В Киевской облгосадминистрации (КОГА) стартовала масштабная борьба с нелегальным автозаправочным бизнесом. Чиновники, заручившись поддержкой отраслевых гигантов из Нефтегазовой ассоциации Украины (WOG, ОККО, Shell и пр.) готовятся демонтировать все АЗС, не оборудованные кассовыми аппаратами, в столичной регионе. Похожую кампанию переживал Киев, когда администрацию Виталия Кличко обвиняли в рейдерстве, взяточничестве и зачистке рынка под крупных игроков.
Объявили войну
Как стало известно KV из сообщения пресс-службы Киевской ОГА, чиновники запустили усиленную борьбу с нелегальными АЗС. Для этого в КОГА создана специальная мобильная группа из представителей Департамента экологии КОГА, Госэкоинспекции и ГУ Нацполиции Киевщины, а также других органов.
Замглавы КОГА Юрий Денисенко заявил, что во время проверок АЗС в Ирпене, Ворзеле, Буче и Гостомеле эта группа выявила множество нарушений экологического, земельного, трудового законодательства, а также норм стандартизации и сертификации.
“Материалы по результатам проверки АЗС будут переданы в правоохранительные органы для реагирования и осуществления мероприятий – в соответствии с действующим законодательством. Кроме этого, комиссией согласован совместный план мероприятий по пресечению незаконной деятельности АЗС, в которых отсутствуют соответствующие разрешительные документы”, – сообщили в КОГА.
КиевVласть сообщала, что осенью 2017 года в КОГА заявили о неготовности возглавить борьбу с нелегальными заправками в столичном регионе. Причина – отсутствие жалоб на нелегалов. Также руководство Киевской ОГА опасалось вызовов на Банковую, дабы не прослыть лоббистами и мздоимцами.
Официально: в области 90% нелегалов
Замглавы Киевской ОГА Юрий Денисенко заявил KV, что сегодня проблематика нелегальных АЗС в столичном регионе рассматривается сквозь призму уголовного производства в отношении одной из заправок. В рамках этого производства изучаются материалы по почти каждой АЗС в столичном регионе. И объекты, которые не смогут в ходе проверки располагать всеми запрашиваемыми документами, будут нещадно демонтированы.
“Я запросил в департаменте экологии Киевской ОГА информацию о выданных разрешениях для субъектов, которые ведут соответствующий вид предпринимательской деятельности. У нас нет точных данных о количестве нелегальных заправок в Киевской области, но разрешения профильного департамента не имеют свыше 90% из около 700 АЗС в Киевской области”, – сказал замглавы КОГА.
Он отметил, что КОГА с профильными ведомствами и правоохранительными органами будет содействовать демонтажу нелегальных АЗС и привлечению их владельцев к ответственности.
Читайте: Заместитель Горгана вложился в рекламную кампанию против газовых заправок
“Мы намерены исходить из элементарных норм законодательства: разрешения на продажу топлива, квалификация целевого назначения земельного участка, оформлении трудовых отношений с сотрудниками и т.д. К нам присоединилась Нефтегазовая ассоциация Украины. Возможно, наша работа в этом направлении подтолкнет людей к легализации своего вида деятельности”, – заявил KV Юрий Денисенко.
Эксперты: демонтаж нелегалов должен быть прозрачным
Эксперты уверяют: работы у чиновников столичного региона – непочатый край. Однако, для эффективной борьбы с нелегалами в этой отрасли местные власти должны досконально изучить правовую базу, на основе которой проводится демонтаж, а также полностью санкционировать этот процесс.
“В свое время в Киеве несколько раз наступали на одни и те же грабли: заправки, которые были демонтированы, продолжали работать уже на следующий день после демонтажа. Эта борьба должна иметь системный и межведомственный характер для избежания коррупционных рисков. Опять же, в Киеве профильная комиссия сначала громко активизировала работу, а потом утихла. После оказалось, что члены комиссии попадали на взятках, – они просто “обилечивали” нелегальные АЗС. Кроме того, демонтированием могут заниматься только определенные на тендерных условиях организации или же структурные подразделения и службы с соответствующими полномочиями”, – сказал KV директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.
Секретарь регламентной комиссии Киевоблсовета Иван Ступак (фракция “Солидарность-БПП”) сказал KV, что рано прогнозировать успех КОГА в борьбе с нелегальными заправщиками.
“На данном этапе есть пара нюансов, которые могут помешать процессу. Например, отсутствие единой нормативной базы и единых правил для всех. Ведь разные населенные пункты в Киевской области имеют разные правила благоустройства. Эти правила утверждаются на сессиях местных советов. А для эффективной борьбы с нелегальным автозаправочным бизнесом нужен универсальный подход для всех. Если этого не будет, то, например, изгнанные нелегалы из Броваров могут спокойно переехать в, скажем, Белую Церковь, где те или иные аспекты разрешены. Все это нивелирует борьбу с незаконными АЗС как таковыми. Думаю, при наличии единых нормативов большая часть заправщиков проявили бы желание узаконить свою деятельность. Они сами неформально выступают за это, мол, дайте нам единые правила игры для всех”, – считает Иван Ступак.
Кроме того, КОГА следует позаботиться о прозрачности каждого демонтажа.
“Нужно понимать специфику демонтированного имущества. Размещать все это на заднем дворе прокуратуры или администрации – не вариант. Должно быть специальное место, и заниматься этим должны определенные на тендере компании. Если это будет делаться втихую под грифом “секретно” – это породит коррупционные риски, когда топливо стоимостью сотни тысяч гривен и имущество будет переходить от одного собственника-нелегала к другому”, – резюмировал Иван Ступак.
Дежавю: по стопам киевских чиновников
KV писала про похожие истории в Киеве, которые в 2017 году привели к бунту владельцев АЗС. Тогда сотрудники КП “Киевблагоустройство” и частных фирм с подачи Киевсовета проводили демонтажи оборудования отдельных АЗС без предварительного вручения предписаний или решений судов. Резонанс массового демонтажа АЗС в Киеве докатились и до правительства страны.
Читайте: Под лозунгами наведения порядка “ударовцы” Киевсовета проводят незаконные захваты АЗС
В частности, заместитель госсекретаря Кабмина Сергей Кушнир направил в Киевскую горгосаминистрацию (КГГА) коллективную жалобу Профсоюза работников автомобильных газозаправочных пунктов. Профсоюз просил премьер-министра Владимира Гройсмана помочь остановить в столице демонтажи мелких автогазозаправочных станций, так как это “плодит безработицу”. Руководство Киева обвинялось в лоббизме крупных трейдеров нефтепродуктов.
По словам жалобщиков, в Киеве демонтаж проводился с игнорированием профильных инструкций техники безопасности. А откачанный из резервуаров газ и демонтированное имущество исчезали в неизвестном направлении при активном участии КП “Киевблагоустройство”. После чего предприниматели выкупали конфискованное оборудование у третьих лиц по ценам выше рыночных.
К слову, в разгар массового демонтажа в апреле 2017 года КГГА подписала меморандум с руководством Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ) о сотрудничестве в борьбе с нелегальными автогазозаправочными пунктами (АГЗП). Тогда НАУ обязалась оказать необходимую техническую, информационную, правовую и консультационную поддержку мер по противодействию нелегальным АГЗП в Киеве.
В НАУ входят: WOG, ОККО, Shell, AMIC Украина, Socar, KLO, “Параллель”, SunOil, а также оптовый поставщик “БНК-Украина”.
Читайте: Нардеп Куприй просит объяснить законность массового демонтажа газовых заправок в Киеве
Фото: ГФС