Всего пересмотра и обновления требуют порядка 160 ДБН. Какие строительные нормативы будут обновлены? А также – чем Минрегион может помочь проблемным стройкам, что министерство планирует делать с устаревшим жилым фондом, – в продолжении интервью KV заместителя Министра развития общин и территорий Наталии Козловской.
Продолжение. Начало читайте здесь.
КиевVласть: Что сейчас происходит с ДБН (государственные строительные нормы)? Есть большой запрос строительного сообщества на разработку обновленных нормативов.
Наталия Козловская: В этом году как никогда бюджет к нам благосклонен – на это направление выделено 54 млн грн. Наша задача – обеспечить разработку и принятие соответствующих нормативных документов.
В этом году будет принят в новой редакции ДБН по инклюзивности и приведены в соответствие нормам доступности еще три ДБН – жилые дома, общественные дома и сооружения, гаражи и стоянки для легковых автомобилей.
Основной ДБН по инклюзивности от 2019 года, как показали предложения проектировщиков и девелоперов, требует доработки и усовершенствования. С учетом последних направлений по стратегии по безбарьерности, реализуемой Минрегионстроем под эгидой инициатив первой леди страны, это направление активно развивается.
Второе направление ДБН, которое мы сейчас реализуем – проектирование по BIM-технологиям. Они с одной стороны, упрощают работу, приучают рынок уходить в “цифру”, что в принципе соответствует мировым тенденциям. С другой, рассчитывают не только то, как будет выглядеть объект, но сколько понадобится ресурсов на сопровождение этого объекта в последующем, так называемая стоимость жизненного цикла.
Также запланированы в работу ДБН по образовательным учреждениям, дошкольным образовательным учреждениям, защитным сооружениям гражданской обороны, планированию застройки городов и населенных пунктов, благоустройству коммунальных территорий, спортивным учреждениям, учреждениям охраны здоровья.
Я упомянула только основные, “реперные” нормативные документы. Всего в этом году планируем обновить около 30 ДБНов – это очень много (всего сейчас порядка 160 ДБН).
Кроме задачи обновления ДБН, нужно реализовать нормы закона по параметрическому методу. Это разработка соответствующих стандартов и порядков, которые позволят строителям вздохнуть полной грудью и иметь четкий понятный коридор по каждой норме.
КиевVласть: Что Минрегион планирует по устаревшему жилому фонду и реновации?
Наталия Козловская: Вернусь к тому, что задача Министерства – организовать принятие нормативной базы, которая поможет органам местного самоуправления реализовывать их функции, в том числе в вопросе реновации устаревшего жилого фонда.
Устаревший жилфонд – один из самых проблемных вопросов. Действующее законодательство устарело, не отвечает текущей экономической ситуации. Сейчас изменилась ситуация в стране, расширены функции органов местного самоуправления. На данный момент у нас есть законопроект который полностью пересматривает концепцию по реконструкции кварталов устаревшего жилого фонда. Он прошел согласование со всеми центральными органами исполнительной власти и уже имеет экспертное заключение Министерства юстиций. Мы также договорились с Ассоциацией городов Украины, что ее участники проанализируют законопроект с точки зрения практической реализации.
Традиционно задают два вопроса по этому законопроекту: привилегии и процент количества людей, которые должны дать согласие на проведение реконструкции.
Никаких законодательно зафиксированных льгот законопроект не содержит. Это – вопрос ОМС, на базе закона нельзя оценить ситуацию по типовому кварталу. Потому что квартал, как правило, содержит в себе несколько функциональных составляющих, объектов коммунальной формы собственности, государственной, частной. Также необходимо понимание, в каком состоянии дома, что с инженерными сетями, какова стоимость реконструкции и т.д. В каждом отдельном случае условия и стоимость реализации будут разными, поэтому вопрос льгот для застройщиков остается на местном самоуправлении.
Касательно % согласных на реконструкцию, отселение – в законе заложено 75% жильцов.
КиевVласть: Дорожная карта, план реновации – чья задача?
Наталия Козловская: Органов местного самоуправления. Министерство дает инструмент (законодательную базу), реализуют – ОМС. Они на местах знают, или предположительно обязаны знать, ситуацию с каждым конкретным домом, определять, нужен снос или реконструкция, внешняя она или в том числе внутренних сетей. Это же касается инфраструктуры кварталов. Решает только город.
КиевVласть: Какая сейчас роль Минрегиона в достройке проблемных жилых объектов?
Наталия Козловская: Приобретение жилья – это взаимоотношения двух сторон: человека и хозяйствующего субъекта. Инвестор, выплачивая значительную сумму денег при покупке жилья, понимал изначально, что это риск – ведь он покупает не готовый продукт, а имущественные права или что-либо подобное в объекте незавершенного строительства. И все должны понимать, что если покупать что-то в объекте незавершенного строительства, это исключительно договорные отношения между покупателем и застройщиком, у которого инвестор приобретает жилье.
Ситуации бывают разные и задача Министерства на данный момент, во-первых, не допустить, чтобы недострои не появлялись в будущем, во-вторых, попытаться помочь решить юридические вопросы по существующим сейчас проблемным объектам.
Существует созданная Кабинетом министров межведомственная рабочая группа по работе с такими проблемными объектами, которая у себя на заседаниях рассматривает ситуацию по каждому конкретному делу объекта, ведь бывают ситуации криминального характера. Министерство же может оказать помощь в юридических вопросах, подставить плечо по тем объектам, которые возможно принять в эксплуатацию, при условии наличия всей необходимой документации на объект (на земельный участок, проектной и т.п., если у объекта правоустанавливающие документы на землю, если у объекта проектная документация, допустим существуют какие-то технические моменты по приему в эксплуатацию).
Хочу сразу отметить, что Минрегион не может решить эти задачи по всем проблемным стройкам. Например, если у застройщика закончился договор аренды земли, необходимо, чтобы либо сам застройщик, либо, если права на застройку объекта перешли к кооперативу, обратился к органам местного самоуправления, продлить договор аренды. Тогда мы сможем помочь. Если на объекте не закончены все строительно-монтажные работы, либо застройщику, либо жилищно-строительному кооперативу тоже нужно понять, как и за какие средства достраивать.
КиевVласть: А финансирование таких строек? Пострадавшие инвесторы винят власти, а остальные граждане против компенсации инвестиционных рисков из бюджета – читай, из своего кармана.
Наталия Козловская: Финансирование за счет бюджета таких проектов, конечно, быть не может. Да и у Минрегиона на это бюджета нет. Но вместе с тем есть, допустим, финансирование посредством Государственного ипотечного учреждения, финансирование у иных центральных органов исполнительной власти, которые путем выкупа свободных квартир, если таковые есть в объекте, могут помочь.
КиевVласть: Наталия Викторовна, вы в третий раз вернулись на работу в Минрегионстрой. Почему? Какие личные амбиции реализуете?
Наталия Козловская: Мне импонирует тот темп и то направление, которое сейчас реализует Министр. Я вижу прогресс в идеях и решениях, в работе. Думаю, у меня хватит энергии и запала реализовать задуманное.
Амбиции? Все-таки самореализация: очень хочется, чтобы продукты, выходящие из стен министерства, получали положительные отклики, положительный фидбэк. То, что мы сейчас делаем – это не просто некий процесс ради процесса, это – работа на результат.
Фото: пресс-служба