До осени 2020 года в Киеве должны завершить реконструкцию фуникулера, который в последний раз ремонтировали 35 лет назад. Первый по этому поводу тендер КП “Киевпастранс” стоимостью 57,6 млн гривен выиграло ООО “Энергоспецремонт”. Свежее распоряжение Киевской горгосадминистрации (КГГА) сейчас говорит о том, что полностью реконструкция обойдется бюджету в 363 млн гривен. Примечательно, что КП “Киевпастранс” уже третий год подряд списывает деньги на проектные работы по реставрации фуникулера, но отчеты по ним не опубликованы до сих пор.
Как KV стало известно из объявления электронной системы публичных закупок ProZorro, 15 мая 2019 года КП “Киевпастранс” (КП “Київпастранс”) (*) заключило договор с ООО “Энергоспецремонт” (ТОВ “Енергоспецремонт”) (**) на реставрацию с приспособлением к условиям современного использования здания столичного фуникулера (Михайловского механического подъема), расположенного на ул. Петра Сагайдачного, 3 в Подольском районе Киева. Стоимость соглашения составила 57,6 млн гривен.
Согласно договору, подрядчик должен провести работы на эстакаде фуникулера, а также верхней и нижней его станциях. В частности, на обеих станциях необходимо провести ремонтные и электротехнические работы, переобустроить системы отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения и водоотведения. Также договор предусматривает строительство кабельной канализации, обустройство системы автоматизации, радиофикации, громкоговорящего оповещения, видеонаблюдения и пожарной сигнализации.
На эстакаде подрядчик должен будет демонтировать конструкции контактной сети, пути, внешнее освещение с последующей их заменой; отремонтировать нижнюю часть эстакады, включая подпорные стены и трансформаторную подстанцию.
Также подрядчику необходимо отремонтировать витражное остекление платформ, входную группу, гранитные парапетные плиты, ограждение, кровлю, укрепить и гидроизолировать фундамент, установить окна и двери, утеплить внутренние стены, смонтировать оборудование и турникеты. Договор также предусматривает благоустройство и озеленение территории около фуникулера.
Работы должны начаться в июле текущего года и быть завершены до августа 2020 года. Гарантия на выполненные работы должна составить 10 лет с момента сдачи объекта в эксплуатацию.
За подряд на реставрацию фуникулера боролись 5 компаний. Кроме победителя это: ЧП “Ремонтно-строительная компания “Стройкомплекс” (ПП “Ремонтно-будівельна компанія “Будкомплекс”) (***), ООО “Электротрансстрой” (ТОВ “Електротрансбуд”) (****), ООО “Спецпроект-Инвест” (ТОВ “Спецпроект-Інвест”) (*****) и ООО “Гарантстрой” (ТОВ “Гарантбуд”) (******). Их предложения оказались дороже, чем у ООО “Энергоспецремонт”.
Во время закупки потенциальные участники требовали у заказчика устранить нарушения тендерной документации. Все требования тендерный комитет КП “Киевпастранс” удовлетворил. ООО “Северо-украинский строительный альянс”, который в итоге не приняло участие в аукционе, подавало жалобу в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) относительно нарушения законодательства и установления заказчиком дискриминационных требований в документации конкурсных торгов. Однако, ее рассмотрение АМКУ прекратил, поскольку заявитель сам отклонил жалобу.
Согласно данным аналитической системы Youcontrol, компания ООО “Энергоспецремонт” была создана более 16 лет назад. Уставный фонд – 100 тыс. гривен. Основной вид деятельности – прочие строительно-монтажные работы. На сегодня учредитель, директор и бенефициар предприятия – Оксана Мелещенко. До нее учредителями были Кирилл Гуцол, Павел и Олег Сухачевы. Но, с 2003 по 2016 год среди учредителей числилась Валерия Ущаповская, а с 2002 году, когда предприятие было основано, в составе учредителей присутствовало также АО “Энергобанк” (находится в стадии ликвидации) и Сергей Маркушев. Последний с 2013 по 2016 год был главой правления ЧАО “СК “Укрэнергострой” (ПрАТ “БК “Укренергобуд”) (*******). Компанию связывают с зятем Леонида Черновецкого, депутатом Киеврады прошлых созывов Вячеславом Супруненко.
Валерия Ущаповская, вероятно, является супругой Константина Ущаповского – бывшего директора ГП “НЭК “Укрэнерго” (с апреля по декабрь 2014 года), с 2005 года он работал в этой госкомпании на разных должностях. До июня прошлого года Константин Ущаповский был замдиректора одного из подразделений ГП “Энергоатом”. В е-декларации он указал, что его супруга, Валерия Ущаповская, имеет корпоративные права на ООО “Терра Плас”.
В 2014 году Ущаповский был советником Арсения Яценюка (во время его премьерства.) Также есть информация, что Константин Ущаповский – зять бывшего главы “Киевэнерго” Сергея Сердюка. В 2015 году Константин Григоришин, олигарх, который в том числе владеет энергетическими предприятиями, в интервью “Экономической правде” заявил, что Ущаповский является “человеком Ахметова”. В прошлом году СМИ титровали Ущаповского как советника министра Игоря Насалика.
Отметим, подряд на ремонт фуникулера – первый договор, который ООО “Энергоспецремонт” заключило с КП “Киевпастранс”. До этой победы, данное ООО выиграло только 2 тендера в 2011 году на 130 тыс. гривен (данные Zакупівлі). Судя по финансовым показателям компании, предприятие активной деятельностью не занималось. В документах, предоставленных тендерному комитету, ООО “Энергоспецремонт” не предоставило справку о выполнении аналогичных договоров, при этом штат работников – 27 человек, есть в наличии необходимая техника, субподрядчиков к работе привлекать не планируют.
Примечательно, что ООО “Энергоспецремонт” обновило лицензию на хозяйственную деятельность, связанную с созданием объектов архитектуры, лишь в апреле 2019 года, накануне тендера, сменив основной вид деятельности предприятия.
“Киевпастранс” продолжает списывать деньги на проекты по реставрации фуникулера
Напомним, ремонт фуникулера власти столицы запланировали еще в 2017 году, но КП “Киевпастранс” никак не доведет этот ремонт до конца, продолжая списывать деньги на проектные работы. В 2017 году КП “Киевпастранс” по результатам тендера заказало разработку проектной документации по реконструкции фуникулера у ООО “АРП “София” (ТОВ “АРП “Софія) (********). Стоимость договора составила 6,2 млн гривен. Однако через неделю после оформления сотрудничества стороны заключили дополнительное соглашение, которым был уменьшен объем работ и финансирования – до 3,7 млн гривен. Следовательно, тогда подрядчик выполнил лишь часть работ.
В сентябре 2018 года КП “Киевпастранс” снова заключило договор с ООО “АРП “София” на проведение проектно-изыскательских работ по реставрации с приспособлением условий современного использования здания Киевского фуникулера. Соглашение стоимостью 2,5 млн гривен было оформлено без открытого конкурса, в системе ProZorro был опубликован лишь отчет о заключенном договоре. По состоянию на 22 мая 2019 года отчет о выполненном договоре не опубликован, соответственно, работы по нему, наверное, еще не выполнены.
При этом, 18 марта 2019 года Киевская горгосадминистрация (КГГА) своим распоряжением №464 утвердила проект реставрации столичного фуникулера. Согласно проекту, длительность реставрации составляет 7 месяцев, а ее общая стоимость – 363 млн гривен. Согласно документу, 241 млн гривен – это оборудование (хочется верить, что речь о вагонах), еще 60 млн гривен – НДС, 46,7 млн гривен – строительные работы и еще 14 млн гривен – другие затраты.
Стоит напомнить, что КП “Киевпастранс” вместе с ООО “АРП “София” фигурирует в уголовных производствах, связанных с госзакупками. Так, отдел расследований особо тяжких преступлений ГУ Нацполиции Киева в мае 2018 года установил, что в 2017 году для передачи “Киевпастрансом” 68 млн бюджетных гривен на проектирование реконструкции трамвайных путей ООО “АРП “София” создавалась искусственная конкуренция. Следствие тогда выяснило, что учредителем ООО “АРП “София” является Виктор Рафальский, а его племянник – Юрий Курбаль – работает начальником Дирекции по строительству и содержанию объектов транспорта и вспомогательной инфраструктуры КП “Киевпастранс”.
Читайте: “Киевпастранс” спишет еще 2,5 млн гривен на обновление проекта реставрации столичного фуникулера
Что касается фуникулера, то его в последний раз ремонтировали в 1984 году. А новые обещанные вагоны не закупили и с трех попыток. Напомним, вагоны киевского фуникулера планировали заменить еще в прошлом году. 5 февраля 2018 года КП “Киевпастранс” объявило тендер на закупку кабин фуникулера и оборудования к ним. Ожидаемая стоимость закупки составляла 232,4 млн гривен. Впрочем, столичный мэр Виталий Кличко и без объявления победителя сообщил, что вагоны будет поставлять австрийская компания Doppelmayr. Однако тендер не состоялся, а последующие повторные попытки также не были удачными, поскольку было недостаточно предложений.
Читайте: “Киевпастранс” готовится отдать австрийцам 232 млн гривен за реконструкцию фуникулера
Отметим, что должность директора КП “Киевпастранс” с 30 августа 2016 года занимает Дмитрий Левченко. Деятельность предприятия курирует Департамент транспортной инфраструктуры КГГА, и.о. директора которого с 3 декабря 2018 года числится Иван Шпилевой. Все вопросы транспорта в Киеве с 29 сентября 2017 года курирует замглавы КГГА Дмитрий Давтян.
* КП “Київпастранс” (Код ЄДРПОУ:31725604)
** ТОВ “Енергоспецремонт” (Код ЄДРПОУ:32204113)
*** ПП “Ремонтно-будівельна компанія” Будкомплекс” (Код ЄДРПОУ: 31452585)
**** ТОВ “Електротрансбуд” (Код ЄДРПОУ: 40411701)
***** ТОВ “Спецпроект-інвест” (Код ЄДРПОУ: 32735530)
****** ТОВ “Гарантбуд” (Код ЄДРПОУ: 01514698)
******* ПрАТ “БК “Укренергобуд” (Код ЄДРПОУ:16291301)
******** ТОВ “АРП “Софія (Код ЄДРПОУ: 31454891)
Фото: АиФ