Курируемая Офисом президента Владимира Зеленского модернизация Бортнической станции аэрации (БСА) затягивается. ЧАО “АК “Киевводоканал” заявило, что в этом виноваты японские компании и их турецкие партнеры, якобы завысившие цены на строительные материалы. “Киевводоканал” хочет, чтобы вместо турков в распределении 1 млрд долларов участвовали какие-нибудь украинские компании.
Об этом KV стало известно из сообщения издания “Наші Гроші” со ссылкой на письма ЧАО “АК “Киевводоканал” (*) в адрес Офиса президента, Кабмина, Киевской горгосадминистрации (КГГА) и Совета национальной безопасности и обороны (СНБО).
В июне 2015 года Кабмин и Японское агентство международного сотрудничества JICA подписали кредитное соглашение на выделение 108,19 млрд иен (около 970 млн долларов) для реконструкции Бортнической станции аэрации. Это место, куда стекаются для переработки все канализационные отходы Киева.
В сентябре того же года его ратифицировала Верховная Рада. Кредитные средства предоставляются Украине на специальных условиях (STEP) как льготный “связанный кредит”, а именно: на 40 лет, с отсрочкой платежей на 10 лет, под 0,1% годовых, при условии избрания консультанта и генерального подрядчика – японских компаний, и обязательной доли японских технологий не менее 30% цены контракта на строительные работы. Срок реализации проекта – 6 лет.
Проект поделен на 5 пусковых комплексов, один из которых (подготовительные работы) – обязанность украинской стороны. В 2015-2017 гг. подготовительные работы были выполнены – подготовлена площадка площадью 35 га под новое строительство.
В то же время в 2015-2018 гг. были привлечены японские консультанты, разработана рабочая и тендерная документация, получено положительное экспертное заключение проектной документации.
Проект по реконструкции БСА является одним из крупнейших инфраструктурных проектов в Украине. Реализацию этого проекта взял на контроль Офисом президента.
По условиям японского кредита, генподрядчиком может быть только японская компания, а точнее – юридическое лицо с японской долей не менее 50%+1. Таким образом, японцы обеспечили привычный для “экономического патриотизма” контроль за деньгами и прибыль для собственных компаний.
В марте 2019 года были начаты первые открытые торги. На участие в торгах претендовало 7 компаний. Из них три иностранных в дальнейшем объединились в совместную деятельность и подали единое предложение. Остальные компании приняли решение не продолжать участие в тендере.
В декабре того же года единое предложение было отклонено из-за технических несоответствий критериям тендерной документации.
В мае 2020 года началась повторная процедура торгов, срок которой дважды пролонгировался. Наконец, в феврале 2021 года “Киевводоканал” получил предложение от того же триумвирата, который подавался на первые торги. Техническая часть предложения на этот раз отвечала критериям, а вот ценовая, по данным коммунальщиков, превысила ожидаемую цену на 35%. При этом “Киевводоканал” выявил превышение стоимости по некоторым отдельным позициям в 2-10 раз.
С июня по декабрь 2021 года продолжались переговоры с участником с целью снижения стоимости предложения. “Киевводоканал” сообщил, что участник отказался предоставить подробную информацию и разъяснения об обосновании цен в составе его предложения, а также отметил невозможность уменьшения цен, в том числе косвенных расходов и прибыли (уровень которых варьируется от 50% до 700%). Наконец, 13 декабря участник предоставил официальное письмо с отказом от ведения дальнейших переговоров.
Названий японских компаний, подавших предложение на торгах, в открытых источниках нет. Вместе с тем, в приложениях к письму “Киевводоканала” в Минфин от 11.11.2021, где перечисляются возможные варианты дальнейших действий, в частности, изменение структуры подрядчиков, предусматривается: замена Calik Enerji (CE) на украинскую компанию или компанию из другой страны с целью передачи объема работ, относящихся к частице CE. Calik Enerji – турецкая энергетическая компания, председателем правления которой является миллиардер Ахмет Чалик.
Также турецкая компания упоминается в письме “Киевводоканала” президенту и секретарю СНБО от 12.10.2021. Компания просит последних не допустить “нецелевое использование средств для получения сверхприбылей японскими компаниями и их турецкими партнерами”.
14 декабря в интервью “Урядовому кур’єру” заместитель генерального директора “Киевводоканала” по капитальному строительству и инвестициям – директор дирекции по реконструкции Бортнической станции аэрации Олег Лисюк заявил, что для начала работ нужен конкурентный выбор генподрядчика. По его словам, “кредитные средства, предоставленные JICA, необходимо будет возвращать из тарифа”.
“Поэтому мы не можем допустить неоправданное превышение цен, потому что все это потом ляжет на плечи потребителей”, – отметил Лысюк.
Таким образом, “Киевводоканал” официально готовит предложения в Кабмин и Минфин, а также информацию в Офис президента и СНБО о необходимости начала переговоров с правительством Японии и Японским агентством международного сотрудничества по изменению условий предоставления кредита для реализации данного инвестиционного проекта.
В письме в Кабмин от 13 декабря этого года “Киевводоканал” отметил, что считает целесообразным изменить условия кредитования с целью увеличения конкуренции.
Основные изменения заключаются в возможности привлечения украинских компаний к выполнению всех строительных работ (60-65% от объема всех работ). Японскому участнику соответственно – 35-40% от размера всех работ.
В начале августа этого года KV сообщала, что ЧАО “АК “Киевводоканал” выбрало подрядчика для продолжения реконструкции сооружений первой очереди БСА. Почти 319 млн гривен заплатят ООО “Укрметалл Строй” – компании, которая зарегистрирована в 2018 году и приняла участие в публичных закупках впервые. Примечательно, что опыт работы по реконструкции очистных сооружений это ООО подтвердило при помощи партнерской структуры – ООО “Укрметалл Трейд”, а в субподрядчики должны привлечь давнего партнера “Киевводоканала” – ЧАО “Шведско-украинская группа SU GROUP”, которому намерены заплатить около трети от стоимости подряда.
Читайте: Продолжить реконструкцию БСА за 319 млн гривен доверили компании-новичку
Напомним, первоначальный проект реконструкции сооружений первой очереди БСА (I очередь строительства, насосная станция первого подъема) был утвержден распоряжением Киевской горгосадминистрации (КГГА) от 15 февраля 2012 года №245. Тогда общая сметная стоимость проекта составляла 333,5 млн гривен. Позднее этот проект переутверждали дважды: распоряжением КГГА от 6 ноября 2017 года № 1394 и распоряжением КГГА от 22 марта 2021 года № 645. Общие технические характеристики при этом не изменялись, пересматривалась только сметная стоимость, которая в итоге увеличилась фактически вдвое – до 694,5 млн гривен.
Читайте: Стоимость первой очереди реконструкции БСА увеличили почти до 700 млн гривен
С 16 апреля 2021 года генеральным директором ЧАО “АК “Киевводоканал” является Сергей Крушановский. До него с апреля 2016 года эту должность занимал Дмитрий Новицкий.
Деятельность “Киевводоканала” координирует замглавы КГГА Петр Пантелеев.
* ПрАТ “Акціонерна Компанія “Київводоканал” (ПрАТ “АК “Київводоканал”) (код ЄДРПОУ: 03327664)
Фото: “Экономическая правда”