Апелляционный хозяйственный суд Киева постановил, что КП “Киевский метрополитен” обязано выплатить ООО “Укррослизинг” 1 млрд 966 млн 239 тыс 953 гривен за поставку 100 вагонов по процедуре лизинга и сопутствующие условия лизингового соглашения. Договор с “Укррослизингом”, увы, был прописан таким образом, что за вагоны приходится существенно переплачивать с учетом привязки цен к доллару, инфляции и пр. КП “Киевский метрополитен”, конечно, просит у суда отсрочку выплат и даже направило иск в кассационную инстанцию, но это вряд ли поможет.
Как стало известно КиевVласть, 31 января 2017 года Киевский апелляционный хозяйственный суд частично удовлетворил исковые требования ООО “Укррослизинг” к КП “Киевский метрополитен” по делу №910/8397/16 и оставил без удовлетворения апелляционную жалобу КП от 28.09.2016 года на решение Хозяйственного суда Киева от 28.09.2016 года.
В результате, было подтверждено, что с КП “Киевский метрополитен” нужно взыскать в пользу ООО “Укррослизинг” 1 млрд 966 млн 239 тыс 953,5 гривен:
-
365 млн 972 тыс. 194,84 гривен – задолженность по оплате части стоимости предмета лизинга;
-
112 млн 303 тыс. 827,30 гривен – задолженность по оплате процентов за пользование предметом лизинга;
-
229 млн 98 тыс. 329,81 гривен – инфляционные потери;
-
42 млн 27 тыс. 946, 73 гривен – пеня за ненадлежащее исполнение обязательства;
-
1 млрд 191 млн 237 тыс. 276,82 гривен – коэффициент корректировки;
-
25 млн 332 тыс. 102,90 гривен – 3% годовых;
-
123 тыс. 813,30 гривен – расходы по уплате судебного сбора за подачу искового заявления;
-
144 тыс. 461,80 гривен – расходы по уплате судебного сбора за подачу апелляционной жалобы;
Кроме того, КП “Киевский метрополитен” еще и обязали уплатить в госбюджет 166 тыс. 580,35 гривен судебных расходов за подачу апелляционной жалобы вх. № 09-081/9661/16.
При этом, ООО “Укррослизинг” должен заплатить в госбюджет недополученный судебный сбор за подачу иска по двум неимущественным требованиям в размере всего 2 тыс. 756 гривен, а из-за излишне оплаченного судебного сбора за подачу апелляционной жалобы этой фирме вернут из госбюджета 225 тыс. 824,20 гривен.
Отметим, после того, как стало известно о результатах рассмотрения дела в Апелляционном суде, руководство Киевской горгосадминистрации (КГГА) и КП “Киевский метрополитен” не на шутку встревожилось.
На сайте столичной подземки 31.01.2017 года появилось сообщение, дескать, “все пропало, но метрополитен продолжит отстаивать интересы киевлян”. Буквально через пару дней, 02.02.2017 года, первый замглавы КГГА Геннадий Плис своим поручением велел замглавы КГГА Илье Сагайдаку, директору Департамента транспортной инфраструктуры КГГА Сергею Майзелю и директору КП “Киевский метрополитен” Виктору Брагинскому “принять все возможные меры по недопущению списания средств со счетов КП “Киевский метрополитен” вследствие негативных решений судей”.
“Срочно обратиться к судьям высших инстанций, правоохранительных и других органов государственной власти в сфере безопасности касательно инициации мер соответствующего реагирования и защиты интересов предприятия, территориальной общины города и страны”,- говорилось в поручении Плиса.
Как выяснила KV из ответа КГГА на официальный запрос издания: кассационную жалобу на решение Апелляционного хозсуда Киева от 31.01.2017 руководство КП “Киевский метрополитен” подало 3 февраля 2017 года; по решению Хозяйственного суда Киева от 28.09.2016 года КП ничего лизингодателю пока не платило; все что ООО “Укррослизинг” получило за поставку 100 вагонов метро по состоянию на 20.02.107 года – это чуть более 817 млн гривен.
Хотя решение Киевского апелляционного хозяйственного суда вступает в законную силу со дня его принятия, никакой информации на официальном сайте КГГА по этому поводу так и не появилось. В КП “Киевский метрополитен” пролить свет на то, когда кассационная инстанция приступит к рассмотрению дела, каковы шансы на позитивный для КП исход, какие последствия принесет подземке и интересам городской общины очередной судебный провал, тоже отказались. Как стало известно KV, сейчас столичный метрополитен просит Хозсуд Киева об отсрочке исполнения судебного постановления.
Напомним, 28 мая 2009 года Киевсовет решением №546/1602 “О приобретении вагонов метрополитена” разрешил КП “Киевский метрополитен” провести закупку финансовых лизинговых услуг (100 вагонов метрополитена) с правом выкупа по результатам проведенного тендера с уплатой из бюджета города Киева в 2009 году не более 15% от общей стоимости предмета лизинга, а остальных средств в течение 2010-2014 годов. 9 декабря 2014 года Киевсовет принял решение №523/523, которым срок расплаты с ООО “Укррослизинг” был заменен на “2010-2018 годы”.
Сам договор лизинга № 16-Упр-09 был заключен между КП “Киевский метрополитен” (подпись первого замначальника КП “Киевский метрополитен” Олега Москаленко) и ООО “Укррослизинг” (подпись директора ООО ”Укррослизинг” Андрея Черникова) 16 июля 2009 года. По этому договору, ООО “Укррослизинг” за период с марта 2010 года до августа 2012 года приобрел у производителей (ПАО “Крюковский вагоностроительный завод”, ЗАО “Вагонмаш” и ОАО “Метровагонмаш”) и поставил КП “Киевский метрополитен” 100 вагонов метрополитена: 40 главных вагонов (с кабиной управления) и 60 промежуточных вагонов (без кабины управления).
В свою очередь КП “Киевский метрополитен” в 2015 году окончательно признало свою неспособность платить бешеные суммы за полученные в лизинг вагоны. Ведь суммы оплаты, согласно условиям договора, жестко привязаны к курсу доллара, который, как известно, резко в последние годы вырос.
Как уже сообщала KV, лизинговая компания закупила вагоны в национальной валюте у украинских производителей, но при этом умудрилась “втюхать” эти вагоны КП “Киевский метрополитен” с валютной составляющей. Пунктом 1.7 договора введен в действие коэффициент корректировки сумм – Кnbu. Кnbu расчитывается как “Курс2” деленный на “Курс1”, где “Курс1” – курс, установленный НБУ для 1 доллара США на дату заключения договора; “Курс2” – курс, установленный НБУ для доллара США на день, когда фактически производится лизинговый платеж.
Спустя 7 лет с момента заключения “злосчастного” договора руководство метрополитена начало говорить о том, что валютная составляющая в договоре, дескать, ничем не подтверждена, и вообще – все крайне несправедливо.
“КП “Киевский метрополитен” находится в откровенно дискриминационном положении относительно ООО “Укррослизинг”, поскольку на день заключения кредитного договора иностранный курс валюты составлял 1 USD = 7,6311 грн. а на сегодняшний день 1 USD – это почти 26 грн. В связи с повышением курса иностранной валюты, сумма долга, которую КП “Киевский метрополитен” необходимо платить значительно возросла, в связи с чем значительно ухудшилось финансовое состояние коммунального предприятия, а дальнейшее исполнение договора на условиях, действующих в настоящее время является нарушением одного из принципов гражданско-правовых отношений, которые закреплены в статье 3 Гражданского кодекса Украины – принципа справедливости. Указанные условия договора являются несправедливыми”, – указывалось в апелляционной жалобе КП “Киевский метрополитен” вх. №09-081/9454/16 от 19.10.2016 г.
Впрочем, Киевской апелляционный хозсуд счел, что договор – есть договор, из него, мол, пункт о коэффициенте Кnbu не выкинешь. Аргументы суду от КП “Киевский метрополитен”, дескать, ООО “Укрлизинг” заключал с другими получателями вагонов Крюковского завода договора без валютной составляющей, тоже, естественно, ни к чему не привели.
Как уже сообщала KV, созданная в конце 2015 года Временная контрольная комиссии (ВКК) Киевсовета в июне 2016 года сделала вывод о том, что в Киеве “таким лизингом, вместо прямой закупки у производителей вагонов метро, были созданы условия для преступной схемы”.
Не трудно проследить, что за этой схемой стоит бывший “смотрящий” экс-Президента Виктора Януковича – Юрий Иванющенко, руку к ней также приложило бывшее руководство КП “Киевский метрополитен”, нардеп от БПП Александр Грановский, а выгодополучателем выступает еще и премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев.
Читайте: Схема Иванющенко-Медведева: кто нарисовал миллиардный долг “Киевскому метрополитену”
Напомним, в мае 2016 года ООО “Укррослизинг” обратилось в Хозяйственный суд Киева о взыскании с КП “Киевский метрополитен” задолженности по выплате просроченных лизинговых платежей в сумме 1 млрд 959 млн 466 тыс 447,88 гривен., расторжении договора и истребовании предмета лизинга – 100 вагонов. 28 сентября 2016 года Хозяйственный суд города Киева принял решение об удовлетворении иска компании “Укррослизинг” на сумму 737 млн грн из заявленных 3,3 млрд гривен.
Читайте: “Укррослизинг” через суд взыскал с киевского метро 737 млн гривен
Т.е., спасибо судьям и хозяйственной и апелляционной инстанций, что КП “Киевский метрополитен” пока хоть не заставили платить более 3 млрд гривен или возвращать вагоны.
Отметим, обе стороны договора не раз обращались в апелляционную инстанцию со встречными исками. К примеру, ООО “Укрлизинг” 29.06.2016 года просила у суда взыскать с киевской подземки 2 млрд 28 млн. 410 тыс. 614,94 гривен. А по состоянию на 02.09.2016 года лизингодатель считал, что КП “Киевский метрополитен” уже должен ему заплатить 3 млрд 323 млн 761 тыс. 929, 95 гривен “с учетом роста процентов за пользование лизингом, коэффициента корректировки, 3% годовых, инфляционных потерь, 0,05% неустойки, и пени.
Как уже сообщала KV, согласно данным единого Госреестра, ООО “Укррослизинг” было зарегистрированное Печерской райгосадминистрацией всего за полгода до начала нашей истории – 24 ноября 2008 года.
Основателем этой фирмы выступило ООО “Киевринг”, единственным участником которого тогда стала кипрская компания “Импофирм Консалтин Лимитед”. 8 апреля 2010 года уставной капитал фирмы перешел другой кипрской компании – “Укррослизинг Сайпрус Лимитед” (UKRROSLEASING CYPRUS LIMITED).
В результате анализа структуры собственности компании “Укррослизинг Сайпрус Лимитед” и связанных лиц, ВКК Киевсовета установила, что компания имеет прямую связь с российским банком “ВЭБ” (через ОАО “ВЭБ-лизинг”), который имеет минимум 63% от прибыли ООО “Укррослизинг”. То есть, эти 63% уходят в карман владельцу “ВЭБ” – главе набсовета “Внешэкономбанка”, премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву.
Как сообщают “Наші гроші”, первыми владельцами ООО “Киивринг” были Владислав Лебедь – экс-руководитель ГП “Госснаба”, которого в СМИ также называют смотрящим от Януковича на “Укрзализныце”, и сын Лебедя Андрей, больше известный как автогонщик из команды “Ferrari Team Ukraine”, созданной Виктором Януковичем-младшим и Русланом Цыплаковым. Также впоследствии в состав учредителей ООО “Киивринг” входила Неля Никулина – жена нынешнего совладельца “Второй грузовой компании”.
Отметим, Лебеди являются помощниками народного депутата от БПП Сергея Алексеева. В 2014 году Алексеев был избран председателем Кировоградской областной организации партии “УДАР”. Также народный депутат является президентом общественной организации “Официальный Фан-клуб братьев Кличко”.
Партнер Алексеева по юридической компании “Алексеев, Боярчуков и партнеры” Сергей Борчуков еще известен как один из совладельцев общества, которое во времена Януковича получило на полвека 2,4 га леса на Киевщине.
Читайте: Киевский метрополитен может остановиться из-за иска российской компании
Напомним, долгое время директором украинского “Укррослизинга” была Светлана Жукова, которая до этого возглавляла компанию “ВТБ лизинг Украина” – дочку российского “Внешторгбанка”. А в 2014 году директором “Укррослизинга” стал Александр Козырев, ранее руководивший фирмой “Каласар”, которая через оффшоры принадлежала “ВЭБ”.
Известно, что за ООО “Укррослизинг” также явно стоит народный депутат от “Блока Петра Порошенко” Александр Грановский. В СМИ упоминалось о его связях с Юрием Иванющенко – через ООО “Межрегиональный инвестиционный союз”. Также Грановский известен участием в рейдерских историях и дружбой с правой рукой президента Петра Порошенко – нардепом от БПП Игорем Кононенко. Они вместе перешли из Киевсовета в Верховную Раду, где сидят бок-о-бок в сессионном зале.
Читайте: Метро на Виноградарь будет строить российский миллиардер Абрамсон