Кабинет министров Дениса Шмыгаля внес в Верховную Раду (ВР) два “децентрализаторских” законопроекта. Если ВР примет эти законы, то полномочия органов местного самоуправления (ОМС), в связи с изменением административно-территориального устройства (АТУ), увеличатся, как и правила отзыва депутатов местных советов и голов общин.
Об этом KV стало известно по итогам заседания Кабинета министров 3 ноября 2021 года и сообщения в Telegram-канале премьер-министра Дениса Шмыгаля.
“Мы передаем еще больше полномочий и возможностей на места, касающиеся вопросов сферы культуры, туризма, экологии, образования, здравоохранения, безопасности и т.д. Устраняются дублирования полномочий органов местного самоуправления разных уровней. Местные органы власти будут сами определять структуру своих исполнительных подразделений”, – заявил Денис Шмыгаль.
Законопроект №6282 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно децентрализации и разграничения полномочий органов местного самоуправления и органов исполнительной власти в связи с изменением административно-территориального устройства” предусматривает разграничить полномочия районных и областных государственных администраций (РГА и ОНА).
К полномочиям РГА и ОГА будут отнесены:
-
подготовка и внесение на рассмотрение советов проектов программ социально-экономического и культурного развития района, области;
-
содействие инвестиционной деятельности на территории районов или областей;
-
утверждение маршрутов и график движения пассажирского транспорта;
-
обеспечение экономического и социального развития района или области;
-
охрана и сохранение территорий и объектов природно-заповедного фонд
К полномочиям областных советов предлагается отнести:
-
распределение переданных из госбюджета средств в виде дотаций, субвенций между районными бюджетами, бюджетами сельский, послековых, городский территориальных общин области (также относится к полномочиям райсоветов);
-
решение вопросов по регулированию отношений на региональной уровне;
-
решение вопросов о предоставлении разрешения на специальное пользование природных ресурсов местного значения;
-
установление правил пользования водозаборными сооружениями (также относится к полномочиям райсоветов);
-
внесение в Кабинет министров предложение относительно кандидатур на должность главы облгосадминистрации;
-
принятие решений в сфере гражданской защиты.
Местные советы смогут принимать решения об установке памятников и монументов, вести учет недвижимости, курировать вопрос развития украинского языка как государственного, организовывать работы, связанные с созданием и ведением градостроительного кадастра территорий теробщин, охране, реставрации и использования памятников культурного наследия, парковых, усадебных, дворцово-парковых комплексов.
Предусматривается исключить норму по численности сотрудников органов местного управления. Штатное расписание численности сотрудников аппарата и исполнительных органов будет утверждаться местными советами.
Еще к полномочиям местных советов отнесут управление в сфере образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики и физической культуры и спорта, разработку образовательных и культурных программ и поддержку туризма.
Законопроектом прописываются правила отзыва голов общин. Решение о внесении предложения относительно отзыва сельского, поселкового, городского головы принимается на сборах избирателей в количестве не менее:
-
20 человек – для отзыва сельского головы;
-
30 человек – для отзыва поселкового головы;
-
50 человек – для отзыва городского головы теробщины, на территории которой проживают 100 тыс. человек;
-
200 человек – для отзыва городского головы теробщины, на территории которой проживают более 100 тыс. человек;
-
400 человек – для отзыва городского головы Киева.
Еще одним утвержденным законопроектом (№6281 “О внесении изменений в закон “О местном самоуправлении в Украине” о распределении полномочий органов местного самоуправления в связи с изменением административно-территориального устройства”) предлагается изменить правила отзыва депутатов местных советов.
Сейчас для отзыва депутата нужно решение собрания избирателей не менее чем из 100 человек для райцентров и 300 – для областных центров. В законопроекте указывается, что для отзыва депутата необходимо будет 100 голосов если в городе до 100 тыс. населения, если же население больше 100 тыс. то необходимо будет 300 голосов.
Также документ устанавливает, что администрации территориальных общин на местах будут самостоятельно принимать решения о создании домов семейного типа, пожарных и аварийно-спасательных служб, приютов для детей, решать социальные вопросы, принимать решения по детсадам и так далее.
К полномочиям местных советов также предлагается отнести реализацию государственной политики в сфере образования, обеспечение качественного образования на соответствующей территории, обеспечение доступности дошкольного, начального и базового среднего образования. Сейчас этим занимаются райгосадминистрации.
Как ранее сообщала KV, в мае 2021 года в Рада был зарегистрирован законопроект №5512 “О местном референдуме”. Среди авторов законопроекта спикер ВР Руслан Стефанчук, глава фракции “Слуга народа” Давид Арахамия, его бывший первый заместитель, а ныне первый вице-спикер Александр Корниенко и другие.
На местный референдум, по законопроекту, могут выносится вопросы недоверия местной власти и (или) сельскому, поселковому, городскому голове.
Согласно законопроекту, для проведения референдума должно состояться собрание избирателей по поводу местного референдума. Его инициаторы за пять дней до намеченной даты собрания должны письменно сообщить о времени и месте мероприятия в территориальную комиссию по референдуму.
В таких сборах, чтобы они были легитимны, должны принять участие как минимум:
-
20 чел. – в общине численностью не более 10 тыс. избирателей;
-
50 чел. – в общине от 10 тыс. чел. до 100 тыс. избирателей;
-
100 чел. – в общине от 100 тыс. до 500 тыс. избирателей;
-
150 чел. – в общине от 500 тыс. до 1 млн избирателей;
-
200 чел. – в общине, которая насчитывает более 1 млн избирателей.
Читайте: Законопроект о местном референдуме: юридическая двусмысленность о недоверии местным властям
Напомним, реформа местного самоуправления и территориальной организации власти, известная как децентрализация, стартовала в 2014 году. В апреле того года Кабмин принял Концепцию реформы, а затем план мероприятий по ее реализации.
На первом этапе, через изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, была проведена финансовая децентрализация, а закон №157-VIII “Про добровольное объединение территориальных общин” запустил формирование базового уровня местного самоуправления.
За 2015-2019 годы в Украине было добровольно создано 982 объединенных территориальных общин (ОТО). В состав этих ОТО вошли около 4500 бывших местных советов (из почти 12000).
На втором этапе, в 2020 году, правительство утвердило новое административно-территориальное устройство базового уровня. Было сформировано 1469 территориальных общин, покрывших всю территорию Украины. Кроме того, парламент ликвидировал 490 “старых” районов, создав 136 новых.
В октябре прошлого года состоялись первые местные выборы на новой территориальной основе общин и районов.
С 2021 года общины перешли на прямые межбюджетные отношения с центром.
Читайте: Идет реорганизация: будут уволены 19 глав РГА на Киевщине
Фото: БізнесЦензор