1 июня мы отмечаем День защиты детей. Этот праздник для меня, как омбудсмена – повод публично поднять острые вопросы, связанные с незащищенностью детства, требующие внимания общества и государства. Особая ответственность требуется от Министерства образования и здравоохранения, а также местных органов власти.
Вот 7 основных тезисов о защите прав детей, требующие немедленного воплощения в жизнь.
1. Дети не должны становиться жертвами вооруженного конфликта! Военные действия на востоке страны окончательно дестабилизировали всю государственную систему по защите детей: социальные работники сокращены, службы по делам детей на грани исчезновения, достоверной статистики нет. Сейчас мы наблюдаем обострение вдоль линии разграничения. К сожалению, есть жертвы среди детей: на днях погибла 15-летняя Дарья. Я настаиваю на необходимости вывоза детей в безопасные регионы Украины, это задача местных властей. Также необходимо проанализовать размещение учебных заведений в зоне досягаемости обстрелами и срочно принять меры безопасности.
2. Детям в неблагополучных семьях необходима помощь! В Украине более полумиллиона семей пребывают в сложных жизненных обстоятельствах. Но далеко не все охвачены социальной помощью. Сокращение соцработников не позволяет своевременно выявлять такие семьи, оценивать потребности и предоставлять помощь. Меня также беспокоит тот факт, что всего 1% детей по данным Минсоцполитики попадают в реабилитационные центры в связи с жестоким с ними обращением, насилием. Велика вероятность, что таких детей гораздо больше: это дети из неблагополучных семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни и уклоняются от выполнения родительских обязанностей. И есть риск, что ввиду отсутствия коррекционной работы с родителями дети в конце концов попадут в интернат.
Я считаю, что в условиях децентрализации местные органы власти должны дать шанс на нормальную жизнь и надежду на будущее детям из бедных семей. Надо привлекать усилия и ресурсы для помощи каждому нуждающемуся ребенку и семье, чтобы ни в одной местной общине никто не чувствовал себя несчастным в одиночестве со своими проблемами.
3. Забота о сиротах и приемных детях не должна ограничиваться пустыми словами! В Украине 1,2% детей не имеют родителей или лишены родительской опеки. Это более 70 тысяч детей, из них около 65 тысяч живут в детдомах семейного типа, приемной семье или находятся под опекой или попечительством. При этом государство не обеспечивает взятых на себя обязательств, например, не обеспечивает жильем. Беру под личный контроль неукоснительное соблюдение установленных законом гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
4. Жизнь ребенка в интернате должна быть достойной и радостной! Процесс реформирования системы институционального ухода и воспитания детей должен завершиться до 2026 года. К сожалению, анализ интернатной системы сейчас показывает, что дети растут в условиях социальной изолированности, после выпуска не подготовлены к жизни в социуме. Как правило, в интернате ребенок не может побыть в одиночестве. Дети живут фактически в казармах, где нет даже тумбочек для личных вещей. В душевых и туалетных комнатах нет перегородок и дверей в кабинках. В ночное время в некоторых заведениях у детей нет возможности попить воды. В интернатах массово нарушается техника пожарной безопасности. Некоторые детские учреждения не имеют достаточного финансирования: не хватает одежды, обуви, лекарств. Когда государство берет на себя роль отца и матери, небрежность к детскому комфорту и развитию недопустима. Дети в интернатах заслуживают лучшей судьбы, ради этого стоит мобилизовать усилия государства и гражданского общества.
5. Образование должно быть доступным! Право получить образование – одно из основных прав ребенка. Сокращение детского населения, социально-экономическая ситуация в стране привели к оптимизации количества школ и, как следствие, – к их сокращению и ликвидации. Каждый год закрываются порядка 200 школ, большая часть из них – сельские. Создание опорных школ привело к новым вызовам: где взять школьные автобусы, чтобы возить детей в школу? Меня беспокоит новая процедура зачисления в первый класс согласно регистрации, которую ввело Минобразования. Уже сейчас очевидно, что родители и руководители школ недовольны нововведением. Критическая ситуация и с детскими садами: за последние 20 лет их число уменьшилось с почти 25 тысяч по всей Украине до 15 тысяч. Как омбудсмен, буду следить за тем, чтобы реформа образования обеспечила высочайший уровень реализации прав каждого ребенка.
6. Образование должно быть инклюзивным! Учеба должна быть инклюзивной, развивать гражданскую солидарность, чтобы дети держались вместе и уважали друг друга. Инклюзия – это создание условий для того, чтобы в каждом классе чувствовали себя комфортно дети с инвалидностью, представители национальных меньшинств (например, ромы), дети-беженцы и временно перемещенные лица, потерявшие родной дом после начала российской агрессии. Несмотря на декларируемый с 2015 года курс на инклюзию, рано говорить о доступности школ и ВУЗов для детей с инвалидностью: нет пандусов, лифтов, оборудования для реабилитации, банальных поручней, как нет и специальных учебных программ. О какой инклюзии можно говорить, когда в единственную в Киеве инклюзивную школу везут детей со всего города и пригородов? Счастливое детство требует искоренения неравенства и несправедливости. Мальчик или девочка, с богатыми или бедными родителями, независимо от цвета кожи – все дети в цивилизованном обществе получают образование без дискриминации. Убеждена, что государство обязано позаботиться о равенстве и инклюзивности образовательных услуг.
7. Нужна государственная программа развития семьи! В Украине она отсутствует, и это порождает целый ряд проблем. Государство не поддерживает семьи с детьми. Хотя по факту каждый седьмой украинский ребенок воспитывается в многодетной семье. У нас треть миллиона многодетных семей, их них больше 100 000 семей получают пособие как малообеспеченные. А этого мало, помощь нужна почти всем. Еще сотни тысяч матерей-одиночек не получают государственную помощь. Ежегодно растет число семей, где дети имеют инвалидность. И многие родители вынуждены отдавать таких детей в интернат, поскольку не получают должной поддержки от местной власти. Соблюдение прав детей – это первоочередная задача социального и правового государства в Украине, а также индикатор нашей гражданской зрелости. Давайте защитим наше будущее от насилия и бедности.
Людмила Денисова, уполномоченный Верховной рады Украины по правам человека