Лилия Гриневич объяснила, зачем стране новый образовательный закон

Лилия Гриневич объяснила, зачем стране новый образовательный закон

В Министерстве образования убеждены, что от реформы украинского среднего образования зависит будущее страны, ведь она непосредственно касается интересов более 22 миллионов человек, из которых 4 миллиона – школьники, и 18 млн – их родственники. Но реформировать среднюю школу невозможно без закона “Об образовании”, который был принят парламентом в первом чтении почти год назад, и до сих пор не проголосован в целом.

Об этом KV стало известно из колонки министра образования и науки Лилии Гриневич, опубликованной на сайте ведомства.

Лилия Гриневич в материале выразила обеспокоенность в связи с задержкой принятия закона в парламенте. По ее словам, дискуссия о Законе продолжалась более 3 лет. К ней присоединились эксперты, ученые, педагоги, родители, студенты и работодатели – все заинтересованные группы.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Министр отметила, что для донесения реформы всему обществу, ее суть изложена в концепции Новая украинская школа. Она стала одним из ключевых приоритетов Кабинета министров до 2020 года, ее также поддержал Национальный совет реформ при Президенте Украины.

Почему нашей стране эта реформа нужна именно сейчас?

По мнению Гриневич, образование остается едва ли не единственной сферой в Украине, застрявшей в советском прошлом с его методами формирования личности по принципу “все должны быть одинаковыми” и подходом – когда на детей высыпают тонну информации, заставляют ее заучить, но не объясняют, как этим пользоваться и зачем оно нужно.

В результате, по убеждению Гриневич, сейчас большинство учеников теряют интерес к учебе уже в начальной школе, за 11 лет школы у почти здоровых детей на 40% возрастает заболеваемость органов пищеварения, на 70% – нервной системы и на 30% – сердечно-сосудистой системы. Кроме того, 49% детей рассказывают, что в школе над ними издевались. А уровень молодежной (до 35 лет) безработицы на сегодня составляет 22,8%.

“Наши дети живут в мире, где гаджеты – продолжение их тела, а Google знает все. Зато школа это игнорирует и продолжает “фаршировать” ученика информацией, которую он может найти двумя кликами”, – отметила министр.

Она убеждена, что в мире высоких технологий, где роботы и компьютеры берут на себя работу людей, важно развивать в детях качества, которые не смогут перенять машины.

Читайте: Алла Шлапак: “Сегодня дети остались “один на один” с агрессивной социальной средой”

Гриневич напомнила, что на The World Economic Forum в 2016 году работодатели сделали прогноз о том, какие качества (компетентности) нужны будут их работникам, чтобы быть успешными в 2020 году. Среди требований были умение решать комплексные задачи, критическое мышление, креативность, управление людьми, навыки координации, взаимодействия, эмоциональный интеллект, суждение и принятие решений (важным будет не только качество, но и скорость принятия решений), клиентоориентированность, умение вести переговоры и когнитивная гибкость.

Министр признается, что в Украине очень мало школ, которые этому учат и без принятия Закона структурных изменений не произойдет.

Что в законе и почему это так важно?

Лилия Гриневич объяснила, что в концепции определено 9 основных элементов Новой украинской школы (НУШ), которые можно сгруппировать в 4 основных блока:

  • новое содержание образования, направленное на формирование компетенций 21 века;
  • новый школьный учитель, владеющий современными методиками преподавания и способен реализовывать педагогику партнерства;
  • современная система управления и администрирования школ;
  • новая образовательная среда.

По ее словам, над новым содержанием образования и новой образовательной средой в министерстве уже работают. На сегодня почти завершена работа над новым стандартом начальной школы.

“Совместно с Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства мы начали проект “Новое образовательное пространство”, предусматривающий коренную модернизацию школьной среды. Субвенции в этом году предусмотрено 300 млн гривен на оснащение естественно-математических кабинетов и 200 млн – на приобретение автобусов. Суммарно такая же сумма была предусмотрена на эти цели в прошлом году”, – рассказала министр.

В то же время она подчеркнула, что все это будет бесполезным без мощного школьного учителя, который должен реализовать новый образовательный стандарт.

Что именно делает закон?

Во первых, как объяснила Гриневич, он создает возможности для развития компетентностного обучения. В концепции НУШ и в проекте Закона заложены ключевые компетентности и сквозные умения, которыми должен обладать ученик после окончания школы. Среди ключевых компетентностей – свободное владение государственным языком, математическая, общекультурная и экологическая компетентности, предприимчивость и инновационность, экономическая компетентность и тому подобное. А также сквозные умения – критическое и системное мышление, творчество, инициативность, умение конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски, принимать решения, решать проблемы.

Гриневич убеждена, что с реализацией этих принципов произойдет переход от школы, где дают только информацию, в школу, где ребенок получает знания, а также умение их применять и ценности для оценки окружающего мира и действительности.

Вместе с тем министр отметила, что очень важно научить детей общаться между собой, создать безопасную среду для их развития. Такое обучение предполагает внедрение новых методик преподавания, изменения формата общения учеников, учителей и родителей, внедрения проектной работы и учебы через деятельность.

По ее словам, все это невозможно “впихнуть” в 2-летнюю профильную старшую школу, где дети должны углубить изучение профильных предметов и подготовиться к сдаче внешнего оценивания без ущерба для своего здоровья. Именно поэтому нам необходимо увеличить продолжительность обучения на год и запустить полноценную старшую профильную школу, где дети будут получать достаточные знания для поступления в вузы.

Новая старшая профильная школа, по словам министра, будет иметь лицеи академического и профессионального направления. В академическом лицее ученик может углубить знания и поступить в ВУЗ. В профессиональном – наряду с общим средним образованием – школьники будут получать первую профессию.

Гриневич еще раз подчеркнула, что реализовать все эти изменения можно только через Закон. Она отметила, что общая продолжительность обучения – вместе с получением высшего образования – при этом не изменится. Новая украинская школа позволит перейти от 4-летнего бакалавриата в вузах до 3-летнего по большинству специальностей.

Во вторых, как рассказала министр, закон создаст новую систему мотивации и повышения квалификации учителей. Проектом Закона предусмотрена система добровольной внешней независимой сертификации учителей. Это будет проверка педагогов на владение предметом, умение общаться с детьми и использования современных методик компетентностного обучения (обучение через деятельность, формирование критического мышления, организация работы в группах, проектная работа и т.д.).

Она заверила, что учителя, которые успешно прошли сертификацию, будут получать 20% надбавки к зарплате и станут носителями изменений в школьном образовании.

Не менее важно, по убеждению Гриневич, – расширить способы повышения квалификации для педагогов. Сейчас они могут это делать только в институтах последипломного педагогического образования (ИППО), которые сами, к сожалению, не всегда являются образцом прогрессивности.

Читайте: Алла Шлапак хочет усовершенствовать порядок выбора руководителей детсадов и школ Киева

Закон даст возможность учителям выбирать место и формы повышения квалификации, которую можно будет получить на тренингах, в профильных учреждениях и других учебных заведениях. Общее количество часов повышения квалификации учителя в течение 5 лет не может быть меньше 150 часов. Учитель должен сам определить, когда и где проходить повышение квалификации, но делать это ежегодно. Средства для профессионального роста учителя будет заложено в образовательной субвенции и будет финансироваться из госбюджета.

Читайте: Родители смогут поучаствовать в выборе руководителей детсадов и школ Киева

Гриневич напомнила, что сегодня педагоги могут работать по авторским программам. Но для того, чтобы их утвердили, нужно пройти семь кругов ада. Закон позволит учителям работать по разработанным ими образовательным программам, или использовать типовую, что дает Минобразования – все зависит от готовности учителя включаться в этот процесс.

Резюмируя Гриневич отметила, что это лишь часть изменений школьного образования. Закон “Об образовании” включает гораздо больше новаций как в системе общего среднего образования, так и на всех уровнях – от дошкольного до образования взрослых.

“Главное, что я хочу донести депутатам и всему украинскому обществу: этот закон необходим, чтобы создать основу для устойчивого развития нашей страны. Без образовательной реформы цивилизационная трансформация не произойдет, а мы так и останемся на перекрестке между Европой и СССР”, – подчеркнула она.

По ее убеждению, образовательная реформа должна стать достоянием всего украинского общества. И тогда, по ее словам, она будет реализована ради будущих поколений современной европейской Украины.

Напомним, 6 онтября 2016 года Верховная Рада проголосовала проект закона “Об образовании” в первом чтении. Его поддержали 278 народных депутатов. Он предусматривает распределение школы по уровням: начальная (1-4 классы), средняя (5-9 классы) и профильная (10-12 классы). Вступление в профильную школу после 9 класса согласно законопроекту будет происходить с помощью ВНО.

Читайте: Киевщина стала лидером по обеспеченности опорными школами

Фото: Нова українська школа

КиевVласть 

Автор:
Алена Момот
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
09:00 Генпрокуратура через суд намагається повернути державі земельну ділянку площею 5,69 га на просп. Академіка Глушкова, 65 (територія НПП “Голосіївський”). У 2022 році право…
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
09:00 На районному рівні в Київській області за рік відбулися значні політичні зміни, які відбилися на складі рад та політичному ландшафті регіону. У 2024…
Banner
QlU7mDx4