Законопроект Зеленского про СБУ: сокращение штата и усиление функций

Законопроект Зеленского про СБУ: сокращение штата и усиление функций

Законопроект президента Владимира Зеленского (на фото слева) о реформировании Службы безопасности Украины (СБУ) предполагает разграничение полномочий службы с другими правоохранительными органами, работу на опережение преступной деятельности против государства, а также сокращение значительного количества сотрудников СБУ.  Но после детального изучения законопроекта возникает ощущение, что за ведомством, которое возглавляет Иван Баканов (на фото справа), хотят сохранить все его нынешние полномочия, в том числе – в сфере экономики.

Об этом KV стало известно из законопроекта президента Владимира Зеленского №3196 “О внесении изменений в Закон Украины “О Службе безопасности Украины” относительно усовершенствования организационно-правовых основ деятельности Службы безопасности Украины” от 10.03.2020, опубликованного на сайте Верховной Рады (ВР).

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Этот законопроект обсуждался с осени 2019 года. Согласно законопроекту, глава СБУ, как и сейчас, будет назначаться и увольняться ВР – по представлению президента. Срок полномочий главы СБУ продлевается до шести лет. Заместители главы ведомства назначаются и освобождаются главой СБУ по согласованию с президентом.

На должность главы СБУ не могут претендовать те, кто:

  • подпадает под ограничения данного закона;

  • в течение трех лет до назначения входили в состав руководящих органов политической партии, находились с ней в трудовых ии договорных отношениях;

  • в течение трех лет постоянно находилась за границей или были связаны трудовыми отношениями с иностранными работодателями;

  • имеют гражданство (подданство) другого государства.

Предполагается поэтапное прекращение комплектования СБУ военнослужащими и комплектация лицами со специальными званиями. Численность сотрудников СБУ планируется снизить с 27 тыс. до 15 тыс. человек в мирное время и 20 тыс. в особый период.

Денежное обеспечение СБУ планируется повысить до уровня Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), Государственного бюро расследований (ГБР) и других антикоррупционных органов.

На СБУ возлагается выполнение следующих задач:

  • противодействие разведывательно-подрывной деятельности против Украины, а также другим угрозам государственной безопасности Украины;

  • борьба с терроризмом и кибертерроризмом;

  • контрразведывательную защиту государственного суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности, оборонного и научно-технического потенциала, кибербезопасности и информационной безопасности государства, объектов критической инфраструктуры, а также контрразведывательную защиту экономического благосостояния Украины от влияния специальных служб иностранных государств, иностранных предприятий, организаций и учреждений; контрразведывательное обеспечение реализации фундаментальных национальных интересов Украины;

  • предупреждение, выявление и пресечение преступлений против основ национальной безопасности, мира и безопасности человечества, распространение оружия массового поражения и других преступлений, которые представляют угрозу государственной безопасности Украины;

  • охрана государственной тайны.


Основные функции СБУ сведены к следующим:

  • контрразведывательная деятельность;

  • управление рисками государственной безопасности;

  • оперативно-розыскная деятельность;

  • деятельность по обеспечению охраны государственной тайны;

  • досудебное расследование уголовных правонарушений, подготовка или совершение которых представляет угрозу государственной безопасности.

Изменениями в закон “О контрразведывательной деятельности” СБУ получает право на основании постановления следственного судьи проводить следующую контрразведывательную деятельность:

  • визуальное наблюдение за лицом, вещью или местом в публично доступных местах с фиксацией соответствующих сведений и данных;

  • снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей;

  • снятие информации с электронных информационных систем без ведома их владельцев;

  • негласное обследование публично недоступных мест, жилища или иного владения лица с фиксацией сведений и данных об указанных объектах;

  • установление местонахождения радиоэлектронного средства (мобильного терминала систем связи и других радиоизлучающих устройств, активированных в сетях операторов, провайдеров телекоммуникаций) без раскрытия содержания передаваемых;

  • негласный обзор корреспонденции, ее обработка, снятие копий или получение образцов.

Законопроект оставляет возможность выполнения СБУ “других” функций, выполнение которых может быть возложено исключительно законом. В таких случаях формулировка “другие” позволяет расширять сферы деятельности и вмешиваться не только в государственные дела.


Так, согласно законопроекту, СБУ больше не будет бороться с коррупцией, организованной преступностью, контрабандой, продажей наркотиков, экономическими преступлениями и т.д. Эти полномочия фактически дублировали функции других правоохранительных органов и, выходит, что главк “К” (подразделение по борьбе с экономическими преступлениями) должен быть ликвидирован. 

Законопроект Зеленского про СБУ: сокращение штата и усиление функций


Но предлагаемые изменения в закон “Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью” гласят, что борьбу с оргпреступностью могут осуществлять уполномоченные оперативные подразделения СБУ. Эти нормы выписаны так, что любые “экономические преступления” можно связать с “разведывательно-подрывной деятельностью” против Украины и “угрозой государственной безопасности”. 

СБУ будет иметь право на получение информации по запросу от правоохранительных и других государственных органов, воинских формирований, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и физических лиц в течение трех рабочих дней.

Игнорировать такие запросы не получится – необходимо будет письменно сообщить о причинах невозможности предоставления запрашиваемой информации. В таком случае СБУ сможет только продлить срок предоставления информации, но не более чем на два рабочих дня.

В случае невыполнения законных требований сотрудника СБУ, непредоставления информации по запросу должностных (служебных) лиц СБУ, предоставления заведомо недостоверной информации или предоставления информации не в полном объеме, нарушения установленных законом сроков ее предоставления и пр. – нарушитель будет оштрафован на 15-20 необлагаемых налогом минимальных доходов граждан. 

СБУ наделяется полномочиями “участвовать в выявлении необоснованных активов и сборе доказательств их необоснованности” – с целью обеспечения возмещения причиненного государству ущерба и вреда. Де-факто эта норма может открыть возможность сотрудникам СБУ “кошмарить и доить” бизнес.

Законопроект позволяет СБУ вмешиваться в дела, которые ведут прокуроры. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе могут появиться нормы, согласно которым генпрокурор или его заместитель по представлению главы СБУ или его заместителя своим постановлением может отнести уголовное производство к “подследственности следователей органов безопасности, если соответствующее преступление составляет угрозу государственной безопасности Украины”.

Поскольку у понятия “государственная безопасность” довольно размытые границы, теоретически любое дело может оказаться в кабинетах СБУ.

При этом президент получит право назначать контролеров за деятельностью СБУ. То есть существующий десятки лет неформальный институт “смотрящих президента за СБУ” наконец-то получит легальный статус. Но полномочия и права таких контролеров нигде не регламентируются.


Отметим, что Владимир Зеленский внес в ВР еще два законопроекта:

  • №3197 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с новой редакцией закона Украины “О Службе безопасности Украины;

  • №3198 “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины в связи с новой редакцией закона Украины “О Службе безопасности Украины”.


Глава СБУ Иван Баканов заявлял, что считает законопроект президента сбалансированным, так как тот учитывает лучшие мировые тенденции построения эффективных спецслужб и собственный опыт СБУ по противодействию гибридным угрозам.


Напомним, Иван Баканов возглавил СБУ после некоторых перипетий. Его прочили на пост главы Администрации президента.


В начале сентября 2019 года на своем первом совещании с руководством ВР, Кабмином Алексея Гончарука и руководителями силовых ведомств президент Владимир Зеленский поставил задачу принять целостную и всестороннюю концепцию реформирования СБУ, принять закон об охране секретной информации, “при этом максимально учесть просьбы иностранных партнеров, а не задавив выполнение задач, возложенных на СБУ”.


Читайте: План Зеленского: рынок земли, большая приватизация и всё быстро (видео)

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Олег Розуменко
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у травні 2025-го витрачало Коцюбинське
Справи насущні: скільки та на що у травні 2025-го витрачало Коцюбинське
09:00 У травні 2025 року замовники Коцюбинського уклали майже сорок договорів на понад 42 мільйони гривень. З цієї суми 87% спрямували на реконструкцію водопровідних…
Нацполіція спіймала посадовців КМДА на “розпилах” при розробці програми для обліку комунального майна
Нацполіція спіймала посадовців КМДА на “розпилах” при розробці програми для обліку комунального майна
09:00 Столична Нацполіція розслідує можливі розтрату і привласнення бюджетних коштів при розробці та впровадженні програмного модулю “Облік та відображення об’єктів нерухомого майна територіальної громади…
Мамина черешня: які установи Києва та області купують найдорожчі фрукти
Мамина черешня: які установи Києва та області купують найдорожчі фрукти
09:00 Навесні 2025 року Київ та область активно закуповували для шкіл і дитсадків свіжі фрукти – втім, вартість цих смаколиків суттєво варіювалася. Так, найдорожчу…
Banner
QlU7mDx4