Единый электронный билет (е-билет) уже действует в Киеве. Только по “Карточке киевлянина” ежедневно совершаются 1,2 млн поездок по е-билету. Промышленной (безальтерантивной) эксплуатации е-билета мешают неурегулированность бюджетной компенсации на уровне Кабмина и вопрос с е-билетами для киевских школьников.
Об этом в интервью KV заявил экс-директор коммунального предприятия “Главный информационно-вычислительный центр” (КП “ГИВЦ”) Киевской горгосадминистрации (КГГА) Виталий Козубский.
“Нам нужно менять риторику, о чем я не раз говорил руководителям города. Билет УЖЕ внедрен! Около 650 тыс. киевлян сегодня имеют единую проездную карту (синюю). В день регистрируется платных и льготных поездок по “Карточке киевлянина” более, чем 1,2 млн. То есть единый е-билет уже работает. Речь идет о формальном введении в промышленную эксплуатацию, которая предполагает, что только на основании е-билета можно ездить”, – сказал Виталий Козубский.
Экс-директор КП “ГИВЦ” напомнил, что платная часть вся работает – синяя карта, банковская карта, оплата с телефона, QR-код.
“Но есть несколько вопросов. Нужно всех учеников обеспечить ученическим проездным е-билетом, пока обеспечены только 30 школ, по финансированию оставшихся работ Киевсовет дважды проваливал голосование, здесь нужно 27 млн гривен – из расчета около 100 гривен на один ученический е-билет. То же по студентам, но с ними этот вопрос более-менее решен: или вузы заказывают студенческие билеты с чипом и мы их регистрируем в системе, как транспортные карты, или студенческие профсоюзы (или вузы) закупают обычные проездные, передавая нам их номера, и мы опять же присваиваем им статус льготных”, – пояснил Виталий Козубский.
Еще одна проблема – льготники, не проживающие в Киеве. “По льготникам ситуация сложнее. В законе прописано, что компенсацию льготного проезда обеспечивают местные органы власти. Но какие именно местные органы власти – не сказано. Мы понимаем так, что компенсировать стоимость проезда в киевском транспорте должны те органы местной власти, где проживает льготник. Потому был предложен один из вариантов: приезжий льготник покупает QR-код, ездит по нему, а потом приезжает домой и обращается за компенсацией к местной власти. Очевидно, что это связано с возможными конфликтами между пассажирами-льготниками и перевозчиками”, – сказал экс-директор КП “ГИВЦ”.
“Потому рассматривался и второй вариант: в Киеве в специализированных сервисных центрах после предъявления права на льготу выдаются безоплатные проездные документы за счет городского бюджета, а потом выставляется счет тем местным властям и их бюджетам, откуда приехали эти льготники. Но этот вопрос еще не решен на уровне подзаконного акта – постановления Кабмина – нет механизма, да и ни копейки из госбюджета за последнии годы не выделялось. А Киеву компенсировать перевозчикам потери нет ни юридических ни логических оснований. Я слышал, что два месяца назад пришло письмо от правительства, в котором просят отложить введение промышленной эксплуатации е-билета – ввиду неурегулированности вопроса с компенсацией проезда льготников из других городов”, – резюмировал Виталий Козубский.
Фото: предоставлено Виталием Козубским