Зеленский и дети: выплаты из Фонда будущих поколений могут начаться в 2037 году и только для родившихся с 1 января 2019 года

Зеленский и дети: выплаты из Фонда будущих поколений могут начаться в 2037 году и только для родившихся с 1 января 2019 года

Владимир Зеленский внес в Верховную Раду (ВР) пакет законопроектов о системе экономического паспорта украинца. Президент предлагает создать Фонд будущих поколений (ФБП). Он будет аккумулировать государственные взносы за счет рентных платежей, поступающих в госбюджет за право добывать полезные ископаемые общегосударственного значения, нефть и газ. По подсчетам идеологов проекта, участники Фонда – дети, рожденные в 2019 году и позже по достижению совершеннолетия смогут воспользоваться накопленными государством деньгами. Система заработает после первой каденции Зеленского, а первые выплаты, ориентировочно по 600 тыс. гривен, ожидаются в 2037 году. Оптимизм Банковой омрачают справедливые замечания, что по Конституции недра принадлежат всему украинскому народу, а не только тем, кто родился при президенте Зеленском. То есть глава государства не в первый раз пытается нарушить Основной закон.

Об этом KV стало известно из законопроекта №6394 “Об экономическом паспорте”, внесенного в ВР президентом Владимиром Зеленским как неотложный 6 декабря 2021 года, а также ряда связанных с ним неотложных проектов законов. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Законопроекты разрабатывались в Офисе президента (ОП) под присмотром замруководителя ОП Ростислава Шурмы, который был назначен заместителем Андрея Ермака 24 ноября 2021 года. Около месяца Шурма курирует в ОП вопросы экономики – вместо ушедшей в правительство на позицию первого вице-премьера Юлии Свириденко.

К слову, Шурма, чья подпись значится на пояснительных записках и сравнительных таблицах к президентским законопроектам об экономическом паспорте, в прошлом (2021-2019 гг.) – гендиректор принадлежащей Ринату Ахметову “Запорожстали”. Впрочем сейчас, по мнению обоих противоборствующих сторон, между замруководителя ОП и вероятным будущим олигархом нет ничего общего.

А между Зеленским и Ахметовым сейчас, как известно, идет “война”.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

Авторы законодательных инициатив, работавшие под началом Ростислава Шурмы, в пояснительной записке к главному (№6394) законопроекту прогнозируют, что первый годовой государственный взнос в 2023 году составит 21,8 млрд гривен. Как ожидается, на момент первых выплат в 2037 году сумма средств фонда составит 1832 млрд гривен – за счет взносов государства и полученного инвестиционного дохода от размещения средств в государственные ценные бумаги. В ОП считают, что это позволит провести выплаты на общую сумму 191 млрд гривен из расчета 626 тыс. 125 гривен на одного участника Фонда будущих поколений (ФБП). 

Фонд будущих поколений: два триллиона с ренты

Согласно законопроекту №6394, правительством будет создан ФБП – юрлицо со статусом некоммерческой организации (непредпринимательского общества), где будут будут накапливаться государственные взносы “с последующим инвестированием активов” в пользу участников ФБП – граждан Украины, рожденных с 1 января 2019 года.

ФБП, его администратор, банк-хранитель, компания по управлению активами ФБП и администратор Единого социального реестра (ЕСР) в качестве субъектов составят систему экономического паспорта украинца (СЭП). 

Активы ФБП будут использоваться, главным образом, для инвестирования, чтобы получить доход, и для выплат участникам Фонда. Частично доходы будут потрачены  на оплату услуг компаний по управлению, банка-хранителя, администратора ФБП, членов совета ФБП и услуги аудиторов. В целом оплата услуг не будет должна превышать 0,5% чистой стоимости активов ФБП (разница между стоимостью активов и общей суммой обязательств на день расчета). 

Источники первоначального наполнения ФБП – государственные взносы от ренты за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения. Размер ежегодного государственного взноса на одного участника ФБП определяется на уровне двух минимальных зарплат, установленных законом на 1 января соответствующего госвзносу календарного года. Государственные взносы зачисляются на текущий счет ФБП на каждого участника Фонда до достижения им 18 лет. 

Участник Фонда получит право на выплаты в случае: 

  • достижения 18-летнего возраста;

  • до достижения 18-летнего возраста – в случае возникновения у него оснований для лечения тяжелых (критических) заболеваний (рак, инфаркт миокарда, инсульт, коронарное шунтирование, почечная недостаточность, трансплантация жизненно важных органов и другие критические заболевания / состояния здоровья).

В случае смерти участника ФБП право на получение выплат получают его наследники.

Участник Фонда, достигший 18-летнего возраста, чтобы получить выплаты, должен быть гражданином Украины и непрерывно проживать территории Украины в течение последних пяти лет. 

Выплаты будут должны производиться на такие цели:

  • “получение в учебных заведениях Украины уровней профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего, высшего образования;

  • покупка собственного жилья на территории Украины;

  • перевод средств на свой счет в системе негосударственного пенсионного обеспечения;

  • лечение (см. выше).

Выплаты должны будут производиться путем безналичного перечисления денег на расходы, определенные участником ФБП, и по которым предоставлены соответствующие подтверждающие документы.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что первый годовой госвзнос в 2023 году составит 21,8 млрд гривен из расчета двух размеров минимальной зарплаты (7 тыс. 176 гривен) и прогнозной статистики рождаемости. И на момент первых выплат в 2037 году сумма средств ФБП составит 1 трлн 832 млрд гривен, что должно позволить выплаты 191 млрд гривен – из расчета 626 тыс. 125 гривен на одного участника Фонда).

Совет Фонда

ФБП создается по решению Кабинета министров. Управление и контроль за деятельностью Фонда осуществляет его совет из пяти человек. Каждый член совета Фонда назначается на конкурсной основе на пять лет. В состав конкурсной комиссии должны входить: 

  • представитель президента Украины;

  • представитель Кабинета министров;

  • представитель Нацбанка;

  • представитель Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР);

  • представитель профильного (финансового) комитета Рады.

Члены совета ФБП при этом не должны быть “связанными лицами” с руководством других субъектов системы экономического паспорта, например, банка-хранителя или управляющей компании. Один и тот же человек не сможет входить в совет ФБП более 10 лет. 

В течение одного календарного года можно будет назначать не более двух новых членов совета ФБП, “кроме случаев, когда более двух членов Совета Фонда увольняются досрочно с должности в течение этого периода”: “В случае досрочного увольнения членов Совета Фонда с должности новые назначения осуществляются на остаточный период пребывания в должности уволенных членов Совета Фонда”.

Все члены совета ФБП должны иметь профессиональный опыт в наблюдательных советах акционерных обществ или негосударственных пенсионных фондах (не исключено, что иностранных), или “опыт стратегического и оперативного управления, полученный в финансовой сфере”, но:

  • по меньшей мере, один член совета должен иметь не менее пяти лет опыта работы, связанной с выполнением функций управления рисками в банковской, страховой, пенсионной сфере или на рынках капитала;

  • как минимум, один член – не менее пяти лет опыта работы, связанной с инвестированием в упомянутых сферах;

  • хотя бы один – такой же опыт в сфере права.

Решения совета ФБП обязательны для выполнения администратором Фонда, хранителем Фонда и компанией по управлению активами Фонда, с которыми совет Фонда заключил договора о предоставлении соответствующих услуг.

Система экономического паспорта

Входящий в структуру системы экономического паспорта (СЭП) Единый социальный реестр (ЕСР) – это организационно-техническая система, в которой накапливается, хранится и используется информация о сборе и ведении учета государственных взносов в ФБП. 

Администратор ЕСР – это определенный правительством орган, который формирует и администрирует упомянутый реестр, ведет персонифицированный учет участников ФБП, актуализирует сведения об их индивидуальных счетах, взаимодействует с различными органами власти. 

Администратор ЕСР “обязан соблюдать и обеспечивать соблюдение законных интересов участников Фонда, не разглашать информацию об объеме государственных взносов и размере средств, принадлежащих участнику Фонда, кроме случаев, предусмотренных законом”. Администратору ЕСР “запрещается заверять или гарантировать рост доходов участников Фонда”.

Администратор ЕСР может быть одновременно и администратором ФБП. Администратором ФБП должно быть юрлицо в стопроцентной государственной собственности, имеющее лицензию на администрирование пенсионных фондов. 

Администратор ФБП будет вести учет участников Фонда, зачислять государственный взносы на индивидуальные счета, осуществлять выплаты участникам ФБП.

На индивидуальном счете участника ФБП будет вестись учет суммы причитающихся ему денег в единицах актива Фонда и гривнах (исходя из текущей чистой стоимости единицы активов Фонда).

Проект закона предусматривает, что по требованию участника ФБП или его законного представителя “администратор Фонда обязан обеспечить удаленный доступ участников Фонда с использованием средств телекоммуникационной связи к информации, содержащейся в системе персонифицированного учета участников, по всем операциям по его индивидуальному счету за выбранный участником период с возможностью получения выписки о движении средств по счету и с соблюдением законодательства в сфере защиты информации в информационно телекоммуникационных системах”.

Управление активами Фонда “может осуществляться компанией управления активами” и должно осуществляться на основании лицензии на проведение профессиональной деятельности на рынках капитала – деятельности по управлению активами.

Хранитель предоставляет свои услуги Фонду на основании договора с советом ФБП. Хранителем ФБП может быть только государственный банк, который сможет предоставлять ФБП только услуги хранителя.

Условия и порядок проведения конкурса по избранию компании по управлению активами ФБП и его хранителя устанавливаются Кабмином. 

Активы ФБП – это денежные средства и ценные бумаги (а также “другие активы, разрешенные законодательством”). Запрещено формировать активы за счет кредитов и займов, и предоставлять имущественные гарантии, обеспеченные активами Фонда. 

За тем, как используются активы Фонда и протекает инвестиционная деятельность, будет следить государственный наблюдательный орган.

В случае принятия законопроекта №6394, он вступит в силу после опубликования, а введен в действие будет через год – чтобы правительство успело разработать все необходимые документы и решить организационные вопросы. 

За чей счет “банкет”

Кроме базового (№6394) законопроекта, президент Зеленский внес в Раду три связанных с ним проекта закона. Один из них – №6395 “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно государственных взносов в систему экономического паспорта” – изменяет правила зачисления рентных платежей в государственный бюджет. 

Собственно, речь идет об источнике наполнения Фонда будущих поколений. Плата за ренту будет поступать в специальный фонд госбюджета по такой схеме:

  • 70% рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения и, отдельно,

  • 95% рентной платы за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата (кроме ренты за пользование недрами в границах континентального шельфа или исключительной (морской) экономической зоны Украины; эта рента зачисляется в спецфонд госбюджета в полном объеме).

Эти рентные платежи будут государственными взносами в систему экономического паспорта. 

В 2023 году ренту будут зачислять в госбюджет таким образом:

  • по 35% в общий и специальный фонды – рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения;

  • по 47,5% в общий и специальный фонды – рентной платы за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата;

  • по 50% в общий и специальный фонды – рентной платы за пользование недрами в пределах континентального шельфа и/или исключительной (морской) экономической зоны Украины.

С 2024 года указанные проценты соотношения рентных платежей будут ежегодно увеличиваться для отчислений в специальный фонд госбюджета и уменьшаться для поступлений в общий фонд – на 5 процентных пунктов (п.п.) одновременно по каждому фонду. В последний год такого увеличения/уменьшения изменения в поступлениях в разные фонды должны будут составить плюс-минус 2,5 п.п.

Этот законопроект в случае его принятия вступит в силу с 1 января 2023 года (а в части начисления рентной платы на 2023 год – на следующий день после опубликования в официальной прессе).

Законопроект №6396 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения средств Фонда будущих поколений” добавляет ФБП в число неприбыльных организаций, которые не уплачивают налог на прибыль. Устанавливается, что “доходы (прибыль) Фонда будущих поколений используются на цели, определенные Законом Украины “Об экономическом паспорте””. 

Этот проект закона вступит в силу на следующий после опубликования день, но оговаривается, что не ранее вступления в силу “базового” закона, №6394.

Законопроект №6397 о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины об ответственности за нарушение интересов участников Фонда будущих поколений устанавливает административную ответственность (штрафы) и уголовную за нарушения интересов участников ФБП.

От 1000 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ, 17 гривен) штрафа будет полагаться на должностных или заинтересованных лиц компании по управлению активами Фонда за продажу или приобретение активов Фонда по цене иной, чем рыночная, если это привело к убыткам Фонда.

Если ущерб значителен, т.е. в тысячу и более раз превышает НМДГ, штраф будет от 3000 до 5000 НМДГ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (или без такового).

За рецидив или если такие действия нанесли ущерб в больших размерах (в три тысячи раз более НМДГ) – штраф от 5000 до 8000 НМДГ с лишением прав занимать должности. 

Если же окажется виновна организованная группа лиц – штраф от 8000 до 10000 НМДГ с лишением прав на профессию.

Пока что №6397 – единственный из пакета законопроектов, рекомендованный ко включение в повестку дня ВР профильным комитетом по вопросам правоохранительной деятельности, который возглавляет патентный поверенный президента Сергей Ионушас. Впрочем, №6397 все равно вступит в силу одновременно с №6394.

Нарушение Конституции и поход депутатов в КСУ

Пока что на сайте ВР нет выводов Главного научно-экспертного управления (ГНЭУ) ни по одному из перечисленных законопроектов, как нет и рекомендаций Главного юридического управления ВР. Что довольно странно для неотложных законопроектов главы государства – при наличии декларируемого монобольшинства.

Не исключено, что выводы ключевых аналитических управлений Рады могут не публиковать ввиду их прогнозируемой некомплиментарности.

Читайте: Рабочая группа, готовящаяся упразднить ГНЭУ ВР, соберется на днях

В частности, очевидный изъян ключевого законопроекта №6394 – усечение прав граждан Украины. Так, ст. 14 Конституции гласит: “Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, которые находятся внутри территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. (…) Каждый гражданин имеет право воспользоваться природными объектами права принадлежности народа в согласовании с законом”. 

То есть каждый гражданин, а не только родившийся 1 января 2019 года и позже. Потому можно прогнозировать, что в Раде найдется несколько десятков парламентариев, которые обратятся в Конституционный суд (КСУ) за разъяснением: не нарушает ли законодательная инициатива президента Владимира Зеленского об экономическом паспорте права граждан Украины.

Ведь на днях еще одна громкая инициатива главы государства о введении множественного гражданства уже отправилась на экспертизу в КСУ – по инициативе экс-спикера ВР Дмитрия Разумкова.

Читайте: Множественное гражданство: 99 нардепов хотят узнать, конституционно ли наряду с украинским иметь паспорта других государств

Фото: сайт президента Украины

КиевVласть

Автор:
Алексей Игнатьев
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
09:00 На районному рівні в Київській області за рік відбулися значні політичні зміни, які відбилися на складі рад та політичному ландшафті регіону. У 2024…
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
09:00 Наразі в судах вирішується доля 7,8 га лісу в заказнику “Дарничанка” – біля колишнього хутору Рибного в Дніпровському районі Києва. Столична прокуратура вимагає…
Banner
QlU7mDx4