Новая редакция закона “О госслужбе” вступила в силу с 1 мая. Чиновники Киевской горгосадминистрации (КГГА) к этому событию готовились в полную силу – пытались назначать максимально много нужных людей на хлебные места без конкурсов. Но после вступления в силу нового закона о госслужбе, чиновникам, несмотря на их явное нежелание, пора определиться: чем они хотят заниматься больше – политикой или госслужбой.
Начнем с самого Виталия Кличко. Он – мэр. И он же – глава КГГА. То есть, он совмещает политическую и исполнительную должности, что противоречит закону о госслужбе. Впрочем, тут могут быть разночтения. Мол, КГГА официально выполняет функции исполкома при Киевсовете, следовательно, глава администрации – не вполне на государевой службе. Но сама процедура назначения главы КГГА указом президента прямо указывает на то, что таки Виталий Кличко – слуга двух господ. И ему пора определиться.
Или заместитель главы КГГА Илья Сагайдак. Человек удивительной политической гибкости. Начал свой политический путь в Крыму в 2012 году, где на мажоритарных выборах активно использовал мессидж о “мудром правителе Владимире Путине”. Впоследствии был пристроен его тестем, экс-главой “Нафтогаза Украины” Алексеем Ивченко в Шевченковскую, а затем Святошинскую райгосадминистрацию (РГА).
Кроме того, Сагайдак прошел в Киевсовет от “БПП -“Солидарности”, а в начале 2016 года стал заместителем главы КГГА по вопросам транспорта, инфраструктуры и предпринимательства. Депутатский мандат он так и не сложил. Хотя, отметим еще раз, закон о госслжубе это запрещает.
Любопытно и назначение депутата Киевсовета от “Солидарности” Сергея Майзеля директором Департамента транспортной инфраструктуры КГГА. При этом Майзель еще и член транспортной комиссии Киевсовета. Теперь Майзель имеет самое прямое отношение и к распределению, и к освоению транспортных и инфраструктурных бюджетов, и к контролю за их освоением.
Еще один персонаж, игнорирующий нормы закона о госслужбе, – Вячеслав Непоп (“Солидарность”), член комиссии Киевсовета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования, а также глава коммунального предприятия “Житлоинвестбуд-УКБ”.
К слову, его помощник-консультант Виктор Билич до сих пор работает замдиректора в том же “Житлоинвестбуд-УКБ”, а также является младшим партнером застройщика Николая Толмачева. Все помнят историю о передаче компании Толмачева и Билича “ТММ” участка возле НСК “Олимпийский”? Получается, сами землю киевской общины выделяют и сами же ее застраивают.
Следующий – депутат от “Солидарности” и глава Департамента социальной политики КГГА Юрий Крикунов. Кстати, он же – замглавы комиссии Киевсовета по вопросам охраны здоровья и социальной защиты. Получается точно так же, как с Майзелем – сам выделяю, сам же расходую и контролирую.
И это далеко не исчерпывающий список депутатов-совместителей. Потому было бы логично ужесточить наказание для депутатов-чиновников. Например, чтобы территориальные избирательные комиссии автоматически лишали их мандатов. А за откровенно коррупционное совместительство в ветвях власти, считаю, следует отлучать от нее лет на десять.
Читайте: Мэр Киева втихую продлил контракт с “полезным” Вячеславом Непопом
Чтобы избежать в дальнейшем таких совмещений, необходимо сконцентрироваться на открытых конкурсах, как новой форме принятия на госслужбу. Понятно, что даже после конкурса нельзя спускать глаз с чиновника, ибо непонятно – хватит ли духу у новых чиновников поломать накатанные схемы.
Могут возразить, что нормы закона не распространяются на депутатов местных советов и должностных лиц исполкомов. Но КГГА не является исполкомом, и в законе четко сказано, что его нормы распространяются на государственные администрации. Налицо коллизия, которой и мэр, и депутаты Киевсовета будут пользоваться в полную силу.
Кстати, это только кажется, что депутаты Киевсовета работают на общественных началах. На средства киевской общины они содержат свои общественные приемные, нанимают работников (руководителя общественной приемной и бухгалтера). При этом, каждый депутат может получить из бюджета 200 тысяч гривен в год – на выполнение поручений избирателей.
В этом году на деятельность общественных приемных депутатов Киевсовета на 2016-2019 годы из бюджета (наших с вами денег) выделено 117,2 млн гривен. Согласно “Программе решения депутатами Киевсовета социально-экономических проблем, выполнения предвыборных программ и поручений избирателей”, эти средства распределяются между 120 депутатами: 25,8 млн гривен в 2016 году, 28,5 млн гривен в 2017 году, 30,6 млн гривен в 2018 году и 32,3 млн гривен в 2019 году.
По данным общественного движения “Чесно”, один депутат Киевсовета обходится нам в 30 тыс. гривен ежемесячно. Трудно назвать это “общественной нагрузкой”.
Читайте: О тайных бизнесах депутатов Киевсовета
Антон Подлуцкий, соучредитель “Агентства журналистских исследований”