Карта столичного региона сразу после завершения реформы децентрализации может претерпеть коренные изменения. Вместо привычных 25 районов власть планирует оставить Киевщине четыре, в лучшем случае – пять. Киевобладминистрация уже не согласна с такими наработками Минрегиона. KV попробовала разобраться, что будет с районными органами управления, как будут получать услуги жители новых районов, а также какой из проектов админделения региона вероятнее получит одобрение государства.
Четыре вместо двадцати пяти
Как стало известно KV, Министерство регионального развития Украины предложило проект административно-территориального устройства субрегионального уровня Киевской области, который предусматривает создание 4 районов в столичном регионе.
Как сообщает пресс-служба Киевского облсовета, сегодня административное деление Киевской области – это 25 районов и 12 городов областного подчинения. Всего в области 25 городов, 30 поселков городского типа и 1122 сельских населенных пункта.
Проект административно-территориального устройства субрегионального уровня Киевской области, который предложил Минрегион, предусматривает создание 45 ОТО, из которых 24 городских, 14 поселковых и 7 сельских. А также 4 объединенных района: Белоцерковский (с населением 487,2 тыс. человек), Броварской (435,9 тыс. человек) Васильковский (435,8 тыс. человек) и Ирпенский (358,8 тыс. человек).
Так, в Белоцерковский район должны войти Сквирский, Володарский, Тетиевский, Ставищенский, Ракитнянский, Таращанский, Мироновский, Богуславский районы.
В Броварской район – Бориспольский, Барышевский, Згуровский, Переяслав-Хмельницкий, Яготинский и часть Вышгородского районов, а также областной город Березань.
Васильковский район запланирован в составе Фастовского, Обуховского, Кагарлыкского, части Киево-Святошинского района и областного города Ржищев.
Ирпенским районом могут стать Иванковский, Полесский, Бородянский, Макаровский, часть Вышгородского и часть Киево-Святошинского районов, города Ирпень и Буча.
А может быть и пять
Согласно предложению Департамента градостроительства и архитектуры КОГА, в Киевской области должно быть 69 ОТО, из которых городских – 24, поселковых – 22, сельских – 23. Также по мнению области, должно быть создано 5 районов: Белоцерковский, Броварской, Васильковский, Ирпенский и Переяслав-Хмельницкий.
В данном предложении в составе Белоцерковского района значится Сквирский, Володарский, Тетиевский, Ставищенский, Ракитнянский, Таращанский, Богуславский, Мироновский, Кагарлыкский районы и город Ржищев.
Броварской район хотят объединить с Бориспольским. В Васильковский район могут быть включены Фастовский, Обуховский, Макаровский и Киево-Святошинский районы.
Ирпенский район на карте в составе Иванковского, Полесского, Вышгородского, Бородянского районов, городов Ирпень и Буча.
И Переяслав-Хмельницкий район, которого нет в проекте Минрегиона, может объединить Згуровский, Барышевский, Яготинский районы и город Березань.
Как рассказал KV экс-исполняющий обязанности директора Департамента градостроительства и архитектуры КОГА Дмитрий Лыков, рассмотрев предложение Минрегиона, исходя из предложенной ими методики, департамент разработал собственное видение административно-территориального устройства.
“Есть несколько территорий области, которые нужно чувствовать. О некоторых исторических, ментальных, родственных, религиозных, экономических связях знают только те, кто на этой территории живет. Три момента в проекте Минрегиона нас не очень устраивают. Первое – часть Вышгородского района, села Хотяновка, Осетчина, Лебедевка, Низшая Дубечня, Высшая Дубечня, Воропаев, Сувид и Пирново предложено включить в Броварской район. Между этими селами и районом проходит речка Десна. Никакой переправы нет, чтобы добраться в Бровары нужно проехать через Вышгород и Киев. Мы понимаем, что ездить в административный центр нужно будет в редких случаях, но нельзя исключать форс-мажорные обстоятельства, во время которых часть Вышгородщины может остаться без связи с центром. Строительство мостового перехода невозможно, нет земли и это очень дорого. Мы предложили весь Вышгородский район включить в состав Ирпенского района”, – говорит он.
По его словам, второе предложение касалось Ржищевской ОТО.
“Минрегион предложил Ржищев и часть населенных пунктов отнести к Васильковскому району с центром в Василькове. Но исторически и транспортно Ржищев связан с Белоцерковским районом. Там общине с не очень развитым экономическим потенциалом будет логичнее строить свое будущее. Белая Церковь – это мощный промышленный узел. Эти территории имеют аграрное направление, Васильков же – это зона доступности к столице и застройке жильем”, – продолжил он.
Он также отметил, что наиболее сложной является ситуация с левобережной частью Киевщины.
“Был предложен один большой левобережный район – Броварской. Это соответствует методике, которую сам Минрегион и разработал. Но мы понимаем, что Згуровка, Ясногородка и более левобережная часть слабо связаны с Броварами. Они связаны либо с Борисполем трассой государственного значения, либо с Переяслав-Хмельницким, где все латифундисты, с которыми они совместно занимаются землей. Поэтому мы предложили поделить пополам: оставить центр в Броварах и сделать отдельно Переяслав-Хмельницкий район. Много вопросов возникало – почему Бровары центр, а не Борисполь. Действительно, Борисполь находится географически ближе к середине будущего района, но мы не делим карту линейкой. В методике деления территорий есть показатели, которые определяют, какой населенный пункт должен быть центром. Это количество населения, экономические показатели. Минрегион определил, что центром должны быть Бровары. Мы пытались не идти в полную контрактацию с Министерством, поэтому вопрос центров решили не поднимать. Но считаем, что как Бровары, так и Борисполь способен быть центром и этот вопрос еще может обсуждаться”, – закончил он.
Сравнение предложений Киевской ОГА и Минрегиона о границах административно-территориальных единиц субрегионального (районного) уровня Киевской области
А что дальше
Как рассказал KV глава офиса реформ Киевской области, депутат Киевоблсовета (“Наш Край”) Владимир Удовиченко, прежде чем принимать новое субрегиональное устройство области, необходимо завершить формирование территориальных общин. Он рассказал, что ближайшие выборы в ОТО на Киевщине состоятся в октябре, а уже в 2020 году терробщины будут созданы в обязательном порядке в соответствии с перспективным планом.
“По предложению Минрегиона, в области может быть создано 4 района. Они привязаны к госпитальным округам. Учитывая базовые показатели и расстояние мы считаем такое деление не совсем корректным, поэтому предложили собственное видение – 5 районов. Мы будем бороться за этот вариант, но если решат, что нужно таки 4 района, то ничего страшного не произойдет. Функции этих районов – управление совместным имуществом объединенных терробщин. С учетом медицинской реформы это собственность второго уровня предоставления медицинских услуг. Это все, чем будут заниматься районы. Они не будут иметь права вмешиваться в управление ОТО. Там будут работать районные советы, депутаты и председатель, которые будут избираться на выборах. В каком формате они будут проходить – еще обсуждается. Районный совет будет создавать районные исполнительные комитеты, совместно с которыми будет управлять медицинскими объектами. Параллельно будут существовать префектуры, которые будут контролировать органы местного самоуправления, но об этом также пока ничего неизвестно. На областном уровне будет работать областной совет, исполнительный комитет облсовета и также префектура. Я считаю, что для Киева и области префектурой должен быть единый орган”, – говорит он.
По его мнению, районный уровень в дальнейшем должен быть ликвидирован полностью.
“Многие великие “деятели” лоббируют усиление субрегионального уровня. Но на самом деле, чтобы иметь эффективную власть и фундамент для развития, мы должны улучшать уровень именно местного самоуправления. Например, в Тетиевском районе создана терробщина и сейчас между ней и районным советом и РГА постоянно возникают конфликты, потому что районный уровень в таком случае просто лишний”, – завершил он.
Согласно информации Украинской ассоциации районных и областных советов, чтобы завершить формирование эффективной децентрализованной системы местного самоуправления в стране, необходимо очередные местные выборы, которые пройдут осенью 2020 года, провести на новой территориальной основе общин и районов. А для этого максимум до лета 2020 должны быть приняты все необходимые законы и правительственные решения.
В первую очередь, уже этой осенью Парламент должен принять концептуальный законопроект “Об основах административно-территориального устройства”, который устанавливает общие правила и процедуры изменения админтерустройства в Украине.
Сообщается, что введение этих правил позволит правительству и парламенту быстро и исчерпывающим образом подготовить и принять законы об административно-территориальном устройстве каждой области.
О тех, кого не спросили
KV также собрала мнения председателей районных советов и мэров относительно нового территориального устройства области.
Председатель Бориспольского районного совета Владислав Байчас:
Я не изучал проект, не могу оценивать его досконально. Но плохо в этой ситуации то, что от жителей Бориспольского района отдалятся услуги. Если сделать центром Борисполь, такая же ситуация сложится для жителей Броварского района. И Бориспольщина, и Броварщина, одинаково большие и с развитой инфраструктурой. Что получится из такого объединения – трудно сказать. И пока мне неясно, какие услуги будут предоставляться в центре района и какие функции будут они выполнять. Вопросов очень много.
К слову, мэр Борисполя Анатолий Федорчук уже выразил мнение, что присоединение к Броварскому району не станет проблемой для Борисполя:
Известно, что в Офисе Президента Украины Владимира Зеленского есть намерения воплотить административно-территориальную реформу, где с 499 районов Украины, если я не ошибаюсь, образуется лишь 100. На Киевщине предполагается таких пять. Если так, то в этом есть жизненная необходимость, а не потому, что кто-то плохо относится к Бориспольщине. Если с карты Киевщины исчезнет Бориспольский район – трагедии не произойдет. Реформа предусматривает развитие общин и это нормально. За справками не нужно будет ездить в Бровары, на местах будут префекты, которые будут следить за функционированием и соблюдением законности на определенной территории. Сегодня главное – решить, какой будет община Бориспольщины: единственной и объединенной, или раздробленной на несколько частей. Если второй вариант, то следует думать, как управлять больницей.
Председатель Броварского райсовета Сергей Гришко:
Я не могу однозначно утверждать, что Броварской район должен быть центром. Но община настроена негативно относительно того, чтобы центром был Бориспольский район. Мы точно готовы взять на себя роль центра, для этого есть все необходимое. И если сравнивать инфраструктуру Броваров и Борисполя, то мы однозначно выигрываем – в Броварах есть железнодорожное сообщение, территориально мы ближе к Киеву, через район проходит трасса государственного значения.
Председатель Вышгородского районного совета Ростислав Кириченко:
Пока это все в проекте. Мне неясно, почему предложены именно такие районы, хотелось бы пообщаться с теми, кто планировал, и уже потом выражать какое-то свое мнение. Пока все на уровне слухов – то четыре района хотят сделать, то пять, а может быть – и шесть. Я считаю, что было бы лучше создать район на базе Вышгородского. У нас есть для этого все показатели – близость к Киеву, хорошее территориальное расположение, есть места под все необходимые органы. Кроме того, у нас лучше уровень медицинского обслуживания, чем в Ирпене. У них одноэтажное здание больницы, если не ошибаюсь, а у нас – пятиэтажная большая больница на два корпуса в Вышгороде и еще одна – в Великой Дымерке.
Председатель Згуровского районного совета Александр Ивченко:
Если в территориальной реформе будут изменения, то мы понимаем, что не стоит надеяться на центр в Згуровском районе. Нужно учитывать инфраструктурные и другие показатели, поэтому когда создадим объединенную общину, мы будем готовы стать частью другого района – Броварского, Бориспольского или Переяслав-Хмельницкого. Ближе всего, конечно, нам в Переяслав-Хмельницкий, но транспортная связь не очень налажена. Нужно будет улучшать сообщение и с центром, и с соседними общинами Яготинского района, которые сейчас в перспективе.
Председатель Мироновского райсовета Валентина Усик:
Еще до 2014 года шла речь о создании Мироновского административного округа. Потом эти разговоры утихли и я считаю, что даже сейчас не время обсуждать деление территорий. В первую очередь Верховная Рада должна принять изменения в Конституцию относительно реформы децентрализации. Вот у нас с Мироновкой объединилось два сельсовета, район остался без центра, все налоги уходят туда. В данном случае объединение не приблизило услуги к людям, что собственно и является целью децентрализации. И я сейчас не могу сказать, что мы готовы стать частью Белоцерковского или другого района, потому что в первую очередь это расстояние. Непонятно, как будут предоставляться услуги. И так уже Белая Церковь у нас забрала пенсионное и фискальное управление. Пускай сделают нормальные дороги, транспортное сообщение и нормальный уровень зарплат, тогда о чем-то можно будет говорить. Пока мы не готовы.
Напомним, как ранее писала KV, внесение изменений в перспективный план формирования территориальных общин Киевской области на финальной стадии. Киевская ОГА изготовила проект решения и подала на рассмотрение облсовету схему из 45 потенциальных ОТО. Теперь их будут рассматривать на профильной комиссии, вносить коррективы и утверждать на сессии. Наиболее проблемными территориями, из-за которых процесс может затянуться, назвали Киево-Святошинский, Бориспольский, Броварской и Белоцерковский районы.
Читайте: Киевоблсовет “просрочил” утверждение перспективного плана по децентрализации
Фото: коллаж KV