В Киевсовете не нашлось голосов для создания Временной контрольной комиссии (ВКК), которая должна была бы разобраться, почему 1 очередь метро на Виноградарь не запустили в срок – в ноябре 2021 года. Большинство депутатов не устроило, что в состав ВКК предлагалось включить непропорционально много представителей фракции “Слуга народа”. В ответ на это, “лоббист” создания ВКК – лидер этой фракции Андрей Витренко (на фото) обвинил коллег в потакании затягиванию строительства метро. Такое “затягивание”, по сути, пытается узаконить подрядчик строительства – АО “Киевметрострой”. Эта компания уже добилась в суде переноса срока сдачи объектов Сырецко-Печерской линии подземки на год – до 23 декабря 2022 года. Заказчик строительства – КП “Киевский метрополитен” – оспаривает это в Верховном суде. Тем временем, местные жители продолжают терять время в постоянных заторах на дорогах и требовать от властей скорее запустить метро.
Как стало известно KV, 20 января 2022 года в Киевсовете не хватило голосов для создания ВКК по проверке обоснованности и причин изменения сроков строительства участка Сырецко-Печерской линии метрополитена на жилмассив Виноградарь. За соответствующий проект решения (№08/231-3728/ПР от 12 октября 2021 года) проголосовали лишь 34 депутата из 61 необходимых.
Этот проект решения был внесен в повестку дня указанного заседания как неотложный с подачи главы фракции Киевсовета “Слуга народа” Андрея Витренко. Субъектом подачи этого проекта выступила комиссия Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития, главой которой тот же является Андрей Витренко.
Проектом решения предполагалось, что ВКК должна была бы в шестимесячный срок проверить эффективность использования бюджетных и привлеченных средств на строительство участка Сырецко-Печерской линии метрополитена с двумя станциями “Мостицкая” и “Проспект Правды” и участком вилочного ответвления подземки в сторону будущей станции “Виноградарь” (1 очередь строительства).
ВКК также должна была бы проверить условия выполнения договора, заключенного 20 ноября 2018 года между КП “Киевский метрополитен” и АО “Киевметрострой” и выяснить причины нарушения сроков строительства указанного участка метро, проанализировав возможность выполнения плана строительства в кратчайшие сроки.
Состав ВКК предлагалось утвердить из 10 членов: глава ВКК Владимир Слончак (фракция ВО “Батькивщина”); 3 представителя от фракции “Слуга народа”: Владислав Трубицын, Георгий Зантарая, Елена Говорова; 2 – от фракция “Европейская солидарность”: Алексей Окопный и Андрей Порайко; а также Михаил Наконечный (фракция “ОПЗЖ”), Григорий Маленко (фракция “Голос”), Ваган Товмасян (фракция “Единство”) и Олесь Маляревич (фракция “УДАР”).
Указанный проект решения 4 ноября 2021 года прошел согласование в комиссии Киевсовета по вопросам регламента, депутатской этики и предотвращения коррупции. Однако спустя месяц – 1 декабря 2021 года, комиссия передумала согласовывать этот документ и выдала субъекту его подачи рекомендацию: соблюсти принцип пропорционального представительства в будущей ВКК для всех фракций Киевсовета.
В ходе обсуждения проекта решения на заседании Киевсовета 20 января 2022 года секретарь регламентной комиссии Олеся Зубрицкая (фракция “УДАР”) рекомендовала коллегам не поддерживать такой проект решения, поскольку субъект подачи не выполнил указанные рекомендации.
Глава регламентной комиссии Киевсовета Леонид Емец (фракция “Европейская солидарность”) подчеркнул важность соблюдения пропорционального представительства при формировании состава ВКК. По его словам, две наиболее многочисленные фракции Киевсовета могут подать в ВКК по два члена, остальные – по одному. Отметим, что наибольшие фракции столичного горсовета – “Европейская солидарность” (31 депутат) и “УДАР” (29 депутатов).
Докладчик по проекту решения (Андрей Витренко) напомнил депутатскому корпусу, что ежегодно на строительство метро на Виноградарь в бюджете закладываются деньги, которые “потом удивительным образом исчезают”.
“Отдельно хочу спросить – где те бригады киевского метрополитена, которые должны делать проходку? За два года пройдено 900 метров”, – заявил Витренко, отметив, что в составе ВКК есть представители всех фракций.
Представитель фракция “УДАР”, депутат Дмитрий Белоцерковец заявил, что в выступлении Витренко “очень много политики, очень мало конкретики” и предложил субъекту подачи проекта его отозвать, доработать надлежащим образом и подать на рассмотрение Киевсовета вновь.
Голосование показало – от каждой фракции Киевсовета за указанный проект решения на заседании 20 января 2022 года отдали свои голоса от 2 до 7 депутатов. В сумме этого оказалось недостаточно для принятия проекта решения за основу. В заключение Витренко отметил, что при таком отношении депутатов к вопросу достройки станций метро на Виноградарь “его еще долго не будет”.
Скандальное заседание
Стоит отметить, что проект решения о создании ВКК стал вторым и последним, который вообще удалось выставить на голосование на заседании Киевсовета 20 января 2021 года. Напомним, что львиную часть времени этого сессионного дня заняли жаркие баталии вокруг обращения Киевсовета к главам депутатских фракций и групп в Верховной Раде Украины, Президенту Украины и Офису Генерального прокурора о недопущении политического преследования лидера оппозиции, пятого президента Украины и других оппозиционных политиков.
Представители “Слуг народа” сопротивлялись принятию этого решения как могли. В отличие от однопартийцев Петра Порошенко из “Европейской солидарности”. В итоге необходимые 62 голоса “за” обращение удалось собрать за счет того, что “порошенковцев” поддержали представители фракций “УДАР”, “Голос” и “Единство”, внефракционные депутаты Константин Богатов и секретарь Киевсовета Владимир Бондаренко.
Члену “Зе-команды” Андрею Витренко удалось “протянуть” как неотложный проект решения о создании ВКК именно на фоне жарких споров вокруг указанного обращения. Он обосновал неотложность тем, что проект относится к актуальным “хозяйственным”, а не “политическим” вопросам.
Читайте: Киевсовет со скандалом признал обвинение Порошенко в госизмене политическим преследованием
При этом, как неоднократно сообщала KV, Киевсовет действующего (IX) созыва демонстрирует редкое единодушие при принятии вопросов “хозяйственного характера”, когда зачастую синхронно “за” голосуют даже оппозиционные друг другу силы – “УДАР” и “Европейская солидарность” с одной стороны и “Слуга народа” с другой. Однако, как только дело доходит до распределения должностей в постоянных комиссиях, подготовке к утверждению бюджета Киева и разного рода политических вопросов, депутаты из разных фракций начинают демонстрировать непримиримость своих позиций.
Читайте: “Архитектурный переворот”: Виталия Кличко отодвинули в КГГА от решения строительных вопросов
Когда будет метро
АО “Киевметрострой” в августе 2021 года подало в Хозяйственный суд Киева иск на КП “Киевский метрополитен” с требованием признать действительными новый срок сдачи объектов метро – 12 мая 2023 года (дело №910/13557/21). Среди причин задержки истец называл трудности с поставками запчастей из-за границы в условиях карантинных ограничений, аресты банковских и казначейских счетов и пр.
Читайте: “Киевметрострой” хочет через суд перенести сдачу метро на Виноградарь на 2023 год
Как стало известно KV, Хозсуд в Киеве 23 сентября 2021 года решил, что подрядчик должен передать готовый объект до 23 декабря 2022 года. “Киевский метрополитен” подал апелляцию, но Северный апелляционный хозяйственный суд 16 ноября 2021 года не удовлетворил ее. Теперь КП пытается оспорить решения судов предыдущих инстанций в Кассационном хозяйственном суде, который 11 января 2022 года принял в производство соответствующий иск. Дата ближайшего заседания – 2 февраля 2022 года.
Тем временем местные жители в январе 2022 года устроили флешмоб под названием “Хочу метро на Виноградарь”. Они заявляли – в районе активно ведется жилое строительство, транспортная инфраструктура не развивается, на дорогах постоянные пробки.
История вопроса
Согласно договору, АО “Киевметрострой” должно было сдать в эксплуатацию две станции Сырецко-Печерской линии метрополитена “Мостицкая” и “Проспект Правды”, а также участок вилочного ответвления подземки в сторону будущей станции “Виноградарь” 26 ноября 2021 года. Стоимость работ по договору от 20 ноября 2018 года должна была составить 5,98 млрд гривен.
Строительные работы начались в феврале 2019 года, а в мае 2019 года Киевская местная прокуратура №6 открыла уголовное производство №42019000000002358 по факту возможного мошенничества (ч.4 ст.190 Уголовного кодекса). По версии следствия, подрядчик часть полученных на строительство средств разместил на депозитных счетах для получения прибыли вместо того, чтобы использовать их по назначению. Следствие выяснило, что по состоянию на январь 2020 года работы по объекту были выполнены всего на 2,5%, после чего Печерский райсуд Киева наложил арест на 2,58 млрд гривен, лежавших на счетах АО “Киевметрострой”.
Значительные задержки темпов строительства явно не мешали городскому голове Киева Виталию Кличко систематически уверять киевлян, что открытие двух новых станций метро на Виноградарь состоится в срок – до конца 2021 года. Соответствующие обещания столичный градоначальник озвучивал и в июле 2019 года, и в январе 2020 года, и в августе 2020 года. Впрочем, в июне 2021 года мэр Киева уже обещал открыть до конца года лишь одну станцию метро на Виноградарь, заявив, что проложено 900 метров из 1300 метров подземки.
Отметим, что из сообщений на странице АО “Киевметрострой” в Facebook совершенно невозможно оценить степень готовности станций метро на Виноградарь – в них перечисляются лишь специфические технические названия проводимых работ.
Как сообщала KV, по состоянию на январь 2022 года не знают графика завершения работ и в Департаменте транспортной инфраструктуры КГГА. Там заявили – подрядчик их не предоставил. Также стало известно, что АО “Киевметрострой“ заключило лишь 5% договоров с субподрядчиками на выполнение строительных работ от необходимого общего объема.
Читайте: “Киевметрострой” заключил договора лишь на 5% объема работ по строительству метро на Виноградарь
По данным аналитической системы Youcontrol, АО “Киевметрострой” было зарегистрировано в Киеве в 1994 году. С декабря 2020 года его гендиректор – Андрей Пронин, подписант – Алексей Кутовой. Владельцы крупных пакетов акций: “Сан Кэпитал Прайвит Фаундейшн” (Панама, 15% акций), “Вантарис Лтд” (Виргинские острова, 22,7%) и T&A Industries Ltd (Доминика, 8,37%). С июля 2016 года по декабрь 2020 года учредителем и конечным бенефициарным “Киевметростроя” был российский бизнесмен Сергей Кияшко.
КП “Киевский метрополитен” было создано Киевсоветом в марте 1999 года. Должность директора этого КП с 17 июля 2014 года занимает Виктор Брагинский. Предприятие подчинено Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, который с 1 сентября 2021 года возглавляет Руслан Кандибор. После увольнения замглавы КГГА Александра Густелева, в ведении которого ранее находился департамент, деятельность этого структурного подразделения КГГА с 9 ноября 2021 года направляет Киевский городской голова Виталий Кличко, координирует – замглавы КГГА Константин Усов.
Фото: KV