Монополисты в транспортной сфере – привычное и обыденное явление для жителей Киевщины. Не пуганные конкуренцией, частные перевозчики привыкли устанавливать свои цены и правила. Но так дальше продолжаться не будет, по крайней мере, в Вышгороде. Местный горсовет озаботился вопросом создания коммунального транспорта. Оказалось, что процедура довольна проста и не требует колоссальных финансовых вложений. Нерешенным остается один вопрос – проголосуют ли все депутаты за такую инициативу.
Программа
Как стало известно KV, на внеочередной сессии Вышгородского горсовета 4 сентября было принято решение “О создании коммунального предприятия “Вышгородпастранс”.
К слову, необходимый минимум голосов “за” оно набрало со второй попытки. Ранее, на очередной сессии 30 августа, депутаты заблокировали решение.
Следующим шагом в создании КП станет утверждение программы, проект которой Вышгородский горсовет рассмотрит 4 ноября.
Целью программы является обеспечение для жителей и гостей Вышгорода комфортного и качественного передвижения. Хотят также повысить эффективность управления городским наземным общественным транспортом и создать условия для его дальнейшего развития.
Социальный результат реализации программы горсовет усматривает в улучшении условий перевозок, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями, уменьшении времени пассажиров на ожидание транспорта, сокращении числа ДТП и “разгрузке” улиц за счет замены небольших маршруток на более вместительные автобусы.
Ожидается, что для местных жителей предприятие создаст новые рабочие места.
Так, в этом году планируется приобрести 6 автобусов общей стоимостью 32 150 тыс. гривен, выплачивать которые будут по условиям лизинга до 2021 года. До конца года из городского бюджета необходимо будет осуществить первый платеж в сумме 5 500 тыс. гривен, в течении октября-декабря выплатить еще 2 700 тыс. гривен.
Оставшуюся сумму поделили на ежемесячные лизинговые платежи, которые будущее КП будет выплачивать из собственных средств. Так, в 2019 году сумма составит 9 900 тыс. гривен, в 2020 – 8 550 тыс. гривен и в 2021 – 5 500 тыс. гривен.
Мэрия
Как рассказал в комментарии KV мэр Вышгорода Алексей Момот, частный перевозчик перестал справляться с пассажиропотоком, посему возникла необходимость в создании коммунального транспорта.
“Потребность в коммунальном транспорте возникла давно, к сожалению частный перевозчик не справляется с пассажиропотоком. Город развивается, а логистика хромает. Решили попробовать создать свое коммунальное предприятие. Пока на сессии приняли решение о создании и утверждении устава, сейчас оговариваем с депутатами вопрос финансирования. Транспорт мы будем брать в лизинг, первый взнос, 20%, нужно предусмотреть из горбюджета. В дальнейшем деньги предприятие будет выплачивать самостоятельно. Речь идет о закупке современных приспособленных для инвалидов автобусов, где также будут кондиционеры и интернет”, – отметил он.
По его словам, уже на начальных этапах создания КП некоторые депутаты начали противиться такой идее.
“Стоимость проезда будет такая же, как и сегодня у частного перевозчика – 10 гривен до станции метро Героев Днепра, до Почайной – 12. Чтобы КП заработало, необходимо на двух ближайших сессиях принять еще два решения – по утверждению программы и выделению средств. Конечно, если депутаты поддержат. Некоторые уже лоббируют частного перевозчика и саботируют процесс”, – резюмировал он.
Кто против?
Согласно протоколу провального голосования 30 августа, тогда против решения о создании коммунального предприятия был один депутат, воздержались от голосования – 8 и еще 3 не голосовали. В ходе второй попытки голосования 6 депутатов воздержались, один был против и еще один не голосовал.
KV решила поинтересоваться у народных избранников, почему те выступили против идеи создания “Вышгородпастранса”.
Единственным депутатом, который оба раза голосовал “против”, стал Владислав Круковец (ВО “Свобода”). Он рассказал KV, что его смутила несерьезность экономических расчетов будущего КП.
“Создание коммунального предприятия – это огромная нагрузка на городской бюджет. У нас есть большая проблема с нелегальными перевозчиками, которую, я считаю, нужно решить до создания КП. Кроме того, никакого технико-экономического обоснования депутатам не предоставили. Мэр сказал, что оно лежит у него в кабинете и можно пойти ознакомиться. Уже после голосования я пошел с ним ознакомиться. Могу сказать, что оно не выглядит как документ, это просто черновик. А голосовать за создание КП без реальных цифр – это несерьезно. Поэтому я был против”, – говорит он.
По мнению депутата Валерия Выговского, который от голосований воздержался, создание КП принесет городу только убытки, к тому же сегодня есть проблемы и поважнее.
“Экономическая составляющая такой инициативы мне совершенно непонятна. Что это даст налогоплательщикам? Я знаю, что транспортные предприятия прибыли не приносят. И сегодня 1380 людей стоит на очереди в детские садики. Остановилось строительство детского сада, потому что нет денег. Так мы должны вкладывать в автобусы или нам нужно в детские садики вкладывать? Все просто. Тут нет никакой политики или интересов. А коммунальное предприятие создаст огромную дыру в бюджете. Такое мое мнение”, – говорит он.
Депутаты Анна Булгакова (“Наш край”) и Богдан Руденок (Радикальная партия Олега Ляшко), которые также воздержались от голосования, с KV общаться отказались.
Одобрено
Идею создания коммунального транспорта уже одобрили даже в парламенте. Так, председатель МДО “Киевщина”, народный депутат Ярослав Москаленко на своей странице в Facebook отметил, что настоящей болью жителей Вышгорода является транспортная проблема.
“Ее истоки лежат в далеких 90-х годах, когда государство потеряло инициативу и возможность обеспечивать людей надежным общественным транспортом. Сказать, что частные перевозчики смогли полностью заполнить эту полость, нельзя. Натянутые отношения частников как с представителями власти, так и обычными пассажирами стали нормой жизни. Абсолютно неприемлемой нормой, к которой почему-то привыкли. Не соблюдается график? Льготников не пускают в автобус? Подвижной состав распадается на ходу и напоминает сказку “Рукавичка”? Всех все устраивает! Нелегальный рынок перевозок растет, как на дрожжах. А за ним – общая безответственность и хаос”, – отметил он.
По его словам, вместо того, чтобы копаться в болоте разборок между перевозчиками по их правилам, фактически консервируя ситуацию, был избран качественно другой путь, поэтому он с восторгом отреагировал на инициативу по созданию КП “Вышгородпастранс”.
“Почему же столь очевидных перспектив не понимают оппоненты создания “Вышгородпастранса”? А может и понимают, только не хотят, чтобы на теневой рынок перевозок пролили свет и не дали дельцам наживаться на простых людях. Рано или поздно к ним придет осознание, что за современным коммунальным транспортом – будущее. И этого не избежать”, – закончил он.
KV уже писала, что Киевщина устала от произвола маршрутчиков. Одна за одной общины городов столичного региона жалуются на бесчисленные нарушения, грязь и необоснованные тарифы в автобусных таксомоторах. Жители уверены, что муниципалитетам хватит денег на возрождение коммунальных автопарков. Свой коммунальный транспорт у мэрий требуют общины городов Киево-Святошинского района, Броваров, Фастова, Борисполя и Василькова. Но власти не торопятся изгонять частников.
Читайте: За 4 дня проверок полиция Киевщины обнаружила более ста нарушений со стороны пассажироперевозчиков
Фото из открытых источников