Кабмин хочет, чтобы местные власти сами определяли структуру своих исполнительных органов

Кабмин хочет, чтобы местные власти сами определяли структуру своих исполнительных органов

Кабинет министров Дениса Шмыгаля внес в Верховную Раду (ВР) два “децентрализаторских” законопроекта. Если ВР примет эти законы, то полномочия органов местного самоуправления (ОМС), в связи с изменением административно-территориального устройства (АТУ), увеличатся, как и правила отзыва депутатов местных советов и голов общин.

Об этом KV стало известно по итогам заседания Кабинета министров 3 ноября 2021 года и сообщения в Telegram-канале премьер-министра Дениса Шмыгаля

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

“Мы передаем еще больше полномочий и возможностей на места, касающиеся вопросов сферы культуры, туризма, экологии, образования, здравоохранения, безопасности и т.д. Устраняются дублирования полномочий органов местного самоуправления разных уровней. Местные органы власти будут сами определять структуру своих исполнительных подразделений”, – заявил Денис Шмыгаль.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

Законопроект №6282 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно децентрализации и разграничения полномочий органов местного самоуправления и органов исполнительной власти в связи с изменением административно-территориального устройства” предусматривает разграничить полномочия районных и областных государственных администраций (РГА и ОНА). 

К полномочиям РГА и ОГА будут отнесены:

  • подготовка и внесение на рассмотрение советов проектов программ социально-экономического и культурного развития района, области;

  • содействие инвестиционной деятельности на территории районов или областей; 

  • утверждение маршрутов и график движения пассажирского транспорта;

  • обеспечение экономического и социального развития района или области;

  • охрана и сохранение территорий и объектов природно-заповедного фонд

К полномочиям областных советов предлагается отнести: 

  • распределение переданных из госбюджета средств в виде дотаций, субвенций между районными бюджетами, бюджетами сельский, послековых, городский территориальных общин области (также относится к полномочиям райсоветов);

  • решение вопросов по регулированию отношений на региональной уровне;

  • решение вопросов о предоставлении разрешения на специальное пользование природных ресурсов местного значения;

  • установление правил пользования водозаборными сооружениями (также относится к полномочиям райсоветов); 

  • внесение в Кабинет министров предложение относительно кандидатур на должность главы облгосадминистрации;

  • принятие решений в сфере гражданской защиты. 

Местные советы смогут принимать решения об установке памятников и монументов, вести учет недвижимости, курировать вопрос развития украинского языка как государственного, организовывать работы, связанные с созданием и ведением градостроительного кадастра территорий теробщин, охране, реставрации и использования памятников культурного наследия, парковых, усадебных, дворцово-парковых комплексов. 

Предусматривается исключить норму по численности сотрудников органов местного управления. Штатное расписание численности сотрудников аппарата и исполнительных органов будет утверждаться местными советами. 

Еще к полномочиям местных советов отнесут управление в сфере образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики и физической культуры и спорта, разработку образовательных и культурных программ и поддержку туризма.

Законопроектом прописываются правила отзыва голов общин. Решение о внесении предложения относительно отзыва сельского, поселкового, городского головы принимается на сборах избирателей в количестве не менее:

  • 20 человек – для отзыва сельского головы;

  • 30 человек – для отзыва поселкового головы;

  • 50 человек – для отзыва городского головы теробщины, на территории которой проживают 100 тыс. человек;

  • 200 человек – для отзыва городского головы теробщины, на территории которой проживают более 100 тыс. человек;

  • 400 человек – для отзыва городского головы Киева. 

Еще одним утвержденным законопроектом (№6281 “О внесении изменений в закон “О местном самоуправлении в Украине” о распределении полномочий органов местного самоуправления в связи с изменением административно-территориального устройства”) предлагается изменить правила отзыва депутатов местных советов. 

Сейчас для отзыва депутата нужно решение собрания избирателей не менее чем из 100 человек для райцентров и 300 – для областных центров. В законопроекте указывается, что для отзыва депутата необходимо будет 100 голосов если в городе до 100 тыс. населения, если же население больше 100 тыс. то необходимо будет 300 голосов. 

Также документ устанавливает, что администрации территориальных общин на местах будут самостоятельно принимать решения о создании домов семейного типа, пожарных и аварийно-спасательных служб, приютов для детей, решать социальные вопросы, принимать решения по детсадам и так далее. 

К полномочиям местных советов также предлагается отнести реализацию государственной политики в сфере образования, обеспечение качественного образования на соответствующей территории, обеспечение доступности дошкольного, начального и базового среднего образования. Сейчас этим занимаются райгосадминистрации. 

Как ранее сообщала KV, в мае 2021 года в Рада был зарегистрирован законопроект №5512 “О местном референдуме”. Среди авторов законопроекта спикер ВР Руслан Стефанчук, глава фракции “Слуга народа” Давид Арахамия, его бывший первый заместитель, а ныне первый вице-спикер Александр Корниенко и другие.

На местный референдум, по законопроекту, могут выносится вопросы недоверия местной власти и (или) сельскому, поселковому, городскому голове. 

Согласно законопроекту, для проведения референдума должно состояться собрание избирателей по поводу местного референдума. Его инициаторы за пять дней до намеченной даты собрания должны письменно сообщить о времени и месте мероприятия в территориальную комиссию по референдуму. 

В таких сборах, чтобы они были легитимны, должны принять участие как минимум:

  • 20 чел. – в общине численностью не более 10 тыс. избирателей;

  • 50 чел. – в общине от 10 тыс. чел. до 100 тыс. избирателей;

  • 100 чел. – в общине от 100 тыс. до 500 тыс. избирателей;

  • 150 чел. – в общине от 500 тыс. до 1 млн избирателей;

  • 200 чел. – в общине, которая насчитывает более 1 млн избирателей. 

Читайте: Законопроект о местном референдуме: юридическая двусмысленность о недоверии местным властям

Напомним, реформа местного самоуправления и территориальной организации власти, известная как децентрализация, стартовала в 2014 году. В апреле того года Кабмин принял Концепцию реформы, а затем план мероприятий по ее реализации. 

На первом этапе, через изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, была проведена финансовая децентрализация, а закон №157-VIII “Про добровольное объединение территориальных общин” запустил формирование базового уровня местного самоуправления. 

За 2015-2019 годы в Украине было добровольно создано 982 объединенных территориальных общин (ОТО). В состав этих ОТО вошли около 4500 бывших местных советов (из почти 12000).

На втором этапе, в 2020 году, правительство утвердило новое административно-территориальное устройство базового уровня. Было сформировано 1469 территориальных общин, покрывших всю территорию Украины. Кроме того, парламент ликвидировал 490 “старых” районов, создав 136 новых. 

В октябре прошлого года состоялись первые местные выборы на новой территориальной основе общин и районов. 

С 2021 года общины перешли на прямые межбюджетные отношения с центром. 

Читайте: Идет реорганизация: будут уволены 19 глав РГА на Киевщине

Фото: БізнесЦензор

КиевVласть

Автор:
Павел Башинский
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
09:00 Генпрокуратура через суд намагається повернути державі земельну ділянку площею 5,69 га на просп. Академіка Глушкова, 65 (територія НПП “Голосіївський”). У 2022 році право…
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
09:00 На районному рівні в Київській області за рік відбулися значні політичні зміни, які відбилися на складі рад та політичному ландшафті регіону. У 2024…
Banner
QlU7mDx4