Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) начал рассмотрение дел против АО КБ “Приватбанк” и АО “Ощадбанк” по признакам злоупотребления монопольным (доминирующим) положением на рынке услуг эквайринга.
Об этом KV стало известно из сообщения пресс-службы АМКУ.
Как сообщается, АМКУ уже некоторое время проводит детальное исследование рынка эквайринговых услуг, в том числе – в части установления размера одной из составляющих этих услуг – ставки интерчендж. В ходе этого исследования было обнаружено несоответствие действий определенных участников рынка законодательству о защите экономической конкуренции путем установления завышенной комиссии за услуги эквайринга.
В АМКУ пояснили,что услуга эквайринга позволяет потребителям осуществлять безналичные расчеты за товары. При оплате покупателем стоимости товара с использованием электронных платежных средств, торговец предоставляет ему такую возможность путем осуществления оплаты через платежные терминалы, подключенные к платежной системе.
С этой целью торговцы сотрудничают с банками, которые являются участниками платежной системы и получили статус эквайера. Условиями договора между банком-эквайером и торговцем предусмотрена оплата последнего услуги эквайринга.
В свою очередь, банки-эквайеры оплачивают банкам-эмитентам (выпускают платежные карточки) межбанковскую комиссию – интерчендж, размер которой устанавливается международными платежными системами (для всех банков одинаков, но различен для типа карты, вида деятельности торговца и т.д.). Всю сумму такой комиссии получает банк-эмитент.
Если банк-эмитент и банк-эквайер – один и тот же банк, при расчетах не проходит межбанковская операция, а поэтому не возникает оснований включать в тариф по эквайрингу комиссионное вознаграждение интерчендж.
Согласно сообщению, в течение 2018-2020 годов услуги эквайринга предоставляли около 30 банков и в АМКУ считают отечественный рынок потенциально конкурентным.
Однако, как отмечается, именно АО КБ “Приватбанк” и АО “Ощадбанк” имеют возможность предоставлять услуги эквайринга с территориальным покрытием по Украине в полном объеме. Поэтому, крупнейшие торговцы обычно выбирают услуги одного или сразу двух этих банков.
В АМКУ считают, что такое положение АО “Ощадбанк” и АО КБ “Приватбанк” имеет структурные признаки монопольного (доминирующего) положения на рынке услуг эквайринга. В ходе расследования АМКУ планирует окончательно определить положения ответчиков по делам (в частности, планируется выяснить, это – единоличная или коллективная монополия).
Сообщается также, что уже сейчас известно, что АО “Ощадбанк” и АО КБ “Приватбанк” устанавливали завышенные комиссии по операциям, которые не несут расходы на интерчендж. То есть, при отсутствии необходимости платить интерчендж, банк-эквайер не менял размер комиссии за эквайринг. Соответственно, торговец платил одинаковый размер комиссии, независимо от наполнения услуги.
“Указанное имело следствием установления завышенных тарифов за услуги, которые осуществляются в пределах одного банковского учреждения”, – сказано в сообщении.
Такие действия субъектов, имеющих структурные признаки монопольного (доминирующего) положения были расценены АМКУ как возможное нарушение конкурентного законодательства.
Напомним, 22 февраля Генеральный прокурор Ирина Венедиктова согласовала сообщение о подозрении трем бывшим высокопоставленным “Приватбанка” в растрате чужого имущества путем злоупотребления служебным положением, совершенном по предварительному сговору группой лиц, в особо крупных размерах. Также они подозреваются в служебном подлоге.
Читайте: Дело “Приватбанка”: три высокопоставленных банкира подозреваются в растрате 136 млн гривен
Фото: pravo.ua