Отечественный рынок авиаперевозок сегодня находится в зоне турбулентности: с одной стороны его “трясет” от давления мировых тенденций расширения воздушных границ, а с другой – внутренняя конъюнктура гражданского общества и политического истеблишмента требует открытия украинского неба международным брендам low cost. В любом случае эта ситуация пойдет на пользу нашей стране, потому что за последние 25 лет мы наконец решились рассматривать авиаиндустрию в системе стратегического планирования. Важно, чтобы в этой плоскости были задействованы не только 10 центральных аэропортов Украины, но и другие авиационные объекты, в частности региональные аэродромы с уникальными конфигурациями и многомерными возможностями для привлечения иностранных инвестиций в расширение транспортной инфраструктуры государства.
По мнению многих экспертов авиационного рынка, аэродром Белой Церкви может стать первопроходцем из бывших военных авиационных объектов, откуда начнется возрождение экономической рентабельности таких аэропортов, которые длительный период находились в состоянии ожидания “лучших времен”.
Стать на крыло
На самом деле в Украине мало кто знает, что Белая Церковь уже 90 лет живет с авиацией. Город десятилетиями обслуживал военные самолеты дальней авиации.
Сегодня же аэродром “Белая Церковь” в статусе гражданского объекта ежегодно продолжает успешно принимать около полусотни грузовых воздушных судов (преимущественно Ил-76 и Ан-12), которые прилетают в город с разных уголков земли на техническое обслуживание. Ряд украинских авиакомпаний заключили договор с коммунальным предприятием “Белоцерковский грузовой авиационный комплекс” (КП “БГАК”), что является балансодержателем аэродрома, об использовании его в качестве базового для технического обслуживания в рамках тесного сотрудничества.
Также гордостью аэродрома является ОО “Белоцерковский аэроклуб “Пилот” имени Поповича”, который за 17 лет базирования стал лидером среди лучших аэроклубов Украины и насчитывает более 50 малых воздушных судов.
Выгодное географическое расположение аэродрома, наличие самолетных стоянок, трех подъездных путей (автомобильный, железнодорожный, воздушный), таможенного поста и ряд других преимуществ дают возможность после модернизации взлетно-посадочной полосы (2500х42м) открыть пункт пропуска и предоставить аэродрому статус международного, что усилит его привлекательность для базирования авиакомпаний и осуществления международных грузовых и пассажирских авиаперевозок.
Читайте: МАУ хочет запретить Ryanair в Украине
К тому же, корпуса ангарного типа с прилегающими к ним бетонными площадками КП “БГАК” дают возможность в любое время года выполнять значительные объемы работ по техническому обслуживанию авиатехники.
Стратегические перспективы
С 2003 года аэродром Белой Церкви занесен в Государственный реестр аэродромов Украины как первый из бывших военных, которым удалось способом самофинансирования получить сертификат аэродрома класса В. Также он является членом Ассоциации аэропортов Украины.
Читайте: Ryanair не выгоден Кличко и Порошенко, – лидер объединения “Сила Громад” Карпенко
Сохранив авиационный профиль работы, Авиакомплекс продолжает оказывать аэродромные услуги: взлет, посадка, ознакомительные полеты, облеты, учебно-тренировочные и учебные полеты. Как результат, за последние несколько лет белоцерковский аэродром растет по всем финансово-экономическим показателям и увеличивает количественную составляющую авиационных операций по приему воздушных судов. Поэтому сегодня перед руководством коммунального предприятия остро встал вопрос о расширении возможностей ведения авиационной и неавиационной деятельности КП “БГАК”.
Небольшой, но сплоченный коллектив предприятия во главе с директором Сергеем Кандауровым активно работает над поиском различных вариантов привлечения потенциальных инвесторов в развитие авиационной отрасли в городе. Сейчас идет процесс разработки Стратегии развития КП “БГАК”, что в дальнейшем поможет определить ключевое направление перспектив предприятия.
Действующий технопарк в Белой Церкви – еще одна заслуга КП “БГАК”
Общая площадь Авиационного комплекса составляет более 250 га. На этой территории расположены производственные помещения, которые сдаются в аренду для изготовления разнообразной продукции. Сейчас в рамках КП “БГАК” ведут производственную деятельность более 54 предприятий, которые изготавливают ежегодно продукции на десятки миллионов гривен. Общее количество работников технопарка составляет более 800 человек.
Как аналог индустриального парка Авиакомплекс развивает неавиационную деятельность. Прибыль от ее ведения позволяет собственными средствами удерживать сбалансированность предприятия.
Читайте: В Белой Церкви планируют наладить производство собственных автобусов
Стоит заметить, что со времен основания КП “БГАК” ни город ни область не вложили никаких средств на пополнение статного фонда для развития авиационной деятельности коммунального предприятия. Чего не скажешь о других городах Украины, таких как Винница, Ужгород, Черновцы, Полтава, Херсон и другие.
Несмотря на это, КП “БГАК” продолжает удерживать лидирующие позиции среди самых прибыльных и перспективных предприятий, учредителями которых является территориальная община Белой Церкви.
Воздушные амбиции
На фоне оживленных дискуссий о предоставлении особых привилегий тем или иным мировым брендам low cost Белая Церковь может стать альтернативной площадкой, где решатся все политические, коммерческие и общественные противоречия этой проблематики. Руководство КП “Белоцерковский грузовой авиационный комплекс” готово активно участвовать в переговорах и предложить местный аэродром в качестве привлекательного инвестиционного проекта для открытия международных бюджетных авиаперевозок для сотен тысяч украинцев и гостей нашего государства. Ведь туристическая привлекательность не только столицы и Белой Церкви, а и всего киевского региона позволяет посмотреть на карту Украины с совсем неизведанной стороны.
Впрочем тот, кто умеет считать деньги, должен понимать, что даже при нынешних обстоятельствах КП “БГАК” прибыльное, рентабельное предприятие без долгов. Ежегодно увеличивает доходы в бюджеты различных уровней и является добросовестным налогоплательщиком. Вложив средства в модернизацию аэродрома, можно получить большой результат. Город же от такого инвестиционного предложения получит существенные преимущества – новые рабочие места, высокие социальные стандарты, развитие инфраструктуры и других смежных сфер.
Читайте: Рябикин пообещал возобновить переговоры с Ryanair
Поэтому извлечь отечественный авиарынок из зоны турбулентности, сохранить и приумножить динамику развития аэродрома “Белая Церковь” сегодня способен инвестор или государство, предложив международным партнерам конструктивные условия сотрудничества с полноценного открытия украинского неба мира. А для этого город имеет все уникальные возможности и перспективы…
Фото Романа Наумова