизацію
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об’єктів на приватизацію
14:00 Столична міськрада затвердила новий перелік комунальних будівель та приміщень, які підлягають “малій приватизації”. До нього увійшли близько сотні об’єктів загальною площею понад 16…
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Banner
QlU7mDx4