Переработанные в Российской Федерации ядерные отходы АЭС еще на шажок приблизились к жителям Киевщины. Несколько дней назад был объявлен очередной многомиллионный тендер по обустройству инженерной инфраструктуры хранилища отходов. К слову, данная инфраструктура уже обошлась налогоплательщикам в 348,1 млн гривен, но это, как выяснилось, не предел. Если тендер пройдет успешно, то плановая стоимость строительства будет превышена почти на 60 млн гривен.
Цель и цена вопроса
Как объяснили KV в Государственном специализированном предприятии “Центральное предприятие по обращению с радиоактивными отходами” (ГСП “ЦПОРО”) (*), строительство “под ключ” инженерно-транспортных сетей хранилища для промежуточного хранения высокоактивных отходов (ВАО) ведется для того, чтобы соединить железнодорожную колею Вильча-Янов с производственным комплексом “Вектор”. Непосредственно на территории комплекса в 11 км на юго-запад от ЧАЭС будет размещено и хранилище.
После введения хранилища в эксплуатацию, планируется по этому участку дороги поставлять железнодорожным транспортом на хранение остекленные ВАО. Речь идет о тех отходах, которые должны возвращаться из Российской Федерации (РФ) после переработки отработанного ядерного топлива украинских АЭС.
Как ранее сообщала KV, Украина отправляла отработанное ядерное топливо своих АЭС (Ровненской, Хмельницкой и Южно-Украинской) на промежуточное хранение и переработку в РФ. Согласно заключенным с российской стороной соглашениям, теперь Украина должна принять на хранение полученные в результате переработки остекленные высокоактивные радиоактивные отходы. Планируется, что эти отходы будут поступать в Украину отдельными партиями, ориентировочно в течение 12 лет. После 100 лет хранения они должны быть захоронены в специальном геологическом хранилище, которое до этого времени еще предстоит создать.
Подготовку проектной документации для строительства хранилища для промежуточного хранения завершили в июне 2016 года. ТЭО было утверждено приказом Госагентства по управлению ядерными отходами от 1 июля 2016 года № 81. Согласно проекту, производственная мощность хранилища должна составить 550 куб. метров остекленных ВАО. Общая сметная стоимость по ценам 2016 года – 339,2 млн гривен.
В текущем 2019 году появился новый приказ Госагентства по управлению ядерными отходами (от 12 июля 2019 года №142-19). В документе говорится, что на строительство всего комплекса “Вектор” и эксплуатацию его объектов ГСП “ЦПОРО” должно направить 6,78 млрд гривен. Из них 536,4 млн гривен уже освоены, а 701,3 млн гривен планируют потратить на протяжении 2019 года.
Работы по строительству комплекса, в соответствии с указанным приказом, включают:
Таким образом, плановые расходы на строительство “под ключ” инженерно-транспортных сетей хранилища суммарно составляют 355,2 млн гривен. Но уже сегодня исходя из стоимости работ по заключенным договорам, эта сумма исчерпана практически полностью. За них должны по факту заплатить 348,1 млн гривен.
Тендеры
Строительство “под ключ” инженерно-транспортных сетей хранилища было начато в 2018 году.
Первый договор на строительство внешних сетей по объекту был подписан между ГСП “ЦПОРО” и корпорацией “Укртрансстрой” (**) в сентябре 2018 года. По условиям сделки, за 102,9 млн гривен “Укртрансстрой” должен провести проектно-изыскательные работы, разработать проектную документацию, включая получение экспертного отчета. Основные работы предполагают строительство внешних инженерных сетей хранилища, включающие в себя систему электроснабжения (с 10-ю трансформаторными подстанциями и дизель-генераторной установкой), систему заземления и молниезащиты, систему водоснабжения и канализации, систему связи, сигнализации и оповещения. Также подрядчик должен провести системы телефонизации, радиофикации и оповещения, компьютерную и кабельную сети, пожарную сигнализацию, внедрить радиационный контроль и мониторинг, систему контроля управления доступом.
Также в рамках проекта в прошлом году ГСП “ЦПОРО” заказывало строительство противорадиационного укрытия и железнодорожных путей. Договор на 128,5 млн гривен о строительстве противорадиационного укрытия достался корпорации “Укртрансстрой”. Строительством железнодорожных путей за 92,1 млн гривен занимается ООО “СК “Укрстроймонтаж” (***). Работы по этим трем договорам должны быть завершены до конца 2020 года.
Читайте: На строительство хранилища ядерных отходов в Чернобыле потратят более 323 млн гривен
Как KV стало известно из объявления электронной системы публичных закупок ProZorro, 21 октября 2019 года ГСП “ЦПОРО” заключило очередной договор с корпорацией “Укртрансстрой” на выполнение дополнительных работ по строительству “под ключ” инженерно-транспортных сетей хранилища. Цена договора – 24,6 млн гривен.
Стороны оформили сотрудничество без открытых торгов, по переговорной процедуре. Заказчик обосновал это тем, что “Укртрансстрой” уже выполняет работы на этом объекте.
Информации о том, какие именно работы должен выполнить подрядчик по нынешнему договору, в открытом доступе нет. Известно лишь, что работы должны быть завершены до конца 2020 года.
Кроме этого, 23 октября текущего года ГСП “ЦПОРО” объявило еще один тендер на строительство “под ключ” инженерно-транспортных сетей хранилища (II очередь, строительства внешних инженерных сетей). Ожидаемая стоимость составляет 68,4 млн гривен. Сейчас закупка находится на этапе подачи предложений. Аукцион запланирован на 8 ноября 2019 года.
Если проект не откорректируют, а такой договор будет заключен, то сверх плановых расходов из бюджета на строительство инженерно-транспортных сетей хранилища потратят еще немногим больше 60 млн гривен.
Напомним, изменения в проект строительства хранилища для промежуточного хранения ВАО готовятся с середины 2018 года. Так, ГСП “ЦПОРО” в августе 2018 года заключило договор с корпорацией “Укртрансстрой” на корректировку и экспертизу проекта по объекту “Строительство хранилища для промежуточного хранения ВАО, которые возвращаются из РФ после переработки отработанного ядерного топлива украинских АЭС”. За 10,5 млн гривен подрядчик, согласно договору, должен был откорректировать и передать проектно-сметную документацию на строительство хранилища, а также получить положительное заключение экспертизы по ней до 27 декабря 2018 года. Однако в августе текущего года стороны подписали допсоглашение о продлении сроков выполнения договора до конца 2019 года.
Читайте: На обновление сметы для строительства хранилища ядерных отходов из РФ потратят 10,5 млн гривен
Позиция
Жители Иванковского района изначально выступали против появления на Киевщине хранилища ядерных отходов. Об этом KV рассказал депутат Иванковского районного совета от ВО “Свобода” Олег Береговой:
“Позиция населения района была сформулирована еще в 2010 году, когда против строительства хранилища было собрано около 15 тыс. подписей. А это большая часть населения, которое имеет право голоса в районе. Люди до сих пор категорически против. Но их не слышат.
Отходы украинских АЭС собираются хранить в Централизованном хранилище отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ). А отходы, которые вернут из России, должны “загонять” на “Вектор”. Это у истоков Днепра в 100 км от столицы. Из-за такой близости с устьем реки Днепр, в случае аварии или теракта, вся центральная Украина останется без питьевой воды.
Мне непонятна государственная позиция в этом вопросе. Можно много говорить об энергетической безопасности, о том, что Украина экономит средства, чтобы не платить России. Но когда в основе энергетической безопасности критерием являются долги перед страной, которая оккупировала наши территории, то возникает очень много вопросов”.
Согласно данным аналитической системы Youcontrol, корпорация “Укртрансстрой” была создана в 2002 году и ее уставной фонд составляет 3,5 тыс. гривен. На данный момент корпорация зарегистрирована в Чернобыле. Ее учредители – 7 юридических лиц, большинство из которых зарегистрировано в Иванковском районе на Киевщине. Руководит корпорацией Сергей Романенко.
По данным Zакупівлі, по результатам участия в публичных закупках “Укртрансстрой” получило 89 подрядов общей стоимостью 1,24 млн гривен (с учетом нынешнего договора). Больше всего договоров с фирмой подписало ГСП по управлению капитальным строительством зоны отчуждения (на 496 млн гривен), ГСП “Центральное предприятие с обращением с радиоактивными отходами” (на 253 млн гривен), ГСП “Чернобыльская АЭС” (на 188 млн гривен).
ООО “БК “Укрстроймонтаж” создано в 2006 году. Учредителями являются Юрий Грегуль (99%) и ООО “Институт портфельных инвестиций” (1%) (****). В результате участия в публичных закупках “Укрстроймонтаж” получило 17 подрядов общей стоимостью 3,6 млн гривен. Большинство подрядов выиграны у госпредприятий “Энергоатом” и “Чернобыльская АЭС”.
Читайте: Старый саркофаг над четвертым реактором ЧАЭС начнут разбирать, но денег закончить работы пока нет
Это не первый инфраструктурный проект в зоне ЧАЭС так или иначе связанный с ЦХОЯТ. В марте прошлого года на тот момент председатель Киевской облгосадминистрации (КОГА) Александр Горган подписал изменения в распоряжение, согласно которому 10% стоимости ЦХОЯТ направили на строительство мостов на реке Уж возле села Черевач.
По этим мостам проходит маршрут, по которому осуществляется движения тяжеловесной техники, которая привлекается к строительству могильника. Однако это решение было воспринято негативно местными депутатами, ведь изначально эти деньги должны были быть направлены на развитие инфраструктуры Иванковского и Полесского районов Киевской области, а также города Славутич.
Тендера на ремонт этих мостов объявляли несколько раз, однако ни один их них провести не удалось.
Местные депутаты подали иск с требованием отменить распоряжение о направлении средств на чернобыльские мосты. Олег Береговой сообщил KV, что отмены этого документа таки удалось добиться.
Читайте: Ремонт мостов в зоне отчуждения ЧАЭС может спровоцировать протесты
Перспектива строительства в 112 км от Киева ЦХОЯТ, которое в народе окрестили “ядерным могильником”, не только не радовала, но и пугала жителей столицы и области. В 2017 году даже ходили слухи, что отработанное ядерное топливо в хранилище будут везти через Киев. Тогда НАЭК “Энергоатом” даже пришлось опровергать эту историю и успокаивать людей. В официальном ответе на запрос KV в компании заверили, что ЦХОЯТ абсолютно безопасен для жителей Киева и столичного региона. По их словам, логистика перевозок ядерного материала проектируется таким образом, чтобы исключить крупные населенные пункты с маршрута перевозок.
Читайте: НАЭК “Энергоатом”: “Отработанное ядерное топливо не будет перевозиться в ЦХОЯТ через Киев”
Напомним, ЦХОЯТ – автономная ядерная установка в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, предназначенная для длительного хранения (100 лет) ядерных отходов с действующих энергоблоков Ровненской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС. Проект его строительства был утвержден Кабмином в июне 2017 года, согласно документу общая стоимость ЦХОЯТ составляет 37,217 млрд гривен. Строительство хранилища началось в ноябре 2017 года.
Комплекс “Вектор” был введен в эксплуатацию в 2006 году и расположен в 11 км от Чернобыльской АЭС. Он предназначен для дезактивации и дальнейшего хранения радиоактивных отходов (РАО), рассредоточенных на территории зоны отчуждения. Одна из его составляющих – специально оборудованное приповерхностное хранилище твердых радиоактивных отходов – была введена в эксплуатацию в 2008 году. Еще два хранилища достроены и находятся в стадии получения лицензии.
Сейчас продолжаются работы по проектированию хранилищ второй очереди “Вектора”. Проходит экспертизу проект строительства приповерхностного хранилища для высокоактивных остекленных РАО, которые будут возвращаться из РФ после переработки отработанного ядерного топлива украинских АЭС. На стадии проектирования находятся приповерхностные хранилища для хранения долгоживущих низко- и среднеактивных РАО и приповерхностных хранилищ для хранения высокоактивных РАО.
ГСП “Центральное предприятие по обращению с радиоактивными отходами” возглавляет Сергей Костюк. Исполняет обязанности главы Государственного агентства по управлению зоной отчуждения Владимир Фещенко.
* Державне спеціалізоване підприємство “Центральне підприємство з поводження з радіоактивними відходами” (код ЄДРПОУ: 37197102)
** Корпорація “Укртрансбуд” (код ЄДРПОУ: 31071140)
*** ТОВ “БК “Укрбудмонтаж” (код ЄДРПОУ: 34482827)
**** ТОВ “Інститут портфельних інвестицій” (код ЄДРПОУ: 36470876)
Фото: Зеркало недели